3 мая 2022 г.

Население Нижегородских Земель в годы Смуты

Очень любопытный вопрос роль поволжских народов во время событий Смуты. Народы играли разную роль, потому что их социальный статус был различен.

Мордва была в то время сельским населением дворцовым, то есть принадлежала государству. Своих вооруженных отрядов сколько-нибудь заметных, мордва нижегородская и арзамасская, по сути не имела. Это было сельское ополчение не более того.

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год - старая фотография
Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год
Источник

И коль они были сельскими ополченцами, то они и действовали во время этих событий соответствующе. Помимо этого погибать за чуждые интересы они не хотели и их интересы в основном были экономические.

Второй этнос, который очень важен для судеб нашего края — это татары. В отличие от мордвы татары были, в массе своей, служилые — это конница, приближавшаяся по статусу к дворянству. Возглавляли их мурзы Чагадаевы и Мустафины, которые получили статус князей после того, как приняли православие.

Всадник-лучник сидя на коне целится
Источник

Общая численность служивых татар было порядка 200 человек, в основном они находились в Арзамасе. И некоторое количество в алатырском уезде. Это была серьезная сила, причем это профессиональные воины хорошо обученные и готовые сражаться. И от их решения во многом зависели дальнейшие судьбы арзамасского и алатырского уезда, в конечном счете даже может быть и Нижегородского края.

В 1612 году, когда ополчение Минина и Пожарского ушло под Москву, воспользовавшись беззащитностью нашего региона сюда рванулась ногайская орда. Заслоном Ногайской орды встали служивые татары. Бои произошли в районе современного Краснооктябрьского района (Уразовка, Грибаново).

В этих оборонительных боях отряды, служилых татар арзамасских, умудрились остановить ногайскую орду, измотать, разбить, захватить пленных, отбить, захваченных в полон, арзамасцев. >Ногайцы больше не сунулись.

Благодаря этому обезопасили Арзамас и Нижний Новгород тоже. Это было очень важно, потому что если бы Ногайская орда захватил Арзамас дальше дорога на Нижний Новгород была бы свободна, и чем бы это кончилось, большой вопрос.

Чувашское население — это преимущественно пограничные уезды — Курмышский уезд, Ядринский уезд и другие. Как и мордва, это преимущественно сельское население, которое могло выставить ополчение, но не более того, гораздо более серьезной силой были черемисы, то есть марийцы.

Чуваши - старая фотография
Некрещёные чуваши, костюм, хошпа и тохья. 1870
Источник
Марийцы - старая фотография
Семья луговых марийцев Царевококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века
Источник

Это профессиональные войны очень хорошо подготовленные, готовые сражаться и умеющие сражаться. Но в период Смуты, казанский край контролировался русскими служилыми людьми и возглавлялся дьяком Никанором Шульгиным, который умудрился уничтожить воеводу Богдана Бельского и захватил полноту власти.

Это шаткое равновесие между русскими служивыми и поволжскими народами в казанском крае, с одной стороны лишила ополчения Минина и Пожарского, но с другой стороны, обеспечивал нейтралитет казанцев.

И потом, когда судьба Московского государства, благодаря ополчение Минина и Пожарского была решена, долгое время не знали, что делать с Николаем Шульгиным. То ли судить за отказ дать войско на освобождение Москвы, толи благодарить за то что не ударил в спину. В итоге его отправили на службу в сибирские города и предпочли не вспоминать.

Служила иноземцы — это одна из самых интересных и загадочных тем. К сожалению, сохранилось слишком мало источников о том, кто они и откуда. Основная масса сосредоточена была в Нижнем Новгороде и нижегородском уезде. Совсем немного их было в Арзамасе.

По национально-этническому составу арзамасские служивые иноземцы — это литвины (Ружевские, Пановы). Один из них с очень интересным прозвищем Ян Богатый, им было основано сельцо Яново, недалеко от современного Сергача и сохранилось до сих пор.

А нижегородские служивые люди это потомки осколков ливонского рыцарства после Ливонской войны, которую вел Иван Грозный. Тогда большое количество пленных было захвачено и приведено на территорию Великороссии, Центральной России и разместили их естественно подальше от прибалтийских границ, в Поволжье, где им предоставили возможность хорошей, спокойной, оплачиваемой вооруженной службы. Эти лифляндцы, ливонские немцы и литвины послужили основой служилых иноземцев.

Служба здесь хорошо оплачивалась, они присягнули на верность московской руси, т.е. это не были наемниками. А за достижения получали поместья. Их дети оставались в ранге служилых иноземцев, если не принимали православия, а в случае принятия православия, они просто входили в состав русских войск.

В окрестностях Нижнего Новгорода есть село Ляхово, его название указывает на то, что там были помещены служивые ляхи, литвины, поляки, в том числе и пленные поляки, которые перешли на службу Московскому государству.

По своей военной специализации это были конные воины. Им были предоставлены права автономии, религиозной свободы и свободы совести. В Нижнем Новгороде были немецкая и панская слободы, у них были свои командиры.

Глава немецких служивых иноземцев был в составе городового совета — чрезвычайного органа управления, который был в Нижнем Новгороде в период формирования ополчения. Они вошли в состав ополчения Минина и Пожарского и сражались под Москвой.

В 1619 году на Русь вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича Романова, Федор Никитич Романов. И был принят ряд указов, которые направлены были на ликвидацию свобод вероисповедания. Служилым иноземцам предложили на выбор, либо они принимают православие и тогда они получают целый ряд льгот, либо они не принимают православие, тогда должны уехать.

Часть иноземцев предпочли уехать. Это была, конечно, ошибка, потому что опытные войны понадобились вскоре при подготовке к Смоленской кампании. Их потом снова приглашали на службу, давали им всевозможные льготы и даже с какого-то момента начали вроде бы даже гарантировать свободу исповедание.

Те, кто принял православие, они постепенно слились с русским населением, стали русскими дворянами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий