6 февраля 2021 г.

Водяной Знак и Метаданные IPTC на Фото Автоматически

Однажды я обнаружил что мою фотографию использовал довольно известный ресурс в своей публикации, при это источник указал совсем не меня (подробности в конце поста). Я озадачился вопросом соблюдения авторства своих работ. Не то чтобы я жмот, я готов отдать фотографию за ссылку на себя бесплатно.

Я уже писал пост об автоматизации обработки фотографий и хотел бы дополнить его этим, уже в части авторского права. Для этого мы в автоматическом режиме научимся добавлять метаданные и водяной знак буквально в пару кликов мышью, но требуется предварительная подготовка.

Теоретическое отступление

IPTC - это стандарт метаданных фотографий, он получил широкое применение поскольку универсален для описания фотографий, информационных агентств, фотографов, фотоагентств, библиотек, музеев и других смежных отраслей. Он структурирует и определяет свойства метаданных, которые позволяют пользователям добавлять точные и надежные данные об изображениях.

Однозначно можно сказать, что Google поддерживает этот стандарт, ибо он даже написал некоторые рекомендации по заполнению, которые я опишу ниже и даже приводит список приложений, с помощью которых вы все это можете проделать.

А вот с Яндекс непонятно. Однозначно можно сказать, что если вы загружаете фотографии с метаданными в Яндекс.Дзен или Яндекс.Коллекции, то они удаляются. Поэтому метаданные IPTC это не панацея, их могут затереть или даже изменить. Вот на этот случай нам нужна подстраховка в виде водяного знака.

Водяной знак - это надпись или изображение, которое однозначно указывает на авторство или владельца конкретного изображения. Водяным его называют, потому, как правило, его делают небольшим, полупрозрачным и слабо заметным.

Создаем водяной знак и пресеты для метаданных IPTC

Для этого нам понадобится бесплатный пакет программы XnView и подготовить водяной знак в редакторе, который способен работать с форматом PNG.

Для начала необходимо создать PNG файл, важно отразить авторство с именем и фамилий и ссылкой на основной ресурс. Это я подсмотрел у Варламова (в РФ признан иноагентом).

  1. Думаю что никнейм в данном случае будет не самой лучшей идеей.
  2. Еще один не маловажный аспект это надпись должна быть сделана на неком фоне, чтобы контрастировать. Потому как фотографии могут быть разной степени освещенности и водяной знак не должен теряться на фоне.
  3. Фон должен быть полупрозрачным.
Пример водяного знака
Мой водяной знак

Следующий аспект защиты ваших авторских прав это сохранение оригинала фотографии. В идеале это сохранение исходника (RAW, RAF или DNG). Но эти форматы много "весят" и не всегда есть возможность их хранить в большом количестве. В этом случае я поступаю следующим образом: я публикую фотографии с разрешением 1024 по наименьшей стороне, с водяным знаком и метаданными IPTC. Оригинал фотографии в JPG уже храню у себя. И даже если просят фотографию в большем разрешении, то ее занижаю по отношению к оригиналу в 1,5 - 2 раза.

Ну а теперь перейдем к автоматизации. Открываем XnView, выбираем одну или несколько наших фотографий и применяем Инструменты -> Пакетная обработка

Выбор Пакетной обработки в XnView
Выбор Пакетной обработки в XnView

Далее нам необходимо добавить действие: Добавить действие -> Изображение -> Водяной знак

Выбор Водяного знака в XnView
Добавляем действие Водяной знак

Далее нам необходимо выбрать, ранее созданный водяной знак в формате PNG, настроить непрозрачность и настроить его размер и расположение.

Настройка водяного знака в XnView
Настройка водяного знака в XnView

То как он будет выглядеть, вы сможете увидеть на превью справа

Настройка водяного знака в XnView

Все ваши наборы сценариев можно сохранить в отдельном файле, нажав на иконку сохранения

Сохранение сценариев в XnView
Сохранение сценариев в XnView

Теперь вкупе с инструкцией по автоматической обработке мы научились добавлять водяные знаки. Но нам этого мало, нам еще нужно научиться добавлять метаданные и тоже в автоматическом режиме. Там я вскользь указал про IPTC, но без подробностей, что и как заполнять.

Выбираем одну или несколько фотографий и направляемся по меню Инструменты -> Метаданные -> Изменить данные IPTC/XMP...

Изменить данные IPTC/XMP... в XnView
Выбор меню Изменить данные IPTC/XMP...
Описание IPTC в XnView
На вкладке Описание заполняем поле "Автор описания"
Вкладка Контакты IPTC в XnView
Во вкладке Контакты необходимо заполнить поля Автор, Источник и Авторские права

Я бы рекомендовал заполнять все на латинице и в соответствии с вашим загран. паспортом. Источником нужно указать ваш основной сайт или блог. У вас, наверное, возник вопрос, а как набрать значок copyright (знак авторского права)? Для этого зажмите кнопку ALT и на цифровой клавиатуре наберите 0169.

Сохранить шаблон IPTC в XnView
После всех манипуляций сохраните шаблон, чтобы в следующий раз не набирать все заново

Только раз в год нужно обновлять шаблон, для замены года.

Если я что-то упустил или может я где не прав милости прошу в комментарии, думаю многим будет интересно и полезно. Кстати создал пост о том как удалить водяной знак или надпись.

История о том как известный ресурс ворует фотографии

В августе прошлого года известный ресурс в моем регионе The Village+ Нижний Новгород сделал публикацию информационного характера, как провести выходные. Но одна фотография была до боли знакомой, я решил перепроверить и действительно моя. Сверил ее по "листочкам и веточкам", точно моя. Но ведь самое обидно, что ссылку указали на какой-то профиль на пикабу.

The Village Нижний Новгород опубликовал украденную фотографию
Украденная фотография The Village Нижний Новгород
Скриншот страницы сайта с фотографией
Эта же фотография в моем блоге

Опубликовал тот пост я в октябре 2019, а The Village лишь в августе 2020. В профиле этого пикабушника нет этой фотографии и во всех его постах тоже. Странное поведение, учитывая ИКС The Village 9100. Писал им на почту, но ни ответа ни привета. Это останется на их совести и нехорошее упоминание в этом посте.

Вот так негативный опыт служит мотивацией приобретать новые знания и навыки, дабы избежать подобных случаев в будущем.

UPD 11.05.2023

Как-то случилась переписка с The Village и по ходу разговоря я упомянул про неверную ссылку, они поправили. Сказали, что лучше писать не на почту, а в личных сообщениях. Так что если вы увидели, что у вас украли фотографию, то пишите по всем контактам, что обнаружите.

Комментариев нет:

Отправить комментарий