Казалось бы, открытие ядерной энергетики в США и СССР подарит нам неисчерпаемый источник энергии. Неисчерпаемый источник энергии в авиации может нам подарить невероятные самолеты. Неограниченные дальности, высоты, продолжительности и грузоподъемность, вот что нам первое приходит в голову при ассоциативном сочетании неограниченная энергия и самолет. Но давайте разберемся в истории атомных двигателей и перспективах таких самолетов в будущем.
Знакомьтесь Ту-95ЛАЛ и Convair NB-36H, эти два самолета на борту имели ядерные реакторы. Начало холодной войны это постоянное наличие бомбардировщиков в небе и постоянная готовность нанесения ударов. Но постоянная готовность это еще и наличие огромного парка дозаправщиков в небе. Но наличие ядерного реактора на борту самолета казалось, снимало эту проблему, останутся лишь проблемы еды, воды и выносливость пилотов.
Перед конструкторами и инженерами стояло множество задач: какие должны быть двигатели и как отводить огромное количество тепловой энергии?
Как работает обычные двигатели? В камеру сгорания впрыскивается смесь сжатого воздуха и топлива, там происходит взрыв направленный в противоположную сторону движения, так создается тяга, которая двигает планер.
Как же работает двигатель на ядерной тяге? Всасывается воздух, сжимается, он нагревается реактором, давление возрастает и выбрасывается в обратную сторону движения самолета. Принцип схож. Конечно же нагреваться воздух будет не за счет самого реактора и теплоносителя второго или более контура, потому как иначе будет сильное загрязнение окружающей среды.
У США и России уже к 1960-м годам были самолеты, которые могли бы перевозить тяжелые ядерные реакторы. У СССР был Ту-95, который совершил первый полет в 1951. Ту-95 обладает исключительной выносливостью и в его бомбовом отсеке можно разместить и ядерный реактор и бомбы.
Ту-95МС Источник |
США же экспериментировали с ядерной силовой установкой на базе испытательной платформы Convair B-36. Поистине огромный самолет с самым большим размахом крыльев. Изначально на B-36 было шесть двигателей, винты располагались за крыльями, крылья были полыми для размещения топлива. А в полее поздней модификации B-36D было добавлены еще реактивные двигатели для повышения мощности, в результате размещалось до десяти двигателей.
The Convair NB-36 in flight, with a B-50 Superfortress Источник |
Convair B-36 Peacemaker совершает низкий пролет над районом Форт-Уэрта
Конечно размещение ядерного реактора на борту сравнительно небольшого помещения самолета было чревато радиационным поражением членов экипажа. Требовалось экипаж защитить. Американцы решили этот вопрос, разместив в середине фюзеляжа B-36 четырехтонный свинцовый диск, кабина на 5 человек тоже была облицована свинцом, стекло тоже было со свинцом и толстое. На Ту-95 защита была аналогичной.
Компоновка открытого ядерного реактора на базе Ту-95ЛАЛ Источник |
Хорошо это или плохо, но время сыграло против этих самолетов, хотя и Ту-95 и B-36 успели совершить несколько испытательных полетов с ядерной установкой на борту.
Активно развивались разработки в области реактивных двигателей, а это значит что самолеты на реактивной тяге гораздо менее уязвимы, чем самолеты на турбовинтовых двигателях. Помимо этого межконтинентальные ракеты тоже имели огромное преимущество. Уже нет необходимости строить огромные самолеты, рисковать экипажем и угроза радиоактивного заражения значительно ниже.
Но наработки по адаптации атомного реактора под самолет не прошли даром. Конструктивные решения отчасти ушли на разработку спутников, некоторые из которых питаются от миниатюрных ядерных реакторов.
И казалось бы все уже забыли про эту эпоху. Но авария в Архангельской области намекает нам, что возможно Россия ведет разработки крылатой ракеты с ядерным двигателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий