Мы с вами пройдемся по знаковым местам Нижнего Новгорода, посмотрим на старые изображения из эпохи до изобретения фотографии. Проанализируем картины, рисунки и сравним с современными видами.
Начнем с Георгиевской башни Нижегородского кремля. Фотографии делались в разное время, даже в разные года, поэтому не удивляйтесь.
Георгиевская башня
У основания башни можно увидеть остатки полукруглых сводов проезда. Сейчас башня под землей на несколько метров, а изначально она была проездной. Вертикальные отверстия в стене башни нам свидетельствуют, что ранее тут был подъемный мост и вероятно был ров перед башней.
Георгиевская башня |
Справа контрфорс |
Давайте рассмотрим гравюру с самым старым изображением Нижнего Новгорода. Уже тогда Георгиевская башня (в углу гравюры), была с контрфорсами. Контрфорсы — это подпорка, что помогает стене не падать.
Самое первое изображение Нижнего Новгорода Автор: Адам Олеарий (Эльшлегер) (около 1599 - 1671) |
Несмотря на холодок, сквозящий во всех высказываниях ученого немца по адресу «московитов», все же он не мог не отметить за время своего проживания в Нижнем (с 11 по 30 июля 1636 года) и кое-что лестное для местных жителей.
Олеарий сообщает, что нижегородцы вежливо и радушно его встретили, воевода (В.П. Шереметев) вел «разумные» разговоры. Балахнинские плотники прекрасно выстроили для посольства морской корабль — судно, никогда не виданное на Волге. Поразило Олеария местное лакомство — медовые пряники, искусно выпекаемые жителями села Городца на Волге.
Гравюра появилась в 1647 году, а Олеарий был в Нижнем в 1636 году, гравюру сделали по рисункам путешественника после возвращения. Георгиевская башня стоит на довольно сложном участке для строительства, поэтому дополнительная подпорка, это не попытка ремонта, а скорее необходимость.
Контрфорс |
Почему на гравюре так много внимания уделено кораблю на первом плане? Да потому, что его построили именно в Нижнем Новгороде под руководством немцев и носило название "Фредерик". На этом корабле немцы отправились в путешествие в Персию, но в Каспийском море довольно скоро корабль потерпел крушение.
Кстати по поводу первого изображения Нижнего Новгорода. Обычно публикуют вторую гравюру 1656 года. И она довольно спорная, потому как Олеарий после 1636 не бывал в Нижнем Новгороде.
«Фредерик» у берегов Нижнего Новгорода |
В нашем городе было много художников, в том числе и известных. В 25 лет Илью Репина, "занесло" в Нижний Новгород во время путешествия по Волге. Рисунок крышами домов нам намекает, что на месте где ныне Чкаловская лестница была целая улица.
Нижний Новгород Илья Репин 1870 год |
Пароход "Надежда" у пристани общества "Самолет" 1890 - 1900 гг. |
Илья Репин: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебываемся от восхищения ими...»
Этюд Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947), сделанный в 1903 во время экспедиции по древним русским городам. На данном изображении контрфорсы являются уже не как техническое, служебное сооружение, а как неотъемлемая часть башни, без которой уже нам она не представляется. Автор неспроста акцентировал на ней внимание.
Кремлевская башня Николай Константинович Рерих 1903 год |
Дом губернатора
Дом губернатора Кремль, 3 |
Кремль. Дом губернатора 1890 - 1917 гг. |
Это здание попало на изображения (первое живописное изображение) Нижнего Новгорода, когда еще не было достроено.
Вид Нижнего Новгорода Никанор Григорьевич Чернецов 1838 год |
Картина сделана во время путешествия братьев Чернецовых по Волге, когда они отрывали Волгу для искусства, для русского пейзажа. Примечательно что на картине здание изображено построенным, хотя на самом деле его построили в 1841 году. Что примечательно эта картина оказалась в этом здании. В советское время по распределению эта картина попала в наш художественный музей и ее там можно увидеть в постоянной экспозиции. Получилось что место возвращает к себе произведение по которому оно было создано.
Добавлю несколько летних фотографий |
В этом здании находился созданный губкомом ГСДРП.б 27 октября 1917 года.
Военно-Революционный комитет, руководивший октябрьским переворотом в Нижнем Новгороде
Дом нижегородского военного губернатора
построен в 1837 - 1841 гг.
Архитектор И.И. Шарлемань
Площадь Минина и Пожарского
Старое название Благовещенская, или даже как две площади Семинарская и Алексеевская. Тут нас ждут серия литографий по рисункам Дмитрия Яковлевича Быстрицкого – художник самоучка, который работал чиновником на Нижегородской ярмарке.
Он так хорошо рисовал, что его работы показали губернатору, а это были 50-е годы XIX века (тогда не было фотографий). Он пожелал чтобы эти работы были изданы для прославления города, но для рисунков потребовалось описание и эту работу поручили Николаю Храмцовскому — местный чиновник, любитель краевед. Это описание породили своего рода путеводитель по нашему городу "Историческое описание, краткая история и описание Нижнего Новгорода", которая вышла в двух томах в 1857 и 1859 годах.
Верхнебазарная или Алексеевская площадь Дмитрий Яковлевич Быстрицкий 1857 - 1859 гг. |
И вот на одном из таких рисунков мы видим Верхнебазарскую площадь какой она была в 50-е годы XIX века.
Утром 20 сентября 1857 года на набережную у Красных казарм сошел, с только что прибывшего парохода "Князь Пожарский", человек среднего роста, с черной бородой и большими усами, в синем верблюжьем туркменском чапане, смазных сапогах и мерлушковой шапке. Это был знаменитый украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко, возвращавшийся из оренбургской ссылки после александровой "коронационной милости".
В Нижнем новоприбывший рассчитывал пробыть одни сутки, но судьба подготовила ему неприятный сюрприз: последовало распоряжение бывшего военного начальства: "задержать Шевченко на предмет возвращения в Уральск".
Отъезд в Уральск удалось сначала отложить на неопределенное время под предлогом длительной болезни, а в дальнейшем отменить совсем. Поселился Тарас Григорьевич в квартире своего знакомого архитектора общества "Меркурий" — П.А. Овсянникова, квартировавший в том же доме управляющий "Меркурием" Н.А. Брылкин ввел поэта в свое семейство, окружил лаской и заботой. Последнее обстоятельство оказалось весьма кстати, так как настроение Шевченко было крайне подавленным.
Знакомство с городом началось с посещения старинного кремля. Поэта поразила безобразная архитектурная махина собора, напоминавшая "квадратную ступу с пятью короткими толкачами".
Досадливое ощущение вызвал полусломанный гранитный обелиск в честь Минина и Пожарского, забытый в небрежении градоправителями. Городские улицы показались безмолвными и пустынными, точно при карантине.
Позднее Шевченко полюбил провинциальную нижегородскую тишину и часами бродил по Большой Покровке.
Местное общество в лице лучших людей отнеслось к "певцу Украины" с живым интересом и сочувствием. Последующая шестимесячная жизнь в Нижнем почти ничем не напоминала бывшему "штрафному арестантской роты", что он "сидит на привязи" под надзором полиции.
Дружеское расположение окружающих отмечено поэтом в дневнике. С большой жадностью накинулся он на книги, доставлявшиеся нижегородцами. В его руки попали только что вышедшие: "Губернские очерки" Щедрина, "Маркер" Л. Толстого, "Доходное место" Островского, "Богдан Хмельницкий" Костомарова, стихотворения Тютчева. Иногородние друзья прислали свои произведения: Кулиш — 2-й том "Записок о южной Руси" и "Грамотку" (букварь), С. Аксаков — "Семейную хронику" и "Детские годы Багрова-внука". Прогрессивная часть нижегородской молодежи сделалась поставщиком нелегальных лондонских изданий Герцена "Голоса из России", "Некрещеная собственность" и др.
Нижегородские церкви, монастыри, старинные здания, виды Заречья — все вызывало любопытство и привлекало пристальное внимание художника.
Тарас Григорьевич Шевченко (1814 - 1861) жил в нашем городе с сентября 1857 года по март 1858. Он ходил по городу с книгой Храмцовского, как с путеводителем и рисовал.
Благовещенский собор в Нижнем Новгороде Тарас Григорьевич Шевченко 1857 год |
Тарас Григорьевич Шевченко — автопортрет 1859 год |
Сквер на площади Минина и Пожарского |
Он расхаживал по городу, делал зарисовки. Так как это была осень, погода была отвратительной и Шевченко жаловался на погоду, что та не дает ему рисовать нижегородские церкви. Он так же писал: "я перехитрил погоду, пошел ранним утром в трактир и из окна нарисовал Благовещенскую церковь".
В 1838 году на Верхнебазарной площади (позже Благовещенская, Советская, ныне Минина и Пожарского) была построена деревянная церковь во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. В 1697 году на ее месте возвели каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор разрушен в 1930 году.
Через 50 лет из того же трактира, из того же окна ту же церковь изобразил на рисунке Аристарх Васильевич Лентулов (1882 - 1943). Лентулов оказался в Нижнем новгороде по влюбленности в дочь нижегородского купца, но благословения не получили, но все равно остались вместе. Работа эта сейчас находится в Ереване, попала туда из частной коллекции
Нижний Новгород. Кремль Аристарх Васильевич Лентулов 1911 год |
Мы уже видим преображённую Дмитриевскую башню. Лентулов не видел рисунка Шевченко, но этот мотив ему тоже понравился.
Работа Лазаря Алексеевича Хныгина (1882 - 1969) 1927 года, "Первое мая в Нижнем новгороде".
Первое мая в Нижнем Новгороде 1927 год Лазарь Алексеевич Хныгин |
Лазарь Хныгин местный художник. Примечательно, что художник убрал церкви, они должны были попасть, ибо тогда они еще не были разрушены. В центре можно увидеть трибуну, это остатки памятника Александру II.
Открытие памятника императору Александру II 1906 год Автор: М.П. Дмитриев/a> |
Этот постамент еще долгое время еще сохранялся и даже был запечатлен на картине Федора Семеновича Богородского (1895 - 1959).
Советская площадь 1930 год Федор Семенович Богородский |
Он изобразил этот постамент с тремя фонарями. Богородский родился в Нижнем Новгороде, учился в гимназии на этой площади Минина и Пожарского, в первую мировую он был военным летчиком, в гражданскую стал чекистом в Нижнем Новгороде, а потом выпросился у начальства, чтобы учиться в Москве у Архипова в ВХУТЕМАСе, потом он был цирковым артистом, был моряком, хорошо знаком с Маяковским, Горьким.
Примечательно, что мы еще видим церковь на Верхне-Волжской набережной, это Георгиевская церковь, в честь которой названа одноименная башня Нижегородского кремля.
Даешь 1918 год автопортрет Федора Семеновича Богородского |
Нижегородский кремль
Рисунок француза Андре Дюрана (1807 - 1867) - рисовальщик, литограф.
Михаило-Архангельский собор 3 сентября 1839 года Андре Дюран (Durand André) |
Примечательно что ранее рисунки охватывали обычно масштабно объекты, это были виды со стороны, пейзажи… И только позднее появляются рисунки интерьеров городов. Это один из первых рисунков объекта в городе. Этот рисунок в частности сейчас находится в Нижнем Новгороде, его выкупил частный коллекционер.
Архангельский собор Кремль, 2а |
Можно подумать, что рисунок это самое старое изображение объекта в Нижнем Новгороде. Но это не совсем так, есть картина акварелью от Авраама Ивановича Мельникова
Проект установки обелиска Минину и Пожарскому 1825 год Авраам Иванович Мельников |
Особенность рисунка такая что это не натурная зарисовка, а проект памятника. Именно этот рисунок Мельников представлял в академии на одобрении. Этим можно объяснить иную форму шатра, так как рисунок делался с точки зрения перспективы. Если вы приглядитесь вы видите поросль на соборе. Зачем он это сделал, остается загадка.
Летом картинка значительно лучше |
Окна-бойницы |
Если говорить об этом месте, то отсюда был сделан еще один занимательный рисунок. Сделал его Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) и называется "С кремля на ярмарку".
С кремля на ярмарку 1870 год Илья Ефимович Репин |
Этот царственно поставленный над всем востоком России город, совсем закружил наши головы, как упоительны его необозримые дали, мы захлёбывались от восхищения мим и перед нашими глазами вставала живая история старой Руси. Люди которые эти сильные, люди хорошей породы, так умели ценить жизнь, ее теплоту, ее художественность. Эти не любили селиться где-нибудь и как-нибудь. Илья Ефимович Репин.
Конечно же такие виды фиксировали многие и вот еще один. Пейзаж сделан Константином Федоровичем Юоном (1875 - 1958) в 1911 году "Закат на Волге".
Закат над Волгой 1911 год Константин Федорович Юон |
Еще тогда Юон подчеркнул что Нижний Новгород — это столица закатов.
Ведется строительство фуникулера 27.08.2021 |
Фотографии делались в разное время, поэтому не удивляйтесь. И места фотографий выбраны без физического сравнения с изображением на картинах и рисунках, все по памяти.
Семеновская церковь и Стрелка |
Семеновскую церковь построили лишь в 2021 году |
Мы возвращаемся к Лентулову, к его работе "Нижний Новгород" 1915 год.
Нижний Новгород 1915 год Аристарх Васильевич Лентулов |
На картине тоже выделено закатное время.
Виньетка из журнала "Мир искусства" 1889 года от Ивана Яковлевича Белибина (1876 - 1942).
Виньетка 1889 год Иван Яковлевич Билибин |
Примечательно, что за стенами мы видим монастырь, которого не было, скорее он навеян Печерским монастырем.
В 1870 году дворяне решили сделать подарок императору Александру II, а знали только одного видного художника у нас, Карелина, он как раз окончил академию художеств. Но тот в Нижнем Новгороде работал как фотограф, потому как это было довольно редко и мало кто этим занимался. Обратились к нему с просьбой оформить содержание альбома, который те хотели подарить Императору. Предполагалось что там будут виды города и виды народностей, что населяют нижегородские земли.
Но вследствие того что фотографии довольно блеклые получились, а оклад альбома весьма богато украшен. Дворяне решили исправить ситуацию тем что будут раскрашенные фотографии. Карелин поехал в Санкт-Петербург напрямую к Шишкину с просьбой раскрасить фотографии. Он долгое время не соглашался, но в конечном итоге пошел "на встречу".
Почаинский овраг 1870 год Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) |
Вид на Почаину со стены Нижегородского кремля 11.09.2021 |
Еще одна работа Шишкина с видом на Зеленский съезд.
Овраг Почаины. Зеленский съезд и заволжье 1870 год Иван Иванович Шишкин |
Обратите внимание, что Северная башня белая.
Картина Рериха. Видно, что кремль сильно зарос деревьями с тех времен.
Нижний Новгород. Кремлевские стены 1903 год Николай Константинович Рерих |
Сейчас пытаются восстановить фуникулер, поэтому здесь сейчас стройплощадка |
Рисунок Поленова Василия Дмитриевича (1844 - 1927).
Нижний Новгород. Стена 1896 год Василий Дмитриевич Поленов |
Примечательно что Василий Поленов здесь буквами обозначил цвета. Т.е. делалась зарисовка, а потом уже производилась разрисовка цветом в спокойно обстановке, если не было такой возможности.
Северная и Часовая башни |
Рисунок сделан в май 1896 года, когда он приехал на XVI Всероссийскую художественно-промышленную выставку.
Нижний посад
Еще одна интересная картина от Петра Ивановича Петровичева (1874 - 1947) – московский художник.
Вид на церковь Рождества Иоана Предтечи и Рождественскую улицу в Нижнем
Новгороде 1919 год Петр Иванович Петровичев |
Особенность этого пейзажа заключается в том что он почти полностью копирует фотографию, сделанную Дмитриевым в конце XIX века. Т.е. прошло более 20 лет, а здания все те же.
Вид с Ивановской башни Кремля 1896 - 1910 гг. Максим Петрович Дмитриев (1858 - 1948) |
Есть теория: 1919 год и не факт, что у Петровичева была возможность желание ездить по городам и рисовать пейзажи? За 20 лет безусловно город бы поменялся, поэтому не исключено, что рисовал картину по фотографии.
Ивановский съезд |
Пейзаж Федора Богородского
Нижний Новгород 1934 год Федор Семенович Богородский |
На пейзаже есть фабрика Рукавишниковых, на Стрелке собор с куполами и шатрами и уже есть два моста, что появились уже в советское время. Работа хранится в музее Горького в Москве.
Церковь Иоана Предтечи и Спасская часовня Дмитрий Яковлевич Быстрицкий |
Этот рисунок, словно эскиз стала основой для работы Петра Петровича Верещагина (1834 - 1886) "Рынок".
Рынок 1867 год Петр Петрович Верещагин |
Кстати Верещагин иногда повторял свои работы и на одном из повторений появилась любопытная деталь.
Рынок 1872 год Петр Петрович Верещагин |
Любопытная деталь: из Ивановской башни торчит труба из которой идет дымок, что говорит о том что башни как-то использовались, они не пустовали. В частности в Ивановской башне был склад, тюрьма, полицейское управление, а так же были заседания архивной губернской комиссии.
И конечно же находясь здесь, невозможно не вспомнить про самую монументальную картину Константина Егоровича Маковского (1839 - 1915) "Воззвание Минина".
Воззвание Минина 1896 год Константин Егорович Маковский |
Картина монументальная потому как размеры ее просто грандиозные 6 на 7 метров.
Нижний базар в Нижнем Новгороде 1860-е Петр Петрович Верещагин |
Зеленский съезд ныне |
Зеленский съезд со стороны Нижневолжской набережной |
Пара фотографий из Кожевенного переулка, не знал куда их приткнуть, но пара фотографий из старейшей части города не помешает контексту.
Это сейчас практически неузнаваемый вид Зеленского съезда, ориентиром может послужить башня кремля. Обратите внимание на здание с галереями. Вполне возможно, что Константин Юон именно с этих галерей свой этюд в 1902 году.
Морозный день 1902 год Константин Федорович Юон |
Улица Широкая |
Кстати слева виден край "скобы", ныне этого крыла не существует, как собственно и другого. Вообще Юон много работал в нашем городе.
Городской вид (Нижний Новгород) 1910-е Константин Федорович Юон |
Мост через Оку в Нижнем Новгороде 1912 год Константин Федорович Юон |
Разгрузка баржи 1911 год Константин Федорович Юон |
Коллекция из Мининской выставки
На Рождественской ранее был книжный магазин Василия Николаевича Бреева, поднялся буквально из самых низов от мальчика, что продавал крестики, до предпринимателя. Он решил к юбилею ополчения сделать выставку в 1912 году "Мининскую выставку" где показал бы всю свою коллекция работ посвященную видам города, изображением царственных особ, персон и показать специальную серию работ, заказанную в Санкт-Петербурге, посвященную Нижнему Новгороду.
Великий князь владимирский Георгий Всеволодович объезжает на ладьях
вновь завоеванные земли у устья Оки 1912 год Григорий Павлович Мальцев (1881 - 1953) |
И здесь мы видим христианского князя, что объезжает новые земли, к нему выхода мордва в белых одеждах, которые проводят непонятные ритуалы. Доносится мысль, что сюда пришел мир с христианством и с Рюриковичами.
Закладка нижегородского кремля. Коромыслова башня 1912 год Григорий Павлович Мальцев |
Бытует легенда, что при строительстве Нижегородского кремля Коромыслова башня постоянно обрушалась и решили по языческому обычаю, первого кто пройдет мимо стройки на рассвете, замуровать в башне, чтобы башня стояла на крови. И по легенде ранним утром рабочие поймали девушку с коромыслом, которая шла за водой и замуровали в башне.
Выход нижегородского ополчения на защиту Москвы из нижегородского
кремля 1912 год Петр Антонович Краснов (1871 - 1940) |
Подлинники этих работ утрачены. Вроде бы Бреев перед революцией успел передать в музей, потом их вроде перенаправили в сормовский музей, но оптом они куда-то пропали.
Рождественская улица
Блиновский пассаж. Здесь была почта, ресторан и гостиница, в которой в 1891 году жил Маковский, автор "Воззвание к Минина". Он здесь он сделал еще один рисунок.
Рисунок из альбома автографов Губернской архивной комиссии 1891 год Константин Егорович Маковский |
Как видим на рисунке, в центре Софроновской площади (ныне площадь Маркова), стоял фонтан, который был установлен Блиновыми. А в дали Собор Александра Невского через Оку.
Кроме Маковского за картину на тематику "Воззвание Минина" брались и другие художники, например Илья Репин.
Эскиз картины "Кузьма Минин" 1894 год Илья Ефимович Репин |
Клич Минина Нижнему Новгороду 1876 - 1915 гг. Илья Ефимович Репин |
Очевидно, что на картине события происходят в кремле (хорошо видны дали), однако есть странная церковь, там нет такой сейчас и не было тогда. На самом деле эта церковь находится в другом месте, это церковь Жён-Мироносиц (улица Добролюбова). Репин не мог знать, какой был храм тогда в кремле, поэтому он взял одну из церквей Нижнего Новгорода за основу.
Храм Жён-Мироносиц |
Этому свидетельствует рисунок Репина от 1877 года.
Церковь в Нижнем Новгороде 1877 год Илья Ефимович Репин |
Еще один художник, который делал попытки создания картины на тему Народного ополчения, это Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942).
Гражданин Минин 1905 год Михаил Васильевич Нестеров |
Следующий рисунок от Александра Васильевича Куприна (1880 - 1960) у Строгановской церкви.
Фили. Кутузовская церковь. 1921 год Александр Васильевич Куприн |
Вас, наверное, смутило название картины, но оригинал церкви совершенно другой формы. Дело в том, что это незавершенная работа, и рисунок никогда не выставлялся. Название присвоено ошибочно теми искусствоведами, что не были в Нижнем Новгороде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий