7 марта 2020 г.

Там где жил Кузьма Минин до Похода на Москву

г. Нижний Новгород
улица Гаршина

Интересный момент. Приход церкви это местность, где живут горожане и они же являются прихожанами это церкви. Речь идет о Церкви Рождества Иоанна Предтечи в Благовещенской Слободе.

Памятная табличка на церкви Иоанна Предтечи
Памятная табличка на церкви
Объект культурного наследия регионального значения

Церковь в честь рождества Иоанна Предтечи в Благовещенской слободе

Основана в XV веке

По преданию в приходе церкви до 1612 года жил Кузьма Минин

Деревянная церковь сгорела в большом пожаре 1715 года
Усердием прихожан построена в камне в 1721 - 1725 гг.
Перестроена в 1876 году.

Церковь находится в плачевном состоянии и сейчас ведется активное строительство (реставрация).

Вид на Благовещенскую набережную и Окский косогор - старая фотография
Вид на Благовещенскую набережную и Окский косогор
1911 - 1917 гг.

Этой сейчас склон порос деревьями и кустарниками, а ранее наверное все шло в строительство.

Где конкретно был дом Кузьмы Минина неизвестно, но на склонах до сих пор можно увидеть основания домов, что здесь находились.

Основание дома среди деревьев
Основание дома, буквально в двух шагах от церкви
Основание дома среди деревьев
Конечно местность полудикая и стала помойкой
Остовы зданий на фоне Мукомольного завода Башкировых
Мукомольный завод Башкировых совсем не далеко
Остатки кирпичного дома на Гаршина
Сомневаюсь эти остатки стоят с XV века
Разрушенный двухэтажный кирпичный дом
Улицу скоро ждет обновление и все это скоро исчезнет

4 ноября 1612 года народное ополчение — праздник который мы отмечаем и по сей день.

UPD 03.04.2020

Козьма Минин, по прозванию Сухорукой, купец Нижегородский. Ни время, ни место его рождения не известны. Из преданий видно только, что он в молодости служил в войсках, а потом торговля мясом в Нижнем Новгороде составляла главный промысел его.

Гравюра Козьмы Минина
Козьма Минин. Гравюра начала XIX века
Источник

В то время, когда Поляки владели Россией и Москвою, в обители Вс. Сергия Архимандрида Дионисия и Келарь Авраама Палицынь, взывал к сынам Отечества о защите и спасении Государства, рассылали грамоты во все города России. В Нижнем Новгороде при всенародном чтении одного из посланий, жители проливали слезы и согражданин их Козьма Мини, воспламененный любовью к Отечеству, громогласно произнес к народу: “Буде нам похотеть помочи Московскому Государству, ино нам не пожалети животов своих, да нетокмо животов своих не пожалеть, и дворы свои продать и жены и дети закладывать и бити челом, кто бы вступился за истинную православную Веру и было бы у нас начальником я”

Пожарский, Дмитрий Михайлович - гравюра
Пожарский, Дмитрий Михайлович
Источник

Простая, но выразительная речь сия воспламенила сограждан его. Все поклялись пожертвовать всем для Отечества и приступили к выбору Начальника. Минин, знавший по слуху Князя Пожарского, почитал его достойнишего из Бояръ общественной доверенности, но без собственного его согласия не осмилился предложить о нем, а просил несколько дней, дабы о том подумать. Почему в ту же ночь поспешно отправился в Пурецкую волость, где находился тогда Князь Пожарский. Представ перед Князем, он объяснил ему с жаром патриота причину своего приезда и немедленно получил на то его согласие. Возвращаясь в Нижний Новгород Минин созвал всех граждан на площадь и предложил в начальники над ополчением Князя Пожарского. Едва произнес он имя его, все в один голос воскликнули “хотим, он любо нам!”. Тотчас отправлены были к нему избранные ото всех сословий с предложением принять начальство. Князь с радостью на то согласился, но требовал, чтобы они выбрали из посадских людей человека выбранного, для сбора и хранения военной казны. На ответ, что у них нет такого человека, он предложил имя Козьмы Минина, Нижегородцы охотно согласились и нарекли Минина выборным от всея земли человеком, дав ему притом письменный приговор с рукоприкладством и печатями в безусловном повиновении и пожертвовании всем своим имуществом. Многие города поспешили принять участие в сем предприятии.

Вскоре за тем и Князь Пожарский прибыл в Нижний Новгород. Видя, что ополчение довольно уже многочисленное, он и Козьма Минин решили выступить к Москве. Поход сей уподобился торжественному шествию: везде встречали их с радостью и с дарами, и войско их час от часу более умножалось. Минин пользовался совершенным доверенностью Князя Пожарского, который ничего не предпринимал без его совета.

Наконец войско пришло под Москву и остановилось станом у Арбатских ворот, на другой же день появился и Гешман Хоткевичь, пришедший на помощь осажденным в Москве Полякам. Пожарский тотчас напал на него, бой решился в пользу Русских, и Гешманъ принужден был несколько отступить. Через два дня после того, т.е. 24 августа сражение возобновилось нападением Гешмана сперва на войска Князя Трубецкого, потом, по приведении их в беспорядок, на войско Пожарского. Превосходство сил неприятельских склоняло победу на их сторону, но в то же время Козьма Минин усмотря в дали за Москвою рекой отряд Поляков, намеревавшихся напасть с тылу на Русских, испросил у Князя Пожарского часть войска. Князь дозволил ему взять кого хочет, и Минин с тремя отборными дворянскими ротами и несколькими Козаками обратил Поляков в бегство. Засада же, поставленная Князем Пожарским на пути Гешмана, вышедь по повелению его, ударила на бегущих с другой стороны, сам же он, напав на стан Гешмана и овладев оным, довершил поражение. Честь окончания сей решительной поеды Летописи наши приписывают Козьме Минину, следствием же оной было взятие Москвы нашими войсками и освобождение Отечества. Вскоре потом последовало единогласное избрание во Цари Михаила Федоровича. В день венчания его на Царсво 1613 года июля 11 дня, как избавителя и спасителя Отечества Князю Пожарскому дано бояршество, а достойный сподвижник его Козьма Мини Сухорукой, под названием Минина пожалован был в думные дворяне. Многие полагают, что он, прожив при дворе около трех лет, чувствуя болезненные припадки, удалился в Нижний Новгород, где скончался в 1616 году. Тело его положено было в церкви Похвалы Божией Матери, возле которой находился дом его, но оттуда перенесено, по велению Царя Алексея Михайловича, в Нижегородскую Приображенский Собор, где покоится вместе с прахом бывших Князей Нижегородских.

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы
Ныне это Храм Похвалы Пресвятой Богородицы (Заломова, 21А)

В древности она располагалась на окраине города. Это одна из древнейших церквей в Нижнем Новгороде. Первоначальный храм был деревянный и он неоднократно горел. 25 июня 1715 произошел большой городской пожар, при котором до тла храм сгорел, со всей утварью.

29 октября 1737 началась закладку уже каменного храма. Лишь спустя 12 лет и в ноябре 1749 года был освящен.

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы

Петр Великий, отправляясь в поход в Персию и отслужил Литургию в Нижегородском Приображенском соборе, по окончании оной приказал указать себе место, где погребен Минин, и подошел к оному, поклонился до земли его праху, сказав: “на сем месте погребен освободитель и избавитель России”.

Белокаменная церковь
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы
Вход в белокаменную церковь
Вход в белокаменную церковь и колокольня
Белокаменная церковь

Александр I, желая воздать должную дань памяти и подвигам Минина и Пожарского, повелел воздвигнуть в честь их памятник. Сие произведение знаменитого нашего художника Г. Маршома украшает с 1818 года Первопрестольный город России, с него и взято помещенное здесь изображение бессмертного Минина.

П.С. Первоисточник текста я не смог найти, но есть сканированный вариант. Нашел в одной из соцсетей, но там уж точно не первоисточник.

Предание о Козьме Минине - старый документ
Предание о Козьме Минине - старый документ
Предание о Козьме Минине - старый документ
Предание о Козьме Минине - старый документ

UPD 26.11.2021

Дата рождения неизвестна. Лишь на косвенных упоминаниях его жены Татьяны Семеновны, а потом вдовы, и упоминания их общего сына Нефёда Мефодия. Предположительное время рождения Кузьмы Минина это 1570-е - начало 1580-х.

Кстати многие полагают что Минин это фамилия, но на самом деле это отчество. Оно образовано от имени Мина.

Монашеские имена родителей Кузьмы это Мисаил и Домника. Данные о них есть в синодиках нижегородских монастырей. В синодике Печерского Вознесенского монастыря, указывается, что Мисаил и Домника принадлежат к роду нижегородца Кузьмы Минина. Эти документальные свидетельства сразу отсекают популярную версию его балахнинского происхождения.

Кузьма Минин женился примерно в 1600 году и женой стала Татьяна Семеновна, и по некоторым данным у них в 1601 году родился единственный сын Нефед (производному имени Мефодий).

Комментариев нет:

Отправить комментарий