30 июля 2023 г.

Абрамов городок. Предшественник Нижнего Новгорода?

Нет никаких археологических свидетельств в пользу того что на месте Нижнего Новгорода до 1221 года Мордва обитала, более того последние археологические исследования выявляют места расселения мордвы и они далеки от высоких берегов крупных рек Оки и Волги.

Ближайшей ареал обитания мордвы это к югу от Нижнего Новгорода где-то на расстоянии 60 - 80 километров и следующий реал где-то в 120 - 150 километров на юг и далее.

Так же, нет достоверных, до монгольского времени, данных о проживании мордвы на месте будущего Нижнего Новгорода.

В письменных источниках нет упоминаний мордвы на месте нынешнего Нижнего Новгорода, кроме Нижегородского летописца XVII века, составлен анонимным автором (возможно, из церковнослужителей).

Упоминания там обильны и конечно возникает вопрос если источники XII - XIV веков не заметили или не вспомнили о мордве, которая проживала на рубеже XII - XIII веков на месте Нижнего Новгорода, то можем ли мы доверять Нижегородскому летописцу, который вдруг как бы из ниоткуда докладывает о проживании мордвы? XVII век это 400 лет после основания Нижнего Новгород.

Первая запись в Нижегородском летописце (в "шестыя тысящи лет"), где упоминается территория, где в будущем будет основан Нижний Новгород:

а владели землей погане, мордва

Тут же в этой записи указывается

Великий Князь Юрий Всеволодович заложил град на устье Оки реки и нарече имя ему Новград Нижний.

Датировка лето 6720 (1212) год, напоминаю, что дата основания Нижнего Новгорода 1221.

Следующая запись, это 1227 год, т.е. 15 спустя после основания Нижнего Новгорода. Сообщается, что князь Георгий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода

и поганую мордву отогнал и жилище их и зимницы разорил

Далее следует:

а Константин Юрьевич повелел русским людям селиться по Оке по Волге и по Суздаль реках и на мордовских селищах, кто где похочет

Константин Юрьевич — это вымышленный князь подается как сын Юрия Всеволодовича (Георгия Всеволодовича).

Получается, что первоначально на месте Нижнего Новгорода проживала мордва, но выгнана она была лишь спустя 15 лет после основания Нижнего Новгорода. Затем началось расселение славянского населения по Волге, Оке и Кудьме.

Тут возникает вопрос, а сколько правды в Нижегородском летописце? Был ли источник информации или это чистая фантазия? Ключом здесь является фраза и поганую моду отогнал и жилище зимницы их разорил.

В реальности встречаются такие же сведения в других летописях после рассказа о пьянском побоище (ордынское войско вел мордовский князь Алабуга). После сражения на Пьяне нижегородцы совершают карательный поход в составе нижегородской и московской рати. Тогда очень жестоко обошлись с мордвой и вот как это отмечено в Семеновской (конец XV века) и Рогожской летописях (середина XV века):

И они же шедше взяша землю Мордовскую и повоеваша всю и села ихъ и погосты ихъ и зимницы пограбиша, а самих посъкоша, а жены и дети ихъ полониша, и мало техъ кто избыл отъ руку ихъ, и все. землю ихъ путу сотвориша и множетсво живых полонивше и приведоша иъ в Новгород и казниша ихъ канию сметрною, травиша ихъ псы на леду на Волге.

Эта фраза встречается в Нижегородском летописце, т.е. автор прямо заимствует эту фразу, в контексте событий вокруг основания Нижнего Новгорода. Получается факт обитания мордвы на месте Нижнего Новгорода ставится под вопрос.

Первые упоминания Абрамова городка

Впервые Абрамов городок появляется в "Краткий очерк и описание Нижнего Новгород" за 1857 год у Николая Ивановича Храмцовского (1818 - 1890 гг.)

Мордвин Абрам или Ибрагим, вышедший из-за реки Кудьма, поселился при впадении Оки в Волгу на Дятловых горах, покрытых тогда дремучим лесом. У него было четырнадцать сыновей и три дочери, для них он построил семнадцать домов, на том месте где ныне находится архиерейский дом.

Колония эта названа Абрамовым или Ибрагимовым городком, а сам Ибрагим будто-бы выбран от всех мордовских племен 0 чем-то вроде правителя.

Когда Абрам заслышал о движении войск суздальских, муромских и рязанских, то принял решение укреплять свой город, в котором всех жителей было до пятисот человек и обнес его тыном, валами и рвами. Укрепление это обхватывало все пространство от коровьево взвоза, или ныне домов купцов Коптева и Везломцева (находящихся не вдалеке от Английского сада), до нынешнего Лыковскаго съезда, а с востока на запад — от Ковалихинского ручья до р. Почайны.

Мстислав явился под Абрамовым городком с четырнадцати тысячами войнов и не хотели проливать напрасно крови, а желая только покорности Мордвы и приобретения земель их, вступили с Абрамом в переговоры, предлагая ему удалиться с Дятловых гор и признать над племенами мордовскими владычество Князя Суздальского.

Абрам отвечал, что так как он не прирожденный владыка народа мордовского, а только выбранный правитель, то не может на себя ни каких условий брать без согласия всего народа, почему и просит дать ему четыре года для сножений с иными племенами мордовскими.

Мстислав дал ему срок, для объявления решительного ответа вместо четырех лет, четыре дня.

Хитрый старик умел воспользоваться и этими коротким временем: через тайные ворота свои он послал гонцов в ближайшие мордовские сельбища, требуя скорейшей помощи. В две следующие ночи вочшло в укрепление, через тайные ворота более 5000 человек Мордвы, и прежде истечения срока данного Мстиславом для ответа, Абрам велел открыть южные ворота и внезапно ударить на войска великокняжеские.

Но эта отчаянная решимость не принесла Мордве ни какой пользы. Абрам пал в битве со всеми своими сподвижниками, городок был разграблен и сожжен, и оставшиеся в нем жители были перебиты.

Мстислав здесь оставил тысячу человек, конных ратников, заповедал им жить около Абрамова городища, а отнюдь не в самом городище, а почему так приказал легенда не объясняет.

Между тем Мордва, узнав о гибели Абрама и его сподвижников, взволновалась и замыслила мщение: суздальцы поселившиеся у Абрамова городища, были обречены на смерть, шесть тысяч человек Мордвы двинулись на них с тем, чтобы зделать внезапное нападение.

Но суздальцы, жившие у Абрамова городища около года, имели также и друзей между ближайшей Мордвой, и эти друзья уведомили суздальцев о предстоящей опасности.

Войны княжеские, видя, что только отчаянная храбрость может спасти их от гибели, решились предупредить Мордву, сели на коней и бросились на встречу неприятелю, что вшестеро сильнее.

В 10 верстах от Нижнего, на нынешнем рязанском тракте, около того места, где ныне стоит деревня Новая, они встретили пешую Мордву, ударили на нее, пробились через смятение без потерь и поскакали березопольем к Боголюбову.

Мордва преследовала их, но будучи плохо вооружена и без коней, не посмела напасть на них.

Храмцовский сразу предупреждает, что это легенда, недоумевает над некоторыми аспектами (Почему русские не остались жить на месте разоренного Абрамова городка? Расположение не в пример выгоднее, оттуда очевидно лучше наблюдать за движением судов на Оке и на Волге), видит несоответствие между историческими фактами, однако не сомневается, что на месте будущего Нижнего Новгорода был город.

А далее по цепочке, почти без изменений легенда повлияла на Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) (1818 - 1883 гг.), который в ученых записках пытался объяснить легенду об Абрамовом городке в "Очерки мордвы" (1867 год — первая публикация в "Русский вестник"):

Из-за Кудьмы-реки мордвин Абрамка пришел на устье Оки, и поселился на дятловых горах, поросших дремучим лесом. Было у него четырнадцать сыновей и три дочери, и построил Абрамка семнадцать домов, тамъ, указывает местный рассказ, где находится теперь архиерейский дом. Абрамка был панком, то-есть правителем соседней Мордвы (Терюхань). Это мордовское селение называлось "Абрамовым".

Когда русские стали готовиться к первому походу на Мордву, Абрамка укрепил свой городок, обнес его тыном и валами, в нем тогда было до пятисот человек.

Русские подошли к Абрамову городку в числе четырнадцать тысяч и стали переговариваться с Абрамкой "Уйди ты от устья Оки и давай князю нашему дань". - Я не князь мордовский, а только выбранный "панок", — отвечал Абрамка, — меня Мордва не послушает, а вот соберу весь мордовский народ, поговорю с ними и уговорю Мордву покориться русскому князю, только дай мне сроку четыре года. - "Не дам тебе четыре года" отвечал русский "мурза", — "а даю сроку четыре дня". Абрамка согласился, оповестить ближайшую Мордву, и в две ночи через Тайницкие ворота набралось в его городок пять тысяч Мордвы. На четвертый день установленного срока, Абрамка велел раскопать засыпанные землей ворота, и ударила Мордва на русскую рать. Но русские одолели, завладели городком, сожгли его, разграбили, а жителей, которых побили, которых на полон взяли. Сам Абрамка был убит.

Поставили Русские свой городок не на том месте, где было Абрамово городище, а выше по течению Оки, на месте, которое приходится теперь супротив ярмарочного моста.

Модва узнав, о гибели панка Абрамки, и что город его и устье Оки занято русскими, заволновалось, и шесть тысяч мордовских ратников собрались отомстить за смерть своего "панка" и выгнать Русских изъ земели совей. Русских тогда было только тысяча человек. Узнав о приближении Мордвы, они вышли навстречу и бились с нею около деревни Нововй, иначе Щербинка, пробились через мордовские полчища, и через Безполье уехали во Владимир. Русские были на конях, а Мордва пешая, оттого она и не могла достичь бежавших Русских.

Узнав объ этом, русский великий князь самъ двинулся на Мордву, и, завладев ихъ прибрежными местами, основал Нижний Новгород.

Краткое описание легенды Абрамова городка

Из-за Кудьмы реки приходит мордвин Абрамка и селится на устье Оки на дятловых горах. От главы семейства и идет название городка Абрамово.

Павел Иванович Мельников спозиционировал городок на месте, где ранее стоял Архиерейский дом (ныне консерватория им. Глинки и парк им. Свердлова). Затем приходит русский князь, имя его неизвестно, которой наносит поражение Абрамки и разоряет его поселение.

Князь повелевает дружине поселились не на месте разрушенного Абрамова разоренного городка, а вверх по Оке за Благовещенским монастырем.

Вся окрестная Мордва двинулась на непрошеных гостей и у деревни Щербинка, в которой мы угадываем нынешний микрорайон Щербинка, Мордве был дан бой, после которого русские оставили свой град вверх по Оке и бежали во Владимир. Позднее пришел Владимирский князь и основал Нижний Новгород.

Нетрудно заметить, что этот рассказ объединил и вроде бы даже объяснил два сюжета нижегородского летописца: обитание мордвы на месте будущего Нижнего Новгорода, предшествующий Нижнему Новгороду русский городок вверх по Оке и почему дата основания Нижнего Новгорода ведется не с даты основания городка вверх по Оке.

Ответ на второй вопрос: городок был брошен, а Нижний Новгород основан во второе пришествие Владимирским князем.

Несоответствия в легенде

Так двумя работами видных краеведов легенда об Абрамовом городке закрепляется.

Но нам нужно добраться до первоисточника слуха. Впервые эта легенда появляется в одном очерков серии Павла Ивановича Мельникова, посвященных истории культуры Мордвы. Эти очерки он писал и публиковал в нижегородской, симбирской и московской периодики в начале 1850-х годов. Затем Павел Иванович Мельников в 1867 году составил из них книгу «Очерки Мордвы», которые потом тиражируются.

В старописных записях упоминаний о каком либо городе на Дятловых горах нет, либо они не сохранились.

Храмцовский же признал позднее, что легенду услышал от одного любителя старины и владельца множества старинных книг. Имя этого любителя старины неизвестно, но есть подозрения, что это был Мельников-Печерский, он как раз собирал старопечатные документы.

Однако легенды у авторов отличаются. Мельников-Печерский публикует свою легенду в контексте похода некоего князя и сына Андрея Боголюбского на булгар зимой 1171 – 1172 годов. Только у Храмцовского безымянный князь стал Мстиславом Андреевичем (сын Андрея Боголюбского — дата смерти 1171 - 1172).

У Храмцовского помимо имени Абрам проскальзывает Ибрагим. Имя Абрам довольно странное для языческого мордовского имени. В некоторых местах вместо Абрама появляется Ибрагим, что более характерно для исламской волжской Булгарии. Но мы имеем дело именно с Мордвой, а она была языческой.

Да и Абрамов городок на самом деле был совсем не городок. Если его очертить в улицах современного Нижнего Новгорода, то это уже получается город, обнесенный тыном (деревянный частокол), валами и рвами.

Только представьте: от Верхне-Волжской набережной по улице Пискунова до пересечения с улицей Варварской, затем шел поворот на кромку Ковалихинского ручья и далее устремлялись по гребню нынешней площади Горького, после чего сворачивали на Малую Покровскую улицу (улицу Воробьева) и спускалась по краю Почаинского оврага до Лыковой дамбы и затем шла по Зеленскому съезду.

Представили объем земляных работ и фортификационных работ? И это все сделали 500 мордвин.

Храмцовский недоумевал, а почему князь Мстислав оставил ратников жить не в разоренном Абрамовом (Ибрагимовом) городище, хотя рядом были все условия. И в этом и был ключ к разгадке мистификации.

Разгадка легенды

В 1164 году Андрей Боголюбский совершил свой знаменитый поход на булгар, в ходе которого был взят град Бряхимов. Приставим букву «И» к названию город Бряхимов и мы получим город иБряхимов ли Ибрагимов, которые можно в свою очередь считать искаженным производным восточно-исламского имени Ибрагим, в свою очередь, является производным ветхозаветного имени Авраам в адаптивной форме Абрам. Вот здесь все смыкается и тогда уже не надо объяснять, как мордва могла получить имя Авраам или Абрамка.

В XIX веке никто, в том числе и Храмцовский, не знал, что славный город Брехимов, взятый под знаком иконы Владимирской Богородицы Андреем Боголюбским находился в районе предкамья, по другим данным в районе современного Васильсурска.

И тут все складывается. В исторических источниках нет сведений о каком-либо поселении, предшественнике Нижнего Новгороде, есть только в Нижегородском летописце. Есть легенда Мельникова-Печрерского, которая была модифицирована Храмцовским. Но из-за множественных несовпадений, легенда разрушается сама.

Мордва на здешних территориях

Следов пребывания Мордвы на территории современного Нижнего Новгорода археологи, на данный момент, не обнаружили. Ближайшая точка, где нашли следы пребывания мордвы, это село Федяково (где ныне Мега стоит).

Фрагмент старой карты с ареалами проживания народов
La Russie blanche ou moscovie
1693 год
Источник

Особенностью проживания мордвы, заключалось в том, что зимой они жили в зимницах, а в теплый период вполне могли выходить и на берега крупных рек, такие как Ока и Волга. Т.е. технически они могли побывать на территории Нижегородского кремля, но следов проживания не обнаружено.

Важно отметить, что Мордва редко нападала на нижегородцев, лишь единожды в 1229 году Пургаз, как князь, собрал рать для борьбы с русскими княжествами и двинул на Нижний Новгород, пожег посад, но город не взял. Во всех остальных случаях именно русские войска нападали на поселения Мордвы.

Наличие форпоста на устье Оки, важно для экспансии на Волжскую Булгарию. Ставить Мордве здесь крепость не имело смысла. К тому же поставить укрепление недостаточно, важно иметь логистические связи и сила. Мордва, к слову сказать, была союзником с Волжской Булгарией.

Чтобы содержать крепость, нужна поддержка. Если мы говорим о крепости Мордвы или Волжской Булгарии, то ближайшие крупные населенные пункты, откуда может прийти подмога, слишком далеко. А у русских это Городец и Гороховец, достаточно близко.

Для информации: скорость распространения информации в средние века это примерно 20 км/ч, т.е. скорость лошади.

Одним словом, город на месте Нижнего Новгорода не мог появиться раньше, чем появился Городец или Гороховец, если мы говорим про русское поселение. А если говорить про мордовское или булгарское, то его тут быть не могло, потому как "опоры" нет.

Еще один аспект. В те времена это были территории "вне закона", случайно проплывавший караван торговцем мог бы стать источником угрозы для достаточно слабого поселения. Желание пограбить слабого наблюдалось всегда и везде.

В середине XX века крупный исследователь мордовских древностей в истории Мордвы Иван Дмитриевич Воронин, публиковал в научно-исследовательских статьях, что Мордва никогда не жила и не выходила на берега крупных рек, они предпочитали притоки, чтобы не попасть под удар.

Еще один аспект. До монгольского нашествия (1237 - 1242 гг.) на территории Мордвы проживало довольно много, совсем разных культур, которые с мордвой ни как не соотносятся. Но после 1480, т.е. после окончания монгольского ига, преобладающей культурой стала именно мордовская, которая окончательно сформировалась к XVI - XVII векам.

В XX веке Мордва совсем размывается, в эпоху СССР активно распространяется русский язык, который со временем замещает мокшанский и эрзянский. Уклад и обычаи тоже в значительной степени утрачиваются. Это уже другая Мордва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий