Христианство совершило мировоззренческую революцию, которая впоследствии затронула социальную и политическую сферы. Какой же современный взгляд на причину победы христианства в языческом и античном Риме?
Христианство обвиняют в том, что оно не только победило, но и похоронило прекрасный античный Римский мир, так ли это? Почему победило именно христианство? Что такого было революционного, что предопределило его победу в римском мире?
Сразу стоит отметить, что язычество это не одна какая-то религия, а множество разрозненных верований, порой даже не связанных с собой. И в то время когда христианство захватывало мир, оно соперничало с множеством других религий. Однако христианство обладало значительно более сильными традициями и именно это ставило его в более выгодную позицию.
Уникальность христианства заключается в следующих аспектах.
Эксклюзивность - т.е. исключительность в том, что только она обладала полнотой истины, т.е. другие религии даже не рассматриваются как альтернатива. Человек не мог считаться христианином если тот был приверженцем еще иной религии.
В Римской империи был распространен государственный культ, все граждане Римской империи должны были участвовать в определенных ритуалах, при этом не требовалась вера. Гражданин Рима мог верить в кого угодно и во что угодно, но ритуалы были обязательны. Эти ритуалы нужны были для демонстрации признака лояльности к государству и императору, при этом ни какого вероисповедания не было.
Второй очень важный аспект — христианство это миссионерская религия. И это была настоящая революционная сила. Если у язычников было без разницы кому поклоняться и это было в порядке вещей, то у христиан это был один Бог. И естественно, что если у христиан прибавляется, что у множества старых божеств поклонников убавляется разом. Это ведет к тому, что количество прихожан у языческих богов уменьшается и храмы пустеют.
У языческих религий не было сильной мотивационной силы вечного спасения. У императоров была концепция восхождения на пантеон богов, после смерти, но простые люди даже не задумывались об этом. У язычников были свои священные места (рощи, алтари, камни...), свои небольшие алтари дома для почитания своих предков. Христианство же дает надежду на потустороннее существование и даже будущего блаженства.
Государственная религия Римской империи
Культ римских богов, государственной религии это прежде всего культ, обеспечивающий благополучие государства, это была именно религия силы. Если же люди хотели что-то от богов то должны совершить определенный обряд, какие-нибудь гадания, жертвоприношения животных...
Это необходимо было делать, чтобы узнать волю богов относительно конкретных наших земных вещей, но при этом человек не искал загробного счастья или спасения. А христианство дало на этот аспект ответ и это оказался удачный ход, потому как оказался востребован. Это была своего рода революция.
Можем ли мы вернуть исходную христианскую религию?
В наше время уже существует множество различных ответвлений христианства, а можем ли мы вернуть тот исходный вариант? Нет. Мы не сможем реконструировать наше общество под общество 2000 лет назад. Это невозможно по причине того, что многие знания утрачены.
Помимо этого при реконструкции есть опасность, что мы выбросим традиции, которые могут быть ядром древнего христианства. Важно понимать что было главным, а что было второстепенным.
Любая религия со временем обрастаем мифами и традициями. Например, свечи. В древнем храме не было электричества и понятное дело, что свечи нужны были исключительно как источник света. Люди зачастую сами приносили свечи или другие источники света, чтобы просто лоб не разбить.
Или, например, крестный ход. Первыми идут священники со свечой и иконой. И источник света впереди нужен был для того чтобы шедшие сзади просто не споткнулись. Тогда в этом не было какой-то сакральности.
Что нам осталось от древнего христианства?
Первоначально в христианстве не было культа святых, не было священных мест, которые уже появились позднее. Первые святые появляются далеко не сразу, а примерно в IV - V веках и по сей день выполняют своего рода роль политических богов или аналог языческих.
Появляется культ мучеников, потому как подразумевается, что мученик он как бы уже на земле с богом. И поминовение святых и мучеников это некий аналог поминовения своих ушедших родственников.
Так же стоит отметить, что первоначально, так же не было посредников между человеком и богом, ни мученик, ни святой не был неким проводником между обычным христианином и богом.
Христианство прежде всего нацелено на изменение сознания человека и поэтому смысл ритуалов, обрядов и таинств должны обладать каким-то смыслом.
Гонения христиан
Критика христианства начинается в XVIII веке, которая как будто уничтожила прекрасный античный мир. В эпоху ренессанса возникает концепция средних, темных веков. Концепция критики была следующая, что вот был прекрасный античный мир, а как пришло христианство, то пришли темные средние века.
В эпоху просвещения темные средние века ассоциировали с мракобесием в контексте христианства. Тогда древняя Греция и Рим воспринимали как эпоху гуманизма — знаток классической литературы, изъясняется на древнегреческом и латыни.
Тогда же появилась версия по которой христианство уничтожило античный мир:
- религиозный фанатизм
- учение о бессмертии
- чудеса
- строгая христианская мораль
- мощные церковные организации
Концепция бессмертия души на самом деле существовала и до прихода христианства. Еще Платон высказывался о бессмертии души и многие другие философы рассуждали на эту тему. До II века эта концепция даже имело свое философское движение — душа попадает в материальный мир на время, чтобы потом вернуться в божественный мир, мир божественных идей.
Но философия была доступна очень узкому кругу людей, и граждан Римской империи просто не было времени заниматься подобными философскими упражнениями. А религия довела эту мысль для каждого прихожанина, философия "приземлилась" для каждого, но конечно как постулат.
Аспект чудес — это мощный инструмент. Люди той эпохи были, в общей массе, необразованные, поэтому они охотно верили в чудеса и чудеся являлись как аргумент в пользу христианской веры.
Но самих чудес мало, их нужно как-то закрепит и тут на помощь пришел страх. Адские муки — это тот инструмент, что послужил инструментом запугивания. Вечные, адские муки идеально подходили для времени средневековья и действовали максимально эффективно.
Чем ранее христианство завлекало?
Ранее христианство было гонимо, т.е. человек, который решил перейти в новую веру, мог быть репрессирован различными методами. Значит, чтобы человек решился на такой шаг, должен быть весомый аргумент.
В Римской империи при разных императорах был разный подход к запрету и репрессиям христиан. Были отдельные массовые, показательные гонения, однако Римская империя это огромная бюрократическая машина, поэтому на местах чиновники сами решали как рьяно преследовать христиан. Кто-то рьяно искал и наказывал, а кто-то даже помогал и сам был христианином.
Привлекала взаимовыручка христиан, то есть это новое отношение к людям, новое отношение к человеку.
Что такое Римской Империя — это кастовое общество, это жесткие сословные законы, которые например, запрещали заключать брак между аристократом и простолюдинкой или наоборот, аристократка не могла выйти замуж за простолюдина.
Общество было с очень четкими границами. В язычестве статус человека преходил и в другой мир. Император или аристократ и в ином мире был императором и аристократом. Именно поэтому их часто хоронили со своими бытовыми предметами и даже порой с рабами.
А в христианстве, пред богом все равны, от раба до императора. Это общество где все равны и ни кто не смотрит на твой земной социальный статус. Ранние христианские общины были очень мощными в плане единения. При этом до III века у христиан вообще не было храмов, т.е. точек единения.
Снизить степень риска репрессий помогла идеология мученичества. В общинах раннего христианства все были братьями и соответственно друг друга поддерживали. Если мученик (репрессированный) умирал, его семье помогали, или если дети оставались одни, их забирали себе другие христиане.
Этого не было в римском обществе, это очень важное изменение. Если в языческом, античном мире у мужчины в доме родился ребенок, он мог приказать его выкинуть. И ребенка выбрасывали на улицу, это не считалось преступлением. Мужчина в Римской империи — это гражданин, который с мечом в руках будет отстаивать интересы империи, а все остальные это даже не люди.
У христиан, женщины, рабы и дети имели уже свои права. Нельзя было заставить сделать аборт, раб хоть и был вещью, но его нельзя было убить, это было преступлением. И со временем прав становилось все больше.
Христианство говорит, что все люди, все образ божий — это и есть христианская революция. Естественно, что для бедных это было привлекательно, потому, что он попадал в среду, которая давала определенные гарантии здесь и там.
Рассвет христианства
Но ситуация начинает менять в середине III века, чума приходит Римскую империю, не первая, но очередная волна.
Во время чумы языческое общество не имело социальных служб. Там было все просто, если человек умирал или даже заболев, брали и выкидывали тела на улицу. Христиане взялись спасать римские города от чумы.
Например, истории тех же Александрийских парабаланов — это христианская община, которые занимались активной благотворительностью и если они умирали, ухаживая за больными, то их приравнивали к мученикам. Они начинают ухаживать и за своими и чужими, они хоронили умерших, очищали улицы от трупов и сами погибали, заражаясь.
После от того, как христиане победили чуму, многие язычники стали прямо против гонений. И многие гонения захлебнулась из-за того, что язычники к христианам относились нормально, они привыкли к ним, да и у многих уже друзья и родственники были христианами. Это был мощный рычаг воздействия на общество со стороны христианской церкви.
К середине III века в Римской империи, по разным подсчетам, было от 600 тыс. - 700 тыс. человек. Это немного, учитывая, что тогда Римская империя насчитывала 30 млн. человек., однако к началу IV века христиан уже 3,5 млн. человек, это примерно 5 - 7%. Причем это организованные христиане, состоящие в какой-то общине. А к концу IV века христиан уже 35 млн. и они составляют 90% населения.
В 313 году происходит легализация христианства, благодаря царю Константину Великому. И тут все меняется, теперь язычество является гонимым. Издаются законы против язычников, приверженность христианству становится необходимым требованием для продвижения по службе...
В 361 году император Юлиан Отступник пытается возродить язычество, но он не находит опоры, язычников и противников христианства уже нет.
Уничтожение античной культуры
Часто именно христианство обвиняют в уничтожении прекрасной античной культуры. Когда христиане получили власть, они стали уничтожать античные, языческие памятники, проявлять различную нетерпимость иной религии.
При этом стоит заметить, что разрушали именно потомки, тех, кто строил эти памятники. Это не просто пришли на какую-то другую территорию и уничтожают что-то совершенно чуждое.
При всем при этом император стал служить церкви, он стал ее защитником и способствовал распространению ее. Конечно, это повлекло к тому, что и сам император стал использовать церковь для достижения собственных интересов. Так вера использовалась как предлог для войн с другими государствами, например завоевание Северной Африки, где жили ариане.
Христианство безусловно произвело революцию, своего рода революцию слабых и создал европейский мир.
Привело ли христианство к падению Римской империи?
Это миф, все дело в том, что Римская империя уже в III веке находилась в упадке: был социальный и демографический кризис. И эти кризисы не были связаны с ростом христианства.
Западная Римская империя пала под ударами варваров извне и даже больше изнутри. Но потом на этих руинах появилась европейская христианская цивилизация. Именно христианство из этих варварских королевств создала единую христианскую европу.
В итоге
В итоге мы можем сказать, что христианство победило, в том числе в силу своей эксклюзивности, своего миссионерского характера, своей организационной мощности, единой и социально-ориентированной направленности.
Христианство не основывает новую Римскую империю, оно вообще не основывает какое-то государство, христианство говорит о некоем вечном порядке, который в определенной степени обратен нашему земному порядку, нашему земному миру насилия, господства сильных. Он предлагает вечный идеал по отношению к которому любые государства являются приходящими.
Христианство приносит новое миропонимание. Оно приносит понимание того, что нет такого вечного земного порядка, что есть некие вечные ценности: любви, справедливости, ценность конкретной человеческой жизни, ценность каждого конкретного человека, которая не зависят от государства, от истории и которые для них должна выступать в качестве некоего идеала. Но при этом человек всегда остается внутренне свободным.
То есть, как бы государство не порабощало человека, как бы человека не порабощал земной порядок, христиан внутренне свободен, потому что он является гражданином некоего вечного царства.
Христианство изменило Римскую империю, трансформировала ее. Но история на этом не закончилась, будут новые империи, будут новые государства. Но ни одно из этих государств не сможет претендовать на свою абсолютность, свою божественность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий