При езде на велосипеде стал появляться посторонний шум шелестяще-звенящий и иногда
педаль пролетает на зуб вперед. Судя по всему собачки плохо цепляются и пришло время обслужить храповый механизм,
видимо там проблема.
В моем случае система представляет собой кассета Shimano CS-HG200-8 на безымянном
барабане. Безымянный, потому, что нет на нем никакой маркировки.
Но прежде немного теории. Вращая педали, вы вращаете кассету, которая в свою очередь
надета на барабан, далее храповой механизм в барабане должен заставить вращаться ступицу колеса, что приведет к
вращению колеса и вы поедете.
Поэтому когда вы ощутили, что у вас вдруг педаль пролетела немного вперед без усилия,
значит в храповом механизме произошло что-то неладное.
Техническое обслуживание барабана
Снимаем эксцентриковые зажимы, аккуратно вынимаем и не теряем пружинки. Далее
откручиваем контргайку, к сожалению, сказать какими ключами это делать я не могу, потому как все делал разводными
ключами.
Для снятия кассеты нам понадобится съемник и так называемы хлыст. Хлыст нужен, чтобы
удержать кассету на месте, а ключом против часовой стрелки отворачиваем гайку кассеты.
 |
Съемник нужен специфический |
 |
Внутренний диаметр 19,5 мм (замеренный) |
Я не буду приводить конкретных ссылок, на маркет-плейсах полно этих съемников. Я скажу
на что нужно ориентироваться:
- диаметр по шлицам 23,6 мм
- между шлицами 21,5 мм
- внутренний диаметр 19,8 мм
- аналог съёмника Shimano TL-LR10
 |
Далее кассеты просто вынимается, она находится в
специальных пазах, поэтому при установке обратно не ошибетесь |
 |
Краткое устройство втулки |
 |
Отворачиваем контргайку |
 |
И вытаскиваем ось, тут у вас могут посыпаться шарики |
 |
Насыпной подшипник с двух сторон по 9 шариков |
Аккуратно собираем все шарики и складываем
Снимать барабан кассеты велосипеда будем с помощью специального съемника, потому как на
гайке имеются специфические пазы.
 |
Чтобы разобрать барабан нам понадобится специальный ключ
|
 |
А именно вот такой |
 |
Или самому соорудить приспособу |
Но важно помнить, что это должен быть серьезный по толщине метал. Откручивается
по часовой стрелке.
 |
Внешний диаметр 28,2 мм |
 |
Внутренний 18,5 мм |
 |
5 мм |
 |
4 мм |
 |
Вынимаем конусную гайку, шайбы и смотрим есть ли рытвины
на месте прохода шариков, если есть, то под замену |
 |
Внутри довольно чисто, смазка выглядит хорошо |
 |
Какой-то прям откровенной грязи не видно |
 |
Есть какие-то ржавые подтеки и все в смазке |
|
Ход собачек нормальный, т.е. прям причины пролета педали
не видно |
Собачки нормально подпружинены и без проблем возвращаются в исходное состояние. Причина,
почему они пролетают зубья, не совсем ясна, но в любом случае все вычищаем и заново смазываем.
 |
В моем случае две собачки |
 |
Собачки подпружинены и чтобы их снять, надо поддеть и
снять прежде пружинку |
 |
Все сняли |
 |
Внутренняя часть барабана и механизм работы собачек это
не что иное, как храповой механизм |
Все залито смазкой, это конечно не критично, но все же. Дальнейший анализ конструкции
показал, что она тут не может не появиться, видимо это нормально. Обратите внимание, что смазка в отличном
состоянии, производитель выбрал какую-то полупрозрачную смазку, на которой в случае чего хорошо будет видно грязь. В
моем случае все чистенько.
 |
Грязная собачка |
Собачка в какой-то грязи, возможно это вода.
 |
Какое-то уплотнительное кольцо чуть надорвано |
 |
Все вычистили и поставили обратно |
 |
Тут и так все будет в масле, но я на всякий случай, чуть
капнул в основании собачек трансмиссионным маслом, туда, где наибольшее трение |
 |
Красота! |
 |
Лайфхак, собирать шарики лучше магнитом |
 |
Далее лепим шарики обратно, вначале наносим смазку, потом
вручную с магнита лепим шарики |
Я насчитал снизу 24 шарика, а сверху 25. Если вы по внешнему виду распознаете свой
барабан (подозреваю, что производитель Shimano), цифры по количеству шариков я вам написал. Да и мне пригодятся,
если буду разбирать в будущем.
 |
Сверху так же поступаем |
Теперь немного о шариках насыпных подшипников. В задней втулке колеса используются
шарики 1/4'' дюйма или 6,35 мм в диаметре. Шарики внутри барабана используются 1/8'' дюйма или 3,175 мм в диаметре.
 |
~6,3 мм |
 |
~3,2 мм |
Размеры шариков примерно соответствуют размерам шариков, которые продают, как
шимановские. Это я пишу к тому, что какие шарики необходимо докупить если вы потеряете какое-то количество. Не
понимаю как мог потерять два шарика?
Шарики докуплены, сориаем втулку.
 |
По 9 шариков с каждой стороны |
 |
Конусную гайку тоже смазываем |
 |
Вставили ось, потом переворачиваем колесо и этой гайкой
ложим на твердую поверхность |
 |
Со стороны барабана проделываем те же манипуляции |
Далее собираем в обратном порядке. По поводу смазки, я использовал "Смазка для
велосипедов, водостойкая". Я не стану рекламировать кто производитель и в каком маркетплейсе брал, просто забил в
поиск эти слова и смотрел отзывы.
Добрый день. Вы почистили и смазали механизмы задней втулки. Это помогло справиться с проскальзыванием собачек?
ОтветитьУдалитьда, помогло, однозначно лучше стало
Удалитьоднако под нагрузкой иногда все же есть пролет, но это уже судя по всему недостаток самой конструкции
Благодарю за ответ!
УдалитьОписание и фото очень помогли в сборке)) спасибо автору!
ОтветитьУдалитьпролет - 1. не недостаток конструкции, а то, что у вас собачки смазаны густой смазкой 2. возможно внутренние грани барабана изношены
ОтветитьУдалитьВелосипеду 3-4 года, уж как так можно было искатать барабан? Пыльник барабана у меня немного поврежден, возможно, через него попадает влага во внутрь
УдалитьА , кстати, где купить шарики для барабана, мелкие которые? Тоже посеял где-то один. Найти такое нереально на полу :(
УдалитьНа маркетплейсе брал
УдалитьБлин, обыскался уже , не получается найти :(
УдалитьТак вы наверное не Shimano брали? Просто стальные шарики 3.175 мм? И нормально подошло? Интересно у Шимано они из нержавейки или обычные?
УдалитьПомеряйте штенгеном, может у вас какие специфические
УдалитьДумаю, надо удалить смазку с собачек сверху и внутри гребёнки барабана. Смазка должна быть только под собачками, и притом немного. Они должны свободно двигаться, до установки крышки барабана. Если это так, то всё нормально. Если нет, то удалить смазку и смазать собачки более жидкой смазкой, вплоть до машинного масла жидкого. Собачки должны свободно двигаться, это основная причина пролёта
ОтветитьУдалитьЕщё предполагаю, что сами собачки могут быть изношены, но на фото вроде они выглядят нормальными.
ОтветитьУдалить