5 апреля 2022 г.

Нижний Новгород в Произведениях Художников

Мы с вами пройдемся по знаковым местам Нижнего Новгорода, посмотрим на старые изображения из эпохи до изобретения фотографии. Проанализируем картины, рисунки и сравним с современными видами.

Начнем с Георгиевской башни Нижегородского кремля. Фотографии делались в разное время, даже в разные года, поэтому не удивляйтесь.

Георгиевская башня

У основания башни можно увидеть остатки полукруглых сводов проезда. Сейчас башня под землей на несколько метров, а изначально она была проездной. Вертикальные отверстия в стене башни нам свидетельствуют, что ранее тут был подъемный мост и вероятно был ров перед башней.

Башня кремля из красного кирпича
Георгиевская башня
Вертикальные прорези в стене башни из красного кирпича
Башня из красного кирпича с контрфорс
Справа контрфорс

Давайте рассмотрим гравюру с самым старым изображением Нижнего Новгорода. Уже тогда Георгиевская башня (в углу гравюры), была с контрфорсами. Контрфорсы — это подпорка, что помогает стене не падать.

Гравюра с изображением парусника с города на фоне
Самое первое изображение Нижнего Новгорода
Автор: Адам Олеарий (Эльшлегер) (около 1599 - 1671)
Несмотря на холодок, сквозящий во всех высказываниях ученого немца по адресу «московитов», все же он не мог не отметить за время своего проживания в Нижнем (с 11 по 30 июля 1636 года) и кое-что лестное для местных жителей.

Олеарий сообщает, что нижегородцы вежливо и радушно его встретили, воевода (В.П. Шереметев) вел «разумные» разговоры. Балахнинские плотники прекрасно выстроили для посольства морской корабль — судно, никогда не виданное на Волге. Поразило Олеария местное лакомство — медовые пряники, искусно выпекаемые жителями села Городца на Волге.

Гравюра появилась в 1647 году, а Олеарий был в Нижнем в 1636 году, гравюру сделали по рисункам путешественника после возвращения. Георгиевская башня стоит на довольно сложном участке для строительства, поэтому дополнительная подпорка, это не попытка ремонта, а скорее необходимость.

Контрфорс у кирпичной башни
Контрфорс

Почему на гравюре так много внимания уделено кораблю на первом плане? Да потому, что его построили именно в Нижнем Новгороде под руководством немцев и носило название "Фредерик". На этом корабле немцы отправились в путешествие в Персию, но в Каспийском море довольно скоро корабль потерпел крушение.

Георгиевская башня и памятник Чкалову

Кстати по поводу первого изображения Нижнего Новгорода. Обычно публикуют вторую гравюру 1656 года. И она довольно спорная, потому как Олеарий после 1636 не бывал в Нижнем Новгороде.

Гравюра с изображением города у реки и кораблем
«Фредерик» у берегов Нижнего Новгорода

В нашем городе было много художников, в том числе и известных. В 25 лет Илью Репина, "занесло" в Нижний Новгород во время путешествия по Волге. Рисунок крышами домов нам намекает, что на месте где ныне Чкаловская лестница была целая улица.

Рисунок слона холма с башней на вершине
Нижний Новгород
Илья Репин
1870 год
Фотография Нижегородского кремля с Волги - старая фотография
Пароход "Надежда" у пристани общества "Самолет"
1890 - 1900 гг.
Илья Репин: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебываемся от восхищения ими...»

Этюд Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947), сделанный в 1903 во время экспедиции по древним русским городам. На данном изображении контрфорсы являются уже не как техническое, служебное сооружение, а как неотъемлемая часть башни, без которой уже нам она не представляется. Автор неспроста акцентировал на ней внимание.

Рисунок маслом - кирпичная башня
Кремлевская башня
Николай Константинович Рерих
1903 год

Дом губернатора

Трехэтажное белое здание
Дом губернатора
Кремль, 3
Старя фотография каменного дома
Кремль. Дом губернатора
1890 - 1917 гг.

Это здание попало на изображения (первое живописное изображение) Нижнего Новгорода, когда еще не было достроено.

Живописная картина с видом города у реки
Вид Нижнего Новгорода
Никанор Григорьевич Чернецов
1838 год

Картина сделана во время путешествия братьев Чернецовых по Волге, когда они отрывали Волгу для искусства, для русского пейзажа. Примечательно что на картине здание изображено построенным, хотя на самом деле его построили в 1841 году. Что примечательно эта картина оказалась в этом здании. В советское время по распределению эта картина попала в наш художественный музей и ее там можно увидеть в постоянной экспозиции. Получилось что место возвращает к себе произведение по которому оно было создано.

Площадь Минина и Пожарского

Старое название Благовещенская, или даже как две площади Семинарская и Алексеевская. Тут нас ждут серия литографий по рисункам Дмитрия Яковлевича Быстрицкого – художник самоучка, который работал чиновником на Нижегородской ярмарке.

Он так хорошо рисовал, что его работы показали губернатору, а это были 50-е годы XIX века (тогда не было фотографий). Он пожелал чтобы эти работы были изданы для прославления города, но для рисунков потребовалось описание и эту работу поручили Николаю Храмцовскому — местный чиновник, любитель краевед. Это описание породили своего рода путеводитель по нашему городу "Историческое описание, краткая история и описание Нижнего Новгорода", которая вышла в двух томах в 1857 и 1859 годах.

Литография площади с церквями
Верхнебазарная или Алексеевская площадь
Дмитрий Яковлевич Быстрицкий
1857 - 1859 гг.

И вот на одном из таких рисунков мы видим Верхнебазарскую площадь какой она была в 50-е годы XIX века.

Утром 20 сентября 1857 года на набережную у Красных казарм сошел, с только что прибывшего парохода "Князь Пожарский", человек среднего роста, с черной бородой и большими усами, в синем верблюжьем туркменском чапане, смазных сапогах и мерлушковой шапке. Это был знаменитый украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко, возвращавшийся из оренбургской ссылки после александровой "коронационной милости".

В Нижнем новоприбывший рассчитывал пробыть одни сутки, но судьба подготовила ему неприятный сюрприз: последовало распоряжение бывшего военного начальства: "задержать Шевченко на предмет возвращения в Уральск".

Отъезд в Уральск удалось сначала отложить на неопределенное время под предлогом длительной болезни, а в дальнейшем отменить совсем. Поселился Тарас Григорьевич в квартире своего знакомого архитектора общества "Меркурий" — П.А. Овсянникова, квартировавший в том же доме управляющий "Меркурием" Н.А. Брылкин ввел поэта в свое семейство, окружил лаской и заботой. Последнее обстоятельство оказалось весьма кстати, так как настроение Шевченко было крайне подавленным.

Знакомство с городом началось с посещения старинного кремля. Поэта поразила безобразная архитектурная махина собора, напоминавшая "квадратную ступу с пятью короткими толкачами".

Досадливое ощущение вызвал полусломанный гранитный обелиск в честь Минина и Пожарского, забытый в небрежении градоправителями. Городские улицы показались безмолвными и пустынными, точно при карантине.

Позднее Шевченко полюбил провинциальную нижегородскую тишину и часами бродил по Большой Покровке.

Местное общество в лице лучших людей отнеслось к "певцу Украины" с живым интересом и сочувствием. Последующая шестимесячная жизнь в Нижнем почти ничем не напоминала бывшему "штрафному арестантской роты", что он "сидит на привязи" под надзором полиции.

Дружеское расположение окружающих отмечено поэтом в дневнике. С большой жадностью накинулся он на книги, доставлявшиеся нижегородцами. В его руки попали только что вышедшие: "Губернские очерки" Щедрина, "Маркер" Л. Толстого, "Доходное место" Островского, "Богдан Хмельницкий" Костомарова, стихотворения Тютчева. Иногородние друзья прислали свои произведения: Кулиш — 2-й том "Записок о южной Руси" и "Грамотку" (букварь), С. Аксаков — "Семейную хронику" и "Детские годы Багрова-внука". Прогрессивная часть нижегородской молодежи сделалась поставщиком нелегальных лондонских изданий Герцена "Голоса из России", "Некрещеная собственность" и др.

Нижегородские церкви, монастыри, старинные здания, виды Заречья — все вызывало любопытство и привлекало пристальное внимание художника.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 - 1861) жил в нашем городе с сентября 1857 года по март 1858. Он ходил по городу с книгой Храмцовского, как с путеводителем и рисовал.

Рисунок на тонированной бумаге с изображением церкви
Благовещенский собор в Нижнем Новгороде
Тарас Григорьевич Шевченко
1857 год
Тарас Григорьевич Шевченко - автопортрет
Тарас Григорьевич Шевченко — автопортрет
1859 год
Сквер с темными деревьями ранней весной
Сквер на площади Минина и Пожарского

Он расхаживал по городу, делал зарисовки. Так как это была осень, погода была отвратительной и Шевченко жаловался на погоду, что та не дает ему рисовать нижегородские церкви. Он так же писал: "я перехитрил погоду, пошел ранним утром в трактир и из окна нарисовал Благовещенскую церковь".

Выгравированный собор на стекле стенда
Памятная табличка на земле в честь собора
В 1838 году на Верхнебазарной площади (позже Благовещенская, Советская, ныне Минина и Пожарского) была построена деревянная церковь во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. В 1697 году на ее месте возвели каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор разрушен в 1930 году.

Через 50 лет из того же трактира, из того же окна ту же церковь изобразил на рисунке Аристарх Васильевич Лентулов (1882 - 1943). Лентулов оказался в Нижнем новгороде по влюбленности в дочь нижегородского купца, но благословения не получили, но все равно остались вместе. Работа эта сейчас находится в Ереване, попала туда из частной коллекции

Абстрактная картина с церковью, кремлем и людьми
Нижний Новгород. Кремль
Аристарх Васильевич Лентулов
1911 год

Мы уже видим преображённую Дмитриевскую башню. Лентулов не видел рисунка Шевченко, но этот мотив ему тоже понравился.

Работа Лазаря Алексеевича Хныгина (1882 - 1969) 1927 года, "Первое мая в Нижнем новгороде".

Первомайская демонстрация - рисунок маслом
Первое мая в Нижнем Новгороде
1927 год
Лазарь Алексеевич Хныгин

Лазарь Хныгин местный художник. Примечательно, что художник убрал церкви, они должны были попасть, ибо тогда они еще не были разрушены. В центре можно увидеть трибуну, это остатки памятника Александру II.

Старая фотография площади с памятником и храмом
Открытие памятника императору Александру II
1906 год
Автор: М.П. Дмитриев/a>

Этот постамент еще долгое время еще сохранялся и даже был запечатлен на картине Федора Семеновича Богородского (1895 - 1959).

Площадь, башня кремля на картине маслом
Советская площадь
1930 год
Федор Семенович Богородский

Он изобразил этот постамент с тремя фонарями. Богородский родился в Нижнем Новгороде, учился в гимназии на этой площади Минина и Пожарского, в первую мировую он был военным летчиком, в гражданскую стал чекистом в Нижнем Новгороде, а потом выпросился у начальства, чтобы учиться в Москве у Архипова в ВХУТЕМАСе, потом он был цирковым артистом, был моряком, хорошо знаком с Маяковским, Горьким.

Примечательно, что мы еще видим церковь на Верхне-Волжской набережной, это Георгиевская церковь, в честь которой названа одноименная башня Нижегородского кремля.

Абстрактный портрет моряка
Даешь
1918 год
автопортрет Федора Семеновича Богородского

Нижегородский кремль

Рисунок француза Андре Дюрана (1807 - 1867) - рисовальщик, литограф.

Рисунок собора
Михаило-Архангельский собор
3 сентября 1839 года
Андре Дюран (Durand André)

Примечательно что ранее рисунки охватывали обычно масштабно объекты, это были виды со стороны, пейзажи… И только позднее появляются рисунки интерьеров городов. Это один из первых рисунков объекта в городе. Этот рисунок в частности сейчас находится в Нижнем Новгороде, его выкупил частный коллекционер.

Белокаменный собор с зеленой крышей
Архангельский собор
Кремль, 2а

Можно подумать, что рисунок это самое старое изображение объекта в Нижнем Новгороде. Но это не совсем так, есть картина акварелью от Авраама Ивановича Мельникова

Рисунок акварелью, на рисунке обелиск и храм
Проект установки обелиска Минину и Пожарскому
1825 год
Авраам Иванович Мельников

Особенность рисунка такая что это не натурная зарисовка, а проект памятника. Именно этот рисунок Мельников представлял в академии на одобрении. Этим можно объяснить иную форму шатра, так как рисунок делался с точки зрения перспективы. Если вы приглядитесь вы видите поросль на соборе. Зачем он это сделал, остается загадка.

Если говорить об этом месте, то отсюда был сделан еще один занимательный рисунок. Сделал его Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) и называется "С кремля на ярмарку".

Рисунок разлившейся реки и суда на реке
С кремля на ярмарку
1870 год
Илья Ефимович Репин
Этот царственно поставленный над всем востоком России город, совсем закружил наши головы, как упоительны его необозримые дали, мы захлёбывались от восхищения мим и перед нашими глазами вставала живая история старой Руси. Люди которые эти сильные, люди хорошей породы, так умели ценить жизнь, ее теплоту, ее художественность. Эти не любили селиться где-нибудь и как-нибудь. Илья Ефимович Репин.

Конечно же такие виды фиксировали многие и вот еще один. Пейзаж сделан Константином Федоровичем Юоном (1875 - 1958) в 1911 году "Закат на Волге".

Закат над рекой и церковь белоснежная - рисунок
Закат над Волгой
1911 год
Константин Федорович Юон

Еще тогда Юон подчеркнул что Нижний Новгород — это столица закатов.

Променад за стенами Нижегородского кремля
Ведется строительство фуникулера
27.08.2021
Вид на слияние рек Волги и Оки
Вид на слияние рек Волги и Оки
Вид на слияние рек Волги и Оки
Вид на слияние рек Волги и Оки

Фотографии делались в разное время, поэтому не удивляйтесь. И места фотографий выбраны без физического сравнения с изображением на картинах и рисунках, все по памяти.

Церковь внутри кремля на фоне слияния рек
Семеновская церковь и Стрелка
Церковь внутри кремля на фоне слияния рек
Семеновскую церковь построили лишь в 2021 году
Церковь внутри кремля на фоне слияния рек

Мы возвращаемся к Лентулову, к его работе "Нижний Новгород" 1915 год.

Стены кремля - абстрактная картина
Нижний Новгород
1915 год
Аристарх Васильевич Лентулов

На картине тоже выделено закатное время.

Виньетка из журнала "Мир искусства" 1889 года от Ивана Яковлевича Белибина (1876 - 1942).

Рисунок кремля на склоне
Виньетка
1889 год
Иван Яковлевич Билибин

Примечательно, что за стенами мы видим монастырь, которого не было, скорее он навеян Печерским монастырем.

В 1870 году дворяне решили сделать подарок императору Александру II, а знали только одного видного художника у нас, Карелина, он как раз окончил академию художеств. Но тот в Нижнем Новгороде работал как фотограф, потому как это было довольно редко и мало кто этим занимался. Обратились к нему с просьбой оформить содержание альбома, который те хотели подарить Императору. Предполагалось что там будут виды города и виды народностей, что населяют нижегородские земли.

Но вследствие того что фотографии довольно блеклые получились, а оклад альбома весьма богато украшен. Дворяне решили исправить ситуацию тем что будут раскрашенные фотографии. Карелин поехал в Санкт-Петербург напрямую к Шишкину с просьбой раскрасить фотографии. Он долгое время не соглашался, но в конечном итоге пошел "на встречу".

Овраг на берегу реки с постройками - рисунок акварелью
Почаинский овраг
1870 год
Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898)
Вид на Рождественскую и Собор Александра Невского
Вид на Почаину со стены Нижегородского кремля
11.09.2021




Еще одна работа Шишкина с видом на Зеленский съезд.

Склоны холма у реки с постройками - рисунок маслом
Овраг Почаины. Зеленский съезд и заволжье
1870 год
Иван Иванович Шишкин

Обратите внимание, что Северная башня белая.

Картина Рериха. Видно, что кремль сильно зарос деревьями с тех времен.

Картина с изображением стен кремля на склоне холма
Нижний Новгород. Кремлевские стены
1903 год
Николай Константинович Рерих
Стены и башни кремля за строительными заборами
Сейчас пытаются восстановить фуникулер, поэтому здесь сейчас стройплощадка
Стены и башни кремля за строительными заборами

Рисунок Поленова Василия Дмитриевича (1844 - 1927).

Набросок карандашом - высокий холм с башнями кремля
Нижний Новгород. Стена
1896 год
Василий Дмитриевич Поленов

Примечательно что Василий Поленов здесь буквами обозначил цвета. Т.е. делалась зарисовка, а потом уже производилась разрисовка цветом в спокойно обстановке, если не было такой возможности.

Башни кремля из красного кирпича на фоне голубого неба
Северная и Часовая башни

Рисунок сделан в май 1896 года, когда он приехал на XVI Всероссийскую художественно-промышленную выставку.

Нижний посад

Еще одна интересная картина от Петра Ивановича Петровичева (1874 - 1947) – московский художник.

Картина маслом на старую купеческую улицу
Вид на церковь Рождества Иоана Предтечи и Рождественскую улицу в Нижнем Новгороде
1919 год
Петр Иванович Петровичев

Особенность этого пейзажа заключается в том что он почти полностью копирует фотографию, сделанную Дмитриевым в конце XIX века. Т.е. прошло более 20 лет, а здания все те же.

Старая фотография купеческой улицы
Вид с Ивановской башни Кремля
1896 - 1910 гг.
Максим Петрович Дмитриев (1858 - 1948)

Есть теория: 1919 год и не факт, что у Петровичева была возможность желание ездить по городам и рисовать пейзажи? За 20 лет безусловно город бы поменялся, поэтому не исключено, что рисовал картину по фотографии.

Дорога между старыми домами и церковью
Ивановский съезд

Пейзаж Федора Богородского

Пейзаж купеческого города на фоне слияние двух рек
Нижний Новгород
1934 год
Федор Семенович Богородский

На пейзаже есть фабрика Рукавишниковых, на Стрелке собор с куполами и шатрами и уже есть два моста, что появились уже в советское время. Работа хранится в музее Горького в Москве.

Рисунок улицы, церкви и башни кремля
Церковь Иоана Предтечи и Спасская часовня
Дмитрий Яковлевич Быстрицкий

Этот рисунок, словно эскиз стала основой для работы Петра Петровича Верещагина (1834 - 1886) "Рынок".

Оживленная улица, на которой ведется торговля - картина маслом
Рынок
1867 год
Петр Петрович Верещагин

Кстати Верещагин иногда повторял свои работы и на одном из повторений появилась любопытная деталь.

Оживленная улица, на которой ведется торговля - картина маслом
Рынок
1872 год
Петр Петрович Верещагин

Любопытная деталь: из Ивановской башни торчит труба из которой идет дымок, что говорит о том что башни как-то использовались, они не пустовали. В частности в Ивановской башне был склад, тюрьма, полицейское управление, а так же были заседания архивной губернской комиссии.

И конечно же находясь здесь, невозможно не вспомнить про самую монументальную картину Константина Егоровича Маковского (1839 - 1915) "Воззвание Минина".

Толпа собирает средства - картина маслом
Воззвание Минина
1896 год
Константин Егорович Маковский
Дорога между старыми домами и церковью, а в отдалении башня кремля
Дорога между старыми домами и церковью, а в отдалении башня кремля

Картина монументальная потому как размеры ее просто грандиозные 6 на 7 метров.

Базарная площадь среди зданий - картина маслом
Нижний базар в Нижнем Новгороде
1860-е
Петр Петрович Верещагин
Дорога между старыми домами и церковью, а на фоне стены кремля
Зеленский съезд ныне
Дорога между старыми домами на фоне стены кремля
Зеленский съезд со стороны Нижневолжской набережной

Пара фотографий из Кожевенного переулка, не знал куда их приткнуть, но пара фотографий из старейшей части города не помешает контексту.

Закат в старой улочке на фоне нижегородского кремля
Закат в старой улочке на фоне нижегородского кремля

Это сейчас практически неузнаваемый вид Зеленского съезда, ориентиром может послужить башня кремля. Обратите внимание на здание с галереями. Вполне возможно, что Константин Юон именно с этих галерей свой этюд в 1902 году.

Зимний город, люди и извозчики - картина маслом
Морозный день
1902 год
Константин Федорович Юон



Улица среди домов на фоне Волги
Улица Широкая

Кстати слева виден край "скобы", ныне этого крыла не существует, как собственно и другого. Вообще Юон много работал в нашем городе.

Дорога вдоль склонов холма - картина акварелью
Городской вид (Нижний Новгород)
1910-е
Константин Федорович Юон
Дорога с машинами вдоль крутого склона холма и башня кремля наверху
Дорога с машинами вдоль крутого склона холма и башня кремля наверху
Люди у берега реки и мост - рисунок
Мост через Оку в Нижнем Новгороде
1912 год
Константин Федорович Юон
Разгружаемые баржи у реки - рисунок
Разгрузка баржи
1911 год
Константин Федорович Юон

Коллекция из Мининской выставки

На Рождественской ранее был книжный магазин Василия Николаевича Бреева, поднялся буквально из самых низов от мальчика, что продавал крестики, до предпринимателя. Он решил к юбилею ополчения сделать выставку в 1912 году "Мининскую выставку" где показал бы всю свою коллекция работ посвященную видам города, изображением царственных особ, персон и показать специальную серию работ, заказанную в Санкт-Петербурге, посвященную Нижнему Новгороду.

Люди на ладье плывут вдоль обрывистого берега - картина
Великий князь владимирский Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли у устья Оки
1912 год
Григорий Павлович Мальцев (1881 - 1953)

И здесь мы видим христианского князя, что объезжает новые земли, к нему выхода мордва в белых одеждах, которые проводят непонятные ритуалы. Доносится мысль, что сюда пришел мир с христианством и с Рюриковичами.

Строящаяся деревянная башня и мужики хватают девушку
Закладка нижегородского кремля. Коромыслова башня
1912 год
Григорий Павлович Мальцев

Бытует легенда, что при строительстве Нижегородского кремля Коромыслова башня постоянно обрушалась и решили по языческому обычаю, первого кто пройдет мимо стройки на рассвете, замуровать в башне, чтобы башня стояла на крови. И по легенде ранним утром рабочие поймали девушку с коромыслом, которая шла за водой и замуровали в башне.

Войны выходят из башни кремля - картина
Выход нижегородского ополчения на защиту Москвы из нижегородского кремля
1912 год
Петр Антонович Краснов (1871 - 1940)

Подлинники этих работ утрачены. Вроде бы Бреев перед революцией успел передать в музей, потом их вроде перенаправили в сормовский музей, но оптом они куда-то пропали.

Рождественская улица

Блиновский пассаж. Здесь была почта, ресторан и гостиница, в которой в 1891 году жил Маковский, автор "Воззвание к Минина". Он здесь он сделал  еще один рисунок.

Рисунок дьяка на фоне реки
Рисунок из альбома автографов Губернской архивной комиссии
1891 год
Константин Егорович Маковский

Как видим на рисунке, в центре Софроновской площади (ныне площадь Маркова), стоял фонтан, который был установлен Блиновыми. А в дали Собор Александра Невского через Оку.

Кроме Маковского за картину на тематику "Воззвание Минина" брались и другие художники, например Илья Репин.

Картина на которой человек вещает на толпу народа у церкви
Эскиз картины "Кузьма Минин"
1894 год
Илья Ефимович Репин
Картина на которой человек вещает на толпу народа у церкви
Клич Минина Нижнему Новгороду
1876 - 1915 гг.
Илья Ефимович Репин

Очевидно, что на картине события происходят в кремле (хорошо видны дали), однако есть  странная церковь, там нет такой сейчас и не было тогда. На самом деле эта церковь находится в другом месте, это церковь Жён-Мироносиц (улица Добролюбова). Репин не мог знать, какой был храм тогда в кремле, поэтому он взял одну из церквей Нижнего Новгорода за основу.

Храм иконы Божией Матери Знамение и святых Жен-Мироносиц
Храм Жён-Мироносиц

Этому свидетельствует рисунок Репина от 1877 года.

Зарисовка церкви
Церковь в Нижнем Новгороде
1877 год
Илья Ефимович Репин

Еще один художник, который делал попытки создания картины на тему Народного ополчения, это Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942).

Картина на которой человек вещает на толпу народа у церкви
Гражданин Минин
1905 год
Михаил Васильевич Нестеров

Следующий рисунок от Александра Васильевича Куприна (1880 - 1960) у Строгановской церкви.

Рисунок церкви из красного кирпича
Фили. Кутузовская церковь.
1921 год
Александр Васильевич Куприн
Вид на Рождественскую церковь со склона

Вас, наверное, смутило название картины, но оригинал церкви совершенно другой формы. Дело в том, что это незавершенная работа, и рисунок никогда не выставлялся. Название присвоено ошибочно теми искусствоведами, что не были в Нижнем Новгороде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий