"Гоблин" - так обозвали реактивный самолет McDonnell XF-85, это было похоже как кабину поставили на турбореактивный двигатель сверху. Довершало это зрелище короткие стреловидные крылья, которые могли складываться, три хвостовых оперения, три плавника на брюхе и гигантский крюк на носу, прямо перед кабиной. И в придачу отсутствующее шасси, вместо него были металлические салазки.
XF-85 на авиабазе «Эдвардс» Источник |
Он был спроектирован как самолет истребитель, который при необходимости мог отделиться от стратегического бомбардировщика и защитить свой материнский самолет. Выполнив задачу, он должен был вернуться и прикрепиться обратно к своему бомбардировщику.
Основными носителями XF-85 должны были быть стратегические бомбардировщики Northrop XB-35 и Convair B-36. Они имели достаточно большую грузоподъемность и объем в бомболюках для размещения истребителя.
Идея не нова, в свое время истребители-паразиты крепились к дирижаблям, но эпоха их прошла. Во время Второй Мировой Войны ВВС несли тяжелые потери от немецких истребителей, поэтому Министерство Обороны США заказали Republic P-47 Thunderbolt и North American P-51 Mustang - поршневые истребители для сопровождения бомбардировщиков на всем пути (с откидными дополнительными топливными баками). Но эпоха поршневых самолетов подходит к концу и на вскоре появятся реактивные истребители.
Так зародилась идея истребителя-паразита на реактивной тяге, который бы мог быть прикреплен к бомбардировщику для защиты оного. На идею откликнулась компания McDonnell и в марте 1945 предложила свой вариант XP-85 (позже переименовали в XF-85).
В октябре ВВС США заказала два прототипа, изначально планировалось использовать их в Convair B-36 и даже в планах было переоборудовать несколько B-36 под три XF-85, отказавшись от бомбовой нагрузки.
XF-85 подвешен к EB-29 на трапеции Источник |
На испытаниях гоблин продемонстрировал относительно неплохие характеристики в части управляемости и скорости (до 1046 км/ч). Вооружен он был 50-мм пушкой.
Так как B-35 так и не поступил на вооружение, а B-36 еще был в разработке, на испытаниях использовали Boeing B-29 Superfortress в модификации EB-29B. 23 августа XF-85 успешно отделился от материнского самолета, однако когда он попытался присоединиться обратно, сильная турбулентность не дала ему сделать это. Пилот пытался в течение 10 минут присоединиться, в конечном итоге от сильного удара крюк разбил стекло и сорвал шлем с пилота и кислородную маску. Но опытный пилот-испытатель посадил опытный образец на дне высохшего озера в южной Калифорнии.
14 - 15 октября возобновили испытания. Тот же пилот уже на слегка модернизированном XF-85 (появились законцовки на крыльях) смог присоединиться к материнскому самолету. Однако все последующие попытки не увенчались успехом.
McDonnell стали дорабатывать механизм захвата, но множественные неудачи с ограниченным бюджетом не согласуются. Поэтому ВВС США в октябре 1949 года закрыла проект. Помимо этого уже появился реактивный истребитель МиГ-15, который превосходил по характеристикам XF-85. Для сопровождения Министерство Обороны США заказало новые реактивные истребители Lockheed XF-90 и McDonnell XF-88 Voodoo с технологией дозаправки в воздухе. Поэтому проект с XF-85 совсем утратил актуальность.
Но сама идея продолжала жить в умах, так в последствии родился проект Fighter Conveyor (FICON), с целью объединения межконтинентального бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker и одноместного реактивного истребителя Republic F-84 Thunderjet.
Convair B-36 Peacemaker и Republic F-84 Thunderjet Источник (увеличенная фотография) |
В конечном итоге на период с 1955 по 1956 годы были развернуты десять GRB-36 (модификация Convair B-36 Peacemaker) и двадцать пять RF-84K Thunderflash (глубокая модернизация Republic F-84 Thunderjet).
А McDonnell XF-85 ушли по музеям авиации, их можно увидеть в Музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, и в Музее стратегического авиационного командования и авиакосмической авиации в Эшленде, штат Небраска.
McDonnell XF-85 Goblin на выставке в музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо |
Комментариев нет:
Отправить комментарий