4 июля 2021 г.

Фестиваль уличного искусства МЕСТО 2021 (Нижний Новгород)

Это обзор работ уличных художников в Нижнем Новгороде в рамках фестиваля уличного искусства Место 2021.

В этом году Место празднует 5-ти летний юбилей, но сам я наблюдаю его в третий раз. Это пожалуй самый масштабный фестиваль. Огромное количество работ в разных частях города. Учитывая, что все это я снимал до работы или после, у меня на съемки всех работ ушло 2 недели. Стартовал фестиваль 17 июня и длился четыре дня.

Ладно болтовни, поехали.

улица Володарского, 4А (Центральный тепловой пункт № 105), автор Владимир Абих (Санкт-Петербург)

Первое слово, которое ты увидишь, характеризует твои предпочтения в уличном искусстве.

После этого, нужно найти остальные слова на поле, так, чтобы они полностью заполнили все клетки. Слова могут изгибаться в любую сторону под прямым углом, но не пересекаются друг с другом. Источник инста /p/CQY4i9WHWIh/
Сканворд на торце здания
Сканворд на торце здания

Маленькая подсказка: если вы не все слова разгадали, подсказки вас ждут на месте арта.

Правила сканворда у труб

Следующий автор Илья Мозги (Екатеринбург), адрес переулок Холодный, 17 (территория школы №14)

И его послания на улицах российских городов сродни рекламным слоганам: четкие, краткие, ироничные. Зачастую они содержат социальный и / или политический подтекст. Пройти мимо них сложно: нанесенные на монохромную поверхность (как правило, белую) они создают ситуацию диалога, перекодируя повседневность.
Надпись на стене Вселенная не будет разбираться кто у кого списывал. Вселенная поставит оценку на двоих
Вселенная не будет разбираться кто у кого списывал. Вселенная поставит оценку на двоих
Надпись на стене Вселенная не будет разбираться кто у кого списывал. Вселенная поставит оценку на двоих
Надпись на стене Вселенная не будет разбираться кто у кого списывал. Вселенная поставит оценку на двоих

Доселе там была надпись "Шуст - специалист", для меня это была загадка и в интернете тоже все гадали, что это значит. "Шуст - специалист" появилась в 2015 году и ни кто ее не трогал, до 2021 года. Загадка улицы исчезла не разгаданной.

Оказалось эти кадры сделаны в процессе создания арта. Чуть позднее надпись дополнилась.

Надпись Признак хорошего образования — говорить о самых сложных предметах самыми простыми словами
Признак хорошего образования — говорить о самых сложных предметах самыми простыми словами
Надпись Признак хорошего образования — говорить о самых сложных предметах самыми простыми словами
Но Шуст - специалист не исчез

По окончании фестиваля, организаторы провели ряд экскурсий, где рассказывали об уличном искусстве в целом и частности, возможно там тайна Шуста была раскрыта, но к сожалению, я с вами этой информацией поделиться не смогу.

Немного отвлечемся, с 17 июня по 20 стояла отличная солнечная погода (25 - 30 градусов), ни жарко, ни холодно. Но после окончания фестиваля в городе установилась лютая жарища 30 - 35 градусов. Художникам очень повезло с погодой, если бы они попали в период "жарки" от них бы даже мокрого места не осталось.

Переносимся в парк имени Пушкина, коло дома 68А по улице Студеной на Павильоне задвижек №1 нарисовалось нечто цветастое с лицами. Буйство ярких красок с рожами, класс! Автор ZAK MINI MONSTER (Москва) назвал работу "Мини монстр замок"

Уличные художники все чаще пишут про диалог искусства и города.

Была диалогом с первой и до последней минуты рисования объекта в парке им. Пушкина.

Такой коммуникации с жителями я не получал очень давно. Все, начиная от трёх и до 90 лет были не безразличны и высказывали своё мнение или задавали интересующие их вопросы, за что я очень благодарен.

95% людей были абсолютно счастливы, это наполнило меня новыми силами.

В наших с вами руках менять визуальное восприятие и вкусы людей и это невероятно круто.

Живое общение на мой взгляд незаменимый инструмент и коммуникация которая позволяет найти решения любых вопросов.

Общайтесь друг с другом, будьте открыты и не бойтесь задавать вопросы на которые вы не знаете ответов.

А я в свою очередь получил ответы на очень многие вопросы которые беспокоили меня последний год, за что огромное спасибо мимо проходящему Алексу Источник инста /p/CQTNsEoKrLh/
Рожицы на фиолетовой стене
Когда я пришел туда, там уже была съемочная команда
Два художника разрисовывают стену
Художнику помогает волонтер (aquaxpear)

Про практику волонтеров мне стало известно с прошлого года. Художникам иногда требуется помощь в покраске, особенно масштабных работ.

Ярко раскрашенное техническое сооружение
Мини замок монстр
Съемочная группа снимает процесс создания стрит-арта
Я снимаю и съемочная группа тоже
Цветные лица на стене
Цветные лица на стене
Цветные лица на стене, а в небе луна
Съемочная группа снимает процесс создания стрит-арта
Съемку ведут со стабилизатора и довольно долго, видимо где-то есть или будет ролик
Баллончик краски рядом с ногой
Художник рассматривает работу
Художник защитил малярным скотчем часть рисунка
Девушка красит из баллончика стену
Ведется съемка как художники красят стену
Художник красит стену из баллончика
Девушка с баллончиком оглядывается
Девушка красит стену из баллончика
Девушка красит стену из баллончика

Я подумал, ну чем я хуже, может тоже ролик замутить.

Да, на коленке, да без стабилизатора, да на длиннофокусном объективе и с максимальным зумом. Видеограф из меня как человек из мартышки.

Нас будет мотать из одной части города в другую, не удивляйтесь. Перенесемся под Метромост в районе Гордеевки. Тут работал автор Скотское состояние (Нижний Новгород).

Какой смысл работы? Наверное лучше всего подойдет цитата, которую автор дал The Village в свое время:

А рисую я для красоты, для которой важна дифференцированность культуры, поэтому необходимо обратить внимание на нашу культуру, и мы увидим неисчерпаемые ресурсы для вдохновения
Цирковые медведь и коза на опоре моста
Цирковые медведь и коза на опоре моста
Медведь с дудкой
Бомж у нарисованного цветочка
Цирковые медведь и коза на опоре моста
Коза с бусами - рисунок
Это работа-оммаж, вдохновленная одноименным лубочным сюжетом: медведь играет на дудке, а коза в сарафане с колокольчиками пляшет. Этот сюжет погружает нас в инфантильное чувство покоя, неотделимое от сцен летнего отдыха Источник инста /p/CVfnI83sIop/

Тут же работал тандем Aifo (Степан Тропин и Алина Рахматулина) из Екатеринбурга/Тель-Авива.

В своих уличных работах они отражают богатый мифологический мир уральских поверий и легенд, миксуют этнические орнаменты с фантастическими животными.
Абстрактный рисунок на опоре моста
Абстрактный рисунок на опоре моста
Абстрактный рисунок на опоре моста

Перенесемся на улицу Мануфактурная к дому №7. Тут работал Юрий Аверин (Красноярск). Это наверное сама неоднозначная, с моей точки зрения, работа. Раскрашена только торец здания и в стиле ЖКХ. Или я что-то не понял. Но на самом деле это нормально, в искусстве каждый видит свое и позднее будет еще один случай.

Цветастый торец здания
Цветастый торец здания

Неподалеку разместился и работал Дмитрий Каштальян (Минск, Беларусь). Огромная работа на тему Алисы в стране чудес.

Художник работает в стиле похожим на dotwork - точечная техника нанесения татуировок.

Кот чашкой чая в кресле-качалке - рисунок на торце здания
Рядом стоит кран, значит работа еще не завершена (на момент съемки)
Кот с чашкой чая и упоротая собака
Упоротая собака меня убила)
Часы с надписью мр.Хектор
На часах написано мр.Хектор, не смог разгадать
Кот чашкой чая в кресле-качалке - рисунок на торце здания

И вот мы виртуально телепортируемся на Мануфактурную, 34А (Водопроводная насосная станция). Тут нас ждет масштабная черно-белая работа от Максима Реванша (Екатеринбург).

Для стиля Максима характерно смешение стихии цвета, фигуратива, разных шрифтов и абстракции.
Черно-белая абстракция с лицами, носами
Черно-белая абстракция с лицами, носами

Тут проходит женщина с собачкой и говорит, что ей не нравиться. Мол черно-белые оттенки, все это создает слишком депрессивный настрой. Было жарко и я основательно тупил, пока нейронные сети пытались сформировать мысль, женщина уже ушла. Но по результату тяжелой мыслительной деятельности у меня возник вопрос: а было бы лучше оставить грязно-серую поверхность стены без изменений?

Черно-белая абстракция с лицами, носами
Черно-белая абстракция с лицами, носами

Работы делаются не за один день и художники помимо основной картины порой создают партизанские творения. На языке уличных художников это называется партизантинг - это создание работ полу-легальным или даже нелегальным методом.

На парковке у дома 2В по улице Стрелка был тяжелой день.

Автомобиль ока с надпись тяжелый день
Подпись Илья Мозги
Разбитое окно у автомобиля Ока

Я общался в свое время с Никитой Кузнецовым (Nikita Nomerz), это культурный, образованный человек. Я более чем уверен, что он бы не опустился до разбития окон и снятия колес, но обыграть ситуацию, с художественной целью, вместе с Ильей Мозги запросто. Что вероятно было и сделано.

Перемещаемся на Ильинскую к дому 146А. Тут работал художник из Вены (Австрия) NDZW.

Я бы сказал, что в основном я пытаюсь упростить формы и цветовые сочетания и вырезать все, что я не считаю необходимым для того, чтобы произведение работало и чувствовало себя завершенным. В общем, мой стиль – это большая смесь панелей комиксов, низкопробной эстетики и классического искусства с небольшим количеством метафизики.

Я работаю с медленно расширяющейся личной коллекцией форм и символов, которые иногда появляются в нескольких картинах, но я не пытаюсь построить какое-то грандиозное повествование или передать универсальное послание. Я чувствую себя гораздо счастливее, если люди могут как-то относиться к моим картинам по-своему и строить свои собственные истории на основе того, что они видят. Источник
Рисунок с голубями, лицом и растением
Рот выдыхает - рисунок
Голуби - рисунок
Подпись автора у рисунка на стене

А Ян Посадский (Воронеж), на заборе у Бугровской ночлежки создал тематический арт. Это бывшая ночлежка для бездомных, которую построил купец Бугров. Тут на ночь могли найти кров бедняки. Ранее на здании была надпись, которая доводила потенциальным постояльцам правила поведения.

Надпись на заборе Водку не пить, песни не петь, вести себя тихо
Водку не пить, песни не петь, вести себя тихо
Рисунок - мужики разливают алкоголь
За пределами ночлежки конечно же правила уже не действовали
Рисунок - мужики поют песни
Рисунок - мужики дерутся




Город покрыла сеть пиксельного арта от Vladimir | Net (Санкт-Петербург), такими работами буду немного разбавлять пост. Эта русалка расположена на Зеленском съезде, 10.

Берегиня 🧜🏻‍♀️ — русалка из древнеславянского эпоса, имя которых происходит от слова «берег», живущие в воде и заманивающие людей в омут. Есть еще вариация этого персонажа в эпосе друидов. Также имеется аналогичный персонаж мужского рода Тритон (в русском варианте — Водяной) — сын Посейдона, зловредное демоническое существо, как и Берегиня, вредящее людям. На рельефах изображаем в виде существа с рыбьим хвостом и бородой. Источник инста /p/CQgvqJ4L2UF/
Пиксельная русалка
Шуточный арт на информационном стенде
Шуточный арт от Ильи Мозги (Должанская, 4)

Пиксельный колобок, расположен у входа в парк имени Свердлова.

Пиксельная лиса с колобком на носу
Со стороны памятнику Земляному валу
Пиксельная лиса с колобком на носу

Возвращаемся под Метромост, тут работал художник из Австрии Skirl. Масштабная, абстрактная работа на опоре на пересечении Луначарского и Литвинова.

Абстрактный арт на опоре моста
Арт из тонких линий
Какая тонкая работа
Арт из тонких линий
И кропотливая
Подпись художника под артом
Масштабный рисунок на опоре моста

Перейдем к моей самой любимой работе с фестиваля. Под Метромостом на улице Марата, художник Jon (Калининград) написал целую картину.

Борис Jon встраивает свои монохромные истории в пространство города, используя арки, бетонные плиты, кабины от таксофона, кирпичный забор около колокольни. Он как бы дополняет застывшую в своей однозначности реальность некой подвижной ускользающую сюрреалистичностью.
Вид на стрелку, люди прыгают с холма и поднимаются наверх
Невероятно
Люди в прыжке - рисунок
Люди поднимаются по склону - рисунок
Люди поднимаются по склону - рисунок
Человек прыгает в реку - рисунок
Подпись художника Jon

Я взял на себя смелость и попытался оживить картину, хотя воображение это делает даже лучше.

Улица Долгополова, 79А, автор Павел Паша (Севастополь). Это тоже какая-то абстракция, так автор прокомментировал свою работу:

Новая роспись, которую я создал в рамках фестиваля Место, в Нижнем Новгороде, как и все мои абстрактные композиции,была создана без предварительного эскиза и подбора краски.

Подобный опыт учит раскрывать творческий потенциал, используя ограничения различного характера в качестве творческих задач, а а их преодоление расширяет инструментарий приемов и техник. Источник инста /p/CQdwsBjhJuF/
Абстрактный рисунок на стене

Его не просто снять, потому как в этом здании автобусное депо и зачастую у стены вплотную стоит автобус, закрывая вид.

Вернемся в верхнюю часть города. Заглянем за Дом детского творчества, тут художница из Санкт-Петербурга Вера Ширдина и работа из ее серии "Уходящее и ушедшее".

Мы видим старый дом, но на ним нависает стрела крана, часть дома уже превратилось нечто напоминающее эскиз или чертеж, который мы сможем найти допустим в архиве.

Девушка в белом платке на фоне стрелы крана
Рисунок деревянного дома, над ним стрела крана и лицо девушки в белом платке
Уходящее и ушедшее

Это как отсылка к проблеме исчезающего наследия в городах. Застройщики сносят, сжигают старую застройку с уникальной архитектурой, чтобы построить бетонную коробку.

Илья Мозги недалеко отсюда тоже отметился, у дома 2А по Ковалихинской появилась следующая надпись

Надпись Расскажи всем нам, что смешного
Расскажи всем нам, что смешного
Надпись Вместе посмеемся
Вместе посмеемся
Надпись Расскажи всем нам, что смешного. Вместе посмеемся
Расскажи всем нам, что смешного. Вместе посмеемся

Еще одна абстракция нас ждет в историческом квартале Нижнего Новгорода. Это улица Короленко, здесь много деревянных домов, которые представляют собой объекты деревянного зодчества. В частности дом 38 расселен и здесь разместил свою работу Алексей ЛУКÁ (Москва).

Деревянные элементы используется для коллажа, так пересобирается геометрия пространства.

Абстрактный стрит-арт из цветных геометрических фигур
Абстрактный стрит-арт из цветных геометрических фигур
Абстрактный стрит-арт из цветных геометрических фигур

Перемещаемся ближе к набережной Федоровского, с которой отрывается вид на Стрелку - место слияния Волги и Оки. Здесь совсем недалеко на доме №10 по улице Суетинской Роман Мураткин сделал работу "Регата".

Его художественные миры многолюдны, а персонажи заняты самыми обычными делами: мясник за работой, сценка из салона красоты, подросток с пивом около батареи в подъезде, компания отдыхает на пикнике, мужчина кормит голубей, мимо проходит квартет музыкантов... Но насколько необычны персонажи! Вытянутые, словно изображения в кривых зеркалах, яркие, эмоциональные, шумные, всегда в движении!
Регата - рисунок на фасаде дома
Тематичный арт, подходящий к месту
Капитан яхты рулит - рисунок на фасаде дома
Регата - рисунок на фасаде жилого дома
Регата

Это мы еще наверное только половину посмотрели. Смещаемся на улицу Почаинскую. Дом 17А, автор Александр Dyoma21 (Рязань).

Рисунок девушки с ее отражением
Рисунок девушки с ее отражением на фоне башни кремля

Чуть далее (14Б) нас ждет еще один пиксельный арт

Пиксельный дракон извергает огонь

Илья Мозги прям развернулся, еще одна поучительная надпись с элементами угрозы во дворе школы №113

Надпись на кирпичной стене У вас было время всё выучить
Надпись на кирпичной стене У вас было время всё выучить

Пока снимал, слышу кто-то долго пытается открыть окно, а потом слышу: "хватит тут снимать, заколебали уже!"

Разноцветная дверь
Интересно дверца оформлена, интересно, это в рамках фестиваля как между прочим сделали?

Улица Аэродромная, 28, автор Petro (Москва). Огромная работа, теперь это не серая стена.

Композиция форм и цвета, как абстрактная визуализация

Огромный абстрактный рисунок на стене высотного здания
Огромный абстрактный рисунок на стене высотного здания
Огромный абстрактный рисунок на стене высотного здания

Начиная с прошлого года фестиваль начал постепенно съезжать с верхней части города в нижнюю. Центр города пожалуй перенасыщен стрит-артом, в вот нижней части везет пока меньше и фестиваль в какой-то мере пытается это компенсировать.

Улица Народная, 38А, автор Оля INEY (Москва)

В ее стиле смешиваются традиционные русские мотивы, оптические иллюзии и современность.

Я выбрала три здания в Нижнем Новгороде и интегрировала их в эскиз: судейская вышка на Гребном канале, Гостиница Волна и жилой террасный дом в Мещерском районе. Источник инста /p/CQ0UMP-rnqr/
Абстрактная картина на техническом сооружении
Абстрактная картина на техническом сооружении

В фестивале участвовали и художники в стиле граффити. Им отвели стенку за стадионом Нижний Новгород.

Граффити с микимаусами на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с пухляшами на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с киборгом на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити на фоне стадиона Нижний Новгород
Так выглядит стенка в общем
Граффити с киборгом на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с рэпером на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с девушкой 800 на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с брутальным моляром на фоне стадиона Нижний Новгород
Леса с надпись не двигать на фоне граффити
Часть инсталляции?
Граффити с троллейбусом на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с человеком в капюшоне на фоне стадиона Нижний Новгород
Впервые вижу когда применяют эффект боке на рисунке
Граффити с видом на Стрелку на фоне стадиона Нижний Новгород
Граффити с китами на фоне стадиона Нижний Новгород
Монстр на стене - рисунок
Самомечто?

И снова переносимся наверх. Улица Варварская, 42, автор Наталья Денисова (Москва)

Единственное, где невозможно ошибиться, – автопортреты художницы, в которых она совмещает математически искаженное эшеровское пространство и свой образ. Источник
Девушка среди белых цветов - рисунок на кирпичной стене
Девушка среди белых цветов - рисунок на кирпичной стене
Пиксельный монстр из пикачу
Тут же еще один пиксельный арт
Девушка среди белых цветов - рисунок на кирпичной стене
Девушка среди белых цветов - рисунок на кирпичной стене
Подпись автор на кирпичной стене

Иван Серый (Нижний Новгород) практикует создавать минимиры, и один такой появился на улице Пожарской в арке дома 10/7.

История о тенденции к одиночеству. Ряд людей осознано (или в силу обстоятельств) отказываются от контактов с внешним миром и обществом. И дело не в карантине, все началось гораздо раньше. Хикикомори - термин, введённый японским психиатром Тамаки Сайто, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Или британский термин NEET (Not in Education, Employment or Training) - эти явления - следствие развития современного общества и экономики. Источник инста /p/CQV3Z6rJBBe/
Миниатюра - человек сидя на диване смотрит в ноутбук
Миниатюра - человек сидя на диване смотрит в ноутбук
Миниатюрный телевизор, приставка - миниатюра
Атрибутика квартиры соблюдена - телевизор, приставка
Миниатюра - человек сидит на диване и смотрит в ноутбук
Миниатюра - коробки из под пиццы и готовой еды
Человек очевидно не выходит давно из дома, накопился мусор
Миниатюра - человек сидит на диване и смотрит в ноутбук
Миниатюра - робот пылесос
Миниатюра размером с кирпич в арке дома
Такие миниатюры всегда в размер кирпича и встроены в стену

Улица Алексеевская, 22, автор Wuper Kec (Нови-Сад, Сербия).

Я не особо задумывался о своем стиле рисования. Я думаю, это просто зависит от того, какой я человек и какая у меня энергия. Так как я вырос в семье ремесленников (мой отец и дед были кузнецами), я люблю традиции и в современном искусстве, которым я занимаюсь, я хотел соединить традиции и образ жизни из моего окружения со стеной и холстом.

В этой работе я бы хотел совместить некоторые традиционные и некоторые городские моменты. Название этой работы — «Гига». Мне и моей компании нравятся старые ценности, но также нравится городской образ жизни, поэтому мне пришла в голову мысль, что было бы здорово объединить эти две вещи. Источник
Человек, развешанная одежда - рисунок на фасаде дома
Человек, развешанная одежда - рисунок на фасаде дома
Человек, развешанная одежда - рисунок на фасаде дома
Подпись художника у масштабного арта

Тут же на Алексеевской, у дома 33 пиксельный монстрик из покемона.

Пиксельный монстр с горящим хвостом

Окский съезд, автор Никита Романов, работа называется «Мечтай на закате, твори на рассвете».

Важно не только мечтать, летая в облаках, но и действовать. На рисунке изображен человек на закате, который вычерчен и состоит из планов, символов в виде домиков, сердечек, смайлов, денег и прочих элементов, которые символизируют собой его мечты.

С наступлением ночи на рисунке солнце заходит за горизонт и он засыпает, а на рассвете его лицо, состоящее из схем и планов к достижению цели, вместе с восходом солнца превращается в реалистичное лицо, которое символизирует собой реализацию планов. Источник
Засыпающий человек - рисунок на техническом сооружении
Засыпающий человек - рисунок на техническом сооружении
Засыпающий человек - рисунок на техническом сооружении
Засыпающий человек - рисунок на техническом сооружении

Нас мотает по городу и вот мы на Памирской, 8. Тут работал Дмитрий Аске (Москва), картина в характерной для него манере.

Женщина и ребенок с книгой из разноцветных геометрических фигур - рисунок на стене
Женщина и ребенок с книгой из разноцветных геометрических фигур - рисунок на стене
Женщина и ребенок с книгой из разноцветных геометрических фигур - рисунок на стене

Перемещаемся на Автозавод. Улица Юлиуса Фучика, 1. Автор Алексей Асеев (Новосибирск).

Его стиль можно определить как минималистичный урбанизм. В качестве сюжета он часто обыгрывает предметы быта, остовы машин, заброшенные объекты, через которые размышляет о жизни людей в советском и постсоветском пространстве, а также о влиянии на нас цифровых технологий. Источник
Автомобиль газ распадается на фрагменты - рисунок
Автомобиль газ распадается на фрагменты - рисунок
Автомобиль газ распадается на фрагменты - рисунок

Нас уносит прям на край города, мы на улице Баренца, дом 13. Автор Валентин Бобров (Челябинск).

За основу была взята картина «Битва» советского художника-нонконформиста Валерия Алёшина, который жил и работал в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Источник инста /p/CQ5lIkspoT9/
Битва - картина на стене жилого дома
Битва - картина на стене жилого дома

Пост будет обновляться, потому как фестиваль курировали местные художники и они обещали по завершению Место 2021 уже сделать свои работы в рамках фестиваля. Но пока они "молчат".

UPD 12.09.2021
26.07.2021 (дата съемки)

Уличный оберег от пожара от POKRAS LAMPAS на Короленко, 40.

Нижний Новгород обладает богатейшим наследием деревянной и каменно-деревянной архитектуры XIX — начала XX веков, сохранившейся в виде фрагментов улиц и кварталов. По мнению исследователей архитектуры, это уникальный феномен, не имеющий аналогов в мировой культуре. Для Нижнего Новгорода деревянная историческая застройка — важнейший элемент национального и местного колорита, яркая особенность, отличающая город от любых других российских городов. «Я решил обратиться к теме уличных оберегов — ведь каждый арт-проект становится центром обсуждения и публикаций, и создание масштабной художественной инсталляции на фасаде старого деревянного дома существенно снизит шанс поджога — ведь у места появляется намного больше внимания и зрителей. Нужно хранить и беречь нашу историю. И уличное искусство — один из актуальных инструментов объединения людей вокруг важных тем» — Покрас Лампас На деревянных, прожжённых до угля панелях написан текст-оберег, его фрагмент: «Огонь, выйди вон». Сейчас этот дом законсервирован. Градозащитники ищут инвестора на его восстановление и реставрацию. Часть объектов в этом квартале уже восстановлены благодаря усилиям проекта Том Сойер Фест. Остаётся надежда, что благодаря широкой общественной огласке в городе появится больше единомышленников готовых оберегать объекты городской культуры и приниматься меры по сохранению нашей истории. Источник инста /p/CR0lz6VsCcC/
Каллиграфические надписи на стене деревянного дома
Огонь выйди вон
Каллиграфические надписи
Угадываются еще слова, но сложно в целом расшифровать
Деревянный дом с каллиграфическими надписями на стене

Покрас создал еще несколько работ, вне рамок фестиваля. Например, на доходном доме Гурова, что на Нижегородской.

Это текст моей новой работы в Нижнем Новгороде. Примечательно, что в процессе росписи проходящий мимо зритель рассказал, что в этом доме когда-то жил местный батюшка.

Уж не знаю, правда это или нет, но фраза для меня еще более отчетливо нашла своё время и место.

Вообще, это одно из самых прекрасных ощущений — когда выходишь на улицу, находишь необычное место и оставляешь скромный художественный след.

Для меня особенно важно подобрать под место подходящую пластику линий, цвет и композицию. Добавить локации небольшую историю и сделать негласным элементом навигации.

Арочные двери и пространства — одни из самых любимых уличных форм, и Нижний Новгород с его архитектурой и контекстом всегда привлекал в контексте стрит-арта. Источник инста /p/CRtrfi1LujK/
Каллиграфия на двери старого здания
Пути культуры неисповедимы
Каллиграфия на двери старого здания
Новая работа вдохновлена известной кинокартиной, по сюжету которой главный герой обнаруживает, что живет в огромной декорации — в какой-то момент замечая небольшую дыру в небе, через которую падает осветительный прибор и раскручивая цепочку событий до "магриттовской" лестницы в небо, граничащей между сценическим и реальным миром.

Я решил воссоздать небесную стену — пустив по старой кирпичной стене пелену текста, цитирующего фильм — "Мы принимаем реальность такой, какой нам её преподносят"

Но, как и в любой антиутопии, мифический мир не может существовать вечно. И наши декорации начинают разрушаться — обнажая рыжий кирпич, ту самую "дверь" и обыденность, которую сложно скрыть даже художественной ширмой.

Где граница той самой реальности и в каком мире каждый из нас предпочел бы жить?

Ответ, возможно, скрывается за той самой дверью — декорации одного большого фильма, где у каждого из нас есть своя роль. Источник инста /p/CR1LRCYL6vi/
Каллиграфический текст на старой кирпичной стене
«Шоу Трумана» или брешь в небесной декорации
Каллиграфический текст на старой кирпичной стене
Можете разгадать, что там написано?

UPD 20.12.2021
25.11.2021 (дата съемки)

Неизвестные завандалили работу Ивана Серого и закрасили яркой, желтой краской.

Закрашенный угол желтой краской
Закрашенный угол желтой краской
02.12.2021 (дата съемки)

Но автор довольно оперативно отреагировал и восстановил ее, сделав немного приватной и слегка замаскировав.

Миниатюра самоизоляция за круглым окном
Теперь в комнату осталось только небольшое круглое окно
Миниатюра вместо кирпича в кладке угла
Заметить будет не просто
Кирпичный угол покрашен коричневой краской
А снаружи покрашено коричневей краской для маскировки

UPD 13.02.2022
05.08.2021 (дата съемки)

Автор: Антон Табатчиков

Название как вектор, в направлении которого нужно двигаться при истолковании работы, но не обязательно).

Нужно ли автору свою работу, свою картину, сопровождать описанием, толкованием?

Я считаю, что «произведение», должно говорить само за себя. Нужно давать зрителю свободу, увидеть то, что видит именно он, а не то что заложил автор. Возможно это совпадёт с заложенными художником смыслами, а возможно и нет, и это породит новые истолкования данной работы. Ведь люди все разные, и видят мир по — своему.

Особенно, на мой взгляд, это касается стрит-арт объектов. У зрителей(случайных прохожих), зачастую нет времени остановиться, читать описание, и гадать «а какой же смысл в данной работе заложил автор» - ведь это не музей, не галерея. По – этому, я считаю, что уличная работа, должна иметь «открытый смысл\значение», либо давать возможность на разные интерпретации, либо не иметь его совсем, и просто радовать глаз.

При создании данной работы, основной целью была – игра с пространством, с окружением, с улицей; попытка обыграть форму и характер объекта – и только потом уже появилась мысль - добавить немного иронии. Источник инста /p/CSZvy4fMgjt/
Рисунок человека с портфелем бегущем в колесе
улица Володарского, 4А
Рисунок человека с портфелем бегущем в колесе
Рисунок человека с портфелем бегущем в колесе
3 июля 2021 г.

План Реконструкции Горького (Н.А. Солофненко) - 1930-е

Это первый советский генеральный план реконструкция Горького, составленный архитекторами Ленинградского Гипрогора под руководством Н.А. Солофненко. План составлялся с 1935 по 1937. За основу взяли план реконструкции Москвы за 1935 год. План подчеркивал крупный город Горький как социалистический город, который включал не только прокладку магистралей, оформления площадей, но и велись работы над речными панорамами.

Доминанты старого Нижнего (церкви, храмы, усадьбы...) снесены и требуется возведение новых, так на бумаге вырастали монументальные общественные здания.

Так писал Николай Алексеевич о Горьком:

Природа расчленила территорию будущего гор. Горького на три различных сектора: правый берег — высокий и овражистый, левый берег (по реке Оке) — плоский и заболоченный, Заволжье — заливная пойма с группой лесов и озер.

Реки Волга и Ока расчленяют и в то же время объединяют эти сектора.

Исключительно красив и живописен правый берег. Отсюда открывается прекрасная панорама на левый берег и особенно на заволжские зеленые дали. Проект планировки максимально выявляет и закрепляет красоты высокого берега, путем надлежащего устройства улиц левого берега и парадных набережных правого берега — нижних и верхних.

С архитектурной точки зрения особенно ценна так называемая Стрелка. Являясь местом слияния двух рек, она в комбинации с соответствующими участками правого берега при условии надлежащей застройки может быть рассматриваема как своеобразные ворота города, при въезде в него со стороны реки Волги.

Высокий правый берег испорчен многочисленными оврагами и откосами, а также подвержен оползням. Однако при условии их укрепления откосы явятся элементом, украшающим правильное плато. Планировка города и должна наиболее полно их выявить и учесть, согласовав и под­чинив им застройку города. Это найдет отражение в своеобразном соче­тании жилых районов с укрепленными зелеными массивами, причем парки и скверы будут располагаться по откосам и в оврагах, а застройка — на возвышенных участках между ними.

Левый берег сейчас заболочен и испорчен бессистемной застройкой и почти полным отсутствием зеленых насаждений. После осуществления мелиорации и реконструкции наличной застройки, территория его, — от автозавода до Сормова, — представит большие удобства для ясной, четкой планировки и застройки вследствие спокойного рельефа. При этом заболоченные участки левого берега после их осушения явятся основной базой развития зеленого строительства.

Заволжская же пойма занимает в системе города особое положение: это место будущих парков, озерных пляжей, пригородных массовых домов отдыха выходного дня, места охоты, рыбной ловли и т.д.

В общей композиции зеленого фона большое значение получат массивы: Марьина роща, Щелоков хутор, парк в Ворошиловском районе, Пушкинский сад, парк в Печорах, Сормовский парк, сад 1 мая и Шуваловская роща, парк на базе дубовой рощи и Копосово — будущий лесной парк между автозаводом и Кр. Этной, а также периферийные насаждения: Зеленый город, Стригинский бор за автозаводом, Моховые горы и Балахнинские лесные дачи у Сормова.

Проблема единства архитектурного плана гор. Горького является крайне сложной. Свыше 52 населенных пунктов входят в состав современного Горького и создают характерную для города чересполосицу и хаотичность.

Промышленность размещена также хаотично, усиливая и закрепляя запутанную общую планировочную ситуацию. Вследствие этих трудностей были предприняты попытки найти архитектурное решение не в каком-либо едином замысле, а в сочетании архитектурного образа с отдельными частями Горького. И здесь, прежде всего, возникает идея организации Горького, как сочетания двух городов: правобережного — верхнего и левобережного — нижнего.

Такое представление не ново. Нижний Новгород и Канавино именно и были сочетанием двух городов. Первый являлся городом более или менее благоустроенным, городом губернатора, купцов и чиновников. Второй возник из Заречной, рабочей слободы, был городом рабочего люда, утопающим в грязи, городом неблагоустроенным. Только "ярмарка" цвела здесь пышным, но показным цветом. Сюда ездили торговать и кутить, но о постоянной жизни не думали, и с закрытием ярмарки ее территория ничем не отличалась от остальных кварталов заречного города. Может ли быть закреплено такое расчленение архитектурного образа города на верхний и нижний, даже при условии благоустройства и надлежащей застройки Заречной части? Безусловно нет! Именно заречному Горькому предстоит стать основным ядром города. В нем размещается промышленность, две трети населения и должен быть создан общегородской центр.

Нагорная часть получит иное назначение. Здесь остается краевой административный и политический центр, здесь же будут сосредоточены основные культурные учреждения и учебные заведения.

Природные ценности Нагорной части должны быть доступны населению города. С другой стороны, административные и культурные районы города не могут быть противопоставлены остальным. Это типично для капиталистической системы, но неприемлемо для нас. Проект планировки и дает установку на максимальное объединение правого и левого берегов. Отсюда — возникновение достаточного количества парадных мостовых переходов и перенесение ряда архитектурных центров на левый берег.

Вторая возможная идея Горького заключается в рассмотрении социалистического города при автозаводе, как изолированного от собственно Горького образования — так называемого сателлита. Такое положение имеет место сейчас: Автозаводский район не только территориально разобщен с Горьким, но и административно выделен в качестве самостоятельного района. Однако трудовая и культурно-бытовая связь между ними достаточно сильна уже в настоящее время и неизбежно резко поднимется при росте населения и улучшении работы внутригородского транспорта. Ценность территории между Ленинским районом и автозаводом особенно возрастет после мелиорации Заречья. Объясняется это недостаточностью строительных участков на левом берегу и тем, что указанная выше территория наиболее желательна для застройки ввиду ее близости к основным местам приложения труда.

Проект планировки в перспективе генерального плана развития Горького и рассматривает Автозаводский район как неотъемлемую часть города, подчиненную единому композиционному началу и кооперированную с городом как по линии транспорта, так и по всем линиям культурно-бытового обслуживания.

Неприемлемо и представление о Сормове, как сателлите Горького. В этом случае территорию так называемого промтреугольника по Московскому шоссе нужно рассматривать, как внегородскую площадку, своего рода полосу отчуждения, отрезывающую Сормово от остального города. До последнего времени такой взгляд на промышленные районы наших городов, к сожалению, был обычным.

Планировщики решали композицию жилого, общественного и зеленого сектора города, оставляя промышленные районы неразгаданными, общими пятнами. Это ошибочно и не может быть принято. Город это не только место, где живут и отдыхают, но и где работают. Заводы должны быть архитектурным украшением социалистического города. Именно поэтому проект планировки рассматривает Сормово в качестве одного из городских районов и предусматривает широкое благоустройство, озеленение магистралей и насыщение парадными площадями территории промтреугольника.

Так мы приходим к выявлению образа гор. Горького, как композиционно единого города, одного из крупнейших индустриальных центров страны. Основным центром его принимается река Ока с наиболее монументальной застройкой и зеленью ее берегов. Строительство новых промышленных предприятий на берегах Оки в дальнейшем должно быть прекращено, а часть существующих вынесена на другие участки. Тем самым население города получит свободный доступ к водным просторам. Вся основная застройка города, а также новые городские площади должны быть вынесены на берега Оки и Волги. Гранитные набережные и прибрежные бульвары, а также устройство от Артиллерийских казарм до Ворошиловского района центрального парка культуры и отдыха завершает намеченную реконструкцию обоих берегов Оки.

Административный центр города, здание городского совета и общегородскую площадь для демонстраций проект планировки намечает расположить на ярмарке в сочетании с постройкой на Стрелке здания управления порта с башней-маяком и памятником В. И. Ленину. Городская площадь размером 220 на 540 метров обращается широким фронтом на Оку; на набережной устраиваются парадные лестницы-трибуны со спусками к реке. С поднятием уровня воды в Волге и Оке после постройки Криушинской плотины Гребневские пески исчезнут и перед городской площадью откроется свободное водное зеркало Оки шириной 800 метров. Все площади должны быть подсыпаны до уровня нынешней Окской набережной по Советской улице и освобождены от трамвайных линий.

В районе Молитовки проектируется построить новый мост у завода "Новая сосна", который (мост) примет на себя основное пассажирское городское движение. Должна быть построена скоростная электрическая железная дорога. Отсюда в районе Ленгородка намечается создание будущего городского делового центра.

От Оки и до Автозаводского шоссе проектируется развитие общего городского культурного центра, объединенного будущим мостом (у нынешнего затона "им. 25 Октября"), с центральным парком культуры и отдыха.

Подходы к Ворошиловскому мосту отводятся под устройство парка культуры и отдыха между Ленинским и Автозаводским районами Горького с устройством здесь спортивного гидродрома и местной водной станции.

Наконец, мост по Оке у автозавода свяжет население района с Малиновой грядой и Зеленым городом.

Так должны выглядеть берега Оки в будущем социалистическом Горьком.

Проект планировки намечает широкую реконструкцию и остальных частей города, причем наряду с центром особое внимание уделяет благоустройству окраин. Каждый район получает свои районные культурные площади, районные парки и выходы к реке. Однако, первоочередным мероприятием, без сомнения, явится работа по реконструкции существующих площадей и основных улиц старого города: Кремля, Советской площади, улицы Свердлова, Похвалинского и Зеленского съездов, Верхне- Волжской набережной, площади Свободы и площади 1 Мая.

Найденная здесь основа архитектурной организации города представлена Гипрогором в двух формулировках схемы распределения территории.

Первый вариант учитывает наличные ценности города и подходит к будущему его образу с более скромными реконструктивными мероприятиями, он более экономный и практичный. В планировочной композиции левого берега характерно полное сохранение существующих основных магистралей, из которых Автозаводскому шоссе, наряду с набережными, придается значение главнейшей городской магистрали. Правый берег с его кремлем остается основным композиционным центром старого города. При этом существующая уличная система упрощается в основном только за счет укрупнения кварталов. Новые улицы вводятся в небольшом количестве: нижняя и верхняя набережные, съезды, бульвары, которые связаны с Зеленым городом.

Второй вариант, помимо более свободной трактовки отдельных рай­онов, имеет и существенное отличие. С отказом от сохранения Автоза­водского шоссе даются прямые выходы всех магистральных направлений к реке Оке, причем на левом берегу от каждого моста создаются прямые магистрали на автозавод и Сормово с несколькими путепроводами через устройство Московско-Курской ж. д. Такая организация левого берега представляется очень удобной, но для своего осуществления она потребует большого сноса существующих строений.

Старый город по второму варианту планировки подвергается коренной перепланировке. Краевой центр намечается к выносу из кремля с созданием парадной площади на участке восточной площади против ярмарки и моста им. тов. Пахомова.

Намеченная уже первым вариантом планировка парадного бульвара от Зеленого города к площади Свободы, во втором варианте продолжается до улицы Свердлова (у Покровской церкви), с последующим подходом через Почаинский овраг и улицу Гоголя к новой площади краевого центра. Однако, необходимо указать на экономические трудности второго варианта и его нереальность в перспективе строительства ближайших 5—10 лет. Поэтому Гипрогор защищает в качестве основного первый вариант планировки.

Проекты предполагали новые магистрали, благоустройство и реконструкции набережных, благоустройство градостроительных узлов, территорий, как правобережной части города, так и левой Волки и Оки. В то время строились активно новые соцгорада, предприятия, да и вообще объемы строительства были несоизмеримо больше, чем в дореволюционный период. Горький постепенно превращался в крупнейший промышленный центр.

В 1920-х промпроизводства рождались среди деревень и мелких поселков, таких как Канавино или Сормово. Все эти поселения развивались самостоятельно, соответственно и застройка была своя, со своей планировкой. Численность рабочих росла, велась застройка и территориально рабочие поселки Сормово, Канавино и Нижним Новгородом сближались. 25 февраля 1929 года Сормово и Канавино вошли в состав Нижнего Новгорода.

В 1928 году А.П. Иваницкому было поручено изучить территорий, жилого фонда и дорог города для предварительной планировки города. Это позволило наметить основные центры и разметить город как единое целое.

Общая концепция называлась "Большой Нижний Новгород", она заключалась в том, чтобы объединить разрозненные предприятия и окружающие их поселения. Принято сохранить многолучевую структуру улиц, исходящую от Нижегородского кремля к периферии, учитывая сложный рельеф правобережья Оки и равнинный левобережья.

Для объединения крупных районов города проложили крупные автомагистрали, планировали три моста через Оку. Конечно же ликвидация стихийной застройки поселений в пользу более крупных четырех - пяти этажных зданий, организованных в жилые кварталы. Особое внимание уделялось архитектурному облику, речным фасадам города и силуэту.

Так на Стрелке вместо Собора Александра Невского планировали башню-маяк.

Маяк на стрелке - иллюстрация из генплана
Маяк на Стрелке
План благоустройства Стрелки - рисунок из генплана
План благоустройства Стрелки

В кремле стоят высотные башни-небоскребы, которые будут открываться всей своей мощью с Волги и Оки.

Высотные башни-небоскребы - рисунок из генплана
Высотные башни-небоскребы

Все это как попытки заменить утраченный доминанты соборов и церквей в 1920-е.

Гигантомания была на пике популярности в те годы, поэтому монументальность в проекте во всем. Все площади должны были реконструировать, среди них: Советская (бывшая Благо-вещенская, ныне площадь Минина и Пожарского), площади 1 Мая (ныне Горького), Лядова, Свободы, Вокзальная (ныне площадь Революции), центр Сормова, центральная площадь в Автозаводском районе.

Нижегородский кремль должен был исчезнуть в районе нынешней площади Минина и Пожарского.

План застройки Советской площади - рисунок из генплана
План застройки Советской площади перед домом Советов
Эскиз застройки площади Советской - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади Советской
Эскиз площади Советской - рисунок из генплана
Эскиз площади Советской

В кремле планировался краевой административный центр, а городской решили перенести в район Нижегородской ярмарки

Эскиз городского административного здания - проект
Эскиз городского административного здания
Вид из-под арки Советской улицы на Нагорную часть города - рисунок из генплана
Вид из-под арки Советской улицы на Нагорную часть города
Эскиз застройки площади 1 мая - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади 1 мая
Выход с улицы Свердлова на площадь 1 мая - рисунок из генплана
Выход с улицы Свердлова на площадь 1 мая
Эскиз застройки площади Свободы - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади Свободы
Эскиз застройки площади Лядова - рисунок из генплана
Эскиз застройки площади Лядова

Ворошиловское (Арзамасское) шоссе упиралось в площадь Лядова, выход на Свердлова подчеркивался двумя башенными объемами, создавая эффект ворот.

Эскиз площади Вокзальной - рисунок из генплана
Эскиз площади Вокзальной

Именно тогда родилась идея парадной лестницы у Александровского парка от Нижне-Волжской набережной к площади Советской. Проект разработал С.Л. Агафонов в 1939, а построена в 1943 - 1949 проекту нижегородского архитектора А.А. Яковлева, Л.В. Руднева и О.В. Мунца.

Эскизный проект Чкаловской лестницы
Эскизный проект Чкаловской лестницы
архитектор С.Л. Агафонов 1939 год

А это проект Чкаловской лестницы от архитектора А. Журавлева, проект опубликован в газете Горьковская коммуна от 12 декабря 1943 года.

Проект Чкаловской лестницы
Не слишком похоже на 8-ку
Проект проезда автомобилей под лестницей
Но проезд для автомобилей это что-то невероятно помпезное
Проект узкой бетонной набережной
Но при этом площади для прогулки мало
Проект оформления подпорных стенок
Варианты оформления подпорных стенок
Эскизный проект Чкаловской лестницы
Эскизный проект Чкаловской лестницы
архитекторы А.А. Яковлев, Л.В. Руднев и О.В. Мунц
Благоустройство Нижне-Волжской набережной - рисунок из генплана
Благоустройство Нижне-Волжской набережной

На подходах ко всем мостам проектировались крупные площади. По левой стороне Оки планировались радиусные дома

Проект радиусных домов - рисунок из генплана
Проект радиусных домов

А так же вход на стадион Динамо со стороны Свердлова

Вход на стадион через арки радиусного дома - рисунок из генплана
Вход на стадион через арки радиусного дома

Городскому транспорту уделялось особое внимание. Общая концепция радиальных улиц сохранялась, но историческая застройка предусматривала полную реконструкцию. Требовалось пробивать улицы через кварталы для широких магистралей.

Эстетические вопросы ставились на передний план, что приводило к неэкономичной планировке, излишне широкие улицы и огромные площади. Историческая застройка по плану подвергалась тотальному сносу.

На бывшей Софроновской (Маркина) площади предполагали разместить пассажирский порт, через год после окончания Великой Отечественной Войны был объявлен конкурс на проект Речного вокзала.

Фрагмент генплана по застройке площади Маркина
Фрагмент генплана по застройке площади Маркина
Эскиз Правобережья с водным вокзалом - рисунок из генплана
Эскиз Правобережья с водным вокзалом

В пояснительной записке пояснялось, что улица Маяковского слишком узкая, Нижне-Волжская набережная тоже характеризовалась как узкая, захламленная хламом с бесконечными дебаркадерами на берегу, что закрывают перспективу на Волгу. Похвалинский съезд стеснен и архитектурно не организован, у Окского моста отсутствует предмостовая площадь.

Набережную хотели расширить с 18 до 40 метров, озелененные терассы в сторону реки, закрытую от реки Маяковского планировали раскрыть широкими улицами в нынешних переулках Вахитова, Городецкого и пробить еще один между домами 45 и 47.

Для создания силуэта города на холме, на набережной Федоровского планировали высотные здания, через овраги пешеходные мостики. А на холме, напротив Окского моста должна была стоять высотная доминанта, а перед ним видовая площадка с памятником Максиму Горькому. Проект памятника готовила скульптор В.И. Мухина, впоследствии памятник установят на современной площади Горького.

Многоэтажная доминанта на холме - рисунок из генплана
Многоэтажная доминанта на холме

Столь радикальные и масштабные планы не были осуществлены, только отдельные элементы генплана и отдельные проекты воплотились в жизнь.

Еще пара фотографий из того же генплана.

Проект Молитовского моста - рисунок
Проект Молитовского моста
Проект набережной левого берега реки Оки у строящегося элеватора - рисунок
Проект набережной левого берега реки Оки у строящегося элеватора
1 июля 2021 г.

Тепловой и Солнечный Удар (Что Делать и как Спастись в Жару)

Зимой мы ждем лето, а порой и летом зиму. Особенно если на улице стоит жарища под 35 градусов. Это время не простое, особенно если дома и на работе нет кондиционера. Мы рассмотрим с вами несколько методов как не допустить теплового и солнечного удара и как "спастись в жару". Прежде всего нужно разобраться в чем отличия теплового от солнечного удара.

Солнечный удар - это локальный нагрев части тела, в частности головы, а если быть совсем точным головного мозга, как результат воздействия солнечного излучения на поверхность головы.
Тепловой удар - это нарушение терморегуляции в следствии невозможности тела эффективно отводить тепло для подержания нормальной температуры тела.

Причины теплового и солнечного ударов

В теплую, не жаркую погоду и при не слишком высокой влажности тепло эффективно отводится от поверхности тела. Если же температура отводится не достаточно быстро по сравнению с темпами нагрева тела, то может возникнуть болезненные состояния.

Типичным примером может послужить выполнение тяжелой физической работы, человек начинает потеть (реакция организма по улучшению отвода тепла - чем больше влаги испаряется с поверхности тела, тем быстрее охлаждается оное), и если этого окажется недостаточно, то может стать плохо.

Это нехорошее состояние вызвано повышением температуры тела выше его нормальных показателей. Если не предпринимать ни каких действий по охлаждению тела, то постоянное повышение температуры может привести к планке 42 градуса - это температура денатурации белка, а это уже возможный летальный исход.

Например, при приготовлении яичницы происходит денатурация яичного белка.

Причины теплового удара:

  1. повышенная температура окружающий среды, тут она для каждого своя, но если человек употребляет слово "жара" или "жарища", при описании погоды, то можно говорить о повышенной температуре для конкретного человека
  2. длительная и интенсивная физическая нагрузка
  3. повышенная влажность в купе с высокой температурой - высокая влажность замедляет процесс испарения, т.е. тело значительно менее эффективно отводит тепло
  4. длительное нахождение под воздействием солнечной радиации
  5. слишком теплая одежда

В дополнение к тепловому удару можно приписать пункт причины солнечного удара - это отсутствие головного прибора.

Причины теплового удара - инфографика
Причины теплового удара

Симптомы теплового и солнечного удара

Мы разобрались с терминологий и причинами теплового и солнечного удара, каковы же последствия, синдромы?

Помимо теплового удара существует еще один термин тепловое истощение - в отличие от теплового удара не наблюдается воздействия на головной мозг, но все остальные признаки присутствуют:

  1. Потеря аппетита
  2. Учащенное сердцебиение
  3. Тошнота
  4. Холодный пот
  5. Упадок сил
  6. Общее недомогание
  7. Покраснения кожных покровов
  8. Температура 38 или выше
  9. Головная боль
  10. Головокружение
Симптомы теплового и солнечного удара - инфографика
Симптомы теплового и солнечного удара

Тепловое истощение это предвестник теплового удара, который сопровождается гораздо более серьезными последствиям в дополнение к предыдущим:

  1. Остановка потоотделения
  2. Температура выше 40 градусов или выше
  3. Учащенное дыхание
  4. Дезориентация
  5. Судороги
  6. Потеря сознания

Солнечный удар это частный случай теплового удара, его признаки немного отличаются вследствие специфики локального перегрева:

  1. Головная боль
  2. Вялость
  3. Рвота

Предрасположенность к тепловому / солнечному удару

Все люди разные и воздействие окружающей среды на организм у каждого свой, но есть факторы биологического характера, которые предполагают к скорому тепловому или солнечному удару:

  1. Избыточная масса
  2. Повышенное психоэмоциональное состояние
  3. Сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания
  4. Неврологические проблемы
  5. Алкогольное опьянение
  6. Курение

Развитие теплового удара

Как следует из названия тепловой удар возникает внезапно, по первой возникает сильная жажда, мышечные боли. Затем развивается аритмия и учащенный пульс на фоне прекращения потоотделения. Далее повышается температура тела, одышка. Все это влияет на нервную систему, что проявляется в виде расширения зрачков, появляются судороги, слабость, непроизвольное мочеиспускание. Не редки носовые кровотечения, рвота, диарея, анурия - задержка выделения мочи.

Первая помощь при тепловом / солнечном ударе

Если вы находитесь в помещении

Безусловно это перемещение пострадавшего в более холодное помещение. Неплохо подойдет ванна с температурой воды 18 - 20 градусов или прикладывать холодный компресс на открытые участки тела в районе головы, неи, подмышек, паха... в места наибольшего скопления кровеносных сосудов.

Холодный компресс - намочите ткань холодной водой и наложите целевую поверхность тела
Очень важно недопускать резких температурных перепадов: вода не должна быть ледяной

Если вы находитесь на улице

Немедленно переместить человека в тень, давать пить воду небольшими глотками, температура воды не должна быть ледяной. Максимально освободить кожные покровы от одежды для лучшей терморегуляции.

И конечно же в случае потери сознания необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

Профилактика теплового / солнечного удара

  1. Питье. Некоторые издания пишут о 12 стаканов воды в день, кто-то о двух литрах, но все это маркетинговые ходы. Все мы разные, с разным метаболизмом, массой, активностью. Но есть надежный способ определения достаточного количества воды в организме: если моча имеет прозрачный вид, значит вы пьете немного больше чем нужно, если имеет слегка желтый оттенок, то вы пьете достаточно, если же желтый оттенок ярко выражен, то у вас явно обезвоживание.
  2. Кондиционированное помещение.
  3. Системы для обеспечения перемещения воздушных масс: вентиляторы. Обдув тела обеспечивает лучший отвод тепла и способствует ускорению испарения влаги с поверхности кожи.
  4. Избегать повышенной физической нагрузки.
  5. Избегать прямых солнечных лучей.
  6. Одевать легкую, просторную одежду светлых тонов из натуральных материалов.
  7. На улице надевать головной убор - сам убор и воздушная прослойка между головой и убором служит теплоизолятором и позволяет избежать прямого солнечного излучения.
  8. Дополнительное смачивание кожи водой - испарение воды сопровождается понижением температуры поверхности, откуда она испаряется.
  9. Обильное потоотделение сопровождается потерей организмом солей, которые отчасти могут восполнить фрукты и овощи.
  10. Холодной водой можно запастись в термосе.
  11. Избегайте употребления алкоголя он обладает мочегонным эффектом, что дополнительно будут способствовать обезвоживанию.
  12. Постарайтесь избегать горячих напитков и еды, а так же процесса приготовления горячих блюд. Все это точно не способствует охлаждению.
Профилактика теплового / солнечного удара - инфографика
Профилактика теплового / солнечного удара

Считается, что при температуре выше 32 градусов вентилятор уже не способствует охлаждению, но существует лайфхак: это смачивание поверхности кожи водой.

Что делать в жару

Если ранее советовали посетить торговые центры или кинотеатры, где прохладный кондиционированный воздух, то сейчас, в условиях пандемии это не лучшая идея. Лучше себя развлечь малоподвижными интересностями: почитать книгу, посмотреть фильмы дома, благо интернет-кинотеатров сейчас хоть отбавляй.