21 июля 2024 г.

Обслуживание барабана и задней втулки колеса велосипеда

При езде на велосипеде стал появляться посторонний шум шелестяще-звенящий и иногда педаль пролетает на зуб вперед. Судя по всему собачки плохо цепляются и пришло время обслужить храповый механизм, видимо там проблема.

В моем случае система представляет собой кассета Shimano CS-HG200-8 на безымянном барабане. Безымянный, потому, что нет на нем никакой маркировки.

Но прежде немного теории. Вращая педали, вы вращаете кассету, которая в свою очередь надета на барабан, далее храповой механизм в барабане должен заставить вращаться ступицу колеса, что приведет к вращению колеса и вы поедете.

Поэтому когда вы ощутили, что у вас вдруг педаль пролетела немного вперед без усилия, значит в храповом механизме произошло что-то неладное.

Техническое обслуживание барабана

Снимаем эксцентриковые зажимы, аккуратно вынимаем и не теряем пружинки. Далее откручиваем контргайку, к сожалению, сказать какими ключами это делать я не могу, потому как все делал разводными ключами.

Для снятия кассеты нам понадобится съемник и так называемы хлыст. Хлыст нужен, чтобы удержать кассету на месте, а ключом против часовой стрелки отворачиваем гайку кассеты.

Хлыст на кассете велосипеда и вставлен съемник
Съемник кассеты Shimano CS-HG200-8
Съемник нужен специфический
Измерение съемника кассеты Shimano
Внутренний диаметр 19,5 мм (замеренный)

Я не буду приводить конкретных ссылок, на маркет-плейсах полно этих съемников. Я скажу на что нужно ориентироваться:

  1. диаметр по шлицам 23,6 мм
  2. между шлицами 21,5 мм
  3. внутренний диаметр 19,8 мм
  4. аналог съёмника Shimano TL-LR10
Кассета заднего колеса велосипеда
Далее кассеты просто вынимается, она находится в специальных пазах, поэтому при установке обратно не ошибетесь
Краткое устройство втулки заднего колеса велосипеда
Краткое устройство втулки
Контргайка на оси задней втулки
Отворачиваем контргайку
Открученная ось втулки заднего колеса
И вытаскиваем ось, тут у вас могут посыпаться шарики
Шарики подшипника за пыльником
Насыпной подшипник с двух сторон по 9 шариков

Аккуратно собираем все шарики и складываем

Снимать барабан кассеты велосипеда будем с помощью специального съемника, потому как на гайке имеются специфические пазы.

Барабан задней втулки колеса велосипеда
Чтобы разобрать барабан нам понадобится специальный ключ
Ключ для разбора барабана втулки заднего колеса
А именно вот такой
Ключ для разбора барабана задней втулки колеса
Или самому соорудить приспособу

Но важно помнить, что это должен быть серьезный по толщине метал. Откручивается по часовой стрелке.

Замеры съемника барабана втулки заднего колеса велосипеда
Внешний диаметр 28,2 мм




Замер штангельциркулем внутреннего диаметра
Внутренний 18,5 мм
Замер стенки съемника
5 мм
Замер ширины выступа на съемнике
4 мм
Шайбы на конусной гайке
Вынимаем конусную гайку, шайбы и смотрим есть ли рытвины на месте прохода шариков, если есть, то под замену
Шарики насыпного подшипника в барабане
Внутри довольно чисто, смазка выглядит хорошо
Разобранный барабан велосипеда
Какой-то прям откровенной грязи не видно
Подшипники и собачки барабана
Есть какие-то ржавые подтеки и все в смазке
Собачки в барабане втулки колеса
Ход собачек нормальный, т.е. прям причины пролета педали не видно

Собачки нормально подпружинены и без проблем возвращаются в исходное состояние. Причина, почему они пролетают зубья, не совсем ясна, но в любом случае все вычищаем и заново смазываем.

Собачки в барабане втулки колеса
В моем случае две собачки
Подпружиненные собачки в барабане колеса
Собачки подпружинены и чтобы их снять, надо поддеть и снять прежде пружинку
Голая втулка колеса без собачек
Все сняли
Внутренняя часть барабана
Внутренняя часть барабана и механизм работы собачек это не что иное, как храповой механизм

Все залито смазкой, это конечно не критично, но все же. Дальнейший анализ конструкции показал, что она тут не может не появиться, видимо это нормально. Обратите внимание, что смазка в отличном состоянии, производитель выбрал какую-то полупрозрачную смазку, на которой в случае чего хорошо будет видно грязь. В моем случае все чистенько.

Грязная собачка втулки колесе велосипеда
Грязная собачка

Собачка в какой-то грязи, возможно это вода.

Уплотнительное кольцо надорвано
Какое-то уплотнительное кольцо чуть надорвано
Чистые собачки на втулке колеса
Все вычистили и поставили обратно
Капаю в основание собачки
Тут и так все будет в масле, но я на всякий случай, чуть капнул в основании собачек трансмиссионным маслом, туда, где наибольшее трение




Вычищенная втулка колеса с собачками
Красота!
Шарики подшипника на магните
Лайфхак, собирать шарики лучше магнитом
Шарики насыпного подшипника на красной смазке
Далее лепим шарики обратно, вначале наносим смазку, потом вручную с магнита лепим шарики

Я насчитал снизу 24 шарика, а сверху 25. Если вы по внешнему виду распознаете свой барабан (подозреваю, что производитель Shimano), цифры по количеству шариков я вам написал. Да и мне пригодятся, если буду разбирать в будущем.

Красная смазка в барабане втулки колеса
Сверху так же поступаем
Шарики подшипника на красной смазке в барабане

Теперь немного о шариках насыпных подшипников. В задней втулке колеса используются шарики 1/4'' дюйма или 6,35 мм в диаметре. Шарики внутри барабана используются 1/8'' дюйма или 3,175 мм в диаметре.

Замер шарика подшипника
~6,3 мм
Замер шарика подшипника
~3,2 мм

Размеры шариков примерно соответствуют размерам шариков, которые продают, как шимановские. Это я пишу к тому, что какие шарики необходимо докупить если вы потеряете какое-то количество. Не понимаю как мог потерять два шарика?

Шарики докуплены, сориаем втулку.

Девять шариков подшипника во втулке колеса
По 9 шариков с каждой стороны
Конусная гайка смазана красной смазкой
Конусную гайку тоже смазываем
Стопорная гайка оси колеса
Вставили ось, потом переворачиваем колесо и этой гайкой ложим на твердую поверхность
Шарики подшипника в барабане заднего колеса
Со стороны барабана проделываем те же манипуляции
Конусная гайка смазана красной смазкой

Далее собираем в обратном порядке. По поводу смазки, я использовал "Смазка для велосипедов, водостойкая". Я не стану рекламировать кто производитель и в каком маркетплейсе брал, просто забил в поиск эти слова и смотрел отзывы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий