10 января 2021 г.

История Трамвайной сети в Нижнем Новгороде

В 1896 году Нижний Новгород принимал гостей на XVI Всероссийскую художественно-промышленную выставку. Собственно она и являлась причиной появления трамвайной линии в городе.

Движение трамвайных вагонов обеспечивала электростанция, расположенная на Благовещенской площади. В левом крыле располагались посадочная станция фуникулера подъемника.

Похвалинская гора и электрическая станция - старая открытка
Похвалинская гора и электрическая станция
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"

Нижегородские склоны крутые и высокие и у первых трамваем не хватало мощности забраться наверх. Поэтому наверху и внизу были независимые ветки, а соединяли их фуникулёры.

Линии трамвая по мосту, по Большой Покровской, Рождественской и два фуникулера обслуживала фирма «Р.К. фон Гартман и Кº». Вагоны этой фирмы делились на уровни класса перегородкой. В первом классе цена была 5 копеек, во втором 3 копейки. Для учащихся была скидка 2 копейки если они ехали в первом классе. Бесплатно моги ездить полицейские и почтальоны, а так же вводился запрет на проезд для определенных категорий граждан.

Похвалинский элеватор - старая фотография
Похвалинский элеватор
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
Буксир на Оке в ледоход - старая фотография
Буксир на Оке в ледоход
1897 - 1900 гг.

Верхняя посадочная платформа располагалась на месте современной гостиницы Нижегородская. Здесь же была конечная остановка трамвая. Отсюда трамвай ехал по улице Похвалинской, далее по Малой Покровке.

План Нижнего Новгорода 1896 года - фрагмент карты
План Нижнего Новгорода 1896 года - фрагмент карты
Нижний Новгород - старая фотография
Нижний Новгород
Проводы Владимирской Оранской иконы Божией Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь
1896 - 1901 гг
Перекресток Малой Покровской и Большой Покровской
Малая Покровская улица - старая фотография
Пересечение Малой Покровской и Ильинской
1905 - 1917 гг.

Слева видно здание нынешнего Дома бракосочетения.

С малой покровки трамвай сворачивал на большую покровскую. Пути были одноколейными и на фотографии у государственно банка виден разъезд.

Здание Государственного банка - старая фотография
Здание Государственного банка
1913 г.
Автор: Максим Петрович Дмитриев (*)
Большая Покровская улица и Покровская церковь - старая открытка
Большая Покровская улица и Покровская церковь
1904 - 1906 гг.
Автор: "Шерер, Набгольц и Ко"
Покровская церковь (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы): Год постройки:1719, 1823-1824 (колокольня), снесена в 1951 г.
Располагалась примерно на месте дома №30А
Схема трамвайных путей в Нижнем Новгороде на 1896 год
Схема трамвайных путей в Нижнем Новгороде на 1896 год
Секция трамвайных путей на Большой Покровской
Недавно на Большой Покровской уложили секцию путей, как достопримечательность
Памятная табличка на брусчатке
Памятная табличка
Первые в России линии пассажирского трамвая открылись в Нижнем Новгороде в 1986 г. На Большой Покровской они были узкоколейными и однопутными. Работы вела фирма "Р.К. фон Гартман и Ко"
Секция трамвайных путей на Большой Покровкой
Расположены у дома №14
Старая фотография дома с колоннами
Дом Дворянского собрания
конец XIX века
Автор: Д.Н. Смирнов




Далее пути выходили на площадь Минина и Пожарского, там трамвайные пути через ворота Кладовой башни были проложены на территорию Нижегородского кремля.

Благовещенская площадь. День "Белой ромашки" - старая фотография
Благовещенская площадь. День "Белой ромашки"
1912 г.
Автор: Максим Петрович Дмитриев (*)
Сто лет назад началось движение по борьбе с туберкулезом. Нижегородский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом проводил «Дни белой ромашки» в 1911, 1912 и 1913 годах.

В этот день добровольцы-волонтеры распространяли цветки белой ромашки (отсюда и название акции) за пожертвование и раздавали листовки. Размер пожертвования не был фиксированным и составлял обычно от 3 копеек до 35 рублей. Цветы для акции частично покупались оргкомитетом, частично их предоставляла безвозмездно из своих оранжерей известная в городе меценатка купчиха В.М. Бурмистрова (урожденная Рукавишникова).

«День белой ромашки» имел определенные расписание и маршрут: утренний молебен у здания городской Думы (ныне областного суда), потом торжественное шествие по Большой Покровской, Лыковой дамбе, Зеленскому съезду и Рождественской улице и затем через плашкоутный мост - на ярмарку. Далее процессия двигалась по Нижегородской улице к цирку Никитиных, оттуда к Спасскому староярмарочному собору и затем - к Главному ярмарочному дому. После окончания шествия волонтеры расходились по заранее определенным для них участкам и там до позднего вечера занимались сбором средств. Так, в 1911 году было собрано более 20 000 рублей, что позволило построить санаторий для туберкулезных больных.
Трамвай в Нижнем Новгороде, 1916 - старая фотография
Трамвай в Нижнем Новгороде
1916 г.

Трамвайные пути огибали главную кремлевскую площадь, проезжал мимо шатрового Архангельского собора и останавливался у здания нынешней Филармонии имени Мстислава Ростроповича

Собор Михаила Архангела - старая фотография
Собор Михаила Архангела
1900 - 1915 гг.

У часовой башни стоял посадочный павильон второго фуникулера. На нем можно было спуститься к началу торговой Рождественской улицы. По ней шел второй трамвайный маршрут

Кремлёвский элеватор, башня и ярмарка - старая фотография
Кремлёвский элеватор, башня и ярмарка
1896 - 1905 гг.
Автор: В.И. Бреев
Кремль. Верхняя станция кремлевского элеватора - старая фотография
Кремль. Верхняя станция кремлевского элеватора
1896 - 1917 гг.
Нижний Базар - Улица Рождественская - старая фотография
Нижний Базар - Улица Рождественская
1900 г.
Слева два корпуса Гостиного двора, впереди Козьмодемьянская церковь
Фотография сделана в районе площади Народного единства

Для контраста фотография того же места, но немного с другого ракурса спустя ~25 лет

Рождественская улица - старая фотография
Рождественская улица
1925 - 1927 гг.

И для пущего контраста фотография из недалекого прошлого

Вид улицы Рождественской - старая фотография
Вид улицы Рождественской
1890 - 1895 гг.
Старая фотография трамвая на улице
Рождественская улица
конец XIX века
Автор: Д.Н. Смирнов

Так трамвайный вагон доезжал до электростанции, а далее следовал по временному плашкоутному мосту (временный потому как действовал мост исключительно во время навигации).

...Плашкоутный мост один, через Оку, для соединения города с ярмаркой: он открывается 25 июня и снимается в конце сентября... Источник: "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" 1859 год Автор: Николай Иванович Храмцовский
Вид на плашкоутный мост - старая фотография
Вид на плашкоутный мост
1896 год
Старая фотография трамвая на деревянном мосту
Трамвай на новом плашкоутном мосту
1896 год
Автор: М.П. Дмитриев

Далее трамвай следовал уже по современным улицам Советская, площадь Революции и улицы Чкалова. Вторая конечная остановка трамвайной линии была территория XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки.

На время выставки по территории тоже ходил трамвай и его обслуживала фирма "Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Кº", стоимость проезда была 5 копеек, а после 19 часов 10 копеек. Помимо этого для императорского величества был подготовлен отдельный вагон.

От ярмарки до плашкоутного моста линию обслуживала немецкая компания "Сименс и Гальске" и проезд был 10 копеек.

Главный вход на Всероссийскую промышленную и художественную выставку
Главный вход на Всероссийскую промышленную и художественную выставку
1896 год

Центральный вход на выставку располагался на месте центрального входа в парк имени 1 мая.

План XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки
План XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки

В 1901 году продлили ветку от Большой Покровской до площади Горького, здесь рельсы поворачивали на улицу Горького и шли до площади Свободы и упирались в улицу Короткую (ныне это переулок Короткий)

Схема продленной трамвайной ветки в Нижнем Новгороде в 1901 году
Схема продленной трамвайной ветки в Нижнем Новгороде в 1901 году
Фрагмент карты Нижнего Новгорода в районе площади Свободы
Улица Короткая в промежутке современных улиц Семашко и Максима Горького
Источник: План Нижнего Новгорода 1859 год

В 1914 году началась Первая мировая война, много рабочих трамвайной сети ушло на фронт и многие не вернулись. Из-за острой нехватки персонала трамвай встал на четыре года.

В 1927 году появляется полноценное трамвайное кольцо. Новые рельсы протянулись по Пискунова, Большой Печерской, Сенной площади и части улицы Белинского

Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1927 году
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1927 году

В 1939 году кольцо расширилось. Перенесли пути с Большой Покровской на Ильинку, Добролюбова, сделали разворотное кольцо на Черном пруду.

Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1939 году
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1939 году
Площадь им. 1 Мая - старая фотография
Площадь им. 1 Мая
1935 год
Автор: Кузнецов Лев Александрович

Так ранее называлась площадь Горького. Это фотография переходного периода. Еще видны рельсы уходящие на Большую Покровскую и уже есть рельсы в обе стороны улицы Полевой (ныне улица Максима Горького).

1947 – нынешний вариант трамвайного кольца сложился после Великой Отечественной войны. Так с улицы Горького трамвайные пути перенесли на параллельную ей улицу Белинского.

Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1947 году
Трамвайное кольцо Нижнего Новгорода в 1947 году

Комментариев нет:

Отправить комментарий