17 февраля 2024 г.

CAESAR - основатель нового артиллерийского класса

CAESAR - это аббревиатура от «Camion équipé d’un système d’artillerie», что означает грузовик с системой артиллерийского огня. CAESAR открыл новую эру в артиллерии, изменив концепцию этого рода войск. Новое оружие стало своего рода эволюционным рывком среди буксируемой и самоходной артиллерии. Но для оценки такого эволюционного рывка необходимо погрузиться в историю создания CAESAR.

История

События, положившие начало созданию CAESAR, берут начало в 1970-х годах. В те годы количество буксируемой артиллерии принадлежащая Варшавскому договору, значительно превосходила НАТО. К тому же ни одна буксируемая гаубица Запада не могла достичь дальности действия 130-мм полевой пушки М-46.

Таким образом, армии Варшавского договора имели преимущество в контрбатарейных задачах. 175-мм М107 была единственной артсистемой, способной бороться с М-46. Но он был самоходный, другими словами, гораздо дороже. Итак, многие западные страны начали работать над новым семейством 155-мм гаубиц.

Появились буксируемые гаубицы,  они оснащены вспомогательными силовыми установками, что увеличивало их подвижность, сокращало время установки и повышало скорострельность. Несмотря на то, что имелся некоторый положительный результат, но создалась странная ситуация: западные страны работали над перспективными буксируемыми артиллерийскими системами, поскольку они имели меньшую стоимость и были менее сложны, чем самоходные. Но новые гаубицы, такие как FH70, Denel Land Systems G5, GIAT TR F1 или Bofors FH77, все равно были достаточно сложными и дорогими, чем хотелось бы.

В начале 1980-х годов французская компания GIAT Industries (ныне Nexter) в сотрудничестве с Lohr Industrie начала прорабатывать концепцию самоходной гаубицы. Одно из ключевых требований для нового изделия, было быстрая смена позиций, для избежания контрбатарейного огня.

Помимо мобильности, так же выставлены требования по весу, для возможности перевозки военно-транспортной авиацией, на таких самолетах как С-130 или С-160.

Буксируемы вариант отпал сразу, гусеничный тоже не подходил. Так родился вариант гаубицы на колесном самосвале. Такой вариант покрывал не только вышеуказанные требования, но и имел очевидные преимущества сам по себе: мобильность передвижения, своим ходом по автомагистралям и меньший расход топлива.

Объединение гаубицы и тягача позволило исключить необходимость во вспомогательной силовой установке и сократить время смены позиций. CAESAR создавался как альтернатива буксируемой гаубице со вспомогательной силовой установкой.

Создание CAESAR никогда не заключалась в замене обычных САУ, первоначальная задача которых заключалась в сопровождении механизированных подразделений на пересеченной местности. Но после окончания Холодной войны механизированная война между двумя современными армиями казалась маловероятной.

GIAT представила свою революционную конструкцию под названием CAESAR в 1994 году. Ранним предсерийным вариантом CAESAR был грузовик UNIMOG U2450L с колесной формулой 6x6. После испытаний французская армия провела первые испытания в 1998 году. Два года спустя Франция заказала первые пять образцов CAESAR на базе грузовика UNIMOG U2450L. В 2004 году Франция заказала еще 74 CAESAR, но уже на базе грузовика Renault Sherpa 5 6x6.

Военные у CAESAR в пустыне

Колесный вариант с приводом 6х6 позволяет мобильно передвигаться по дорогам общего пользования, а с системой подкачки шин обладает и достаточной проходимостью по пересеченной местности. Однако следовать за танками, как гусеничные САУ не может.

Орудие

155-мм орудие представляет собой модернизированную версию 155-мм орудия TR F1 и имеет ствол диаметром 52 калибра и патронник объемом 23 литра. После остановки CAESAR время готовности к стрельбе менее минуты. Боекомплект составляет 18 снарядов с автоматическим заряжающим механизмом. Ствол пушки оснащен механизмом автоматического перемещения, ввод параметров осуществляется с автоматизированного рабочего места. Ствол оснащен радаром начальной скорости ROB4, для оперативной коррекции параметров последующих выстрелов. Пушка под снаряды M982 Excalibur и BONUS.

M982 Excalibur представляет собой боеприпас с GPS- и инерциальным наведением. Его дальность действия составляет около 60 километров с вероятной круговой погрешностью 4 метра. BONUS — это артиллерийский кассетный боеприпас, предназначенный для ведения огня с закрытых позиций по бронетехнике, дальностью до 35 километров. CAESAR также может вести огонь прямой наводкой на расстоянии до 2000 метров.

Также имеется устройство контроля температуры, которое сообщает экипажу, если орудие перегревается и возникает опасность выхода ствола из строя. После выполнения огневой задачи CAESAR может покинуть свою позицию менее чем за 40 секунд.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации может обслуживаться экипажем из трёх человек.

Также бронекабина устойчива к стрелковому оружию и осколкам снарядов. Но, противоминная защита машины невысока по современным меркам.

Экипаж CAESAR базирования Sherpa 5 состоит из пяти человек. Дизельный двигатель Renault dCI 6 мощностью 240 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость 100 километров в час. Запас хода автомобиля составляет 600 километров. CAESAR может преодолевать вертикальные ступени высотой 0,5 метра и преодолевать брод глубиной до 1,2 метра.

155-мм пушка 52 калибра имеет дальность стрельбы 39 км со стандартным снарядом, 42 км с полнокалиберным снарядом увеличенной дальности и 50 км с полноствольным реактивным снарядом увеличенной дальности. Стандартная скорострельность составляет шесть-восемь выстрелов в минуту.

CAESAR Mark II или CEASAR NG

В 2022 году Франция и технологическое агентство Generale de l'armement заключило с Nexter контракт на разработку варианта CAESAR Mark II или CEASAR NG, отличается новым шасси с новым двигателем мощностью 460 л.с., новой автоматической коробкой передач и новым программным обеспечением управления огнем. Также усилена баллистическая защита и защита от мин, содержащих взрывчатку в тротиловом эквиваленте весом до 6 кг.

CAESAR Mark II в лесу
CAESAR Mark II

Новая модификация располагается на грузовике с колесной формулой 8х8, 4 члена экипажа и с боезапасом на 30 выстрелов. Колесная формула 8х8 дает лучшую проходимость. Тягач оснащен двигателем Tatra T3C-928-90 мощностью в 402 лошадиных силы.

CAESAR Mark II в лесу

Современные войны расставили свои точки на и

Казалось бы буксируемая артиллерия должна была исчезнуть, но нет. Практика показала, что "старая школа", в определенных условия, очень даже практичнее, чем остальные типы артиллерии. Низкая стоимость и длительный жизненный цикл эксплуатации, вот козырь этого типа вооружения.

На одну буксируемую артиллерию приходится один грузовик с боеприпасами, запасными частями, припасами и персоналом. Для CAESAR тоже требуется дополнительный грузовик, для тех же целей, за исключением того, что второй грузовик не тянет пушку.

В то же время CAESAR не может следовать за гусеничной бронетехникой, как это делает САУ. Получается CAESAR занял нишу между буксируемой артиллерией и САУ, это новый класс вооружения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий