Произведение Фрэнка Герберта "Дюна" оказалась не просто научно-фантастической книгой, а исследованием политических, экономических и экологических проблем современного мира. Она затрагивает современные проблемы и прогнозирует поведения сообществ.
Конфликт из-за ресурсов
В основе произведения борьба за контроль над важнейшим природным ресурсом "спайс", которая используется для навигационных систем космических кораблей. Это аналогия на нефтяные ресурсы, которые в наше время используют автомобили, корабли и самолеты... Нефть — основа современной цивилизации.
Так же как в Дюне, государства на планете борются за этот ресурс самыми разнообразными способами: войны, сделки, организация революций...
И сейчас очень многие страны, что по воле судьбы, были наделены залежами нефти и газа, можно считать пострадавшими, они зависимы от этого ресурсного проклятия, устойчивая зависимость от экспорта углеводородов идет в ущерб развитию диверсифицированной экономической деятельности. Как результат они сильно зависят от цен на них.
Восстание коренных жителей
Еще одним важным аспектом Дюны является изображение коренных жителей Арракиса — фрименов, которые напоминают кочевые племена Ближнего Востока и Северной Африки. Уникальная культура которых, помогает справиться с суровой окружающей средой.
Эта концепция напоминает сопротивление местных повстанцев против лучше вооруженных иностранных оккупантов. Примером может послужить американцы и войны в Афганистане, Ираке, Вьетнаме. Или Британская империя и Афганистан, Судан. Менее технологически развитые коренные сообщества лучше знают местность, традиции и обычаи, что значительно помогает в борьбе.
Пол Атрейдес, Спаситель?
В романе фримены оказывают сопротивление, но существенно повлиять на добычу ресурсов не могут. Им помогает Пол Атрейдис — посторонний, обладающий выдающимися лидерским способностями.
Вполне возможно, что персонаж вдохновлен реальной фигурой Томас Эдвард Лоуренс (или Лоуренс Аравийский) - британский офицер, назначенный во время Первой мировой войны для связи с арабскими националистами под руководством принца Фейсала, сражавшегося против Османской империи. Лоуренс стал лидером арабского восстания против османов.
Джихад и религиозные страсти
Религиозные темы Дюны отражают ссылки на авраамические религии (христианство, ислам и иудаизм) и слова, заимствованные или модифицированные из арабского, персидского и турецкого языков:
- Песчаных червей называют Шаи-Хулуд (Shai Hulud), что в переводе с арабского означает «Владыка вечности»;
- Женщины-фримены носят абас, как настоящие абайи;
- Элита Пола «войны-смертники» носят имя федайкин, что напоминает арабское "фидаинов" ("человек, жертвующий собой во имя веры, идеи").
Герберт объяснил, что он хотел вызвать преемственность религий и культур Земли в своем далеком будущем. В целом он рассматривал религию как инструмент, используемый правящей элитой для манипулирования населением. В Дюне религия, "вооруженная оружием", оказывается неконтролируемой и очень разрушительной.
Любопытно, что работа Герберта предшествует современному религиозно мотивированному терроризму, но он, безусловно, может ссылаться на более ранние движения, вызванные религиозными страстями к военной победе, такие как захват Иерусалима христианскими крестоносцами в 1099 году и геноцид его еврейского и мусульманского гражданского населения, или поражение британских войск в Судане святыми воинами мессианского Мухаммеда Ахмада.
Однако на момент написания "Дюны" ислам, казалось, находился в упадке своего политического влияния из-за преобладания модернистских светских националистических правительств на Ближнем Востоке, Азии и правящих элит, ориентированных на западную культуру.
Но тема Герберта оказалась пророческой: вместо того, чтобы быть сметенным модернистскими силами, в 1970-е годы политический ислам превратился в мощную силу по всему миру, что проявилось в иранской революции, осаде Большой мечети в Саудовской Аравии и использовании исламистского движения Пакистана и ЦРУ по дестабилизации Афганистана. Таким образом, движения, подпитываемые религиозной страстью, продолжают неизгладимо формировать наш высокотехнологичный мир и сегодня.
Экология
"Дюна" также была одним из первых произведений научной фантастики, в которых были серьезно включены экологические идеи, такие как представления, что существующие экосистемы могут измениться в результате деятельности человека в пользу или в ущерб местным жителям.
Герберт сосредоточился на том, как культура "свободных" формируется вокруг борьбы с нехваткой воды, от дистикомбов, которые сохраняют влагу тела, чтобы использовать воду в качестве валюты. Персонаж-эколог Льет-Кайнз остро осознает, что хрупкое экологическое равновесие Арракиса может быть нарушено чрезмерной эксплуатацией, в то время как местные тайно делают ставку на проекты терраформирование, призванные сделать Арракис зеленым!
К сожалению, некоторые из экологических проблем Арракиса становятся реальностью на Земле. Опустынивание неумолимо расширяет пустыню Сахара, в результате чего дефицит ресурсов способствует усилению вооруженного конфликта в регионе. Глобальное потепление привело к беспрецедентным по размеру и разрушительным последствиям ураганов и лесных пожаров в засушливых регионах. Военные исследования США пришли к выводу, что наводнения, вызванные глобальным потеплением, могут «поставить под угрозу или исключить запасы пресной воды во многих частях мира» и привести к краху энергетической инфраструктуры США.
Хотя некоторые аспекты классического произведения устарели, Дюна по-прежнему изобилует массой амбициозных идей, которые помогают взглянуть на наш мир со стороны.
Дополнительно
Интересное наблюдение нашлось в сети, главный злодей фильма Барон Владимир Харконнен (Vladimir Harkonnen) - это старый изможденный старик, находящийся на постоянном лечении, а во втором эпизоде так вообще живущий по сути в ванной с жидкостью, похожей на нефть.
Владимир в ванной с нефтью |
P.s. Иллюстрации Marc Simonetti, преобразованы в стиль "комикс".
Комментариев нет:
Отправить комментарий