радуется купец прикуп сотворив и кормчий утеший приставки странник в отечество свое пришествие так же радуется и книжный писатель дойдя до конца книгам так и яас худы недостойны и многогрешный божий Лаврентий
так монах Лаврентий отметил и поставил свой автограф
начал есть и писать книги сия глаголет летописец месяца января 14 князю Великому Дмитрию Константиновичу, а по благословению священного епископа Дионисия и кончил есть месяца марта 20 в лето 6885 год (20 марта 1377 года)
при благоверном христолюбивым князе Великом Дмитрии Константиновиче и приписка суздальском новгородском городском Дионисии и ныне господа отцы братья о жася, а где описал или переписал или не дописал. Чтите исправляя бога деля, а не кляните за ниже книги вершины, а он молод не дошел
Это сдержанный автограф самого Лаврентия который нам позволяет судить о том кто же является автором Лаврентьевской летописи. Той летописи которая получила название по имени писца. В этом сдержанном тексте угадывается настроение и понимание Лаврентия о том что он такое сделал.
Но как монах одного из нижегородских монастырей Благовещенского или Печерского Вознесенского он не мог предаться гордыни. Но он понимал, что сделал что-то большое, он знает это и понимает.
Эта цитата из летописи имеет греческий оригинал — это двенадцати сложные греческие лимбические стихи который обнаруживаются в греческой рукописи 1397 года и на современный русский язык эти стихи греческие слышатся так
Как странники видя свое отечество, и мореходы видя гавань, и торгующие видя прибыль, и болеющей видя здоровье, так и пишущий видя книге конец.
Лаврентьевская летопись создается здесь, пишется здесь и понятно что создается она и пишется по какому-то определенному замыслу и для достижения какой-то определенной цели.
История Лаврентьевской летописи
Через 5,5 месяцев после того как в одном из нижегородских монастырей наконец-то оформилась и переплетена под одну обложку Лаврентьевская летопись, на Нижней Новгород напали татары мамаевой орды. Сначала они разгромили нижегородское войско на реке Пьяне, а затем устремились на беззащитный город который ждал возвращения своих войск.
Вместо этого по дорогам к Нижнему Новгороду пылила ордынская конница и в самый последний момент нижегородцы сумели собраться и бежали, бросив все, захватив только самые необходимое и ценное. Они бежали на левый берег Волги, а кто-то более зажиточный в страхе устремился аж к самому Городцу.
И в этой суматохе, в этой сутолоки была взята с собой на другой берег Волги и Лаврентьевская летопись, так она уцелела.
Лаврентьевская летопись Источник |
О том, что Лаврентьевская летопись была создана именно в Нижнем Новгороде свидетельствует оборванная приписка на одной из страниц, что она до XVI века (включительно) хранилась в Благовещенском монастыре. Именно по этому, вероятнее всего, она была создана в самом Нижнем Новгороде.
Еще одна приписка на 173 листе почерком XVII века, что некий Алексей Федорович из рода Зубатых, прознаменовал, то есть поставил нумерацию страниц летописи.
Известно, что Зубатые это достаточно древний и разветвленный нижегородский род, но поиски среди всех представителей этого рода в XVI и XVII веке никак не давали Алексея Федоровича Зубатова.
Он нашелся в 2002 году когда были опубликованы списки землевладельцев костромского уезда. Он оказался связан с Нижним Новгородом как раз тем самым нижегородским родом, но только незадолго до этого он был пожалован землями в костромском уезде и покинул Нижний Новгород. Вероятнее всего он забрал с собой Лаврентьевскую летопись.
Факт этого открытия интересен тем что Лаврентьевская летопись, как памятник мировой и российской культуры читался и читался дворянами причем не высшего уровня, а где-то средней руки. И ставится вопрос, а что еще могло быть у российских дворян в наличии? И что пропало, сгинуло, сгорело? Лаврентьевская летопись каким то чудом уцелела.
Следующая помета которая читается на листах Лаврентьевской летописи это Владимирский Рождественский монастырь, помета датируется XVIII веком.
Каким-то образом уже Лаврентьевская летопись от Алексея Федоровича Зубатова в XVIII веке, пройдя через какие-то руки, через многие лица, оказалась в Рождественском Владимирском монастыре.
В конце XVIII века это летопись обнаруживается в хранилище Софийского Собора Новгорода Великого. Именно там и она была обнаружена, оттуда пошло донесение о ней обер-прокурору священного синода Мусину Пушкину, к тому самому собирателю русских летописей, русских текстов, документов, тому самому, который считается открывателем “Слово о полку Игореве”.
Он и затребовал летопись себе, но он не смог полной мере оценить значимость того что попало к нему в руки. Тем не менее он подарил эту летопись императору Александру I, который некоторое время держал ее в одном из своих шкафов, а затем уже в 1811 году, передал в императорскую публичную библиотеку.
Сейчас этот памятник нижегородской культуры хранится российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
Было очень много шансов того что это летопись погибнет. Может быть даже она дошла до нас не благодаря, а вопреки тем или иным обстоятельствам.
1377 год — разгром Нижнего Новгорода, ее могли забыть, ее могли оставить, она могла сгореть. Она могла пропасть и находясь в руках Алексея Федоровича Зубатова.
Она могла пропасть как рукопись “Слово о полку Игореве”, не подари Мусин Пушкин эту летопись императору Александру I.
В 2013 году организация Юнеско внесла в реестр “Память мира” (Memory of the world)Лаврентьевскую летопись, как величайший шедевр исторической мысли, исторической прозы.
Что же содержит Лаврентьевская летопись
Без нее мы бы никогда не получили древнейший список Повести временных лет, который является частью культурного кода России.
Откуда же Лаврентий мог получить эти древние ветхие книги. Простой монах нижегородского монастыря не обладал таким ресурсом, это мог сделать только тот кто стоял над ним. Это был Владыка епископ Дионисий, он обладал административным ресурсом, который и позволил ему собрать книги и выбрать из них тот текст который считается древнейшим текстом Повести временных лет, которая читается в Лаврентьевской летописи.
Повесть временных лет Источник |
В Лаврентьевской летописи кроется памятник истории, это поучения Великого Киевского Князя Владимира Мономаха, который правил в Киеве с 1113 по 1125 год. То самое откровенное поучение, где князь скорбит и печалуется по поводу своих ошибок, грехов, радуется своим успехам и своим свершениям, достаточно откровенное повествование о своих духовных мучениях, о своих размышлениях. Он дошел до нас только в составе Лаврентьевской летописи внутри Повести временных лет.
В Лаврентьевской летописи читаются и другие интересные тексты которые более не встречаются нигде, это некролог о Владимере Мономахе. Пространный и очень сложный, который превозносит и показывает величие этого князя.
Почему в 1377 году этому князю в Нижнем Новгороде уделяется так много внимания? Потому, что как образец того правителя, того князя который управляет едиными землями не дает им расползтись.
Здесь же читается и очень интересная и трагичная повесть об убиении Андрея Боголюбского Владимирского князя в 1174 году.
В Лаврентьевской летописи читается и самый полный перечень сведений по истории Нижнего Новгорода, основание Нижнего Новгорода и предыстории. Именно из какого-то древнего владимирского текста, который не дошел до нас, читается и первое упоминание Городца зимой 1171 - 1172 года. Именно применительно к этому сведению впервые упоминается устье Оки. Здесь зимой сын владимирского князя Андрея Боголюбского стоял 2 недели. Тогда еще о Нижнем Новгороде не говорится, а через 50 лет именно Лаврентьевская летопись дает полный набор сведений об основании Нижнего Новгорода и о том как Нижний Новгород стал участником борьбы владимирских князей с мордвой, как здесь в окрестностях Нижнего Новгорода ходили и булгарские князья и половцы в 20-е годы XIII века.
Еще один важный текст который считается в Лаврентьевской летописи, это называется Семеновская летопись — текст связан с рассказом об основателе Нижнего Новгорода Георгии Юрии Всеволодовиче.
Рассказано о том что князь Георгий Всеволодович погиб на Сите, о том что его место во Владимире занял младший брат Ярослав. Именно по распоряжению Ярослава во Владимир приносится тело его брата. Там же имеется посмертный некролог посвященный Георгию Всеволодовичу.
В некрологе Георгий Всеволодович, без страха и упрека, князь основавший город Нижний Новгород, который строил храмы, монастыри, он пекся о русской православной церкви и привечал русскую православную церковь, тот самый князь который отказался идти на какие-то соглашения, переговоры с врагами. Он понимал что лучше это сделать с оружием в руках.
Летопись пишется Лаврентием, при помощи Дионисия, того самого Дионисия, который совместно с Сергием Радонежским и митрополитом Алексеем стали идеологами, во второй половине XIV века, антиордынской борьбы, которая вывела полки русских на Куликовское поле. Лаврентьевская летопись была написана за три года до Куликовской битвы.
Важно было напомнить, что здесь, в этой части русских земель (нижегородской и городецско-суздальской), о славной и великой истории, которая была до монголов. Чтобы дать вдохновляющий образец, пример для борьбы. Представить основателя Нижнего Новгорода, напомнить нижегородским князьям — вот ваш город, основанный князем, и вот сам князь который погиб с оружием в руках и он не поступился ни своей землей, ни своей верой.
Дионисий с Лаврентием предстают перед нами как одни из первых историков Нижнего Новгорода и биографов. Они делают это не только из праздного интеллектуального любопытства они решают вполне конкретную задачу освобождение Руси от ордынского ига.
Комментариев нет:
Отправить комментарий