В современном медиапространстве очень часто возникает такой термин, как политическая религия, светская религия. Какие формы религии могут быть?
Проблема в том, что само понятие религия не имеет какого-то чёткого определения, с которым все согласны.
Религия была всегда, само понятие религии возникает уже после эпохи Реформации. Ранее комплекс религиозных представлений был связан со всем, он был связан с бытом, с политикой, с экономикой, то есть со всеми сферами жизни человека. Религия не выделялась из жизни человека, она была ее составной частью, поэтому о религии не знали.
В эпоху Реформации, когда возникают споры протестантов и католиков получается так, что государство одно, но в его границах живут люди разных вероисповедание. И появляется концепция разных религий, которые могут исповедовать граждане одного государства, а потом в эпоху просвещения, религию если не отменяют то указывает ей отдельную сферу — отделяют от государства.
Во время французской революции после того как убрали религию, ввели ее некий заменитель, ввели новый календарь, ввели новых святых (революционных героев), алтарь победы. Собор Нотр Дам де Пари переделали в храм Разума, то есть получается, что вместо традиционной религии ввели новую светскую религию (или ее еще называют гражданской).
Так появляются и политические религии. Сам термин политические религии появляется уже в XX веке. Первый кто заговорил о политической религии, был Вальтер Беньямин в 1921 году.
Активно стали рассуждать о политической религии накануне Второй Мировой Войны в отношении Германии и Советского Союза и тех же времен он прижился. Сейчас многие специалисты социологи, политологи, философы и историки этот термин используют активно.
Но в то же время этот термин вызывает и определенные возражения, например, когда мы начинаем говорить, что в Советском Союзе, то обычно сторонники советской идеологии начинают возражать и говорит, что в Советском Союзе религии не было, советское мировоззрение — это принципиально нерелигиозное мировоззрение.
Существует многообразие определений религии, есть функциональное определение религии, есть предметное определение религии. И, если, например, с точки зрения предметного определения религий, как вера сверхъестественное советская идеология действительно религией не является. То, с точки зрения функционального, например, определение, которое говорит, что религия — это почитание определенных священных предметов священных объектов, то мы можем все-таки говорить о советской идеологии, именно как о политической религии, со своими догматами, мифами, ритуалами.
С приходом к власти большевиков с началом Советского Союза мы видим попытки создать определенные сакральные объекты, мы можем говорить о создании определенной обрядности, мы видим революционных мучеников героев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий