Тема противостояния России и Запада сейчас очень актуальна, она в принципе актуальна, последние столетия. И сейчас приходится слышать, что Россия всегда противостояла Западу, всегда противостоял Европе.
Это и так и не так. На самом деле, если мы говорим о средних веках, то считать, что Россия противостояла именно Европа — это все-таки некий анахронизм — это перенесение современных представлений в прошлое.
Для человека средних веков не было характерно в сознание принадлежности к такому цивилизационному миру как европа, то есть европеец он не называл себя европейцем, это не было его идентичностью. Он мог себя обозначить как человека из определенного места или подданного определенного государя.
Если мы говорим о Руси, то Русь как такое общее понятие проявляется довольно поздно. И очень часто приходится, например, слышать, что Александр Невский делает цивилизационный выбор или князь Владимир делал цивилизационный выбор. Но тут необходимо понять, что они не знали, что они делают какой-то цивилизационный выбор.
Когда князь Александр Невский противостоял Ливонскому ордену, он противостоял именно Ливонскому ордену. Он не думаю, что он противостоит какой-то коллективной Европе или коллективному Западу. Так же ливонцы вступали в конфликт с конкретным новгородским князем.
Например, из-за Пскова, который желал автономии от Новгорода. Внутри Пскова были разные партии, и некоторые были за союз с Ливонским орденом, и это не воспринималось как некое политическое предательство, потому что собственно предавать особо было некого.
Для средних веков скорее характерно религиозная идентичность, Александр Невский — православный, а Ливонский орден — это католический орден. Но Европа, как Европа как коллективный Запад возникает гораздо позднее и говорить о противостоянии Россия именно Европе имеет смысл века с XIX, хотя уже при Петре I ясно, что понятие Европы было, мы учились у Запада, уже были такие идентичности как европеец.
В коллективном сознании русского человека, образованного человека, российского дворянина Запад появляется благодаря реформам Петра, как некий такой архетип, как некая категория.
Но для простого крестьянина это все было не так уж значимо. Даже на фронтах Первой мировой войны есть свидетельства, когда простые солдаты говорят: "а что мы воюем с этим Вильгельмом, Вильгельм до Рязани не дойдет".
Но тем не менее противостояние действительно началось и важным событием является противостояние России и Европы — Отечественная война 1812 года, когда на Россию пришло море народов, двунадесяти язык которых вел Наполеон, потому что в определенной степени это была объединенная Европа.
И это было вот именно противостояние, которое имело целью спасения Российской империи от тех, кто пытался эту империю фактически уничтожить.
И именно после Отечественной войны 1812 года мы наблюдаем патриотический подъем и возникновение, внутри нашей интеллектуальные традиции, противостояния западников и славянофилов.
Но кроме того, Россия, которая стала мировой державой уже в эпоху Петра, особенно при Екатерине, известная фраза:
Что в Европе ни одна пушка не может, без нашего ведома, выстрелить.
Европа стала Россией тяготится, особенно после 1812 года, Священного союза, когда Россия была жандармом Европы, подавила революции, подавил знаменитое венгерское восстание. И здесь мы вот уже действительно видим определенные попытки Европы поставить Россию на место, а Россия пытается заявить о своем мировом значении.
Если говорить о конфликтах с Европой, то далее это Крымская война, когда наш конфликт с Турцией перерос в конфликт с Англией и Францией, а ряд других европейских держав, Пруссия, например, Австро-Венгрия, они заняли враждебный нейтралитет по отношению к нам. И это был именно конфликт с Западом.
Можно вспомнить русско-турецкую войну 1877 - 1878 годов, которую мы выиграли, но закончилась она позорным, для нас, Берлинским конгрессом, где все наши завоевания были сведены к минимуму. Как раз из-за того, что все европейские державы заняли враждебную, по отношению к нам, позицию.
Так же естественно XX век, мы видим, что Россия была втянута в конфликт, который из европейского превратился в мировой, то есть в Первую мировую войну. И во время гражданской войны Запад попытался вмешаться в наши внутренние дела. Была, как известно, интервенция и наши противники и союзники фактически пытались растащить страну.
И Советский Союз, несмотря на то, что в Советском союзе была именно западная марксистская идеология, тоже противостоял капиталистическому Западу и это противостояние получило название Холодной войны. Но, конечно, самый яркий конфликт это Вторая мировая война, которая у нас превратилась в Великую Отечественную Войну.
Опять-таки, ведь не только в немцы пришли сюда, были румыны, венгры, испанцы, болгары финны и много кто еще. И это была именно война за бытие России, за ее существование, за то, чтобы Советский Союз остался как государство, даже просто за жизнь простых людей, простых советских граждан.
Дальнейшее противостояние — холодная война, и вот сейчас мы тоже видим противостояние с Западом.
Интересно, когда Советский Союз начал разваливаться, когда было перестроечное время, то у нас даже в обществе было своего рода очарование Западом. Сейчас мало кто об этом помнит, но в конце 80-х — в начале 90-х годов все с энтузиазмом воспринимали наш будущий союз с Западом, нашу интеграцию.
И сейчас образ Запада становится враждебном и в российском общественном сознании и сейчас очередной виток конфликта с коллективным Западом.
Подводя итог можно сказать, что концепция тысячелетнего противостояния России и Запада — это все-таки в большей степени исторический миф. Потому что вот именно такой коллективный Запад именно такая Россия, которые противостоят друг другу, появляются все-таки в последние два столетия. И с точкой отсчета здесь безусловно это реформы Петра I, когда Россия становится субъектом в европейской политике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий