Очень любопытный вопрос роль поволжских народов во время событий Смуты. Народы
играли разную роль, потому что их социальный статус был различен.
Мордва была в то время сельским населением дворцовым, то есть принадлежала
государству. Своих вооруженных отрядов сколько-нибудь заметных, мордва
нижегородская и арзамасская, по сути не имела. Это было сельское ополчение не
более того.
|
Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год Источник
|
И коль они были сельскими ополченцами, то они и действовали во время этих
событий соответствующе. Помимо этого погибать за чуждые интересы они не хотели
и их интересы в основном были экономические.
Второй этнос, который очень важен для судеб нашего края — это татары. В
отличие от мордвы татары были, в массе своей, служилые — это конница,
приближавшаяся по статусу к дворянству. Возглавляли их мурзы Чагадаевы и
Мустафины, которые получили статус князей после того, как приняли православие.
Общая численность служивых татар было порядка 200 человек, в основном они
находились в Арзамасе. И некоторое количество в алатырском уезде. Это была
серьезная сила, причем это профессиональные воины хорошо обученные и готовые
сражаться. И от их решения во многом зависели дальнейшие судьбы арзамасского и
алатырского уезда, в конечном счете даже может быть и Нижегородского края.
В 1612 году, когда ополчение Минина и Пожарского ушло под Москву,
воспользовавшись беззащитностью нашего региона сюда рванулась ногайская орда.
Заслоном Ногайской орды встали служивые татары. Бои произошли в районе
современного Краснооктябрьского района (Уразовка, Грибаново).
В этих оборонительных боях отряды, служилых татар арзамасских, умудрились
остановить ногайскую орду, измотать, разбить, захватить пленных, отбить,
захваченных в полон, арзамасцев. >Ногайцы больше не сунулись.
Благодаря этому обезопасили Арзамас и Нижний Новгород тоже. Это было очень
важно, потому что если бы Ногайская орда захватил Арзамас дальше дорога на
Нижний Новгород была бы свободна, и чем бы это кончилось, большой вопрос.
Чувашское население — это преимущественно пограничные уезды — Курмышский уезд,
Ядринский уезд и другие. Как и мордва, это преимущественно сельское население,
которое могло выставить ополчение, но не более того, гораздо более серьезной
силой были черемисы, то есть марийцы.
|
Некрещёные чуваши, костюм, хошпа и тохья. 1870 Источник
|
|
Семья луговых марийцев Царевококшайского уезда Казанской губернии.
Российская империя, начало XX века Источник
|
Это профессиональные войны очень хорошо подготовленные, готовые сражаться и
умеющие сражаться. Но в период Смуты, казанский край контролировался русскими
служилыми людьми и возглавлялся дьяком Никанором Шульгиным, который умудрился
уничтожить воеводу Богдана Бельского и захватил полноту власти.
Это шаткое равновесие между русскими служивыми и поволжскими народами в
казанском крае, с одной стороны лишила ополчения Минина и Пожарского, но с
другой стороны, обеспечивал нейтралитет казанцев.
И потом, когда судьба Московского государства, благодаря ополчение Минина и
Пожарского была решена, долгое время не знали, что делать с Николаем
Шульгиным. То ли судить за отказ дать войско на освобождение Москвы, толи
благодарить за то что не ударил в спину. В итоге его отправили на службу в сибирские города и предпочли не
вспоминать.
Служила иноземцы — это одна из самых интересных и загадочных тем. К сожалению,
сохранилось слишком мало источников о том, кто они и откуда. Основная масса
сосредоточена была в Нижнем Новгороде и нижегородском уезде. Совсем немного их
было в Арзамасе.
По национально-этническому составу арзамасские служивые иноземцы — это литвины
(Ружевские, Пановы). Один из них с очень интересным прозвищем Ян Богатый, им
было основано сельцо Яново, недалеко от современного Сергача и сохранилось до
сих пор.
А нижегородские служивые люди это потомки осколков ливонского рыцарства после
Ливонской войны, которую вел Иван Грозный. Тогда большое количество пленных
было захвачено и приведено на территорию Великороссии, Центральной России и
разместили их естественно подальше от прибалтийских границ, в Поволжье, где им
предоставили возможность хорошей, спокойной, оплачиваемой вооруженной
службы. Эти лифляндцы, ливонские немцы и литвины послужили основой служилых
иноземцев.
Служба здесь хорошо оплачивалась, они присягнули на верность московской
руси, т.е. это не были наемниками. А за достижения получали поместья. Их дети оставались в ранге служилых иноземцев,
если не принимали православия, а в случае принятия православия, они просто
входили в состав русских войск.
В окрестностях Нижнего Новгорода есть село Ляхово, его название указывает на
то, что там были помещены служивые ляхи, литвины, поляки, в том числе и
пленные поляки, которые перешли на службу Московскому государству.
По своей военной специализации это были конные воины. Им были предоставлены
права автономии, религиозной свободы и свободы совести. В Нижнем Новгороде
были немецкая и панская слободы, у них были свои командиры.
Глава немецких служивых иноземцев был в составе городового совета —
чрезвычайного органа управления, который был в Нижнем Новгороде в период
формирования ополчения. Они вошли в состав ополчения Минина и Пожарского и
сражались под Москвой.
В 1619 году на Русь вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича
Романова, Федор Никитич Романов. И был принят ряд указов, которые направлены
были на ликвидацию свобод вероисповедания. Служилым иноземцам предложили на
выбор, либо они принимают православие и тогда они получают целый ряд льгот,
либо они не принимают православие, тогда должны уехать.
Часть иноземцев предпочли уехать. Это была, конечно, ошибка, потому что
опытные войны понадобились вскоре при подготовке к Смоленской кампании. Их
потом снова приглашали на службу, давали им всевозможные льготы и даже с
какого-то момента начали вроде бы даже гарантировать свободу
исповедание.
Те, кто принял православие, они постепенно слились с русским населением, стали
русскими дворянами.