30 августа 2022 г.

Информационная Война вокруг Ивана IV Грозного

Первое, что хочется сказать, это сейчас очень сложно реконструировать исторический облик Ивана Грозного, он насквозь мифологичен и предыстория этому есть, это результат информационных войн XVI века.

Мы точно знаем, что жил он в XVI веке, родился в 1530 году, был сыном князя Василия III Великого и Елены Глинской, его второй жены. Умер в 1584, прожив 53 года. При этом правил он довольно продолжительный промежуток времени (царем стал в 1547 году). Это первый русский царь, венчанный на царство. Фактически стал править с 15 лет.

Его начало правление было связано со смутой между боярами и он жил посреди этих интриг. Например, есть очень высокая вероятность, что его мать была отравлена боярами. Это отложилось на Иване и может объяснить его стиль правления.

Изображение Ивана Грозного
Царь Иван Грозный
1897
Автор: Виктор Михайлович Васнецов

Когда он стал царем он создал сословно-представительную монархиию. Т.е. он был первый царь, которому все повиновались.

Ряд реформ, проведенные Иваном Грозным:

  • 1549 год — первый Земский собор
  • 1550 - 1556 гг. — военная реформа
  • 1550 год — "Избранная тысяча"
  • 1550 год — Судебник "Большая соха"
  • 1551 год — Стоглавый собор
  • 1553 - 1560 гг. — Создание приказов
  • 1555 - 1556 гг. - Уложение о службе
  • 1556 год — Отмена кормлений
  • 1565 - 1572 гг. — Опричнина

Целью этих реформ было ввести сословную монархию, при этом монарх обладал бы абсолютной властью, в которой были бы упразднены старые княжеские вотчинные права аристократических родов.

Он учредил стрелецкое войско, обязал вотчинников — тех, кто держал свои родовые имения, выставлять на службу людей. До этого бояре, в определенной степени были хозяевами на своей вотчине. Но Иван Грозный сделал, так, что хозяином стал только он.

Практика земских соборов представляла всех кроме крестьянства. Крестьянство не обладало полнотой прав, они были прикреплены к земле. Но при этом крестьянские общины тоже получили больше прав.

Все эти реформы служили на обеспечение единой государственной системы, единой государственной силы, которая охватывала все государство.

Его правление, конечно, сопровождалось рядом завоеваний, самое известное, это 50 годы, взятие Казани и Астрахани. Соответственно, это появление определенных границ Русского государства.

Самая печально известная война, это Ливонская война, которая была сначала с ливонским орденом, а потом стала войной с Литвой и Польшей. И фактически это была первая большая европейская война России с Европой. Иван Грозный её проиграл, но чего-то он добился, в частности, выход к Балтийскому Морю.

При нем произошла массовая канонизация святых, собор 1547 - 1548-годов, на которых председательствовал святитель Макарий Московский. Это канонизация ряда русских князей, например, Андрея Боголюбского, Александра Невского. Это создание концепции Свято- Русского царства.

Иван Грозный — вдохновитель и создатель лицевого летописного свода — это глобальный летописный свод, который охватывает историю России с самого начала. И есть основание полагает, что Иван Грозный непосредственно участвовал в сознании и редактировании.

При этом Иван Грозный — безусловно социальный реформатор, созидатель культуры в Московской Руси. Он сам был выдающимся писателем, очень образованным, знал несколько языков.

Мифологизация Ивана Грозного, связана с тем, что у него действительно было много врагов его политики, внутри государства и само собой вне государства.

В ходе любой войны или противостояния порождается аналоги информационных войн. Мы имеем свидетельства у европейцев, в которых Иван Грозный, изображается как своего рода такой исчадие ада, антихриста.

Например, мемуары западных, авторов (наемники, политики, путешественники), которые так или иначе побывали в России. И конечно же ряд из них писали по заказу Польши. И конечно же все это влияло на отношение других европейских стран, даже не вовлеченных в конфликт.

Например, римский престол попытался втянуть Россию в антитурецкую коалицию, но после появления польских амфлетов, передумали.

Источниками таких памфлетов были перебежчики из дворян и даже из приближенных к царю. Сочиняя не лицеприятные истории о царе они таким образом оправдывали свое предательство. Причиной тому могла послужить и смена типа власти, многие еще не могли свыкнуться, что царь может диктовать условия, не хотели жить в едином централизованном московском государстве, не хотели служить царю отечеству и Богу.

Основные источники мифологизации с оной стороны западная: воспоминания людей, кто были в Москве и очень сильно аффилированы как раз Ливонской войной и там очень много откровенной пропаганды. С другой стороны были перебежчики, тот же Курбский, которого тоже нельзя считать объективным источником.

Но при этом если говорить о его личности, то у него были причины стать тираном. Это сложное детство, когда он был свидетелем боярских междоусобиц, которые угрожали, в частности его жизни. Это заговоры, с которыми он должен был бороться. Например, в останках его первой и второй жены найдены следы ртути.

Еще один пример, когда Иван Грозный заболел, он потребовал от бояр присягнуть своему малолетнему сыну. И многие присягу не дали, видимо, смотрели в сторону Владимира Старицкого (двоюродный брат Ивана Грозного). Т.е. это явное предательство с их стороны.

Еще пример, его старшего сына утопили, а если быть точнее уронили в холодную воду, он погиб. Может быть, это конечно случайность, но когда серия таких событий происходит вокруг тебя, невольно задумываешься.

Соответственно причина Ивана Грозного стать тираном были, но не на пустом месте, были объективные обстоятельства, которые говорили о том, что реформы Ивана Грозного, его стремление установить единоличную царскую власть, находят сопротивления в обществе.

Опричнина

Существует несколько исторических версий о причинах возникновения опричнины.

Опричнина была учреждена из-за желания Ивана Грозного устроить террор. Опричнина, была своего рода монаршеским орденом. Там были ежедневные богослужения, в которых участвовал царь. Символом опричнины были собачьи головы, и опричнина была неким аналогом инквизиции, задачей которой была "выгрызать", "выметать" ересь.

Опричники начали реальный террор напротив боярских и не только боярских семей. Конечно же при разорении имений доставалось и крестьянам, которых вообще ни кто не считал. Средневековая коллективная вина, распространялась обычно на всех.

По сути опричники это были внутренние войска, которые периодически проводили репрессивные мероприятия. Это попытка создать внутренний круг доверенных людей.

Пик опричнины был в 1500 году при массовых репрессиях в Новгороде. Историки и по сей день спорят о причинах, по одной из версий поступили донесения из Новгорода, что мол Новгород договаривается, чтобы поставить Владимира Старицкого царем (двоюродный брат Ивана Грозного) и договаривается о переходе на сторону Польши. Эти два донесения противоречили друг другу, но тем не менее.

Царь пошел на Новгород своим войском, город не сопротивлялся. Царь вошел в город (декабрь 1569 года) и после литургии в соборе дал команду на репрессии. Новгородская летопись и западные данные говорят о том, что там творились страшные вещи. И судя по всему так и было на самом деле. Некоторые историки сравнивают происходящее с картиной "Суд божий".

Наверное, определенный склад Ивана Грозного, склонного к определённым психопатическим реакциям, социальные явления — противостояния его власти со стороны бояр и религиозный аспект. Все эти три фактора наложились.

Масштаб репрессии Ивана Грозного

После загадочной смерти своего сына Ивана, Иван Грозный начинает каяться и составляются синодики опальных, в которых Иван Грозный пытался включить все имена казненных. Потому что видимо, он понял, что возможно, кто-то из казненных был невиновен и обвинял в этом опричников, в том числе.

В синодиках получается порядка 4500 человек, понятное дело это были видные люди, а о простых конечно же он не вспоминал, да и кто их упомнит.

По одной из версий опричнина была упразднена из-за отсутствия ее необходимости. Т.е. она же использовалась не только как репрессивный аппарат, но и выполняла функции земщины, видимо необходимость в репрессиях в какой-то момент перестала быть нужной, а соответственно и необходимость в опричнине отпала.

Память о царе

Скорее всего в народе, после смерти царя, образ Ивана Грозного был положительный. И "Грозный" не несло отрицательной подоплеки. Огромную роль сыграл Казанский поход и это было торжеством и победой. А если говорить о репрессиях, то они конечно же в основном затрагивали высшее сословие.

Но историю пишет не простой народ, а образованные люди. Поэтому на всем протяжении истории после смерти Ивана Грозного отношение к нему было разным. Либерально настроенные представляли его как тирана и деспота, иные же представляли его как прогрессивного.

Говорить об Иване Грозном исключительно в негативном плане конечно нельзя, он был безусловно выдающимся историческим деятелем. При нем безусловно пострадали невиновные люди, но при этом в масштабы были не настолько огромными, чтобы его превращать в какого-то демона, особенно если сравнивать с событиями той эпохи в Европе.

Государство это аппарат принуждения, и когда государство перестраивается, реформируется, то с неизбежностью к несогласным будут применены репрессии. Вопрос о том, насколько они оправданы и какой процент невинных страдает в этих репрессиях.

Во время любого цивилизационного конфликта идет демонизация противника. И мы видим ее в отношении Ивана Грозного во время и после Ливонской войны. Учитывая как закрепился образ Ивана Грозного в народе, можно сказать информационная война против него не закончилась и по сей день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий