16 января 2022 г.

Храмовый Комплекс (Крутой Майдан)

село Крутой Майдан (Нижегородская область)
05.10.2021 (дата съемки)

Я человек не религиозный и меня не привлекают церкви как таковые, но есть церкви от которых веет стариной. Это как старая усадьба или старый дом у которого есть детали, которые будут уничтожены при реставрации и именно они меня привлекают.

Это Храм Рождества Христова, построен в 1832 году, т.е. 190 лет назад. Выглядит как чей-то особняк, но это храм. У него был купол, который был в советское время уничтожен и здание было переоборудовано под сельскую школу. Сейчас же РПЦ вернуло здание в собственность.

Старый храм без купола
Вначале подумал, что это дом-причета
Старое каменное здание храма с колоннами
Уже потом погуглив стало ясно что это тоже храм
Тропа среди высокой травы к каменному храму
Территория отрыта и ее можно посетить
Деревянный балкон над входа с колоннами
Колонны храма на фоне другого храма и колокольни
Пожарная лестница у старого каменного храма
Пожарная лестница
Старый каменный храм без купола
Старый каменный храм с деревянной дверью
А вот что меня влечет
Старая деревянная дверь с огромным замком
Ну что тут такого? Уверен, что эта дверь видела прихожан

При реставрации эта деталь точно исчезнет.

По соседству стоит Храм Троицы Живоначальной, 1805 года постройки. Ее уже очевидно отреставрировали.

Белая каменная церковь
Храм Троицы Живоначальной
Высокая каменная колокольня
Рядом стоит огромная колокольня этажей так в 4 - 5
Высокая каменная колокольня
Белая каменная церковь
О чем я и говорил. Церковь вроде отреставрировали, но дверь влепили от тамбура в многоэтажке
Широкие опоры каменной колокольни
В одной из опор колокольни ход наверх
Высокая каменная колокольня - вид снизу
Пока отреставрировали только один объект
Высокая каменная колокольня без колокола - вид снизу
Колокола еще нет
Белая церковь на фоне высокой колокольни

Кстати комплекс является памятником федерального значения.

Тонкинская - Любопытное Оформление

г. Нижний Новгород
улица Тонкинская, 14
26.11.2021 (дата съемки)

Любопытное оформление номера дома. Такое нечасто встретишь. Отдельная плита так оформлена.

Номер дома оформлен с птицей
Номер дома оформлен с птицей
Номер дома оформлен с птицей
14 января 2022 г.

Северная Корея однажды послала коммандос, чтобы убить президента Южной Кореи

Южнокорейцам хорошо знаком стресс, вызванный угрозой «обезглавливания». Это связано с тем, что президенты Южной Кореи стали жертвами двух крупных покушений, организованных Пхеньяном, в результате которых погибли десятки человек.

Подразделение 124 пересекает демилитаризованную зону

В полночь 17 января 1968 года тридцать один мужчина в темных комбинезонах незаметно проскальзывает через демилитаризованную зону, отделяющую Северную Корею от Южной. Этот сектор, расположенный в 50 км. к северу от Сеула, обнесен колючей проволокой и плотными минными полями, его просматривают часовые и пулеметные гнезда Второй пехотной дивизии США.

Но диверсанты прорываются через забор из колючей проволоки, обходят, обезвреживают мины и прокрадываются мимо вражеских сторожевых постов, которые услужливо освещаются огнями. Они расположились лагерем всего в нескольких километрах от штаба американской дивизии. На следующий вечер они проникают глубже в Южную Корею. Столкнувшись с замерзшей рекой Имджинган (Imjin River), они используют белые маскхалаты для маскировки и перебираются на другую сторону.

Эти люди принадлежат к отряду специального назначения 124 и готовились к этому моменту в течение двух лет. Отобранных за физическую силу и политическую лояльность, их обучали стрельбе и джиу-джитсу, учили говорить с южным акцентом и подвергали ужасным испытаниям на выносливость, включая дни без еды и сон с мертвыми телами в могиле. Каждый мужчина нагружен более чем 67 кг. снаряжения, включая автомат, пистолет и восемь ручных гранат.

Северо-корейские коммандос - старая фотография
Северо-корейские коммандос
Источник

Их миссия: убить президента Южной Кореи Пак Чон Хи в его резиденции в Сеуле. Как заявил один спецназовец: "Мы думали, что тамошний президент был марионеткой, американским коллаборационистом. Я ненавидел его".

Наемные убийцы идут по пересеченной местности через леса и горы ночью, а спят днем. Но у элитных коммандос есть слепое пятно: они настолько внушены самоочевидным превосходством Северной Кореи, что наивно полагают, что Юг готов к революции, и что убийство президента Пак, пришедшего к власти в результате военного переворота, послужит катализатором к революции.

Это маловероятно. Хотя Пак является диктатором, ответственным за гибель сотен протестующих и политических оппонентов, он также инициировал программу индустриализации, ориентированной на экспорт, под руководством государства, которая уже преображает прежде бедную Южную Корею.

19 января четверо молодых лесорубов — все братья — натыкаются на лагерь коммандос. Дебаты коммандос: должны ли они убить свидетелей? Их лидер Ким Чен Мун (Kim Jong-moon), ветеран семи предыдущих диверсионных вылазок, вместо этого читает им лекции о достоинствах коммунизма. Деревенские парни заявляют о своем переходе в марксизм и обещают не сообщать властям.

К несчастью, для Отряда 124, это прозрение недолговечно. После освобождения лесорубы немедленно обращаются в полицию. Южнокорейская армия мобилизует несколько пехотных дивизий, чтобы обезвредить коммандос. Но диверсанты ускоряют свой темп до 11 км/ч и ухитряются обгонять южнокорейские блокпосты. Они входят в Сеул небольшими группами вечером 20 января, а на следующий день перегруппировываются в храме всего в миле от резиденции президента.

К настоящему времени Сеул кишит военными патрулями. Группа наемных убийц придумывает новый план: они переодеваются (была с собой) в южнокорейскую униформу с нашивкой Двадцать шестой пехотной дивизии. Затем они нагло маршируют по улице Самчхондон, изображая из себя одно из тех подразделений, которые охотятся на них!

Смелая уловка, похоже, сработала. Коммандос проходят несколько патрулей и контрольно-пропускных пунктов, не встречая серьезных препятствий. К десяти вечера они находятся всего в нескольких сотнях метров от травянистого поля перед президентским Голубым домом, комплексом из нескольких больших зданий в традиционном стиле с голубыми черепичными крышами.

В этот момент подъезжает на джипе Чой Гю Сик, начальник полиции района Чонногу. Тридцати семилетний командир полиции решил проверить подозрительный взвод после того, как часовой упомянул ему о нем. Теперь он требует, чтобы члены группы предъявили документы, удостоверяющие личность.

Заболтать и убедить не получается. Пока некоторые забалтывают, В определенный момент один из диверсантов достает пистолет и убивают Чоя и его водителя.

Ближайший взвод южнокорейской пехоты мчится на звук выстрелов и вступает в бой с отрядом 124. Вскоре в районе Голубого дома звучат звуки автоматов. Школьный автобус случайно попадает под перекрестный огонь, он изрешечен пулями, а затем взорван гранатами, убив или ранив более двадцати мирных жителей. Поняв, что их борьба безнадежна, они расходятся, стремясь уйти обратно через границу.

В течение следующих девяти дней американские и южнокорейские войска ведут кровавые стычки, выслеживая убегающих коммандос. Большинство стараются забрать с собой как можно больше преследователей. Один захваченный коммандос доставлен в полицейский участок для допроса директором национальной полиции Чхэ Вон Шиком. В середине допроса он взрывает спрятанную при себе гранату, убивая себя и ранив Чхэ.

Задержание солдата - старая фотография
Ким Щин Джо (Kim Shin-Jo) после захвата в 1968

Всего в перестрелке перед Голубым домом и последующей розыске погибло двадцать шесть южнокорейских солдат и мирных жителей, а шестьдесят шесть получили ранения. Кроме того, трое американских солдат убиты северокорейскими войсками при прочесывании демилитаризованной зоны в поисках лазутчиков.

Всего через два дня после перестрелки северокорейские военно-морские силы захватили USS Pueblo - разведывательный корабль, плывущий в международных водах у берегов Кореи. Убиты один член экипажа и взяты в плен восемьдесят два человека. Этот шаг рассматривается как попытка отвлечь внимание от рейда на Голубой дом и дает Пхеньяну заложников, чтобы предотвратить возмездие за неудавшееся убийство.

Последствия

Пак Чон Хи глубоко потрясен тем фактом, что тридцать один убийца оказался в нескольких сотнях метров от его порога. Американские дипломаты изо всех сил пытаются отговорить Пака от начала войны и вывода сотен тысяч южнокорейских войск, дислоцированных в Южном Вьетнаме, предлагая ему дополнительную экономическую помощь в размере 100 миллионов долларов.

Но Пак все еще хочет крови и приказывает военным спланировать удар по Ким Ир Сену. Армия РК набирает собственный отряд самоубийц из тридцати одного человека под названием "Отряд 684" из мелких преступников и безработной молодежи, подвергая их жестокому режиму тренировок на острове Сильмидо.

Но в 1971 году потепление отношений с Севером заставило Сеул отменить рейд.

Год спустя Ким Ир Сен встречается с директором Центрального разведывательного управления Кореи и заявляет — абсурдно, — что рейд на Голубой дом был организован против его воли "крайне левыми" в его правительстве.

Удача диктатора закончилась в 1979 году, когда продемократические активисты протестовали против его репрессивного правления. Во время банкета на конспиративной квартире Пака его собственный директор разведки приходит в ярость из-за критики со стороны телохранителя за то, что он был недостаточно жесток с протестующими, и застреливает президента и охранника.

Что касается Отряда 124, то из тридцати одного, пересекшего границу, в живых осталось только двое. Пак Чон Хи в 2007 году дослужился до заместителя министра обороны. Он дважды возвращался в Южную Корею с дипломатическими делегациями.

Другой выживший Ким Син Чжо (Kim Shin-jo) идет совсем другим путем. Он убегает без единого выстрела и попадает в плен к южнокорейским солдатам на горе Инвангсан. К его удивлению, следователь с уважением относится к Киму, которым Ким начинает восхищаться. Он становится гражданином Южной Кореи, из-за чего Пхеньян казнит его родителей.

Пример Ким Син Чжо показывает, что некоторые люди могут преодолеть фанатичную идеологическую обработку, если к ним относятся гуманно и им предлагают другой взгляд на мир.

12 января 2022 г.

Нижний Новгород (Основание и жизнь в XIII веке)

Это пост о том, что происходило в мире незадолго до основания Нижнего Новгорода и впервые его годы. А именно Нижний Новгород в XIII веке, события на Руси, Европе и Азии.

До основания Нижнего Новгорода

Волго-Окское междуречье

Самый древний, подлинный документ имеющий отношение к истории Нижнего Новгорода это XVI век. Еще более ранние документы, но это копии созданные в разных веках.

Карта путешествия арабского писателя и чиновника Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию
Карта путешествия арабского писателя и чиновника Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию (По: Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара. Каталог выставки. М., 2016.).
Источник

Это северо-восток обозримого тогдашнего населенного мира (Европейская цивилизация). Государственности еще толком никакой нет, территория в лесах и пронизана реками, но реки это очень важные торговые пути того времени. И первый вопрос: в каком государстве возник Нижний Новгород, как называлось это государство?

Есть несколько наименований: прежде всего географическое потому что сначала не было политического образования, это была некая географическая страна назвалась ростовская земля, потому что главный город был Ростов.

С течением времени функции главного города перешли к Суздалю и наименование ростово-суздальская земля или попросту суздальская земля. Соответственно правившие здесь князья именуется как суздальские или суздальские рюриковичи.

С течением времени великий киевский князь Юрий Долгорукий и его отец Владимир Мономах начинают осваивать эти земли. Возникает город под названием Владимир на Клязьме. Это хорошо нам знакомый Владимир и появляется государство, которое уже имеет точное государственное наименование Великое Княжество Владимирское.

Карта Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века
Княжества северо-восточной Руси к 1236 году
В.А. Кучкин "Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века", 2011

На карте изображена чересполосица земель, несколько уделов и стрелы походов. Постоянные войны в то время это перманентное явление.

У Владимирского княжества три основных направления распространения влияния и интересов:

  1. на восток — волжская булгария
  2. на северо-запад — великий новгород
  3. на юго-запад — земли южнорусских княжеств

В тот период все государства строилась на противостоянии христианского мира и мусульманского. Мусульманский мир это Азия, христианская это Европа. Великое Княжество Владимирское все таки хоть и окраина, но Европа. Противостояние с Азией это противостояние с Волжской Булгарией. Все что находилось за Волжской Булгарией это незнаемые земли и на то время особо не интересовали Владимирское княжество. Да и Волжской Булгарией интересовались только по причине возможности «выхода» на Волгу.

Устье Оки это место столкновения славянских, угро-финских и тюркских этносов. Изначально здесь не было русских и поставив город, началось окняжение окрестных земель.

События в Европе

С западом у Владимирского княжества было два пути коммуникации, это через Великий Новгород, то есть на северо-запад — это контакты со скандинавией и северной германией. И через южнорусские княжества, в первую очередь через Византию.

Христианство в тот момент четко делилась на две ветви: православие и католицизм. Соответственно было два больших государственных образования, которые представляли ту или иную ветвь: империя или государство ромеев и греков, так называемая Византия и государство германцев и римлян, позже (позже основания Нижнего Новгорода) оно получит название Священная Римская Империя — это центральная, западная Европа и северная Италия.

Интересный факт. В момент когда основывался Нижний Новгород, появился уникальный исторический шанс преодолеть противостояние католицизма и православия. В 1204 году четвертый крестовый поход на Константинополь, столица Византии была захвачена крестоносцами и возникает Латинская Империя.

Стало быть можно начать переговоры, но специфика XIII века такая, что помимо противостояния православия и католицизма, есть еще противостояние и внутри католической церкви. Если до этого Византийское государство было ромеев игреков, то с этого момента только греков.

В борьбу Латинской Империи с осколками Византии вмешивается будущая Священная Римская Империя. Во главе Римской Империи становится император, просвещенный монарх Фридрих II — покровитель искусства, покровитель музыки, композитор того времени, но при этом очень расчетливый политический деятель — он старается закрепиться на всех землях центральной европы, ему противостоят римские папы. Они взаимно проклинают друг друга, римский папа отлучает Фридриха II и стремясь реабилитироваться Фридрих объявляет крестовый поход в святую землю.

Пятый крестовый поход происходит как раз в 1221 году в том самом году, когда основан Нижний Новгород. Фридрих сам не идет в поход, а отправляет войско. Войско дошло до стен Иерусалима, египетский султан предложил отдать Иерусалим в обмен на портовый город в Египте. По итогу крестоносцы потеряли и то и другое.

На французских землях в то время правил Филипп II, который первый начал себя называть королем Франции, до этого были короли франков. Филипп II имел свои внешнеполитические задачи и внутриполитические, надо было объединять Францию. Север это так называемые Анжуйская империя, которую контролировали англичане, а юг это еретики Альбигойцы. Филипп объявил крестовый поход, Альбигойцы и англичане терпят поражения. Англичане теряют территории в северной франции и отказались от своих земель анжу и в Нормандии.

В итоге английский король Иоанн Безземельный в 1215 году подписывает великую хартию вольностей, а Филипп II основывает в Париже Сорбонну.

Великому князю владимирскому в курсе событий, католические монахи, которые пытаются двигаться на восток с миссионерскими целями, проходят через Владимир, так и доходят известия о событиях.

Кстати крестовые походы известны на Руси и даже какие-то добровольцы вроде бы принимали участие.





Время основания Нижнего Новгорода

Обычно когда речь идет о таких глубинах русского средневековья то источников информации два: это письменные тексты и археологические находки. Еще строго говоря третий источник это язык. Но дело в том что памятники древнерусской письменности они тоже в текстах в рукописных в книгах и не всегда понятно носителям какого диалекта был писец который, составлял рукопись.

Основные источники все таки письменные, это русские летописи, источники с другого берега Волги — хроники Волжской Булгарии, до нас не дошли.

Карта Наступление на Волгу Русско-Болгарские войны 1108-1220гг
Наступление на Волгу Русско-Болгарские войны 1108-1220гг

На карте мы вновь видим перекрестия сражений. Вся политическая история того периода истории отнюдь не мирная, она более мирная, чем то что происходит в западной европе, но при этом местному населению таки доставалось. При завоевании новых земель, у русских князей нет цели уничтожить местное население. Их цель была выйти на Волгу поставить здесь город и опираясь на этот город контролировать Волжскую торговлю.

«Подход к Волге» был планомерным, поначалу основывали Городец и только в 1221 году выйти на устье Оки. Русское войско было видимо достаточно сильным потому что когда в 1229 году мордовские племена попытались изгоном, то есть захватом, внезапно захватить Нижний Новгород они не сумели это сделать. Кстати в городе не было войска и горожане смогли отбиться самим.

Нижний Новгород был основан на вырост, территория города, окруженная крепостными стенами, была очень большой. Город не был заселен плотно внутри городских стен, сюда попали и пастбища и сады еще пустые места под будущую застройку.

Наш кремль состоит как бы из двух частей: спасской и архангельской. Долгое время исследователи гадали с какой части начиналась застройка Нижнего Новгорода, вроде бы Спасский Собор в камне был построен сразу (в 1227 году он был уже освящен).

Стены древне-русского города - рисунок
Стены, которые составляли основу древне-русского города
Источник
План Нижегородской крепости
План Нижегородской крепости
Источник

Красным прочерчен такой полукруг это результат работы археологов, археологи доказали, что город изначально, при Юрии Всеволодовиче, включал в себя обе части и спасскую и архангельскую.

Спасская, по-видимому, была боярско-церковной частью, а архангельская, здесь идут споры то ли это княжеская часть, либо это городской посад. Точного ответа на сегодняшний день нет.

Материальные памятники говорят нам о традициях, характерных для северо-восточной Руси, для Владимирского Великого Княжества.

Тот город был чуть меньше нынешнего кремля, но по тем временам было очень много. Юрию Всеволодовичу предстояло решать еще проблемы спуска к воде, защиты этого спуска. По территории, по площади этого города он очень велик.

Писало - археологическая находка
Писало из птичьей кости

Эта находка, найдена в слоях XIII века, обратите внимание на заостренный кончик. Это древнерусское писало — вот такими косточками писали на пергаменте чернилами. Писали, в том числе древнерусские летописи, Лаврентьевская летопись сохранившиеся в подлиннике, рукопись 1377 года, ныне хранящаяся в Санкт-Петербурге. Она написана монахом Лаврентием, написана почти наверняка здесь в Нижнем Новгороде.

О летописях тех лет

Примечательно, что тогдашние русские книжники это совсем не политиканы новейшего времени. У них было понятие совести, даже если они работали при дворе князя это не означает, что они его всегда и всюду восхваляли. Иногда умалчивали о некоторых вещах, но не искажали.

Летописания в основном были сосредоточены на важнейших политических событиях, однако бытовую жизнь не описывали, никому не пришло бы в голову тратить драгоценный пергамент, чтобы описывать бытовую жизнь (как надо правильно расколоть как надо правильно рубить дрова и правильно топить печь...).

Однако летописание Великого Новгорода менее политизировано из-за того что в Новгороде Великом происходили те же в общем то процессы что и в городах северной италии, когда они пытались освободиться от власти своих феодальных владык. Там внимание горожан было к погоде, потому что от этого зависит урожай и подвоз хлеба. Новгород очень мало выращивал зерновых и погода влияла на торговые контакты с другими странами. Тамошние записи открывают нам некоторые бытовые аспекты жизни людей.

В апреле, то есть довольно поздно, ударил мороз и уничтожил все посадки зерновых в Торжке, откуда везли хлеб. Взаимоотношения Владимира и Новгорода как раз диктовались во многом погодой. И очень часто Владимирский Великий Князь использовал свое положение и закрывал подвоз хлеба в Новгород в голодные года.

Был такой способ манипуляции, в голодные годы новгородцы били челом князю и принимали его, пока урожайность не позволяла им быть независимыми.

Вообще, из-за особенностей почвы под Новгородом, сохранилось больше берестяных записей. Почва насыщена влагой, что позволяет лучше сохраняться бересте. Под Нижним Новгородом тоже делали записей, но почва не позволила их обнаружить в наше время. Понятно, что жизнь была в целом похожа. О том, что у нас писали берестяные грамоты, говорят найденные металлические стерженьки, найденные под Городцом.

Кстати, найденное писало (см. выше фотографию) это огромная случайность и счастливый случай, что до нас дошла с XIII века.

Что мы узнаем из берестяных грамот? Во-первых, мы узнаем цены. Серебро было дорого серебряной дирхемы арабской чеканки к тому времени уже были редкостью. Серебро везли из европы с германских земель. Были рабы, их продавали обычно на невольничьих рынках поволжских. И Волгу то видимо нижегородские купцы знали неплохо.

Как жили люди в Нижнем Новгороде XIII века

Жилище были с полом земляночного типа. Русское население было немногочисленным, а вот коренное мордовское население жили преимущественно в лесных укрывищах.

Раскопки показывают что вооружение мордовских воинов очень сильно уступало русским и булгарским воинам. Именно поэтому мордва и не могла основывать города на своих землях.

Лесные массивы, которые в те времена были очень большими, обеспечили последующее сравнительно мирное сосуществование с окрестными народами вплоть до середины XVII века. Мордва, Марийцы... занимались своими промыслам, у русских было землепашество.

Как основался Нижний Новгород

Бытует представление, что древние города-крепости формировались следующим образом: население постепенно проникает на новые земли, возникают поселения, а уж потом возникает город.

Но на самом деле города-форпосты возникали с точностью до наоборот, сначала были поставлены крепости, а потом опираясь эти города формировали под себя сельскую округу.

На момент основания Новгорода на устье Оки, а именно так ранее называли Нижний Новгород, Городец входил в десятку крупнейших городов того времени по площади. Наш Новгород стали называть Нижним по отношению к Новгороду Великому в конце второй половины XIV века. Когда город стал столицей Великого Княжества Нижегородского.

Нижний Новгород был большим, но все таки провинциальным и для того, чтобы преодолеть «провинциализм» начинают строить каменный храм. По тем временам это большая редкость и это большие деньги.

Юрий Всеволодович не был воином таким каким был например Александр Невский или Андрей Боголюбский. Он не любил сам ходить в походы, приходилось иногда, но предпочитал отправлять кого то из подручников. Но при этом он был дальновидный государственный деятель. Он умудрился накопить хорошие деньги, потому что основать город — это нанять мастеров, привезти и мастерам заплатить. Рабы конечно были, но они были нужны для черной работы: копать рвы, рубить лес... Но всю остальную работы выполняли профессионалы.

Неизвестно доподлинно какой был храм, не осталось письменных источников. Неизвестно был ли он белокаменный, потому как сложно отделить постройку (следы в ходе археологических изысканий) XIII века от XIV и последующие перестройки. Кто строил тоже неизвестно и кто был архитектором, но известно, что западно-европейские специалисты у нас бывали.

Сохранилось письменное известие о том как в XIV веке здесь в Нижнем Новгороде над то ли Спасо-Преображенскоим, то ли Михайло-Архангельским собором работал Феофан Грек, сохранилось описание того как он работал и как его манера работы поражала русских книжников того времени.

Приход Батыя на Русь и Нижний Новгород

В летописях сказано так: в феврале 1238 года, когда уже пали Рязань, Москва и монгольские отряды обложили Владимир, отдельные отряды были сразу отправлены в разные направления Владимирского Великого Княжества. Один из этих отрядов уничтожил Городец и все поволжье — это округа Городца, а также административную единицу центром которой был Городец на Волге. Тогда это Новгород на устье Оки, Юрьевец и Унжа.

Вопрос в степени разорения. Судя по тому как Новгород на устье Оки все таки довольно быстро возродился видимо жители уцелели. Известно, что жители XIV века уходили в леса на север в феврале, видимо спасаясь от отрядов татаро-монгол. Как сильно горел Нижний Новгород неизвестно, археологи здесь нам мало чем могут помочь потому что археологические пожарища XIII и XIV века отдельно не прочитываются.

Однако известно, что в XIV веке город несколько раз разоряли. В любом случае судьба жителей и людей Владимирского Великого Княжества подвергшихся Батыеву нашествию было плачевной.

9 января 2022 г.

История Репрессий (с Античных Времен до Начала XX Века)

Начнем с какого-то обозримого прошлого, наших предшественников в государственном плане.

Римская Империя

Первое с чего можно начать это Римская Империя, которая является матерью всех империй. В античном мире тоже преследовали инакомыслящих, самый известный пример это Сократ который был осужден афинской демократией.

он отстаивал верховенство принятого с соблюдением всех норм закона, а не сиюминутного мнения толпы на собраниях, которым постоянно манипулировали демагоги. Такая критика, естественно, не нравилась политикам демократической партии Источник

Если мы говорим о репрессиях внутри Римской Империи, то это прежде всего история с гонениями на христиан.

Эта история очень сильно мифологизирована, но есть определенное количество довольно достоверных данных о преследованиях христиан и законов против них. Преследование христиан, это как пример таких политических репрессий потому, что христиан преследовали не за то что они верили, а за то что они не участвовали в государственном религиозном культе.

Римский культ был делом государства, к нему привлекалась аристократия и участие в гражданском римском культе — почитание римских богов, было обязательно для любого римского гражданина. Важна была не вера, а именно набор ритуальных действий.

Гений императора был божественен и это не обсуждалось. Были статуи императора, перед которыми обязательно соблюдались определенные ритуалы, не соблюдение этих ритуалов вело к обвинению по статье, которая предполагала очень серьезные наказания.

При императоре Феодосии в Антиохии сирийской вспыхивает восстание, разбивают статуи императоров. Известная история которая связана Иоаном Златоустом, но что показательно: империя уже христианская, но статуи императора обладают особым статусом, то есть разрушение статуи это государственное преступление.

Это было исключительно формальное требование, даже по протоколам по так называемым мученическим актам, римские судьи говорят христианину: “да принеси ты жертву, мы от тебя не требуем верить в богов, верить божественность императора, ты должен исполнить вот этот жест”.

Но христианин отказывается, он верит в то что в данном случае он отрекается от Христа или приносит жертву неким демоническим силам.

Статья имперского величия так и следует в веках по наши дни в той или иной форме в некоторых странах. Например, любое не почитание императора Византийской Империи, и уже в Российской империи наказывалось.

Забавный случай с императором Александром III (Российская империя). Один пьяница в кабаке стал ругаться с чего-то, материться, безобразничать. Ему сказали вот тут же висит портрет императора Александра III, хватит буянить. Он сказал “да плевать мне на императора и на его портрет” и его арестовали. Когда Александр III узнал о случившемся, он наложил резолюцию, что его отпустить и передать “что мне тоже на него плевать”.

Тем не менее это показатели того что за любые слова против императора что Византийской империи, что в Российской империи могли привести к весьма плачевным последствиям.

То есть мы видим что в Римской Империи и последующих было неважно веришь ты или нет (это было личное дело каждого) главное это сохранение некоторого общественного порядка, лояльность государству, как своего рода гражданская религия. Если ты этого не делаешь, ты как бы посягаешь на основы государства и тебя после этого по головке не погладят.

Христианство

Когда Христианство становится государственной религией к концу IV века происходит трансформация закона об атеизме, закон исчезает. Но появляются законы которые, устанавливают религию как государственную. А это значит что полноправным гражданином Римской Империи в Западной Римской Империи, Восточной Римской Империи может являться только тот кто исповедует христианскую религию, соответственно если человек не исповедует христианство, то он является еретиком, инакомыслящим и он либо поражается в правах либо преследуется.

В отношении разных еретических сообществ принимались различные меры, например в VI веке (это рассвет Восточной Римской Империи, Юстиниан Великий), очень жестко стали преследовать иудеев потому что территория Палестины входила как раз в состав Римской Империи. Было довольно кровавое восстание Самаритян — это одна из религиозных групп внутри иудейского мира, которое было подавлено.

Очень жестко преследуют язычников, их просто запретили. Что примечательно, 529 год — это год закрытия Афинской Платоновской Академии, этот год называют годом конца античности.

Так же это время крайне жесткого преследования ариан, потому что ариане воспринимались как и внешний противник. Против вандалов в Северной Африке — название воровского народа который исповедовали арианство.

Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825
Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825
Источник

Все это логика средневекового государства — император король, получает власть от бога, но власть от бога он получает благодаря тому что он исповедует истинную веру. Он всегда защитник веры и распространитель её. Например, по законам Российской Империи император Николай II был главой церкви и хранителем веры. Это было законодательно прописано.

Император мог предать власть сыну или получить насильственным путем, свергнув предшественника. Он получал некую легитимность если это подтверждала церковь и подтверждал народ. Считалось что если один император свергнут, а другой вошел это воля божья.

Бог главный субъект истории, тут очень важна религиозность императора. Фактически какие бы преступления он не совершал, все сходило с рук, но до тех пор пока он не нарушал принцип религиозности. То есть для власти императора наибольшую опасность представляла утратить религиозную санкцию на собственную власть.

Однажды возникло интересное явление, когда одна группа внутри одной церкви начинала обвинять другую в еретичестве, со встречными обвинениями. Так появились вселенские соборы, точнее имперские, свозилось все духовенство, император кормил, поил, он же и собственно и созывал собор. И он ждал когда духовенство разберется и скажут кто еретик, а кто нет. И когда собор говорил кто истинно верующий, то тех соответственно поддерживал император, а к проигравшей стороне начинались репрессии.

Как правило, лишали храмов, лишались кафедры, некоторые уходили в подполье. Могли конфисковать имущество, могли отправить в ссылку и это очень часто делали.

Смертные казни были редким явлением, по результату решения вселенского собора не казнили. Были отдельные прецеденты, так например в IV веке: это некий епископ Пресцелиан, не известно какую он агностическую ересь исповедал, но его свои же испанские епископы осудили и сожгли. Это вызвало шок у других епископов да и у императора то же. Они высказали полное недоумение о происшедшем.

То есть практикой это не было, за немногими исключениями, а вот преследовали очень активно манихеев — дуалистическая ересь, которая в принципе отрицала государства, они считали что человек это частица души которая заключена в узлы материи и от этой материи нужно освободиться. Поэтому они проповедовали детей не рожать, это плотские дела, землю пахать не надо, в армии служить не надо. Естественно что у государства такого рода проповедь поддержки большой не находила, их преследовали, в том числе до смертной казни.

Манихейские жрецы — «Избранные» — на свитке из Таримского бассейна. Текст на согдийском языке
Манихейские жрецы — «Избранные» — на свитке из Таримского бассейна. Текст на согдийском языке
Источник

От манихиев появились так называемые павликиане при императрице Феодоре в IX веке. Их гнали довольно жестко, там были буквально зачистки территории. Но были епископы, которые выступали против смертной казни еретиков. То есть это был вопрос открытый. Репрессии в виде ссылок, конфискации имущества, понижения в гражданских правах или лишение гражданских прав, выселения было нормой.

Разберем например ересь так называемого несторианства. Несторий был избран архиепископом Константинополя и он привез с собой группу людей (свиту) - помощников своих. Один из его свиты стал проповедовать что Богородица не Богородица, она не бога родила, она христародица или человекородица, то есть она родила человека. Ну как может смертная женщина родить бога? Он стал это проповедовать.

Это смутило константинопольский народ, народ стал волноваться тем более что тогда был всплеск почитания Божией Матери в Византии. На сторону константинопольского народа стал архиепископ александрийский Кирилл, человек, с очень активной богословской политической позицией.

Тут были и политические интересы, потому что Александрия была против главенства Константинополя в церковном мире, так как Константинополь это совершенно новый город (он был освещен 330 году), а Александрия древний город и соответственно Александрия боролась за первенство.

Кирил написал письмо в котором он сказал что Несторий не прав, но Несторий ему ответил ”ты кто такой чтоб меня судить?”. Между ними начался богословский не диалог, а именно конфликт. Привлекли Римского Папу, Кирил сумел привлечь его на свою сторону, в результате созвали вселенский собор. На котором никакого конкретного решения не было. В основном из-за того что проходило сразу два параллельных собора. Через некоторое время, все таки не сразу, но несторианство было признано ересью. И несториане, это в основном сирийские христиане стали покидать территорию римской империи.

Монофизитский раскол вообще разрушил христианский мир. Египет, Сирия, Палестина это когда-то были христианские земли с христианским населением, но из-за того что преобладали монофизические церкви они были признаны еретическими на пятом вселенском соборе в 451 году.

Более столетия продолжался конфликт, империя кнутом и пряником пыталась их вернуть обратно, в результате ничего не получилось. И когда начались арабские завоевания эти регионы были очень быстро и успешно исламизированны.

Логика процесса такова что мы имеем монотеистическую, догматическую религию в которой строго установлено правило и если она становится государственной то преследование еретиков становится неизбежной.

И когда государство говорит что только тот кто принадлежит церкви, является полноправным гражданином государства невольно подключается к тому что оно начинает эти границы охранять, а государство охраняет их используя насилие и репрессии.

Все это характерно именно для средневековых государств, которые всегда ориентировались прежде всего на исповедание определенной версии религии. То есть там не было никакого выбора веры.

Казалось бы ты можешь все бросить и переселиться, но учитывая что в то время в обществе родовые связи играли большое значение, это было смерти подобно. Например, в Афинах приравнивали смертные казни и изгнания, потому что после изгнания человек становился никем.

Концепция личности и прав личности она очень поздняя, в любом античном средневековом обществе человек это часть общины часть коллектива и именно община представляет определенную ценность. И когда отдельного человека выкидывали из общины он фактически терял все.

Русское средневековье

Политические репрессии появляются тогда когда появляется развитый государственный аппарат. Логика репрессивного насилия другая, когда государство формируется, разрастается, появляется репрессивный аппарат. Поэтому репрессии до Ивана Грозного можно сказать не было, но уровень насилия иного характера был высокий.

С Иваном Грозным вводится опричнина, в результате есть противостояние земщины и опричнины и более того видим, что ведутся списки жертв (синодики).

Хотя до Ивана Грозного тоже были случаи, например, Иван III берет Новгород, казнит верхушку, а семьи казненных переселяет из Новгорода, то есть применяет практику репатриации.

Ересь жидовствующих

Еще один случай это гонения жидовствующих. Они отвергали учение троицы, они отвергали церковные иерархии, таинство, иконы они рубили и жгли в печках ну и т.д. Считается что митрополит Зосима им сочувствовал, Иван III, Федор Курицын (фактически министр иностранных дел той эпохи), протопопы, которые были настоятелями кремлевских соборов тоже были участвовали в этой ереси.

Казни еретиков жидовствующих в 1504 году.
Казни еретиков жидовствующих в 1504 году.
Источник




Преследование старообрядцев

Очень сложно оценить масштаб этих преследований почему потому что не велось точного учета. Еще вопрос кого считать жертвами репрессий? Если считать тех кто был казнен, их немного.

Если считать всех кто переселился, кто сгорел (они самосжигались, чтобы царские команды не взяли), то тут число больше. Но тут скорее важнее не масштаб репрессий, а масштаб раскола в обществе. Это фактически раскол традиционного средневекового государства, которое было основано на единстве православия.

Значительная часть русского народа не признала никоновских реформ, она сохранила верность старой вере. Преследования довольно жесткие, например протопопа Аввакума сожгли вместе со своими сподвижниками. Казни при царице Софье, репрессии при Петре I.

Сожжение протопопа Аввакума - картина
Сожжение протопопа Аввакума
Пётр Мясоедов,
1897 год
Источник

В результате религиозного раскола общество разделилось, что привело к тому что часть людей стало строить параллельное государство в государстве, с сопутствующим отрицанием действующей власти.

Старообрядцев гнали аж до 1906 года, ведь если в монархическом государстве в самодержавном государстве царя называют антихристом — это преступление автоматически. Это ругательство в рамках христианской традиции сложно представить это прямая противоположность православному царю, это покушение на царское величие это нарушение законов.

При разных царях было по-разному, лидеров старообрядчества в XVII веке и казнили и пыткам придавали. В более позднюю эпоху могли отправить ту же в монастырскую тюрьму, что кстати не намного лучше. Монастырские тюрьмы были весьма суровы — сажают вас как каменный мешок и вы там сидите пока не помрете. В каменном мешке сидели до покаяния, но если человек покаялся, то его могли привести какие-то более лучшие условия, но из монастыря уже выйти не мог, в любом случае это тюрьма.

Были каторги, до которых гнали заключенных, прикованных к металлической штанге, если кто-то умирал, то тело умершего продолжали волочить еще живые.

Заключенные во многом содержались просто за счет пожертвований, государство не брало на себя особо эти функции, заключенные выживают за счет того что им кто-то чего-то подавал.

Эпоха предшествующая революции

Политические репрессии в эпоху Российской Империи они были весьма скромными, в XVIII веке были дворцовые заговоры, но по результатам это вряд ли можно было бы назвать репрессиями.

Политическое инакомыслие появляются когда до нас доходит дух просвещения вместе с масонами в эпоху Екатерины II, которых подозревали в революционных настроениях хотя большинство из них были вполне лояльные и православию и монархии.

До французской революции особых репрессий не было, но когда это случилось, все испугались. Масона Новикова например взяли под арест и митрополит Платон (Левшин) должен был ему инквизицию строить, то есть он должен был проэкзаменовать на предмет православия.

Но когда он с ним поговорил, он сказал: "я бы желал, чтобы всякий православный христианин был таким верующим как этот Новиков".

Масонство на самом деле необязательно предполагало отречение от православия. Тот же Лопухин или Новиков были вполне православными. Все это "движение" в результате доходит до восстания декабристов — это точка отсчета: подавление восстания, казнь пяти декабристов, тюремные сроки остальным декабристом. Это уже можно считать политическим репрессиям, это именно политические оппоненты, кто-то придерживался республиканских взглядов, а кто-то за конституционную монархию.

В результате в 1860-е годы при Александре II эта оппозиция перешла к действиям и начались первые покушения. На императора было несколько покушений и в 1881 году одно из них было удачным.

И здесь уже наблюдаем репрессивный аппарат, революционеров вылавливают, кого-то из них казнят, кого-то отправляют в тюремные заключения, кого-то в ссылку. Конечно, были и невиновные тот же суд над Чернышевским. Ясно что он был сослан без достаточных на то оснований, дело против него было сфабриковано. Любое государство так поступает, если появляется возможность оппонента засудить по каким-то надуманным обвинениям, то редкое государство удержится от такого соблазна.

Но количество репрессированных было очень скромно, по журналу министерства юстиции увидим что с 1825 года по 1905 год к смертной казни было приговорено 1397 человек из них казнено 894, остальных помиловали.

Потом были военно-полевые суды, в общей сложности вынесли приговоры чуть больше 1000, это в период первой русской революции. Приведено в исполнение 683. Если сравнивать с тем, что начнется после 1917 года, то цифра очень скромная.

При этом террор, со стороны инакомыслящих, был массовым, количество убитых чиновников, губернаторов, полицмейстеров и т.д. можно сравнить с количеством казненных.

Тут возникает вопрос: почему нельзя было "лишние" сотни тысяч вырезать? Тут важна специфика государства, во-первых, это еще сословное, традиционное государство, оно находится в переходном состоянии, но все еще традиционно, поэтому различного рода оппозиционные настроения возникали в элите, в слое интеллектуалов, среди "своих".

В 70-е годы XIX века очень немодно было быть не либералом, кстати слово "интеллигент" в ту эпоху, обозначало человека у которого были революционные настроения. И зачищать весь такой слой общества, не было ни методов, и даже в голову ни кому не приходило.

Февральская революция которая свалила императора это, была интеллигентская революция, в которой участвовали и дворяне и интеллигенты, вплоть до членов правящей династии.

После восстание декабристов внимание кружкам уделялось конечно больше, но не было такого еще полицейского сыска, не было технологий, как появятся позднее. Тем не менее людей за участие в революционной деятельности лишали прав, отчисляли и отправляли в ссылку. Другое дело, что таких жестких мер не применялось, это было не в традиции в принципе.

Российское законодательство было довольно мягким и добиться для дворянина какого-то серьезного приговора… Если человек из высшего общества, то к нему относились совершенно иначе, чем к простому крестьянину.

Совершенно другая картина была в низшем сословном слое, что и аукнулось в 1917 году.

Например, добиться крестьянину справедливости былой ой как не просто. Пример из истории: Салтычиха, которая погубила 138 человек. С большим трудом крестьянам удалось достучаться до власти и ее осудили и посадили. Но после этого случая Екатерина издала указ, что крепостным запрещено обращаться с жалобами на помещиков.

Т.е. власть опиралась на дворянское сословие и действовать жесткими репрессивными методами против своих не могла.

Немного статистики:

  1. В 1764 - 1769 годах только в московской губернии на господ напали в 27 имениях, погибло 30 дворян: 21 мужчина и 9 женщин. В других губерниях происходило то же самое.
  2. В 1800 - 1825 годах по неполным данным в России произошло около 1500 вооруженных крестьянских восстаний против своих помещиков.
  3. В 1835 - 1843 годах за убийство господ сослали в сибирь 416 крепостных.

В 1810 году сотрудники министерства внутренних дел из доклада непосредственно императору Николаю I по преступлениям этого рода (преступления против помещиков со стороны крепостных) показали, что причиной убийства помещиков были сами помещики и неприличный домашний быт. Помещики вели грубый или разгульный образ жизни, буйные, в нетрезвом виде, распутное поведение, жестокое обращение с крестьянами, особенно с их женами в видах прелюбодейной страсти, наконец то самые прелюбодеяния были причиной того что крестьяне, отличавшийся прежде безукоризненной нравственностью, наконец посягали на жизнь своего господина.

При этом обратное насилие (в сторону крепостных) очень сложно учесть и их количество неизвестно.

Но все вышеуказанное не является политическими репрессиями, но прекрасно объясняет откуда возникла такая межсословная ненависть. Была просто пропасть между народом и высшим сословием, поэтому всякий интеллигент, позднее, просто за свой внешний вид мог стать жертвой репрессий.

7 января 2022 г.

Озеро Вад (Отчасти не Замерзает)

село Вад (Нижегородская область)
озеро Вад
07.01.2022 (дата съемки)

Однажды я услышал удивительную историю о том, что озеро Вад не замерзает зимой, точнее есть часть озера с полыньей, которая даже в морозы не затягивается льдом. Википедия прояснила вопрос, но странно, что данное явление почти ни как не задокументировано, кроме одной фотографии. Пришло время исправить сей факт.

На озере сидят рыбаки, на фоне огромная полынья
На улице -3, но как видите лед крепкий, рыбаки ловят рыбу
Рыбаки на льду и большая полынья на фоне
Обширный участок озера свободен ото льда

Это не теплые источники или сброс теплой воды ТЭЦ, которой тут нет, это мощный восходящий поток, сравнительно теплой воды, из подводной пещеры. На дне имеется множество карстовых провалов, вот из таких глубоких провалов (воклин) выходит мощный поток воды из подземной реки. Так как температура воды выше нуля и скорость потока достаточно большая, то вода на поверхности озера, даже зимой не замерзает.

Накануне приезда, стояли морозы под -10 и ниже, рыбаков много, значит лед достаточно нарос, однако место над воклиной свободно ото льда.

На фотографии из Википедии, видно, что вода аж парит. Видимо кадр делался в приличный мороз, что аж на перепаде температур видно испарение.

Пар над полыньей
Вадское озеро. Полынья над воклиной не замерзает даже в середине зимы.
Источник

Время поднимать дрон и осмотреть полынью с высоты птичьего полета.

Большая полынья на озере
Совсем не маленькая
Большая полынья на замёрзшем озере
Видно, что имеется не один источник восходящей воды
Большая полынья на замёрзшем озере
Большая полынья на замёрзшем озере
Утки и лебеди на полынье замерзшего озера
Судя по всему уткам и лебедям тут неплохо
Трескающийся лед у кромки полыньи
В воде виднеются то ли водоросли, то ли лед
Полынья, утки, лебеди
Есть еще множество более мелких потоков или пузырьки газа оставляют такие следы на льду?
Полынья, утки, лебеди
Птиц совсем не волновал дрон на высоте 10 метров, а он жужжит не тихо
Полынья, утки, лебеди
Замерзшее озеро и большая полынья
И пара широкоугольных фотографий
Замерзшее озеро и большая полынья

Ну казалось бы полынья, и что такого? Вот еще один из вариантов ее образования, совершенно природного типа. Такая вот микро-достопримечательность. Кстати поговаривают, что летом на глади воды образуется водяная линза, из-за потока воды. Летом буду проезжать, обязательно остановлюсь посмотреть.