г. Нижний Новгород
улица Октябрьской Революции, 23А
В свое время Детская Железная Дорога (ДЖД) у нас было самое длинное в России, при том что ее построили за 5,5 месяцев.
Вокзал станции "Родина" |
Архитектор Александр Александрович Яковлев – автор первого дома по улице Минина, нескольких домов по Верхне-Волжской набережной, в том числе института травматологии, чернопрудского небоскреба…
Проект станции Родина ДЖД |
- «К числу лучших работ Александра Александровича следует отнести и здание станции «Родина» детской железной дороги. Здесь перед архитектором стояла задача – с одной стороны найти какие-то оригинальные формы здания с учётом того, что здание строится для детей. А с другой стороны, надо было «войти в ансамбль, не «перекрикивая» рядом стоящего Дворца культуры им. В.И.Ленина. А.А.Яковлев хорошо справился с этой задачей. Цилиндрическая часть здания станции с изящными классическими деталями и с фигурами пионеров в верхней части привлекает к себе внимание и интересным объёмным решением, и тщательной прорисовкой деталей. В целом же здание носит всё же подчинённый характер в общем ансамбле площади.» Источник: в статье Л.А.Нифонтова «От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому»
Вокзал станции "Родина" |
Полное название "Малая Горьковская ж.д. имени М.Горького"
Дата открытия: 8 ноября 1939 года
Полная длина путей: 11,2 км
Длина главного пути: 9,1 км
3 станции: Родина (у парка имени 1-го мая), Пушкинская (пересечение Лесной и Дьяконова), Счастливая (Автозаводский Дворец Бракосочетания, арх. Борис Михайлович Анисимов), платформа Маяковская (в районе бульвара Заречный)
Подвижной состав: 2 паровоза серии 63/65, 1 паровоз Кп-4-430
СЦБ и связь: электрожезловая система, телефонная, телеграфная связь
Сооружения: мост через речку Ржавку (14 метров), поворотный круг на станции Родина, разворотный треугольник на станцию Счастливая
Первый состав на станции Родина 8 ноября 1939 года |
Горьковский Обком ВКП(б) 13 мая 1939 года принял решение о строительстве детской железной дороги. 15 мая был назначен председатель стройки А.И. Шахурин. Срок окончания строительства обозначили 1 октября 1939 года.
Строительство началось 30 мая 1939 года, в строительстве принимало участие более 36 тысяч человек по методу комсомольских субботников - это добровольный труд работников предприятия/ий в интересах самого предприятия, при этом экономя на заработной плате. Такие субботники служили своего рода методом коммунистического воспитания населения.
Первый комсомольский субботник был организован в ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортирововчная, где работники ремонтировали паровозы. Результат был настолько впечатляющим, что подобные мероприятия стали практиковать каждую субботу.
При строительстве Горьковской ДЖД принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень.
На крыше стоят статуи детей в ролях работников железной дороги |
ДЖД была оснащена самыми передовыми средствами связи и сигнализации: телефонная связь, телеграфная, телетайпная. Было свое депо со смотровой канавой и свои ремонтные мастерские, которым даже присвоили имя Чкалова.
Горьковское военное депо подготовило 12 вагонов и завод Красное Сормово подготовило два паровоза тип 63 и 65. Обтекаемая форма напоминала паровоз «Иосиф Сталин», но на ДЖД они получили названия ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович).
ДЖД работала круглогодично по 10 часов в сутки. Изначально длинна линии 9,1 км до станции Счастливая. Многие жители города даже иногда пользовались ДЖД как общественным транспортом (трамвайные линии были перегружены). За первый год ДЖД перевезла около 100 тысяч жителей Горького, за что кстати ее критиковали за эксплуатация детского труда.
В 1941 году финансирование дороги прекратилось и здесь готовили кадры для фронта. 25 августа 1944 года начальник Горьковской железной дороги издал указ №523/43 о восстановлении детской железной дороги. Но приказ о передача ДЖД ее же имущества вышел 25 июля 1946 года №285/43.
В 1961 году решили ее переносить в связи со строительством нового микрорайона. При строительстве микрорайона, ни кого не предупредив, стали разбирать линию. И если бы юный железнодорожник не успел остановить состав, то было бы крушение. В итоге дорога укоротилась до 3 км.
После закрытия станции Счастливой здание было Домом технического творчества, а позднее стал Дворцом бракосочетания.
Проект станции Счастливая, архитектор Анисимов |
Часы |
Точную карту я не нашел в интернете, поэтому восстановил по косвенным
признакам На основе спутникового снимка от 1966 года |
UPD 02.12.2021
28.11.2021 (дата съемки)
UPD 29.05.2022
20.05.2022 (дата съемки)
Это дополнение к посту, где я чуть ближе подлетел к статуям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий