деревня Исаиха (Ветлужский район, Нижегородская область)
20.09.2021 (дата съемки)
В 2015 году группа туристов на Ветлуге обнаружили остатки большого деревянного судна, занесенные береговыми песками. В 2016 году была организована экспедиция, в ходе которой выяснилось, что это не что иное, как беляна.
Это большое деревянное судно, для перевозки пиломатериалов. Особенностью белян была их одноразовая жизнь: после доставки груза вниз по Ветлуге, а далее по Волге, беляна и сама разбиралась на материалы.
Именно поэтому эта находка уникальна, потому как о них есть информация, но даже теоретически до наших дней они де должны были просуществовать.
Но нам повезло, беляна села на мель и видимо горела. Поэтому ее не разобрали.
![]() |
Беляна - гордость Ветлуги Источник |
На территории Заветлужья в XIX - начале XX века проходила одна из границ Нижегородской губернии: к нему относился край, куда входили почти весь Макарьевский уезд, Ветлужский уезд (тогда Костромской губернии) и сама река Ветлуга, впадающая в Волгу. Издревле леса покрывали 80% этой территории, поэтому не удивительно, что главным промыслом местных жителей была лесная промышленность.
В глухих таежных лесах занимались изготовлением рогожи, лозоплетением, резьбой по дереву, а уже с XVIII века здесь появились лесопильные заводы и смолокурные промыслы. Древесину перерабатывали, заготавливали, а потом продавали в другие регионы страны: леса, а также смолу и деготь в основном сплавляли по реке Ветлуге — главной водной артерии края, длина которой почти 900 километров, но также важная роль отводилась рекам Уста и Ижма.
Самым судоходным периодом считалось время с апреля по июнь — весна на Ветлуге начиналась позже, а природа была суровой. Масштабы перевозок леса были огромными: с ветлужских пристаней ежегодно сплавлялись более 100 судов и 200 плотов. С середины XIX века основными судами для транспортировки леса стали беляны — огромные деревянные баржи, более ста метров длиной, они считались самыми крупными речными судами. Беляны строили вручную и для разового использования: после сплава их разбирали на дрова и продавали.
Весной, как только открывается лед и разливается полая вода, вся Ветлуга покрывается почти сплошь плотами однорядными, двурядными, грузовыми, из которых последние доходят длиной до 120 сажень. В то же время спускаются суда-беляны, похожие на большие плавучие острова, нежели на суда.
Автор: Алексей Потехин
Источник: Очерки и рассказы
Беляны представляли собой плоскодонные суда, обшитые белым неокрашенным и несмоленым лесом, борта которых «конопатили», то есть забивали их швы паклей, мхом, шерстью или другим волокнистым материалом, чтобы судно не протекало. В корпусе беляны стояли помпы, откачивающие воду, а на палубе устанавливали «казенки» — избы на продажу, где во время сплава жили рабочие. Для управления использовали систему подвесных грузов, или «лотов», а вращая колесо, можно было развернуть баржу.
Заготовкой древесины занимались зимой: работники надолго отправлялись «лесовать», а ночевали в специальных избушках — «зимницах», или срубах без окон, закопанных на метр-полтора в землю. Перед отправкой древесины было важно ее правильно сложить: лес укладывали штабелем с пролетами — так, чтобы груз не касался бортов беляны. Плот грузили, спускали вниз по Ветлуге вплоть до южных районов России, полностью разбирали и продавали до последнего бревна.
Беляны использовали вплоть до 1930-х годов, а потом они сменились соймами — плотами, на которых лес складывали «клетками» в несколько рядов. До последнего времени исследователи были уверены, что беляны не сохранились. Однако в 2015 году одну баржу, затопленную 300 лет назад, случайно обнаружили туристы во время сплава по Ветлуге: вероятно на судне произошел пожар, и беляну затопило.
![]() |
Можно оценить размеры |
![]() |
А тут видно горелые участки |
Пришло время съездить посмотреть. Ехать от Нижнего Новгорода до Ветлуги (город) почти 4 часа, потом еще минут 20 до деревни Исаиха и от деревни, через мелкий ельник к реке. Тут почва песчаная, поэтому проехать можно на чем угодно. После ельника вы уткнетесь в небольшую площадку с лавочками и столиком. Далее лучше не ехать или ехать на подготовленном внедорожнике, особенно если влажно. Да и не нужно далее ехать на автомобиле, до реки 2 минуты ходьбы.
![]() |
Беляна находится на противоположном берегу, добраться на ту сторону по берегу невозможно, там сплошные старицы и чаща леса |
![]() |
Но добраться можно не только на лодке, но на дроне |
![]() |
Как оказалось раскопки уже давно не ведут, видимо уже закончили. |
![]() |
Все уж поросло |
![]() |
С трудом себе представляю как она могла пройти по столь узкому руслу |
![]() |
Тут сейчас разве, что на лодке максимум |
![]() |
Напрямую раскопки не видно, закрывает отмель |
![]() |
А на нашем берегу лодки, наверное из местной деревни |
![]() |
На берегу полуразвалившаяся беседка |
![]() |
Забавный эффект получился, следы выглядят как выпукрые, хотя на самом деле были "впукрые" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий