3 июля 2021 г.

План Реконструкции Горького (Н.А. Солофненко) - 1930-е

Это первый советский генеральный план реконструкция Горького, составленный архитекторами Ленинградского Гипрогора под руководством Н.А. Солофненко. План составлялся с 1935 по 1937. За основу взяли план реконструкции Москвы за 1935 год. План подчеркивал крупный город Горький как социалистический город, который включал не только прокладку магистралей, оформления площадей, но и велись работы над речными панорамами.

Доминанты старого Нижнего (церкви, храмы, усадьбы...) снесены и требуется возведение новых, так на бумаге вырастали монументальные общественные здания.

Так писал Николай Алексеевич о Горьком:

Природа расчленила территорию будущего гор. Горького на три различных сектора: правый берег — высокий и овражистый, левый берег (по реке Оке) — плоский и заболоченный, Заволжье — заливная пойма с группой лесов и озер.

Реки Волга и Ока расчленяют и в то же время объединяют эти сектора.

Исключительно красив и живописен правый берег. Отсюда открывается прекрасная панорама на левый берег и особенно на заволжские зеленые дали. Проект планировки максимально выявляет и закрепляет красоты высокого берега, путем надлежащего устройства улиц левого берега и парадных набережных правого берега — нижних и верхних.

С архитектурной точки зрения особенно ценна так называемая Стрелка. Являясь местом слияния двух рек, она в комбинации с соответствующими участками правого берега при условии надлежащей застройки может быть рассматриваема как своеобразные ворота города, при въезде в него со стороны реки Волги.

Высокий правый берег испорчен многочисленными оврагами и откосами, а также подвержен оползням. Однако при условии их укрепления откосы явятся элементом, украшающим правильное плато. Планировка города и должна наиболее полно их выявить и учесть, согласовав и под­чинив им застройку города. Это найдет отражение в своеобразном соче­тании жилых районов с укрепленными зелеными массивами, причем парки и скверы будут располагаться по откосам и в оврагах, а застройка — на возвышенных участках между ними.

Левый берег сейчас заболочен и испорчен бессистемной застройкой и почти полным отсутствием зеленых насаждений. После осуществления мелиорации и реконструкции наличной застройки, территория его, — от автозавода до Сормова, — представит большие удобства для ясной, четкой планировки и застройки вследствие спокойного рельефа. При этом заболоченные участки левого берега после их осушения явятся основной базой развития зеленого строительства.

Заволжская же пойма занимает в системе города особое положение: это место будущих парков, озерных пляжей, пригородных массовых домов отдыха выходного дня, места охоты, рыбной ловли и т.д.

В общей композиции зеленого фона большое значение получат массивы: Марьина роща, Щелоков хутор, парк в Ворошиловском районе, Пушкинский сад, парк в Печорах, Сормовский парк, сад 1 мая и Шуваловская роща, парк на базе дубовой рощи и Копосово — будущий лесной парк между автозаводом и Кр. Этной, а также периферийные насаждения: Зеленый город, Стригинский бор за автозаводом, Моховые горы и Балахнинские лесные дачи у Сормова.

Проблема единства архитектурного плана гор. Горького является крайне сложной. Свыше 52 населенных пунктов входят в состав современного Горького и создают характерную для города чересполосицу и хаотичность.

Промышленность размещена также хаотично, усиливая и закрепляя запутанную общую планировочную ситуацию. Вследствие этих трудностей были предприняты попытки найти архитектурное решение не в каком-либо едином замысле, а в сочетании архитектурного образа с отдельными частями Горького. И здесь, прежде всего, возникает идея организации Горького, как сочетания двух городов: правобережного — верхнего и левобережного — нижнего.

Такое представление не ново. Нижний Новгород и Канавино именно и были сочетанием двух городов. Первый являлся городом более или менее благоустроенным, городом губернатора, купцов и чиновников. Второй возник из Заречной, рабочей слободы, был городом рабочего люда, утопающим в грязи, городом неблагоустроенным. Только "ярмарка" цвела здесь пышным, но показным цветом. Сюда ездили торговать и кутить, но о постоянной жизни не думали, и с закрытием ярмарки ее территория ничем не отличалась от остальных кварталов заречного города. Может ли быть закреплено такое расчленение архитектурного образа города на верхний и нижний, даже при условии благоустройства и надлежащей застройки Заречной части? Безусловно нет! Именно заречному Горькому предстоит стать основным ядром города. В нем размещается промышленность, две трети населения и должен быть создан общегородской центр.

Нагорная часть получит иное назначение. Здесь остается краевой административный и политический центр, здесь же будут сосредоточены основные культурные учреждения и учебные заведения.

Природные ценности Нагорной части должны быть доступны населению города. С другой стороны, административные и культурные районы города не могут быть противопоставлены остальным. Это типично для капиталистической системы, но неприемлемо для нас. Проект планировки и дает установку на максимальное объединение правого и левого берегов. Отсюда — возникновение достаточного количества парадных мостовых переходов и перенесение ряда архитектурных центров на левый берег.

Вторая возможная идея Горького заключается в рассмотрении социалистического города при автозаводе, как изолированного от собственно Горького образования — так называемого сателлита. Такое положение имеет место сейчас: Автозаводский район не только территориально разобщен с Горьким, но и административно выделен в качестве самостоятельного района. Однако трудовая и культурно-бытовая связь между ними достаточно сильна уже в настоящее время и неизбежно резко поднимется при росте населения и улучшении работы внутригородского транспорта. Ценность территории между Ленинским районом и автозаводом особенно возрастет после мелиорации Заречья. Объясняется это недостаточностью строительных участков на левом берегу и тем, что указанная выше территория наиболее желательна для застройки ввиду ее близости к основным местам приложения труда.

Проект планировки в перспективе генерального плана развития Горького и рассматривает Автозаводский район как неотъемлемую часть города, подчиненную единому композиционному началу и кооперированную с городом как по линии транспорта, так и по всем линиям культурно-бытового обслуживания.

Неприемлемо и представление о Сормове, как сателлите Горького. В этом случае территорию так называемого промтреугольника по Московскому шоссе нужно рассматривать, как внегородскую площадку, своего рода полосу отчуждения, отрезывающую Сормово от остального города. До последнего времени такой взгляд на промышленные районы наших городов, к сожалению, был обычным.

Планировщики решали композицию жилого, общественного и зеленого сектора города, оставляя промышленные районы неразгаданными, общими пятнами. Это ошибочно и не может быть принято. Город это не только место, где живут и отдыхают, но и где работают. Заводы должны быть архитектурным украшением социалистического города. Именно поэтому проект планировки рассматривает Сормово в качестве одного из городских районов и предусматривает широкое благоустройство, озеленение магистралей и насыщение парадными площадями территории промтреугольника.

Так мы приходим к выявлению образа гор. Горького, как композиционно единого города, одного из крупнейших индустриальных центров страны. Основным центром его принимается река Ока с наиболее монументальной застройкой и зеленью ее берегов. Строительство новых промышленных предприятий на берегах Оки в дальнейшем должно быть прекращено, а часть существующих вынесена на другие участки. Тем самым население города получит свободный доступ к водным просторам. Вся основная застройка города, а также новые городские площади должны быть вынесены на берега Оки и Волги. Гранитные набережные и прибрежные бульвары, а также устройство от Артиллерийских казарм до Ворошиловского района центрального парка культуры и отдыха завершает намеченную реконструкцию обоих берегов Оки.

Административный центр города, здание городского совета и общегородскую площадь для демонстраций проект планировки намечает расположить на ярмарке в сочетании с постройкой на Стрелке здания управления порта с башней-маяком и памятником В. И. Ленину. Городская площадь размером 220 на 540 метров обращается широким фронтом на Оку; на набережной устраиваются парадные лестницы-трибуны со спусками к реке. С поднятием уровня воды в Волге и Оке после постройки Криушинской плотины Гребневские пески исчезнут и перед городской площадью откроется свободное водное зеркало Оки шириной 800 метров. Все площади должны быть подсыпаны до уровня нынешней Окской набережной по Советской улице и освобождены от трамвайных линий.

В районе Молитовки проектируется построить новый мост у завода "Новая сосна", который (мост) примет на себя основное пассажирское городское движение. Должна быть построена скоростная электрическая железная дорога. Отсюда в районе Ленгородка намечается создание будущего городского делового центра.

От Оки и до Автозаводского шоссе проектируется развитие общего городского культурного центра, объединенного будущим мостом (у нынешнего затона "им. 25 Октября"), с центральным парком культуры и отдыха.

Подходы к Ворошиловскому мосту отводятся под устройство парка культуры и отдыха между Ленинским и Автозаводским районами Горького с устройством здесь спортивного гидродрома и местной водной станции.

Наконец, мост по Оке у автозавода свяжет население района с Малиновой грядой и Зеленым городом.

Так должны выглядеть берега Оки в будущем социалистическом Горьком.

Проект планировки намечает широкую реконструкцию и остальных частей города, причем наряду с центром особое внимание уделяет благоустройству окраин. Каждый район получает свои районные культурные площади, районные парки и выходы к реке. Однако, первоочередным мероприятием, без сомнения, явится работа по реконструкции существующих площадей и основных улиц старого города: Кремля, Советской площади, улицы Свердлова, Похвалинского и Зеленского съездов, Верхне- Волжской набережной, площади Свободы и площади 1 Мая.

Найденная здесь основа архитектурной организации города представлена Гипрогором в двух формулировках схемы распределения территории.

Первый вариант учитывает наличные ценности города и подходит к будущему его образу с более скромными реконструктивными мероприятиями, он более экономный и практичный. В планировочной композиции левого берега характерно полное сохранение существующих основных магистралей, из которых Автозаводскому шоссе, наряду с набережными, придается значение главнейшей городской магистрали. Правый берег с его кремлем остается основным композиционным центром старого города. При этом существующая уличная система упрощается в основном только за счет укрупнения кварталов. Новые улицы вводятся в небольшом количестве: нижняя и верхняя набережные, съезды, бульвары, которые связаны с Зеленым городом.

Второй вариант, помимо более свободной трактовки отдельных рай­онов, имеет и существенное отличие. С отказом от сохранения Автоза­водского шоссе даются прямые выходы всех магистральных направлений к реке Оке, причем на левом берегу от каждого моста создаются прямые магистрали на автозавод и Сормово с несколькими путепроводами через устройство Московско-Курской ж. д. Такая организация левого берега представляется очень удобной, но для своего осуществления она потребует большого сноса существующих строений.

Старый город по второму варианту планировки подвергается коренной перепланировке. Краевой центр намечается к выносу из кремля с созданием парадной площади на участке восточной площади против ярмарки и моста им. тов. Пахомова.

Намеченная уже первым вариантом планировка парадного бульвара от Зеленого города к площади Свободы, во втором варианте продолжается до улицы Свердлова (у Покровской церкви), с последующим подходом через Почаинский овраг и улицу Гоголя к новой площади краевого центра. Однако, необходимо указать на экономические трудности второго варианта и его нереальность в перспективе строительства ближайших 5—10 лет. Поэтому Гипрогор защищает в качестве основного первый вариант планировки.

Проекты предполагали новые магистрали, благоустройство и реконструкции набережных, благоустройство градостроительных узлов, территорий, как правобережной части города, так и левой Волки и Оки. В то время строились активно новые соцгорада, предприятия, да и вообще объемы строительства были несоизмеримо больше, чем в дореволюционный период. Горький постепенно превращался в крупнейший промышленный центр.

В 1920-х промпроизводства рождались среди деревень и мелких поселков, таких как Канавино или Сормово. Все эти поселения развивались самостоятельно, соответственно и застройка была своя, со своей планировкой. Численность рабочих росла, велась застройка и территориально рабочие поселки Сормово, Канавино и Нижним Новгородом сближались. 25 февраля 1929 года Сормово и Канавино вошли в состав Нижнего Новгорода.

В 1928 году А.П. Иваницкому было поручено изучить территорий, жилого фонда и дорог города для предварительной планировки города. Это позволило наметить основные центры и разметить город как единое целое.

Общая концепция называлась "Большой Нижний Новгород", она заключалась в том, чтобы объединить разрозненные предприятия и окружающие их поселения. Принято сохранить многолучевую структуру улиц, исходящую от Нижегородского кремля к периферии, учитывая сложный рельеф правобережья Оки и равнинный левобережья.

Для объединения крупных районов города проложили крупные автомагистрали, планировали три моста через Оку. Конечно же ликвидация стихийной застройки поселений в пользу более крупных четырех - пяти этажных зданий, организованных в жилые кварталы. Особое внимание уделялось архитектурному облику, речным фасадам города и силуэту.

Так на Стрелке вместо Собора Александра Невского планировали башню-маяк.

Маяк на стрелке - иллюстрация из генплана
Маяк на Стрелке
План благоустройства Стрелки - рисунок из генплана
План благоустройства Стрелки

В кремле стоят высотные башни-небоскребы, которые будут открываться всей своей мощью с Волги и Оки.

Высотные башни-небоскребы - рисунок из генплана
Высотные башни-небоскребы

Все это как попытки заменить утраченный доминанты соборов и церквей в 1920-е.

Гигантомания была на пике популярности в те годы, поэтому монументальность в проекте во всем. Все площади должны были реконструировать, среди них: Советская (бывшая Благо-вещенская, ныне площадь Минина и Пожарского), площади 1 Мая (ныне Горького), Лядова, Свободы, Вокзальная (ныне площадь Революции), центр Сормова, центральная площадь в Автозаводском районе.

Нижегородский кремль должен был исчезнуть в районе нынешней площади Минина и Пожарского.

План застройки Советской площади - рисунок из генплана
План застройки Советской площади перед домом Советов
Эскиз застройки площади Советской - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади Советской
Эскиз площади Советской - рисунок из генплана
Эскиз площади Советской

В кремле планировался краевой административный центр, а городской решили перенести в район Нижегородской ярмарки

Эскиз городского административного здания - проект
Эскиз городского административного здания
Вид из-под арки Советской улицы на Нагорную часть города - рисунок из генплана
Вид из-под арки Советской улицы на Нагорную часть города
Эскиз застройки площади 1 мая - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади 1 мая
Выход с улицы Свердлова на площадь 1 мая - рисунок из генплана
Выход с улицы Свердлова на площадь 1 мая
Эскиз застройки площади Свободы - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади Свободы
Эскиз застройки площади Лядова - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади Лядова

Ворошиловское (Арзамасское) шоссе упиралось в площадь Лядова, выход на Свердлова подчеркивался двумя башенными объемами, создавая эффект ворот.

Эскиз площади Вокзальной - рисунок из генплана
Эскиз площади Вокзальной

Именно тогда родилась идея парадной лестницы у Александровского парка от Нижне-Волжской набережной к площади Советской. Проект разработал С.Л. Агафонов в 1939, а построена в 1943 - 1949 проекту нижегородского архитектора А.А. Яковлева, Л.В. Руднева и О.В. Мунца.

Эскизный проект Чкаловской лестницы
Эскизный проект Чкаловской лестницы
архитектор С.Л. Агафонов 1939 год

А это проект Чкаловской лестницы от архитектора А. Журавлева, проект опубликован в газете Горьковская коммуна от 12 декабря 1943 года.

Проект Чкаловской лестницы
Не слишком похоже на 8-ку
Проект проезда автомобилей под лестницей
Но проезд для автомобилей это что-то невероятно помпезное
Проект узкой бетонной набережной
Но при этом площади для прогулки мало
Проект оформления подпорных стенок
Варианты оформления подпорных стенок
Эскизный проект Чкаловской лестницы
Эскизный проект Чкаловской лестницы
архитекторы А.А. Яковлев, Л.В. Руднев и О.В. Мунц
Благоустройство Нижне-Волжской набережной - рисунок из генплана
Благоустройство Нижне-Волжской набережной

На подходах ко всем мостам проектировались крупные площади. По левой стороне Оки планировались радиусные дома

Проект радиусных домов - рисунок из генплана
Проект радиусных домов

А так же вход на стадион Динамо со стороны Свердлова

Вход на стадион через арки радиусного дома - рисунок из генплана
Вход на стадион через арки радиусного дома

Городскому транспорту уделялось особое внимание. Общая концепция радиальных улиц сохранялась, но историческая застройка предусматривала полную реконструкцию. Требовалось пробивать улицы через кварталы для широких магистралей.

Эстетические вопросы ставились на передний план, что приводило к неэкономичной планировке, излишне широкие улицы и огромные площади. Историческая застройка по плану подвергалась тотальному сносу.

На бывшей Софроновской (Маркина) площади предполагали разместить пассажирский порт, через год после окончания Великой Отечественной Войны был объявлен конкурс на проект Речного вокзала.

Фрагмент генплана по застройке площади Маркина
Фрагмент генплана по застройке площади Маркина
Эскиз Правобережья с водным вокзалом - рисунок из генплана
Эскиз Правобережья с водным вокзалом

В пояснительной записке пояснялось, что улица Маяковского слишком узкая, Нижне-Волжская набережная тоже характеризовалась как узкая, захламленная хламом с бесконечными дебаркадерами на берегу, что закрывают перспективу на Волгу. Похвалинский съезд стеснен и архитектурно не организован, у Окского моста отсутствует предмостовая площадь.

Набережную хотели расширить с 18 до 40 метров, озелененные терассы в сторону реки, закрытую от реки Маяковского планировали раскрыть широкими улицами в нынешних переулках Вахитова, Городецкого и пробить еще один между домами 45 и 47.

Для создания силуэта города на холме, на набережной Федоровского планировали высотные здания, через овраги пешеходные мостики. А на холме, напротив Окского моста должна была стоять высотная доминанта, а перед ним видовая площадка с памятником Максиму Горькому. Проект памятника готовила скульптор В.И. Мухина, впоследствии памятник установят на современной площади Горького.

Многоэтажная доминанта на холме - рисунок из генплана
Многоэтажная доминанта на холме

Столь радикальные и масштабные планы не были осуществлены, только отдельные элементы генплана и отдельные проекты воплотились в жизнь.

Еще пара фотографий из того же генплана.

Проект Молитовского моста - рисунок
Проект Молитовского моста
Проект набережной левого берега реки Оки у строящегося элеватора - рисунок
Проект набережной левого берега реки Оки у строящегося элеватора

Комментариев нет:

Отправить комментарий