В 1896 году Нижний Новгород принимал гостей на XVI Всероссийскую художественно-промышленную выставку. Собственно она и являлась причиной появления трамвайной линии в городе.
Движение трамвайных вагонов обеспечивала электростанция, расположенная на Благовещенской площади. В левом крыле располагались посадочная станция фуникулера подъемника.
Похвалинская гора и электрическая станция 1904 - 1906 гг. Автор: "Шерер, Набгольц и Ко" |
Нижегородские склоны крутые и высокие и у первых трамваем не хватало мощности забраться наверх. Поэтому наверху и внизу были независимые ветки, а соединяли их фуникулёры.
Линии трамвая по мосту, по Большой Покровской, Рождественской и два фуникулера обслуживала фирма «Р.К. фон Гартман и Кº». Вагоны этой фирмы делились на уровни класса перегородкой. В первом классе цена была 5 копеек, во втором 3 копейки. Для учащихся была скидка 2 копейки если они ехали в первом классе. Бесплатно моги ездить полицейские и почтальоны, а так же вводился запрет на проезд для определенных категорий граждан.
Похвалинский элеватор 1904 - 1906 гг. Автор: "Шерер, Набгольц и Ко" |
Буксир на Оке в ледоход 1897 - 1900 гг. |
Верхняя посадочная платформа располагалась на месте современной гостиницы Нижегородская. Здесь же была конечная остановка трамвая. Отсюда трамвай ехал по улице Похвалинской, далее по Малой Покровке.
План Нижнего Новгорода 1896 года - фрагмент карты |
Нижний Новгород Проводы Владимирской Оранской иконы Божией Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь 1896 - 1901 гг Перекресток Малой Покровской и Большой Покровской |
Пересечение Малой Покровской и Ильинской 1905 - 1917 гг. |
Слева видно здание нынешнего Дома бракосочетения.
С малой покровки трамвай сворачивал на большую покровскую. Пути были одноколейными и на фотографии у государственно банка виден разъезд.
Здание Государственного банка 1913 г. Автор: Максим Петрович Дмитриев (*) |
Большая Покровская улица и Покровская церковь 1904 - 1906 гг. Автор: "Шерер, Набгольц и Ко" |
Покровская церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы): Год постройки:1719, 1823-1824 (колокольня), снесена в 1951 г.
Располагалась примерно на месте дома №30А
Схема трамвайных путей в Нижнем Новгороде на 1896 год |
Недавно на Большой Покровской уложили секцию путей, как достопримечательность |
Памятная табличка |
Первые в России линии пассажирского трамвая открылись в Нижнем Новгороде в 1986 г. На Большой Покровской они были узкоколейными и однопутными. Работы вела фирма "Р.К. фон Гартман и Ко"
Расположены у дома №14 |
Дом Дворянского собрания конец XIX века Автор: Д.Н. Смирнов |
Далее пути выходили на площадь Минина и Пожарского, там трамвайные пути через ворота Кладовой башни были проложены на территорию Нижегородского кремля.
Благовещенская площадь. День "Белой ромашки" 1912 г. Автор: Максим Петрович Дмитриев (*) |
Сто лет назад началось движение по борьбе с туберкулезом. Нижегородский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом проводил «Дни белой ромашки» в 1911, 1912 и 1913 годах.
В этот день добровольцы-волонтеры распространяли цветки белой ромашки (отсюда и название акции) за пожертвование и раздавали листовки. Размер пожертвования не был фиксированным и составлял обычно от 3 копеек до 35 рублей. Цветы для акции частично покупались оргкомитетом, частично их предоставляла безвозмездно из своих оранжерей известная в городе меценатка купчиха В.М. Бурмистрова (урожденная Рукавишникова).
«День белой ромашки» имел определенные расписание и маршрут: утренний молебен у здания городской Думы (ныне областного суда), потом торжественное шествие по Большой Покровской, Лыковой дамбе, Зеленскому съезду и Рождественской улице и затем через плашкоутный мост - на ярмарку. Далее процессия двигалась по Нижегородской улице к цирку Никитиных, оттуда к Спасскому староярмарочному собору и затем - к Главному ярмарочному дому. После окончания шествия волонтеры расходились по заранее определенным для них участкам и там до позднего вечера занимались сбором средств. Так, в 1911 году было собрано более 20 000 рублей, что позволило построить санаторий для туберкулезных больных.
Трамвай в Нижнем Новгороде 1916 г. |
Трамвайные пути огибали главную кремлевскую площадь, проезжал мимо шатрового Архангельского собора и останавливался у здания нынешней Филармонии имени Мстислава Ростроповича
Собор Михаила Архангела 1900 - 1915 гг. |
У часовой башни стоял посадочный павильон второго фуникулера. На нем можно было спуститься к началу торговой Рождественской улицы. По ней шел второй трамвайный маршрут
Кремлёвский элеватор, башня и ярмарка 1896 - 1905 гг. Автор: В.И. Бреев |
Кремль. Верхняя станция кремлевского элеватора 1896 - 1917 гг. |
Нижний Базар - Улица Рождественская 1900 г. Слева два корпуса Гостиного двора, впереди Козьмодемьянская церковь Фотография сделана в районе площади Народного единства |
Для контраста фотография того же места, но немного с другого ракурса спустя ~25 лет
Рождественская улица 1925 - 1927 гг. |
И для пущего контраста фотография из недалекого прошлого
Вид улицы Рождественской 1890 - 1895 гг. |
Рождественская улица конец XIX века Автор: Д.Н. Смирнов |
Так трамвайный вагон доезжал до электростанции, а далее следовал по временному плашкоутному мосту (временный потому как действовал мост исключительно во время навигации).
...Плашкоутный мост один, через Оку, для соединения города с ярмаркой: он открывается 25 июня и снимается в конце сентября... Источник: "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" 1859 год Автор: Николай Иванович Храмцовский
Вид на плашкоутный мост 1896 год |
Трамвай на новом плашкоутном мосту 1896 год Автор: М.П. Дмитриев |
Далее трамвай следовал уже по современным улицам Советская, площадь Революции и улицы Чкалова. Вторая конечная остановка трамвайной линии была территория XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки.
На время выставки по территории тоже ходил трамвай и его обслуживала фирма "Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Кº", стоимость проезда была 5 копеек, а после 19 часов 10 копеек. Помимо этого для императорского величества был подготовлен отдельный вагон.
От ярмарки до плашкоутного моста линию обслуживала немецкая компания "Сименс и Гальске" и проезд был 10 копеек.
Главный вход на Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 год |
Центральный вход на выставку располагался на месте центрального входа в парк имени 1 мая.
План XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки |
В 1901 году продлили ветку от Большой Покровской до площади Горького, здесь рельсы поворачивали на улицу Горького и шли до площади Свободы и упирались в улицу Короткую (ныне это переулок Короткий)
Схема продленной трамвайной ветки в Нижнем Новгороде в 1901 году |
Улица Короткая в промежутке современных улиц Семашко и Максима
Горького Источник: План Нижнего Новгорода 1859 год |
В 1914 году началась Первая мировая война, много рабочих трамвайной сети ушло на фронт и многие не вернулись. Из-за острой нехватки персонала трамвай встал на четыре года.
В 1927 году появляется полноценное трамвайное кольцо. Новые рельсы протянулись по Пискунова, Большой Печерской, Сенной площади и части улицы Белинского
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1927 году |
В 1939 году кольцо расширилось. Перенесли пути с Большой Покровской на Ильинку, Добролюбова, сделали разворотное кольцо на Черном пруду.
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1939 году |
Площадь им. 1 Мая 1935 год Автор: Кузнецов Лев Александрович |
Так ранее называлась площадь Горького. Это фотография переходного периода. Еще видны рельсы уходящие на Большую Покровскую и уже есть рельсы в обе стороны улицы Полевой (ныне улица Максима Горького).
1947 – нынешний вариант трамвайного кольца сложился после Великой Отечественной войны. Так с улицы Горького трамвайные пути перенесли на параллельную ей улицу Белинского.
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1947 году |
Комментариев нет:
Отправить комментарий