9 января 2022 г.

История Репрессий (с Античных Времен до Начала XX Века)

Начнем с какого-то обозримого прошлого, наших предшественников в государственном плане.

Римская Империя

Первое с чего можно начать это Римская Империя, которая является матерью всех империй. В античном мире тоже преследовали инакомыслящих, самый известный пример это Сократ который был осужден афинской демократией.

он отстаивал верховенство принятого с соблюдением всех норм закона, а не сиюминутного мнения толпы на собраниях, которым постоянно манипулировали демагоги. Такая критика, естественно, не нравилась политикам демократической партии Источник

Если мы говорим о репрессиях внутри Римской Империи, то это прежде всего история с гонениями на христиан.

Эта история очень сильно мифологизирована, но есть определенное количество довольно достоверных данных о преследованиях христиан и законов против них. Преследование христиан, это как пример таких политических репрессий потому, что христиан преследовали не за то что они верили, а за то что они не участвовали в государственном религиозном культе.

Римский культ был делом государства, к нему привлекалась аристократия и участие в гражданском римском культе — почитание римских богов, было обязательно для любого римского гражданина. Важна была не вера, а именно набор ритуальных действий.

Гений императора был божественен и это не обсуждалось. Были статуи императора, перед которыми обязательно соблюдались определенные ритуалы, не соблюдение этих ритуалов вело к обвинению по статье, которая предполагала очень серьезные наказания.

При императоре Феодосии в Антиохии сирийской вспыхивает восстание, разбивают статуи императоров. Известная история которая связана Иоаном Златоустом, но что показательно: империя уже христианская, но статуи императора обладают особым статусом, то есть разрушение статуи это государственное преступление.

Это было исключительно формальное требование, даже по протоколам по так называемым мученическим актам, римские судьи говорят христианину: “да принеси ты жертву, мы от тебя не требуем верить в богов, верить божественность императора, ты должен исполнить вот этот жест”.

Но христианин отказывается, он верит в то что в данном случае он отрекается от Христа или приносит жертву неким демоническим силам.

Статья имперского величия так и следует в веках по наши дни в той или иной форме в некоторых странах. Например, любое не почитание императора Византийской Империи, и уже в Российской империи наказывалось.

Забавный случай с императором Александром III (Российская империя). Один пьяница в кабаке стал ругаться с чего-то, материться, безобразничать. Ему сказали вот тут же висит портрет императора Александра III, хватит буянить. Он сказал “да плевать мне на императора и на его портрет” и его арестовали. Когда Александр III узнал о случившемся, он наложил резолюцию, что его отпустить и передать “что мне тоже на него плевать”.

Тем не менее это показатели того что за любые слова против императора что Византийской империи, что в Российской империи могли привести к весьма плачевным последствиям.

То есть мы видим что в Римской Империи и последующих было неважно веришь ты или нет (это было личное дело каждого) главное это сохранение некоторого общественного порядка, лояльность государству, как своего рода гражданская религия. Если ты этого не делаешь, ты как бы посягаешь на основы государства и тебя после этого по головке не погладят.

Христианство

Когда Христианство становится государственной религией к концу IV века происходит трансформация закона об атеизме, закон исчезает. Но появляются законы которые, устанавливают религию как государственную. А это значит что полноправным гражданином Римской Империи в Западной Римской Империи, Восточной Римской Империи может являться только тот кто исповедует христианскую религию, соответственно если человек не исповедует христианство, то он является еретиком, инакомыслящим и он либо поражается в правах либо преследуется.

В отношении разных еретических сообществ принимались различные меры, например в VI веке (это рассвет Восточной Римской Империи, Юстиниан Великий), очень жестко стали преследовать иудеев потому что территория Палестины входила как раз в состав Римской Империи. Было довольно кровавое восстание Самаритян — это одна из религиозных групп внутри иудейского мира, которое было подавлено.

Очень жестко преследуют язычников, их просто запретили. Что примечательно, 529 год — это год закрытия Афинской Платоновской Академии, этот год называют годом конца античности.

Так же это время крайне жесткого преследования ариан, потому что ариане воспринимались как и внешний противник. Против вандалов в Северной Африке — название воровского народа который исповедовали арианство.

Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825
Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825
Источник

Все это логика средневекового государства — император король, получает власть от бога, но власть от бога он получает благодаря тому что он исповедует истинную веру. Он всегда защитник веры и распространитель её. Например, по законам Российской Империи император Николай II был главой церкви и хранителем веры. Это было законодательно прописано.

Император мог предать власть сыну или получить насильственным путем, свергнув предшественника. Он получал некую легитимность если это подтверждала церковь и подтверждал народ. Считалось что если один император свергнут, а другой вошел это воля божья.

Бог главный субъект истории, тут очень важна религиозность императора. Фактически какие бы преступления он не совершал, все сходило с рук, но до тех пор пока он не нарушал принцип религиозности. То есть для власти императора наибольшую опасность представляла утратить религиозную санкцию на собственную власть.

Однажды возникло интересное явление, когда одна группа внутри одной церкви начинала обвинять другую в еретичестве, со встречными обвинениями. Так появились вселенские соборы, точнее имперские, свозилось все духовенство, император кормил, поил, он же и собственно и созывал собор. И он ждал когда духовенство разберется и скажут кто еретик, а кто нет. И когда собор говорил кто истинно верующий, то тех соответственно поддерживал император, а к проигравшей стороне начинались репрессии.

Как правило, лишали храмов, лишались кафедры, некоторые уходили в подполье. Могли конфисковать имущество, могли отправить в ссылку и это очень часто делали.

Смертные казни были редким явлением, по результату решения вселенского собора не казнили. Были отдельные прецеденты, так например в IV веке: это некий епископ Пресцелиан, не известно какую он агностическую ересь исповедал, но его свои же испанские епископы осудили и сожгли. Это вызвало шок у других епископов да и у императора то же. Они высказали полное недоумение о происшедшем.

То есть практикой это не было, за немногими исключениями, а вот преследовали очень активно манихеев — дуалистическая ересь, которая в принципе отрицала государства, они считали что человек это частица души которая заключена в узлы материи и от этой материи нужно освободиться. Поэтому они проповедовали детей не рожать, это плотские дела, землю пахать не надо, в армии служить не надо. Естественно что у государства такого рода проповедь поддержки большой не находила, их преследовали, в том числе до смертной казни.

Манихейские жрецы — «Избранные» — на свитке из Таримского бассейна. Текст на согдийском языке
Манихейские жрецы — «Избранные» — на свитке из Таримского бассейна. Текст на согдийском языке
Источник

От манихиев появились так называемые павликиане при императрице Феодоре в IX веке. Их гнали довольно жестко, там были буквально зачистки территории. Но были епископы, которые выступали против смертной казни еретиков. То есть это был вопрос открытый. Репрессии в виде ссылок, конфискации имущества, понижения в гражданских правах или лишение гражданских прав, выселения было нормой.

Разберем например ересь так называемого несторианства. Несторий был избран архиепископом Константинополя и он привез с собой группу людей (свиту) - помощников своих. Один из его свиты стал проповедовать что Богородица не Богородица, она не бога родила, она христародица или человекородица, то есть она родила человека. Ну как может смертная женщина родить бога? Он стал это проповедовать.

Это смутило константинопольский народ, народ стал волноваться тем более что тогда был всплеск почитания Божией Матери в Византии. На сторону константинопольского народа стал архиепископ александрийский Кирилл, человек, с очень активной богословской политической позицией.

Тут были и политические интересы, потому что Александрия была против главенства Константинополя в церковном мире, так как Константинополь это совершенно новый город (он был освещен 330 году), а Александрия древний город и соответственно Александрия боролась за первенство.

Кирил написал письмо в котором он сказал что Несторий не прав, но Несторий ему ответил ”ты кто такой чтоб меня судить?”. Между ними начался богословский не диалог, а именно конфликт. Привлекли Римского Папу, Кирил сумел привлечь его на свою сторону, в результате созвали вселенский собор. На котором никакого конкретного решения не было. В основном из-за того что проходило сразу два параллельных собора. Через некоторое время, все таки не сразу, но несторианство было признано ересью. И несториане, это в основном сирийские христиане стали покидать территорию римской империи.

Монофизитский раскол вообще разрушил христианский мир. Египет, Сирия, Палестина это когда-то были христианские земли с христианским населением, но из-за того что преобладали монофизические церкви они были признаны еретическими на пятом вселенском соборе в 451 году.

Более столетия продолжался конфликт, империя кнутом и пряником пыталась их вернуть обратно, в результате ничего не получилось. И когда начались арабские завоевания эти регионы были очень быстро и успешно исламизированны.

Логика процесса такова что мы имеем монотеистическую, догматическую религию в которой строго установлено правило и если она становится государственной то преследование еретиков становится неизбежной.

И когда государство говорит что только тот кто принадлежит церкви, является полноправным гражданином государства невольно подключается к тому что оно начинает эти границы охранять, а государство охраняет их используя насилие и репрессии.

Все это характерно именно для средневековых государств, которые всегда ориентировались прежде всего на исповедание определенной версии религии. То есть там не было никакого выбора веры.

Казалось бы ты можешь все бросить и переселиться, но учитывая что в то время в обществе родовые связи играли большое значение, это было смерти подобно. Например, в Афинах приравнивали смертные казни и изгнания, потому что после изгнания человек становился никем.

Концепция личности и прав личности она очень поздняя, в любом античном средневековом обществе человек это часть общины часть коллектива и именно община представляет определенную ценность. И когда отдельного человека выкидывали из общины он фактически терял все.

Русское средневековье

Политические репрессии появляются тогда когда появляется развитый государственный аппарат. Логика репрессивного насилия другая, когда государство формируется, разрастается, появляется репрессивный аппарат. Поэтому репрессии до Ивана Грозного можно сказать не было, но уровень насилия иного характера был высокий.

С Иваном Грозным вводится опричнина, в результате есть противостояние земщины и опричнины и более того видим, что ведутся списки жертв (синодики).

Хотя до Ивана Грозного тоже были случаи, например, Иван III берет Новгород, казнит верхушку, а семьи казненных переселяет из Новгорода, то есть применяет практику репатриации.

Ересь жидовствующих

Еще один случай это гонения жидовствующих. Они отвергали учение троицы, они отвергали церковные иерархии, таинство, иконы они рубили и жгли в печках ну и т.д. Считается что митрополит Зосима им сочувствовал, Иван III, Федор Курицын (фактически министр иностранных дел той эпохи), протопопы, которые были настоятелями кремлевских соборов тоже были участвовали в этой ереси.

Казни еретиков жидовствующих в 1504 году.
Казни еретиков жидовствующих в 1504 году.
Источник




Преследование старообрядцев

Очень сложно оценить масштаб этих преследований почему потому что не велось точного учета. Еще вопрос кого считать жертвами репрессий? Если считать тех кто был казнен, их немного.

Если считать всех кто переселился, кто сгорел (они самосжигались, чтобы царские команды не взяли), то тут число больше. Но тут скорее важнее не масштаб репрессий, а масштаб раскола в обществе. Это фактически раскол традиционного средневекового государства, которое было основано на единстве православия.

Значительная часть русского народа не признала никоновских реформ, она сохранила верность старой вере. Преследования довольно жесткие, например протопопа Авакума сожгли вместе со своими сподвижниками. Казни при царице Софье, репрессии при Петре I.

Сожжение протопопа Аввакума - картина
Сожжение протопопа Аввакума
Пётр Мясоедов,
1897 год
Источник

В результате религиозного раскола общество разделилось, что привело к тому что часть людей стало строить параллельное государство в государстве, с сопутствующим отрицанием действующей власти.

Старообрядцев гнали аж до 1906 года, ведь если в монархическом государстве в самодержавном государстве царя называют антихристом — это преступление автоматически. Это ругательство в рамках христианской традиции сложно представить это прямая противоположность православному царю, это покушение на царское величие это нарушение законов.

При разных царях было по-разному, лидеров старообрядчества в XVII веке и казнили и пыткам придавали. В более позднюю эпоху могли отправить ту же в монастырскую тюрьму, что кстати не намного лучше. Монастырские тюрьмы были весьма суровы — сажают вас как каменный мешок и вы там сидите пока не помрете. В каменном мешке сидели до покаяния, но если человек покаялся, то его могли привести какие-то более лучшие условия, но из монастыря уже выйти не мог, в любом случае это тюрьма.

Были каторги, до которых гнали заключенных, прикованных к металлической штанге, если кто-то умирал, то тело умершего продолжали волочить еще живые.

Заключенные во многом содержались просто за счет пожертвований, государство не брало на себя особо эти функции, заключенные выживают за счет того что им кто-то чего-то подавал.

Эпоха предшествующая революции

Политические репрессии в эпоху Российской Империи они были весьма скромными, в XVIII веке были дворцовые заговоры, но по результатам это вряд ли можно было бы назвать репрессиями.

Политическое инакомыслие появляются когда до нас доходит дух просвещения вместе с масонами в эпоху Екатерины II, которых подозревали в революционных настроениях хотя большинство из них были вполне лояльные и православию и монархии.

До французской революции особых репрессий не было, но когда это случилось, все испугались. Масона Новикова например взяли под арест и митрополит Платон (Левшин) должен был ему инквизицию строить, то есть он должен был проэкзаменовать на предмет православия.

Но когда он с ним поговорил, он сказал: "я бы желал, чтобы всякий православный христианин был таким верующим как этот Новиков".

Масонство на самом деле необязательно предполагало отречение от православия. Тот же Лопухин или Новиков были вполне православными. Все это "движение" в результате доходит до восстания декабристов — это точка отсчета: подавление восстания, казнь пяти декабристов, тюремные сроки остальным декабристом. Это уже можно считать политическим репрессиям, это именно политические оппоненты, кто-то придерживался республиканских взглядов, а кто-то за конституционную монархию.

В результате в 1860-е годы при Александре II эта оппозиция перешла к действиям и начались первые покушения. На императора было несколько покушений и в 1881 году одно из них было удачным.

И здесь уже наблюдаем репрессивный аппарат, революционеров вылавливают, кого-то из них казнят, кого-то отправляют в тюремные заключения, кого-то в ссылку. Конечно, были и невиновные тот же суд над Чернышевским. Ясно что он был сослан без достаточных на то оснований, дело против него было сфабриковано. Любое государство так поступает, если появляется возможность оппонента засудить по каким-то надуманным обвинениям, то редкое государство удержится от такого соблазна.

Но количество репрессированных было очень скромно, по журналу министерства юстиции увидим что с 1825 года по 1905 год к смертной казни было приговорено 1397 человек из них казнено 894, остальных помиловали.

Потом были военно-полевые суды, в общей сложности вынесли приговоры чуть больше 1000, это в период первой русской революции. Приведено в исполнение 683. Если сравнивать с тем, что начнется после 1917 года, то цифра очень скромная.

При этом террор, со стороны инакомыслящих, был массовым, количество убитых чиновников, губернаторов, полицмейстеров и т.д. можно сравнить с количеством казненных.

Тут возникает вопрос: почему нельзя было "лишние" сотни тысяч вырезать? Тут важна специфика государства, во-первых, это еще сословное, традиционное государство, оно находится в переходном состоянии, но все еще традиционно, поэтому различного рода оппозиционные настроения возникали в элите, в слое интеллектуалов, среди "своих".

В 70-е годы XIX века очень немодно было быть не либералом, кстати слово "интеллигент" в ту эпоху, обозначало человека у которого были революционные настроения. И зачищать весь такой слой общества, не было ни методов, и даже в голову ни кому не приходило.

Февральская революция которая свалила императора это, была интеллигентская революция, в которой участвовали и дворяне и интеллигенты, вплоть до членов правящей династии.

После восстание декабристов внимание кружкам уделялось конечно больше, но не было такого еще полицейского сыска, не было технологий, как появятся позднее. Тем не менее людей за участие в революционной деятельности лишали прав, отчисляли и отправляли в ссылку. Другое дело, что таких жестких мер не применялось, это было не в традиции в принципе.

Российское законодательство было довольно мягким и добиться для дворянина какого-то серьезного приговора… Если человек из высшего общества, то к нему относились совершенно иначе, чем к простому крестьянину.

Совершенно другая картина была в низшем сословном слое, что и аукнулось в 1917 году.

Например, добиться крестьянину справедливости былой ой как не просто. Пример из истории: Салтычиха, которая погубила 138 человек. С большим трудом крестьянам удалось достучаться до власти и ее осудили и посадили. Но после этого случая Екатерина издала указ, что крепостным запрещено обращаться с жалобами на помещиков.

Т.е. власть опиралась на дворянское сословие и действовать жесткими репрессивными методами против своих не могла.

Немного статистики:

  1. В 1764 - 1769 годах только в московской губернии на господ напали в 27 имениях, погибло 30 дворян: 21 мужчина и 9 женщин. В других губерниях происходило то же самое.
  2. В 1800 - 1825 годах по неполным данным в России произошло около 1500 вооруженных крестьянских восстаний против своих помещиков.
  3. В 1835 - 1843 годах за убийство господ сослали в сибирь 416 крепостных.

В 1810 году сотрудники министерства внутренних дел из доклада непосредственно императору Николаю I по преступлениям этого рода (преступления против помещиков со стороны крепостных) показали, что причиной убийства помещиков были сами помещики и неприличный домашний быт. Помещики вели грубый или разгульный образ жизни, буйные, в нетрезвом виде, распутное поведение, жестокое обращение с крестьянами, особенно с их женами в видах прелюбодейной страсти, наконец то самые прелюбодеяния были причиной того что крестьяне, отличавшийся прежде безукоризненной нравственностью, наконец посягали на жизнь своего господина.

При этом обратное насилие (в сторону крепостных) очень сложно учесть и их количество неизвестно.

Но все вышеуказанное не является политическими репрессиями, но прекрасно объясняет откуда возникла такая межсословная ненависть. Была просто пропасть между народом и высшим сословием, поэтому всякий интеллигент, позднее, просто за свой внешний вид мог стать жертвой репрессий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий