14 сентября 2022 г.

Крепостничество не Рабство

Крепостничество и рабство оставили глубокую травму в коллективном сознании России и США, это так называемая травма памяти. К травме памяти, мы относим какое-либо событие, которое было трагичным, которое нанесло глубокую рану, в коллективном сознании. Такие травмы памяти есть и в коллективном сознании народов, наций и отдельных социальных групп. Травма памяти — это событие, которая разделяет социальную группу, образует прореху.

К числу таких событий в истории, например Соединенных Штатов Америки можно отнести 11 сентября 2001 года, когда произошедшие теракты делят историю страны на до и после. У нас в российской истории тоже имеются свои травмы памяти. Тут можно вспомнить о татаро-монгольском нашествии, революции 1917 года и о политических репрессиях.

Я затрону две травмы памяти, которые относятся скорее не к памяти нации, а к памяти — социальных групп внутри наций. Все дело в том, что социальные группы тоже имеют свою память и травмы памяти могут создать нестабильность внутри нации в целом.

В 1861 году в России происходит великая реформа, которая отменяет крепостное право, а в Соединенных Штатах Америки начинается гражданская война, которая приведет к отмене рабства.

Травма памяти в отношении рабства прежде всего актуальна для афроамериканцев. Афроамериканцы не могут забыть о том, что они не просто американцы, а именно афроамериканцы и память о рабстве, живет в данном социуме.

Первоначально соединенные штаты Америки, это страна белых и страна протестантов. Когда в XVII веке английские колонисты начинают осваивать Америку, то они прежде всего думают об основании нового общества на протестантских и евангельских началах, рождается идея американской исключительности, которая является одной из базовых для американской нации в целом.

Избранная страна, избранная нация, которая предназначена к построению некоего общества, близкого к совершенному. Проблема, однако в том, что эта идея была использована, например, против индейцев, которые не входили в число богоизбранных.

Когда в Америке, начиная с XVII века, а именно 1619 года, появляются рабы, то естественно идея и не распространялась на рабов. 

Рабы — это такой экономический базис для Америки. В Америке не было своего традиционного крестьянства. Рабы выполняли соответствующие экономические функции, особенно для южных штатов.

В результате событий гражданской войны 1861 - 1865 годов, афроамериканцы получают свободу. И это было только начало, так или иначе, они включаются теперь в эту избранную нацию, но потребовалось 100 лет борьбы за права чернокожего населения, чтобы афроамериканцы стали полноправными гражданами Америки. Но сегрегационные законы отменяются лишь в 60х годах XX века. Это связано с деятельностью Мартина Лютера Кинга.

В общем-то и сейчас идет борьба за права афроамериканцев и других меньшинств. Т.е. проблема, как рана на социуме, до конца не затянулась, она есть и периодически раздражает нацию.

Если мы говорим о русской истории, то здесь, как травма памяти, выступает крепостное право. Подчеркну сразу, что крепостное право — это не рабство, в отличие от Америки, крестьянство это было традиционно сложившаяся среда со своей культурой, со своим менталитетом.

Крепостное право это именно право, которое прикрепляла крестьян к определенной земле. У них была своя частная собственность, была общинность, которую пытался разрушить уже в начале XX века Столыпин. Но в то же время крестьяне, особенно начиная с петровских реформ чувствовали мощное давление со стороны государства.

Но насколько память о крепостном о праве осела внутри крестьянской среды? Крестьянство в средние века это культура безмолвствующего большинства, а социальная группа может передать свою память только тогда, когда появляется определенный уровень просвещения. 

Если мы говорим об афроамериканцев, то все-таки процесс борьбы за права, связанные с преодолением культурной травмы о рабстве, осуществляли афроамериканские интеллектуалы.

В русской истории травму в коллективной памяти о крепостном праве в основном использовала интеллигенция, которая пыталась просветить народ, используя его, в том числе и в революционных целях. В основном просвещение использовалось с целью противопоставить простой крестьянский народ правительству Российской империи.

И в советское время о крепостном праве тоже говорили, чтобы подчеркнуть противоположность между Российской империей и советским обществом, построенным на народных принципах.

Но революционно-настроенным кругам, особенно после событий октября 1917 года удалось крестьянскую среду привлечь на свою сторону, в том числе используя и память о травмах, нанесенных крепостным правом, используя лозунги о свободе и о том, что земля должна принадлежать крестьянам. Но все это закончилось коллективизацией и в принципе разрушением традиционного крестьянства, той среды, которая была носителями той памяти.

В современной России эта травма в общем-то исчезла, в общем-то за счет уничтожения крестьянства как социального слоя. Однако рудимент живет в виде прописки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий