18 февраля 2024 г.

Meteor - ракета меняющая баланс в воздушном бое

Несомненно, системы вооружения боевого самолета являются одним из наиболее важных факторов, определяющих его возможности. В этом отношении, благодаря своим превосходным характеристикам, ракета класса «воздух-воздух» Meteor (Метеор) обладает потенциалом, который может изменить баланс в современной воздушной войне. В наши дни, когда разгорается Вторая Холодная Война, сравнение истребителей друг с другом было бы неполным без рассмотрения этой ракеты.

Meteor готовится защитить воздушное пространство ведущих европейских стран. Кроме того, многие владельцы Eurofighter Typhoon, Rafaleи Gripen по всему миру уже заказали эту ракету. Причина такой популярности в том, что Метеор является одной из систем, которая лучше всего отвечает современным требованиям ведения воздушной войны.

История

Если мы кратко взглянем на процесс его разработки, то увидим, что Метеор был создан для удовлетворения требований Королевских ВВС Великобритании для замены ракеты Skyflash в начале 1990-х годов. Новая ракета должна была иметь улучшенную кинематику, которая обеспечит ей достаточную энергию для преследования и поражения цели с возможностью высокоманёвренного уклонения.

Ракеты на подвесе самолета

Другими требованиями были возможность скрытного запуска, высокая устойчивость к контрмерам и способность «выстрелить и забыть».

История разработки Метеора была очень похожа на историю других европейских программ систем вооружения. Как и многие другие проекты, Великобритания установила различные партнерские отношения с другими европейскими странами. Эти партнерские отношения постоянно разрывались по экономическим, политическим и техническим причинам и восстанавливались.

В итоге ракета под названием Метеор стала совместным проектом Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании. MBDA стала генеральным подрядчиком программы. Несмотря на все проблемы, появилась необычная ракета.

9 мая 2006 г. самолет JAS-39 Gripen провёл первые испытания в воздухе. Запуск прошел успешно, но ракета не смогла перейти на крейсерский этап полета. Расследование показало, что в программном обеспечении блока управления клапанами газогенератора возникла проблема с синхронизацией. После необходимых модификаций 20 мая 2006 года состоялся второй испытательный воздушный запуск. На этот раз испытания «Метеора» прошли полностью успешно.

28 апреля 2015 года самолет Rafale провел первый испытательный управляемый пуск ракеты по воздушной цели. Год спустя «Метеор» поступил на вооружение ВВС Швеции.

Особенности Метеора:

  1. имеет систему радиолокационного наведением, способной обнаруживать и сопровождать цели с радиолокационным сечением менее 1 кв. м.
  2. обладает осколочно-фугасной боевой частью с неконтактным/ударным взрывателем
  3. максимальная эффективная дальность действия составляет более 100 километров
  4. ракета может развивать скорость более 4 Маха.
  5. вес 190 кг
  6. длина 3,7 метра, диаметр 1,78 метра
  7. разгон до 2 Махов за 2 секунды
  8. двусторонняя линии передачи данных Метеор-самолет может обновлять данные о цели во время полета или менять цель, если это необходимо, это также делает возможным получение данных от других самолетов
  9. этот канал передачи данных позволяет получать информацию от ракеты, такую как ее функциональное и кинематическое состояние, таким образом, у пилота есть возможность понять, есть ли проблема с первым Метеором, и запустить вторую ракету
  10. двусторонняя линия передачи данных передает информацию не только о цели ракеты, но и о других возможных целях, так пилот сможет лучше оценить тактическую ситуацию
  11. радар работает в режиме малой вероятности обнаружения излучения, что делает ракету более скрытной
  12. может поражать различные типы целей, в том числе самолеты, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты.

Так почему же возникла необходимость в разработке ракеты класса, такой как Метеор?

Очевидно, что атака цели с большого расстояния даёт преимущество. Однако это еще не все. Если мы посмотрим в прошлое, то увидим, что преимущества, которые приносит каждое новое поколение реактивных истребителей, связаны с более высокими затратами. По этой причине количество выпускаемых самолетов уменьшалось с каждым поколением. Однако протяженность воздушного пространства стран осталась неизменной.

Таким образом, современные боевые самолеты должны контролировать более широкое воздушное пространство, чем модели предыдущего поколения. Естественно, для решения этой задачи необходимы ракеты «воздух-воздух» большей дальности.

Истребитель запускает ракету

Между истребителями предыдущего и четвертого поколения произошел огромный скачок с точки зрения возможностей воздушного боя. Для западных ВВС подготовка умелого пилота обходится дороже, чем сам самолет. Поэтому они не хотят идти на ненужный риск.

У Метеора есть потенциал, который во многих случаях минимизирует риск потери пилота в воздушном бою. Очевидно, что ни один пилот не хочет рисковать быть сбитым, прежде чем он достигнет дистанции, позволяющей дать отпор противнику.

Метеор предоставляет возможности менее современным самолетам продлить свой срок службы. JAS-39 Gripen добился большого успеха на международном рынке как боевой самолет, обладающий высокими боевыми возможностями при относительно невысокой стоимости. Однако он не находится в той же лиге, что Eurofighter Typhoon или Rafale. Тем не менее JAS-39 может быть по крайней мере столь же эффективен, в воздушном бою на дальних дистанциях с использованием ракет Метеор.

Во время Первой холодной войны ракеты были огромными, и только большие бомбардировщики могли их нести. Таким образом, лишь несколько стран могли иметь системы вооружений такого типа. Сегодня самолет размером с истребитель может нести ракеты, дальность действия которых превышает 500 километров.

Благодаря своим характеристикам Метеор за короткое время завоевал глобальный интерес. Многие пользователи Eurofighter Typhoon, Rafale и Gripen либо заказали Метеор, либо объявили, что собираются его заказать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий