2 мая 2024 г.

Припрятанные жилые здания среди промзоны (Нижний Новгород)

г. Нижний Новгород
Канавинский район

За ОАО "ГЗАС имени А. С. Попова", чуть в стороне припрятались парочка необычных зданий. Вокруг промзона и среди этой территории вдруг стоят три жилых здания, одно из которых обладает даже некоторым декором.

улица Интернациональная, 102 (год постройки 1935)

Многоквартирный дом в лучах утреннего солнца
Голуби в полудреме на газовой трубе
Старый многоквартирный дом в лучах утреннего солнца
Подъезды освещаются естественным образом, за счет сплошного остекления
Декор в виде колонн на торце жилого здания
С торца некоторый декор
Фасад многоквартирного здания с декором
Вероятно здание построено для администрации местного завода, но об этом позднее

улица Интернациональная, 104 (1932 год постройки)

Одноэтажное деревянное здание
Вероятно это здание как отголосок поселка Кавказ
Деревянное крыльцо старого деревянного дома
Вход в подъезд старого деревянного дома
Дом на две квартиры

улица Интернациональная, 106 (1936 год постройки)

Старый двухэтажный жилой дом
Еще один артефакт из далекого прошлого, но все еще эксплуатируемый
Старый, пошарпанный жилой дом
В таких местах совершенно не ожидаешь увидеть жилые дома
Кирпичный пристрой у жилого здания
Здание уже, судя по всему, разрушалось
Старое, пошарпанное жилое здание
И тут люди живут
Открытая дверь у старого жилого здания
Лестница в пошарпанном подъезде
Лестница в пошарпанном подъезде
Лавочка и столик на пустыре

В 1822 году на месте ОАО "ГЗАС имени А.С. Попова" Григорий Михайлович Рукавишников (основатель династии Рукавишниковых) строит "стальной завод". Завод занимается выпуском различных кованных изделий, которые продает на Железном ряду Нижегородской ярмарки, что совсем недалеко.

Перед Первой Мировой Войной (1914 - 1918) завод покупает рижский купец Мендель Трубек, он модернизирует оборудование завода за счет эвакуированного рижского завода "Молот" в 1915 году. Завод в целом выпускает ту же продукцию, но и начинает выполнять государственные заказы: детали для артиллерии и различную военную оснастку.

После революции завод национализируют и перепрофилируют под выпуск гражданской продукции, в основном сельскохозяйственного назначения. В период 1920 - 1923 годов ряд соседних заводов (Волга-Ока, Пролетарий) и "Молот" объединяют в одно предприятие и переименовывают в "Красный молот". В 1927 году завод еще расширяют и присоединяют к нему "Красный плуг" и "Ремвоздух".

Старая фотография рабочих на заводе
На территории завода "Молот" в Канавино
1920 год
В.М. Молотов среди участников первомайского субботника по закладке крупного завода сельскохозяйственных орудий на территории завода "Молот" в Канавино.
Точка условно!

31 мая 1929 года СССР и компания Ford подписывают договор об оказании помощи в постройки автомобильного завода в Нижнем Новгороде и покупке продукции компании Ford. Страна встает на путь ускоренной индустриализации.

Под продукцией компании Ford подразумевается закупка 74 тысяч машинокомплектов Ford-A и Ford-AA. Так как автомобильный завод планировалось ввести в строй лишь в 1931 году, то нужна была площадка где бы собирали эти машинокомплекты.

Заказы были крупными: в 1929 году 6 тысяч, в 1930 - 20 тысяч, в 1931 и 1932 - по 24 тысячи. Стало очевидным, что срочно необходимо организовать временный автосборочный цех, пока автозавод не введут в эксплуатацию.

Первая мысль была организовать такой завод в подмосковье, потому как Москва была бы одним из основным потребителем машин. Но подходящих площадок не было, а чтобы построить машиносборочный цех в чистом поле, требовалось время.

В июле 1929 года возникает идея приспособить некоторые пустующие площади завода "Красный Молот" (в какой-то момент стал называться "Гудок Октября"). Для этого необходимо переоборудовать площади, построить котельную и модернизировать трастформаторную, а для организации поставок автомобилей, на завод протянули железнодорожную ветку.

Завод неформально можно было разделить на две части: одна часть занималась, тем чем занималась до организации автосборочного цеха, и автосборочный цех, который попервой не имел своего названия. Лишь в начале 1930 года мастерские по сборке машинокомплектов получили название "Нижегородский автосборочный цех №1". Впоследствии Нижегородский автосборочный цех №1 стал совершенно независимым предприятием.

Нижегородский автосборочный цех №1 собирал автомобили до января 1932 года и этого же года цех переоборудовали как учебную базу для автомобильного завода. Название тоже сменилось на "Экспериментальный кузовной цех в составе ГАЗ им. В.М. Молотова". Через год завод становится филиалом ГАЗа и занимается сборкой автобусов ГАЗ-03-30 и мелкосерийных моделей.

Старая фотография машины на конвеере
Первый советский «Форд» сходит с конвейера первого автосборочного завода
1 февраля 1930 года
Старая фотография автобусов
ГАЗ-3 во дворе завода
1933 - 1937 гг.

После Великой Отечественной Войны в 1946, завод отделяется от ГАЗ и самостоятельно занимается сборкой автобусов, меняет название на "Горьковский автобусный завод". Именно в период 1932 по 1946 строятся здания, что мы видели ранее.

На спутниковом снимке от 1966 года, видно, что исследуемая территория занята, в основном, малоэтажной деревянной застройкой. Не исключено, что местные жители были работниками завода. Могу лишь предположить, что многоквартирные здания предназначались для менеджмента завода.

Прогуливаясь по старым микрорайон еще сталинских времен, можно обратить внимание на одну деталь. Дело в том, что вы никогда не увидите помпезные "сталинки" во всю глубину микрорайона. Это всегда декорированный фасад и здания в одну линию вдоль транспортной магистрали. Я подозреваю, что Интернациональная 102 построено как заграждение, закрывающее вид на малоэтажную деревянную застройку. Ну мало ли, мимо будут проезжать иностранцы.

Фрагмент спутникового снимка города
Спутниковый снимок от 1966 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий