25 мая 2022 г.

Вокруг картины «Воззвание Минина»

А как долго создавалось это полотно?

Принято считать, что от замысла до воплощения до 1896 года, когда картина была закончена, Маковский трудился на ней порядка 20 лет. Хотя наиболее активный период длился примерно шесть лет. Холст писался, в мастерской Рубо под Парижем, сохранились фотографии, где видно как Маковский на лестнице с длинными кисточками.

Маковский на лестнице с кисточками
Маковский перед своей картиной
Источник

Как родился замысел картины о Нижнем Новгороде?

Уникальность этой картины заключается в том, что это самая большая картина в истории отечественного искусства на исторический, национальный сюжет.

На такой монументальный размах решился только Маковский и надо сказать, что вообще отечественная история в живописи это не самая светлая страница истории искусства, потому что художники стремились в рамках академической эстетики изображать богов и героев античной мифологии, а отечественная история была не в ходу. Она была не в цене так скажем.

И Маковский всю свою жизнь как раз посвятил национальной истории, но не героическому ее формату, а бытовому, то есть он разыгрывал некие бытовые сцены из жизни русского боярства XVII века.

У Маковского всегда существовал в творчестве замысел создать какую-то грандиозную картину, какую-то прославляющую именно героическую историю отечества, и он совершенно не случайно обращается именно к XVII веку, к его началу к преодолению смутного времени к этой героической истории вокруг Минина и Пожарского, вокруг нижегородского ополчения.

Надо сказать, что эта тема вообще не рассматривалась в подробностях даже историками в то время и видимо, для Маковского эта ситуация оказалась несправедливой, и он начал искать опору в истории искусства. Единственное, что он нашел это программа Ломоносова.

Известно, что академическая картина должна была иметь свою программу, то есть словесное описание: какие персонажи, какое событие, как их изображать, в каком виде и в каком наряде. Занималась написанием этих сюжетов академическое руководство. В данном случае именно Ломоносов написал 16 - 19 программ на тему русской истории и в одном из сюжетов говорилось: в центре композиции на паперти собора Спаса в Кремле Нижегородском стоит мужчина крестьянской одежде и перед ним стоит девушка, вынимающая из уха сережку, нищий, снимающий шеи крест нательный. Наличие всех этих персонажей и саму сцену описывает еще Ломоносов.

И Маковский понимал, ощущал, что рамки этой академической программы ему узки, хотя описанных персонажей здесь видим. Он сумел каждому персонажу придать реалистическую характерность, типажность на хорошем уровне драматургии. 

Маковского не устраивало положение Минина, ему не хотелось его поднимать над публикой. Он стал приезжать в Нижний Новгород на этюды для того, чтобы искать эту точку, этот ракурс.

Кремлевская гора и Ивановский спуск позволили ему разместить 300 ликую толпу, есть ощущение огромного количества людей, участвующих в мероприятии.

Минин стоит на бочке, придает ему динамический жест и получается такая история. Спустя много лет в середине 60 годов, в исторической науке появляются свидетельства того, что именно это место наиболее вероятно, для воззвания, для начала сбора средств на ополчение, потому что здесь совершенно рядом была магистратская изба, то есть администрация нижнего посада. А еще здесь поблизости находилась лавка самого Минин, он на нижнем посаде торговал мясом.

Толпа народу под стенами кремля - картина
Воззвание Минина
1896 год
Константин Егорович Маковский

Где впервые была выставлена картина?

Маяковский писал эту картину для общества и это был тогда жест очень оригинальный. Впервые он показал ее в отдельном павильоне на нижегородской промышленной выставке в 1896 году.

Но эта картина осталась за пределами интереса общественности, потому что общественность отвлек скандал с Рубелем, и к тому же не вызвала интереса, потому что она была чересчур консервативной для того времени.

В 1913 году, к моменту празднования 300-летия дома Романовых, царь приобрел эту картину, за 35000 золотых рублей и подарил ее Нижнему Новгороду, потому что у города отобрали памятник Минину и Пожарскому — это одна из теорий.

По другой картина считалась слишком консервативной и не интересной, поэтому, чтобы ее убрать из Москвы, ее выкупили и подарили провинциальному Нижнему Новгороду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий