1 июня 2025 г.

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь (Нижегородская область)
30.05.2025 (дата съёмки)

XIV век, на нижегородчине это время когда сюда переселяются славяне, уже основан Нижний Новгород, как пограничная застава. Время и место неспокойное, русские княжества находятся под монгольским игом, здешние земли заселены племенами мещер, мордвы...

Племена языческие, поэтому есть необходимость ассимилировать их в свою культуру. Так появляются обители, монастыри и прочие религиозные объекты.

Мы находимся на берегу Оки в районе Богородска, здесь на полугоре крутого правого берега в конце XIV века появился Дудин монастырь, полное название Свято-Никольский Амвросиев Дудин мужской монастырь.

Белокаменный собор на высоком берегу
Успенская церковь (Николаевский Амвросиев Дудин монастырь)

Первое письменное упоминание монастыря датируется 1408 годом, это напрестольное Евангелие из Дудина монастыря, где на последнем листе имеется запись

В лето 6916 (1408 год по Р.Х.) написаны быша книги сия глаголемыя четвероблаговестник повелением смиренного игумена Сергия, а рукою многогрешнаго раба Божия Андрея святому Николе во Амбросиев монастырь при велицем князи Васильи Дмитриевиче самодержьци всея Руси…

К сожалению, никто не удосужился отсканировать запись оригинальную, поэтому она тиражируется в интернете.

Т.е. в 1408 году евангелие уже существует, поэтому основание монастыря время ранее 1408 года. Есть версия, что на написание рукописного Евангелии для монастыря, дал благословение Сергий Радонежский в 1365 году, когда шел в Нижний Новгород для примирения князей Дмитрия и Бориса Константиновича. Т.е. монастырь датируется концом XIV века постройки.

По поводу названия монастыря есть легенда.

Было время, когда не могла Русь освободиться от татаро-монгольского ига. Крепко засели супостаты на три столетия на матушке-Волге.

Надумал Иван Грозный от остатков татарского нашествия избавиться. Собрал он в Москве рать великую и двинулся на Казань, через Муром. Дошло войско До Мурома, переправилось через Оку Иван Грозный залюбовался Окой и захотел на Казань по воде плыть. Взял он воинов, и поплыли они вниз по реке. Плыли они плыли, и тут начало смеркаться. Задумал Иван Грозный остановить своп суда. На берегу под высокой горой, в кустарнике, шатры раскинуть. Сотники разбили шатры, охрану выставили и предложили царю лечь почивать. Лег Иван Грозный в шатре да сразу и уснул.

А утром, едва рассвет забрезжил, на горе заиграл пастуший рожок. И звуки игры пастушьей поплыли по округе. Долетели они и до берега, где спал парь со своими ратниками. Разбудили они царя — разгневался царь.

— Кто меня потревожил? — закричал он. — Пойман; и казнить того немедля! — приказал царь Иван.

Бросились царские слуги в гору и увидели там пастушка — мальчишку с дудой в руках. Схватили они его и поволокли к царю. Думали слуги, что при виде маленького мальчика смилостивится царь и отменит свое жестокое приказание, но ошиблись слуги. Иван Грозный даже не взглянул на пастушка.

— Казнить его там, где был пойман! — строго сказал царь и ушел в шатер.

Покорные слуги выполнили приговор царя. А вскоре, как будто ничего и не случилось, царские челны неторопливо плыли вниз по реке.

...Прошло время. За это время царю с его войском удалось удачно провести битву под Казанью.

II тут довелось Ивану Грозному плыть мимо, где слуги ни за что казнили пастушонка, и вспомнил царь о приказе жестоком. Был он в тот миг в духе и отдал новый приказ. Он повелел на месте казни пастушонка построить монастырь и назвать его в честь убитого игрока на дуде — Дудин монастырь.

Так вот п появился на высоком берегу монастырь с таким необычным названием.

Или та же легенда, но менее кровавая

Когда-то, давным-давно, на месте теперешних селений Дуденево и Горбатов поселилось несколько отшельников. Среди них был молодой послушник, бывший пастушок, хорошо игравший на дуде. В свободное время он забирался на береговой обрыв и оглашал широкие окские просторы звуками замечательной дуды. Проезжал как-то по Оке великий князь со своей дружиной и неожиданно услышал чудные звуки пастушечьей дуды. По распоряжению князя дружинники отыскали искусного игрока и доставили к стоянке княжеских стругов. Князь его ласково принял и приказал основать на этом месте монастырь, назвав его Дудиным в память о пастушьей дуде, усладившей великого князя.

Но легенды так себе, потому как причем здесь Иван Грозный и монгольское иго? И походы на Казань были в XVI веке, а первая упоминание монастыря датируется началом XV века. Но легенда есть легенда.

Первым строителем обители был некий инок Амвросий, что имя закрепилось в названии монастыря.

Деревянная лестница вниз по склону через лес
Это было небольшое историческое отступление, а теперь пора сходить поглазеть

Ориентиром для поездки вам послужат деревни Подъяблонное и Терюгино, на территорию проезд свободный с большой асфальтированной парковкой. Вся дорога асфальтированная и в хорошем состоянии

Конечно за свою историю монастырь неоднократно разграблялся и уничтожался, но каждый раз он восстанавливался и преображался. Сейчас монастырь состоят из Успенской церкви, колокольни и обители на высоком берегу.

Белокаменная церковь на высоком берегу
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1677 году

Обитель вполне себе жилая - это огражденная обширная территория с полями, садами, и теплицами. На обширной парковке хранятся различные плуга для тракторов. На территории есть дома побольше, это видимо кельи и дома поменьше - это гостевые домики.

Белокаменный собор на высоком берегу на фоне реки и города
На заднем плане виднеется Дзержинск и Желнино
Белокаменный собор на высоком берегу на фоне реки и города
Это лишь малая часть, от того, что сохранилось
Старая фотография с воротами перед храмом
Дудинский монастырь
1928 год

Сейчас это полугора, заросшая травой, а ранее даже стены были.

План монастыря
Фиксационный план застройки Дудина монастыря конца XVIII века
Белокаменный храм на полугоре над рекой
Церковь и храм, видно, что восстановлены относительно недавно

Тут нам встретился мирянин, что присматривает за территорией и занимается ее содержанием. В частности о вел "бесконечный бой с травой". Живет он тут же на полугоре, в то время как священнослужителе на высоком берегу. Ему, чувствуется что очень одинок здесь, поэтому был весьма болтлив, например рассказал, что здесь бывал Никитин, и что количество ступеней на лестнице 420, например на Чкаловской лестнице в Нижнем Новгороде их 560.

Пустырь на фоне лестницы в лесу
Но пугаться не стоит, потому как здесь ступени очень небольшие по высоте и по сложности восхождения, даже до четверти Чкаловской не дотягивают
Кирпичная стена часовни
Надкладезная часовня (руины)

Надкладезная означает, что часовня стояла над колодцем или источником воды.

Белокаменная колокольня
Первым каменным строением монастыря была колокольня, возведённая в 1593 г.
Старая фотография людей на фоне монастрыря
Дудинский монастырь
1930 - 1940 гг.

С приходом большевиков к власти монастырь закрыли, а местные жители со временем разобрали много строений на свои нужды.

Вход в церковь
Заросшее кладбище на лугу
За церковью остатки кладбища и есть даже старые, каменные надгробия

Но надпись на каменных надгробия не читабельные и некоторые так расположены, что создается впечатление, что они в свое время случайно были разбросаны.

В соседнем селе Хабарское в середине XIX века, в крестьянской семье родился Павел Иванович Осокин - изобретатель-самоучка, что изобрел спасательный пояс, жатвенную машину и ряд моделей подводных мин. Похоронен он был на кладбище дудина монастыря.

Старый, каменный надгробный камень
Тропа с деревянным настилом вокруг церкви
Поклонный крест за колокольней
Поклонный крест
установлен в 2007 году
Поклонный крест за забором
Установлен так, чтобы с Оки было видно
Источник воды
Лестница среди леса
Лестница вполне себе современная, а как раньше тут поднимались?
Кора береза в надписях

Комментариев нет:

Отправить комментарий