А как же в прошлом дело обстояло с частной собственностью? Когда вообще в принципе появилось понятие частной собственности?
Часто можно встретить такие рассуждения, что в далеком прошлом было некое подобие первобытного коммунизма, когда все было общее и люди жили первобытным стадом, у которых орудий было немного и они были общественные. Когда появилось производящее хозяйство, появился прибавочный продукт и излишества и, мол, тогда появились индивидуумы, которые начали скряжничать и накапливать какие-то вещи, продукты.
С того же периода, кстати, и начались негативные отношения, которые свойственны человеку. Но если посмотреть на этнографические данные то частная собственность в общем-то была всегда.
Если какой-то древний персонаж бегает по саванне с копьем и луком, например, то чаще всего у него есть собственные вещи. И если у него висит на поясе нож, то скорее всего он никому его не даст.
Вопрос не в частной собственности вообще, а в том, как распределяются блага, которые потенциально могут быть общественными, то есть на самом деле личные вещи были всегда и во все времена.
Распределение общественных благ в разные периоды времени менялись. Археология может дать интересные данные. Например, пещера Кесем в Израиле, там найдены кости различных животных, порезанные каменными с орудиями. Археологи рассмотрели как расположены царапинки от каменных орудий и вдруг неожиданно оказывается что на одной и той же кости эти самые царапинки могут быть совершенно хаотичные: сделаны правой рукой, левой рукой, глубокие царапины и не очень, короткие и длинные царапины. Один гоминид или человек такое разнообразие сделать скорее всего не может и из этого делается вывод, что скорее всего эти кости с мясом, древние гоминиды передавали друг другу, то есть доступ к мясу имели все.
А вот уже у неандертальцев прослеживаются последовательные царапины. Если неандерталец получил кусок добычи, то он в свойственной ему манере, как ему привычно, отрезал курски мяса, царапинки на отдельных костях сделаны в одном "стиле". Из этого можно сделать вывод, что у каждого был свой личный кусок. То есть в эпоху до сапиенсов уже появилось какое-то единоличие, появилось самосознание "это я и это мое".
Le Moustier by Charles R. Knight, 1920 Источник |
Жадность и стремление урвать себе оно имеется и у современных обезьян. Например, шимпанзе будут стремиться урвать себе кусок добычи и стараться не отдать никому.
Поэтому относить появление частной собственности ко временам только производящего хозяйства нет оснований. С производящим хозяйством появился прибавочный продукт, добра стало много, появились ямы-хранилища. В это же время появляется такое явление как зависть, которая порождала попытки краж из частных ям-хранилищ, и как следствие фиксируются передел частной собственности. И это времена до производящего хозяйства, до письменности, до формирования первых цивилизаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий