11 апреля 2024 г.

Eurofighter Typhoon технически успешный, но не все его хотят. Почему?

Eurofighter Typhoon – одна из гордостей европейского авиапрома. Несмотря на очевидный технический успех, коммерческий успех самолета на мировом рынке оказался не таким ярким, как ожидалось. Предпочитаемый многими странами Ближнего Востока, Еврофайтер Тайфун так и не смог стать истребителем европейцев. Почему? Ответ не прост.

Только одна европейская страна отдала предпочтение Eurofighter Typhoon. Несмотря на свое название как боец Европы, еврофайтер скорее боец ближнего востока, при этом это довольно успешный самолет с коммерческой точки зрения, но не дома.

Истребитель Eurofighter Typhoon в воздухе
Eurofighter Typhoon
Источник

История создания самолета

В 1982 году компания British Aerospace запустила проект-демонстратор технологий под названием «Программа экспериментальных самолетов» , сокращенно EAP. На самом деле эта компания в частном порядке работала над новыми авиационными технологиями в рамках программы Agile Combat Aircraft с конца 1970-х годов. В 1983 году Франция, Германия, Италия и Испания решили присоединиться к Великобритании для разработки будущего истребителя Европы. Однако год спустя Франция вышла из проекта. Париж не хотел зависеть от других стран и решил сохранить свою национальную авиационную промышленность.

Кроме того, ВМС Франции нуждался в палубном истребителе, в отличии от других стран-участниц. Используя опыт EAP, Великобритания, Германия и Италия сформировали Консорциум Eurofighter под названием European Fighter Aircraft или, сокращенно, EFA Programme.

Исследования начались в 1986 году на новом самолете. Время было против Еврофайтера. Еще до того, как самолет совершил свой первый полет 27 марта 1994 года, Первая холодная война уже закончилась.

22 декабря 1997 года четыре страны-партнера подписали контракт на производство самолета. В зависимости от меняющегося восприятия угроз началось переопределение эксплуатационных требований и разработка соответствующих подсистем.

Первоначально Eurofighter Typhoon проектировался как истребитель и перехватчик исключительно для завоевания превосходства в воздухе. После окончания Первой холодной войны, самолет предназначенный для выполнения одной конкретной задачи, стал роскошью. Наступала эра многоцелевых самолетов.

Поначалу Eurofighter Typhoon не смог добиться ожидаемого успеха на международном рынке. Таким образом, партнеры программы сначала разработали вариант этого самолета "Tranche 2", а позже — "Tranche 3". Eurofighter Typhoon Tranche 2 Block 8 был разработан на основе модели Tranche 1. Он способен запускать ракеты класса «воздух-земля» Storm Shadow и Taurus.

Версия Tranche 2 Block 10 оснащена модулем наведения Litening II. Так, самолет может обнаруживать наземные цели и выполнять автоматический крейсерский полет, с огибанием рельефа на малых высотах. Block 10 могут запускать противолокационные ракеты и бомбы с лазерным наведением, такие как GBU-24.

Eurofighter Typhoon Block 15 может использовать ракету Brimstone, обладающую высокой эффективностью против бронетехники.

Вариант Tranche 3 в значительной степени отказалсь от электрических сигнальных проводов, отведя особую роль для оптических кабелей, значительно модернизировала бортовой компьютер, тем самым повысив защиту самолета от РЭБ.

Вариант Tranche 4 имеет новейший вариант электронный радар с фазированной решеткой CAPTOR-E.

Отдельная модификация Typhoon ECR — вариант для подавления ПВО противника. Он был разработан для тендера на замену Tornado ECR ВВС Германии. В настоящее время самолетом пользуются Австрия, Германия, Италия, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Испания и Великобритания.

Технические характеристики

Eurofighter Typhoon имеет длину 15,96 метра, размах крыла 10,95 метра и высоту 5,28 метра. Максимальная взлетная масса — 23,5 тонны. Благодаря двум Eurojet EJ200 мощностью по 90 кН самолет может развивать максимальную скорость 2 Маха, и 1,5 Маха без использования форсажной камеры. Потолок 19800 метров.

Помимо 27-мм пушки BK-27, Eurofighter Typhoon может имеет девять пилонов и четыре полузаглубленных отсека.

Его аэродинамическая конструкция позволяет размещать оборудование прямо под фюзеляжем. Благодаря такой конструкции и усообразному переднему оперению, расположенному непосредственно под кабиной, самолет обладает высокой маневренностью, при этом Eurofighter Typhoon сохранил свои возможности перехвата благодаря ракетам «воздух-воздух» большой дальности Meteor.

В отличие от истребителей 5-го поколения Eurofighter Typhoon не является самолетом-невидимкой. Однако композиционные материалы, которые используются для снижения веса, также уменьшают радиолокационное сечение самолета, особенно с лобовой стороны.

Некоторые важные области отражателей, такие как передние кромки крыла, воздухозаборники и внутренняя часть, окружность руля направления, покрыты радиопоглощающими материалами. Тем самым разработчик истребителя Eurofighter Typhoon предпочел маневренность скрытности. Для большей маневренности компания Eurojet, которая отвечает за двигатели EJ200 самолета, также разработала сопло с управляемым вектором тяги.

Идея Eurofighter Typhoon — закрыть дефицит самолетов пятого покления за счет использования мощного комплекса радиоэлектронной борьбы и систем противодействия. Такой подход дает самолету превосходные возможности в воздушном бою.

Пилоты Eurofighter Typhoon используют нашлемный дисплей и систему прямого голосового ввода, которые обеспечивают короткое время реакции во время воздушного боя.

Радар CAPTOR-E обеспечивает всепогодное наземное обнаружение и низкую вероятность перехвата. Некоторые источники утверждают, что CAPTOR-E может обнаружить F-35 на расстоянии почти 60 километров. Помимо радара, Eurofighter Typhoon оснащен пассивной инфракрасной бортовой отслеживающей состемой PIRATE (Passive Infrared Airborne Track Equipment), максимальная дальность действия которой составляет около 150 километров.

Предпосылки создания Еврофайтера

Почему самолет не добился ожидаемого коммерческого успеха на мировом рынке, особенно в Европе? И почему страны Ближнего Востока выбрали именно его? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно взглянуть на нерассказанную историю 1960-х и 1970-х годов.

МиГ-21 второго поколения, чье по классификации НАТО название Fishbed, был очень сильным противником для McDonnell Douglas F-4 Phantom II. По данным западных источников, за время войны во Вьетнаме МиГ-21 одержали 121 воздушную победу, а самолеты США смогли сбить лишь 92.

Российские и вьетнамские источники утверждают, что у Fishbed было больше воздушных побед. Но надо добавить, что успех МиГ-21 заключался не только в самолете. Американские пилоты служили поочередно, а вьетнамские пилоты сражались постоянно без смен. Эта длительная борьба отточила их навыки.

Во время арабо-израильской войны израильские ВВС сражались с МиГ-21 при помощи Dassault Mirage III. Но до прибытия McDonnell Douglas F-15 Eagle и F-16 эта борьба была в равную. Западные истребители третьего поколения полагались на свои радары и ракеты «воздух-воздух», а не на свою маневренность. Но эти системы все еще находились в зачаточном состоянии.

Маневренный истребитель 2-го поколения, такой как МиГ-21, в руках умелых пилотов имел преимущество в воздушном бою.

В начале 1970-х годов советские ВВС имели больше МиГ-21, чем общее количество боевых самолетов НАТО в Европе. Это был кошмар для военных аналитиков в Брюсселе. Так, в США для борьбы с МиГ-21 разработали F-16 - истребитель 4-го поколения.

Во время арабо-изральской войны Dassault Mirage III имел гораздо лучшую горизонтальную маневренность чем МиГ-21 за счет вреугольного крыла. МиГ-21 же имел лучшую вертикальную маневренность, за счет более тяговитого двигателя.

Стоит так же упомянуть Saab 37 Viggen который доказал, что переднее оперение  и треугольное крыло делает самолет еще более маневренным. Поэтому израильтяне решили разработать новый самолет с треугольным крылом, с более мощным двигателем и передним оперением. Результатом стал IAI Kfir, который по сути представлял собой Mirage III с одним турбореактивным двигателем General Electric J79-J1E от F-4 и передним оперением.

Если внимательно присмотреться к новым истребителям, разработанным в 1980-х годах, то можно обнаружить следы Kfir, такие как Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, Saab JAS 39 Gripen, Chengdu J-10 и IAI Lavi, которые тоже имеют треугольное крыло, переднее оперение и мощные двигатели.

Что не так с Еврофайтером?

Инженеры, работавшие над демонстрационным проектом технологии EAP, применили электронную систему управления, передовую электронику и композитные материалы на самолете, конструкция которого аналогична Kfir. Но они опоздали.

Членам НАТО и другим союзникам США срочно понадобился самолет четвертого поколения. Эти страны не могли ждать еще десятилетие. Таким образом, до того, как Eurofighter Typhoon был готов, на рынке доминировали General Dynamics F-16 Fighting Falcon и McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

Франции также удалось получить большую долю на рынке благодаря Mirage 2000. Хуже того, СССР разработал впечатляющие истребители четвертого поколения, такие как МиГ-29 и Су-27, до Eurofighter Typhoon.

Фактически Eurofighter Typhoon превосходил самолеты США 4-го поколения. Но еще до того, как Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет, в США началась программа истребителей пятого поколения. После окончания Первой холодной войны политическая неопределенность и меняющиеся военные требования во второй раз ударили по программе Eurofighter.

Страны-участницы долгое время не хотели тратить больше денег на новый истребитель. Итак, программа несколько раз откладывалась. Кроме того, F-16 получил больше времени для поиска новых клиентов. Третья проблема заключается в том, что Eurofighter Typhoon разрабатывался для нужд стран-участниц Первой холодной войны. Он был разработан для перехвата бомбардировщиков и нападавших стран Варшавского договора.

В новом мире это никому не нужно. Многоцелевые истребители оказались более подходящим и экономичным выбором. Чистый вариант перехватчика Eurofighter Typhoon, Tranche 1, был принят на вооружение только странами-участницами и Австрией. Из-за своих очень ограниченных возможностей по штурмовке самолет провалил многие международные тендеры.

За исключением Австрии, все новые пользователи Eurofighter Typhoon выбрали версии Tranche 2 и Tranche 3. Все пользователи Tranche 1 решили выйти из эксплуатации или обновить свой авиапарк. Eurofighter Typhoon не смог добиться ожидаемого коммерческого успеха в Европе.

Те, кто хотел высокотехнологичный истребитель, приобрели F-35 Lightning II. Те, кто искал экономичное решение, предпочли Saab JAS 39 Gripen. Итак, почему Eurofighter Typhoon так успешен на рынке Ближнего Востока?

Хотя это хороший самолет, основная причина – давление Израиля на США, чтобы те не продавали F-35 арабам. Вместе с Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon является лучшим высокотехнологичным истребителем для стран, которые не смогли приобрести F-35 Lightning II.

Другой пример – Турция. В начале 2000-х Анкара разыграла все свои карты на Lightning II. Турция даже отклонила предложение стать пятым партнером программы Eurofighter. Однако из-за кризиса с С-400 Турцию исключили из программы поставок F-35. Ходят слухи, что Турция приобретет истребитель Eurofighter Typhoon. Этот самолет — единственный шанс турецких ВВС, чей парк критически устаревает, против новых греческих «Рафалей». Как видите, успех Eurofighter Typhoon на международном рынке обусловлен не тем, что он может конкурировать с F-35, а тем, что это один из лучших вариантов после Lightning II.

По этой причине Eurofighter Typhoon не так коммерчески успешен, как предполагалось изначально. Eurofighter Typhoon появился на свет слишком поздно для международного рынка. Сегодня лидеры европейской авиации работают над разработкой истребителя 6-го поколения на замену Eurofighter Typhoon.

Они поняли, что им придется пропустить программу создания истребителей 5-го поколения, чтобы удовлетворить потребности мирового рынка. Они не хотят повторять ту же ошибку снова. Однако до тех пор Eurofighter Typhoon будет сильным конкурентом на рынке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий