4 октября 2018 г.

г. Нижний Новгород
Малиновая гряда
01.10.2018

Давно хотел посетить данное место, но сложно выделить время для данного мероприятия ибо находится на окраине города да и живу я весьма далеко от него.

На картах Google, Yandex ни каких троп не отмечено, только на ресурсе OpenStreetMap есть немного отметок, отталкиваясь от них я и построил свой маршрут.

По окончании я обновил немного данные на последнем ресурсе: добавил новые тропы, скорректировал и добавил участки троп-ответвлений. Для иных, скажем так, исследователей, будут данные от которых они могут отталкиваться.

Маршрут я запланировал следующий:

Маршрут передвижения по Малиновой гряде
Предполагаемый маршрут передвижения

В следствии того что данных о тропах было мало (вы видите уже обновленную карту) я предполагал что данные могут быть устаревшими или вообще не действительными, поэтому я был готов что возможно немного поплутаю. Собственного говорят так и случилось, но об этом ниже.

Что же это за место такое:

Малиновая гряда располагается на склоне коренного правого берега Оки, от Мызинского моста до поселка Ольгино. Массив леса - это остаток дубрав, покрывавших в прошлом водораздельное плато Оки и Волги. На склоне к Оке эти леса смыкались в единый массив с лесами Слуды. К настоящему времени на большей части территории Малиновой гряды в результате вырубок дубы заменились производными (вторичными) типами леса - липняками, осинниками, березняками.

В Малиновой гряде произрастают растения, занесенные в Красную книгу России: лунник многолетний и венерин башмачок; виды, взятые под охрану на территории области: хохлатка плотная, медуница неясная, зубянка пятилистная, ландыш, орхидеи - любка двулистная, пальчатокоренники пятнистый и мясокрасный, другие виды. Источник

Поехали

Прогулка моя началась от дома 61 по улице Тропинина (Нижний Новгород). Уже на повороте нас ждет стенд что мы входим на территорию памятника природы.

Стенд памятника природы "Малиновая гряда"
Стенд на входе
Памятник природы
Регионального значения
"Малиновая гряда"
Площадь 215,5 га

Начало превосходное

Первые минуты прогулки

Погодка чудесная, начинается золотая осень.

Чуть пройдя уже заметны изменения:

Кормушка и противопожарный ров в Малиновой гряде
Кормушка для местных жителей и противопожарный ров

Местные жители подкармливают местную фауну и имеются противопожарные ров прямо по тропе. Идти стало уже не так комфортно, но и сложностей особых не вызывает.

Как в любом лесном массиве около жилых районов имеются следы пребывания человека в виде мусора и остатки от кострищ. Как и принято в России ни кто особо за собой не убирает.

Мусор в Малиновой гряде
Следы человеческой деятельности

Малиновая гряда находится в непосредственной близости от микрорайона Щербинки, поэтому по случаю какого либо праздника народ устремляется в леса на шашлыки, как следствие примыкающая территория леса весьма захламлена. К тому же микрорайон считается неблагополучным, поэтому и с культурой поведения местных жителей тут не все сладко. Я не говорю что в других районах как то совсем уж иначе, но здесь это острее выражено.

Кстати по собственному опыту скажу, что чем неблагополучнее район тем чаще встречаются всякие ломбарды, микрозаймы и т.п. Так вот в Щербинках они на каждом шагу.

Название щербинки идет еще со времен соществования здесь деревни (до 1947 года). Через деревню проходил Арзамасский тракт и в районе деревни на дороге было очень много выщербин. На самом деле название деревни было Новцы, но плохая дорога так въелась в память местных жителей и путников, что деревня осталась в истории как Щербинка.

Малиновая гряда находится на склоне реки Ока, поэтому она весьма холмиста. И вот уже ближе к краю холма противопожарные рвы прекращаются и тропка становится более комфортна.

Тропа в Малиновой гряде
Тропа по склону вниз к Оке

На тропе видны ленты привязанные к стволам деревьев и следы велосипедных шин. Подозреваю что здесь катаются на горных велосипедах, в принципе ландшафт позволяет недурно покуралесить.

Спустившись с холма я вышел на дорогу, не там где ожидал:

Точка выхода на дорогу
Вышел на дорогу не там где ожидал

Есть подозрение что тропа, что южнее, некорректна ибо далее уже по дороге я не увидел выхода этой тропы. Предполагаемый мой путь я отметил пунктирной линией.

Дорога довольно крутовата и ведет в поселок Малиновая гряда.

Местами деревья со склонов нависают на вами и как бы обволакивают, впечатляет.

На перекрестке уходим направо

На перекрестке направо

Вдоль дороги тянется тропка, наверное неспроста

Тропа вдоль дороги к поселку Малиновая гряда
Тропа вдоль дороги

Далее случился казус, т.к. я уже столкнулся с проявлением не точных данных, я ошибся тропой и завернул не туда, думая что иду правильно. Той тропы, куда я свернул, не было еще на карте.

Тропа тоже размечена ленточками, но почва очень рыхлая. Давно по ней видимо не катались на велосипедах.

Тропа вверх по склону

Наверху оказалась полянка с кострищем, но ни одной мусоринки не было, меня это удивило.

Поляна в Малиновой гряде
Поляна на вершине холма

Наверное, велосипедисты здесь готовились к спуску.

Далее вдоль обрыва пошел на север и уткнулся в забор.

Особняк в Малиновой ряде
Забор вокруг дома 65 по улице Тропинина

Забор этот вокруг дома 65 по улице Тропинина. Кто хозяин этого дома я так и не смог узнать, но огородили весьма обширный участок памятника природы.

Тропа тает ближе к забору, видимо я не первый подхожу к нему, разворачиваюсь и ухожу. К тому же за забором проснулась собака, и подала голос. Поэтому я возвращаюсь назад на дорогу.

Пройдя далее по дороге поворот на нужную мне тропу все таки оказался на месте. Лес здесь темнее, т.к. под холмом.

Тропа под холмом

Далее нас ждет развилка, дорога направо ведет наверх в город (нам туда не нужно), пойдем налево.

Тропа наверх в город

Т.к. мы идем под склоном постоянно слышно журчание воды, несколько раз небольшие ручейки пересекают тропу и в некоторых местах встречаются небольшие болотца. Здесь видимо много родников, вряд ли это водостоки из города.

Из-за большого количества воды деревья здесь больше, дубы очень солидные.

Желуди очень крупные, птички поют и дятлы "работают".

Заметил дятла вот у этого дупла, неужели это он сделал?

Так по тропе я вышел на окраину поселка Малиновая гряда.

Дома здесь разные, есть и ветхие, есть и с рукастыми хозяевами.

Из этого поселка вверх по склону тянется лестница, в очень ветхом состоянии. Сейчас наверное у всех машины и ни кто наверх уже пешком не ходит.

Лестница вверх по склону холма Малиновой гряды из поселка
Лестница вверх по склону

Шумно здесь. Да и не только в этом поселке, на всем протяжении Малиновой гряды шумно, с противоположной стороны Оки находятся какие-то заводы и шумовой фон здесь как в городе. Вечерами и ночью может быть здесь и тихо, но днем как в городе.

Далее идем по дороге.

Дорога здесь уже асфальтовая и даже с водостоком, но он забивается, и местами вода перетекает дорогу.

Как я уже ранее говорил, со стороны склона постоянно слышны ручьи и даже водопады и вот к одному из таких вела тропа.

Судя по тропе и пеньку, может быть даже кто-то здесь воду набирает.

Далее следуем по дороге и опять сворачиваем на тропу (грунтовая дорога) согласно первоначальному плану. Чуть взобравшись на холм, почти под высоковольткой имеются несколько площадок, которые уже ранее облюбовали шашлычники. И не зря! Виды здесь отличные.

Дорожки здесь крутые

Крутые тропы в Малиновой гряде
Крутые тропы

Может камера и не может этого передать или я снимать толком не умею (скорее последнее). Но тропинки здесь под 30 или даже 40 градусов.

Далее мне предстояло, согласно плану, спуститься на набережную и с разворотом под 60 градусов начинать восхождение, но я обнаружил тропу, которая мне сэкономила сил.

Отрыл новую тропу
Срезал путь

На карту я ее позднее добавил. Выходит она к ручью и какому-то очень старому мостику. Мостик уже давно сгнил и от того выглядел колоритно.

А вот далее было непросто: согласно карте здесь тропа вверх, и даже следы ленточек видно (велосипедисты катались). Однако тропой не пользовались как минимум год, т.к. заросла напрочь и грунт был совсем рыхлый. Уклон по 45 градусов, в общем если бы не многочисленная растительность, за которую я цеплялся, ни в жизни бы не взобрался.

Далее вдоль холма идет тропка почти горизонтально, пошли по ней.

Тут уже встречаются места стоянок

Лес здесь светлый и очень приятно идти.

Далее по склону выходим на прогулочную дорожку у городской клинической больницы №29.

Дорожка, по-видимому, здесь существует для пациентов этой больницы, но ее ни кто не убирает, много поваленных деревьев и много мусора. Некоторые деревья повалены и нависают прямо над дорожкой, в любой момент могут упасть и могут упасть на прохожего.

Дорожка у городской клинической больницы №29

Собственно цель прогулки "мыс" на холме у больницы, в надежде что там виды обалденные.

цель прогулки
Конечная цель прогулки

Однако склон очень резкий и видимо поэтому не решаются подрезать деревья (а надо ли?). Во общем все заросло очень сильно и мало что видно (а надо ли?).

Мызинский мост
Вид на Мызинский мост

Мы ведь ценим такие парки не за виды, а за некий первобытный уют: нас "обнимают" кустарники и деревья своей листвой, приглушают посторонние звуки и наши древние инстинкты говорят нам что мы в безопасности, нас ни кто не видит. Может поэтому нас тянет в леса или лесаподобные парки?

Чуть в стороне есть небольшой выступ в холме, на котором кто-то даже костерок развел

Выступ на холме Малиновой гряды
Выступ на холме

Ну а теперь двигаемся назад. Тут имеются тропки, пройдемся по ним.

Маршрут на выход

Забор больницы естественно разрисован всякими граффити

Дорожка вдоль забора городской клинической больницы №29
Дорожка вдоль забора больницы №29 Нижнего Новгорода

Вдоль дорожки много человеческих следов, ну это и объяснимо: данный участок леса легкодоступен в пешем режиме.

Ну и последняя фоточка:

Выход уже за проходной больницы №29 у НИИС.

Итоги

Очень дикая территория, очень холмистая, но из-за этого и более чарующая своей первобытностью. Мне очень понравилось.

Нужно ли делать благоустройство? Если его сделать, может я, конечно, ошибаюсь, но думаю очень быстро этот памятник природы превратиться в помойку.