5 апреля 2023 г.

Преображение Библиотеки (Благоустройство Нижнего Новгорода)

г. Нижний Новгород
улица Бринского, 1/1
04.04.2023 (дата съемки)

Во дворе Германа Лопатина, 2к1 в прошлом году сделали благоустройство. Много чего сделали, в том числе поставили шкаф, где видимо предполагалось оставлять книги, чтобы люди могли меняться.

Шкаф библиотека с одеждой
Но что-то пошло не так
Обувь в шкафу на улице
Тут можно и бомжа одеть

Что будет если вы оставите стопку книг или макулатуры у помойки? Правильно ее очень быстро растащат бомжи. Я думаю, если здесь и были когда-то книги, то они очень не долго здесь пролежали.

Шкаф библиотека с одеждой внутри
Но пусто место не бывает
Одежда в шкафу с надписью библиотека
Не знаю из каких соображений люди сюда складывали одежду, она же как минимум мокнет
Ребенок во дворе рядом с шкафом библиотекой
4 апреля 2023 г.

Мы учимся и Трудовые будни (Мозаика Нижнего Новгорода)

г. Нижний Новгород
улица Ванеева, 199
03.04.2023 (дата съемки)

На здании нижегородского филиала Современной Гуманитарной Академии (СГА) расположены две крупных мозаики. Однако здание учебного заведения отделено от Ванеева небольшим сквером и увидеть мозаики можно лишь в период года, когда нет листвы на деревьях. В другое время вы вообще разглядеть ее не сможете.

Мозаика на здании с четырьмя людьми
Трудовые будни
Мозаика на здании с четырьмя людьми
На ней изображены четыре человека
Мозаика с людьми в производственной одежде
Одеты в производственную одежду
Мозаика с индустриальными мотивами
В окружении каких-то производственных деталей или инструментов

Автор: Станислав Лотонин. Работа сделана в 1978 году

Угол облупившейся мозаики на здании
Сделана из крупных камней мрамора и гранита

С противоположного конца расположена другая мозаика с названием "Мы учимся". "Мы учимся" и "Трудовые будни" вполне логично подходит к учебному заведению.

Мозаика на стене здания
Расположена ближе к площади Советской
Дерево закрывает мозаику на здании
Даже сейчас деревья мешают разглядеть ее, что говорить про лето
Мозаика с учителем и учениками
Учитель и ученики
Мозаика учителя и студентов
Ученики внимательно слушают преподавателя
Мозаика сидящей женщины
Плавное обрамление напоминает листы книг и тетрадей
Деревья закрывают мозаику на здании
Ветка дерева закрывает мозаику на здании
Большая мозаика на здании

Фильм Тетрис - отзыв

Новый фильм от компании Apple рассказывает об истории появления и распространения игры Тетрис. Фильм отлично подойдет к серии фильмов об истории компаний из Кремниевой долины. Фильм очень хороший, однако я ему влепил 5-ку из 10-ти.

История хоть и основана на реальных событиях, но режиссура сильно подкачала. Абсолютно предсказуемый сюжет со стандартными эмоциональными качелями. Как только начинается та или иная сцена, вы уже знаете чем все закончится. Ну нельзя так снимать.

Отдельного повествования хочется уделить СССР, точнее тому как все было карикатурно изображено. Раньше я только смеялся на дет как американцы глупо изображают советских людей, их быт и обстановку. Но только при просмотре этого фильма я понял смысл этого.

Это плевок в совок. Некоторые негодуют в социальных сетях, а я радуюсь. Это истинное, не карикатурное отображение того времени и наступающего будущего (надеюсь не длительного). Это плевок в совок, который развалился сам, по причине своей ущербности и развалится еще раз, если попробует подняться после инсультного шизофренического бреда.

Эта карикатура, как изюминка, которая видимо направлена на пророссийскую, точнее просовковую аудиторию, напоминая им к чему это все приведет.

Наверное, на фильм не стоит ориентироваться, как на хронологию распространения игры в мире, но хотя бы получите общее представление, каких трудов стоило приложить менеджеру одной компании, когда нужно было выполнить довольно простую юридическую процедуру в совке.

Главной изюминкой фольма является сцена когда коррумпированный сотрудник кгб подходит к разработчику игры и говорит примерно такую фразу: "ты понимаешь, что твоя игра чуть совок не развалила? А это уже госизмена!". Идеально!

3 апреля 2023 г.

Исследования Влияния Упражнений на Сон

Введение

Ученые провели ряд исследований качества сна и влияния физических упражнений на сон. Исследования в основном касались пожилых женщин с бессоницей. Но выводы, которые получились вполне подходят для всех у кого есть проблемы со сном.

Исследования проводились на сравнительно небольшой выборке 11 женщин (возраст 61,27 лет с отклонением в 4,15 лет). Женщины перед сном занимались физическими упражнениями по 30 минут, 3 раза в неделю. Оценка качества сна проводилась в начале эксперимента и по окончании, спустя 16 недель.

По итогу удалось выяснить, что показатели сонливости не коррелируют с продолжительностью тренировок, а все наоборот, это сон влияет на тренировки, т.е. сон стимулирует физическую активность на следующий день.

Различные исследования влияния физических упражнений на сон здоровых людей

Бессонница характеризуется затрудненным засыпанием и/или поддержанием сна. Недостаток сна вызывает депрессивное, раздражительное настроение, снижает концентрацию внимания, повышает сонливость и вызывает физическую усталость.

Бессоница довольно распространенное расстройство, им страдает 10 - 15% населения. Бессоница чаще встречается у женщин и распространенность только нарастает с возрастом. Примерно 35% пожилых женщин страдает бессоницей, что сказывается на качестве жизни. Пожилые женщины часто пренебрегают лекарственными средствами против бессоницы, опасаясь побочных эффектов. Они больше предпочитают народные, немедикаментозные методы.

Аэробные упражнения были протестированы во многих исследованиях как немедикаментозное вмешательство в сон. К тому же такие упражнения легкодоступны для большинства людей и не только для пожилых.

Проводились исследования влияния физических упражнений на бессоницу, основанные на данных от самих пациентов. Сами пациенты демонстрировали данные, которые свидетельствуют об улучшении качества сна, снижении задержки засыпания и снижения использования снотворных препаратов.

Такие исследования проводились во многих странах и разными группами ученых. В исследованиях участвовали различные возрастные группы людей и с разными физическими нагрузками и везде фиксировались позитивные результаты борьбы с бессоницей: уменьшение количества пробуждений, уменьшение времени засыпания и улучшения самочувствия испытуемых.

Однако исследования оценивали влияние физических упражнений на сон, ранее не проводились исследования влияния сна на физическую активность на следующий день.

Пациенты часто ожидают, что физические упражнения, особенно энергичные, приведут к быстрому улучшению их сна в эту ночь. Хотя взаимосвязь между интенсивной физической нагрузкой и сном широко изучалась в лабораторных исследованиях здоровых людей, взаимосвязь между физической нагрузкой и сном с участием людей с нарушениями сна, мало изучена.

Однако одно исследование продемонстрировало резкое улучшение показателей сна у взрослых с бессонницей. По сравнению с контрольной группой, которая не занималась физическими упражнениями на ночь, у группы, которая умеренно занималась аэробными упражнениями привело к уменьшению периода начала сна и общего времени бодрствования, а также увеличению общего времени сна в течение соответствующей ночи. При этом значительных улучшений сна в ночное время после высокоинтенсивных упражнений или тренировок с отягощениями не наблюдалось.

Предыдущие исследования сильной физической нагрузки при нарушениях сна оценивали только две ночи упражнений и сна. Это очень малый период исследований при бессоннице, поскольку само расстройство характеризуется изменчивостью характера сна. Таким образом, одна или две ночи исследований не могут адекватно отразить влияния сильной физической нагрузки на бессонницу. 

Исследование влияния физических упражнений на пациентах с бессоницей

Целью последнего исследования является изучение взаимосвязи между физическими упражнениями и сном на основе ежедневных данных за 16 недель, собранных у женщин, включенных в программу упражнений для лечения бессонницы. Структура данных позволяет оценить направленность эффекта. Этот анализ позволил оценить повседневную связь между физическими упражнениями и сном.

Методы

Данные этого исследования были взяты из более крупного исследования, в котором проверялось влияние 16-недельных упражнений по сравнению с 16-недельной нефизической активностью и влияния упражнений на обмен веществ у пожилых людей с бессонницей.

Участниками, включенными в этот анализ, были 11 здоровых пожилых людей, ведущих малоподвижный образ жизни (более 55 лет) с нарушением сна более 3 месяцев. Сидячий образ жизни определялся как выполнение упражнений легкой и средней интенсивности менее 30 минут в день менее 2 дней в неделю.

Были исключены подопытные со следующими критериями:

  • выраженные нарушения сна;
  • индекс возбуждения при периодических движениях ног;
  • нарушение поведения в фазе быстрого сна;
  • наличие в анамнезе когнитивных или других неврологических расстройств;
  • история критериев для любого серьезного психического расстройства, включая манию или злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами;
  • выраженные депрессивные симптомы;
  • серьезные медицинские отклонения или сердечно-легочные заболевания, которые противопоказаны физическим упражнениям;
  • текущее использование или использование в течение последнего месяца психоактивных, снотворных, стимулирующих или обезболивающих препаратов;
  • посменная работа или другие типы нерегулярного сна;
  • курение (более 3 сигарет в неделю);
  • потребления кофеина (более 300 мг).

На начальном этапе участники были госпитализированы в отделение клинических исследований на 4-дневный базовый курс, который включал нагрузочные тесты, опросники и тестирование работоспособности. В конце 16-недельного сбора данных участники прошли еще один 4-дневный прием для аналогичного набора тестов и анкет.

Подготовка к исследованиям

Участники прошли обучение гигиене сна, которое состояло из встречи со специалистом по гигиене сна, на которой им были предоставлены устные и письменные инструкции по гигиене сна в соответствии с материалами, опубликованными Американской академией медицины сна.

Базовое тестирование с физической нагрузкой было проведено для определения способности к физической нагрузке каждого участника. Это было необходимо, чтобы определить у каждого участника порога своего анаэробного порога (маркер потребности в кислороде). Критерием порога было следующее: не ранее, чем через 5 и не дольше, чем через 15 минут после начала физических нагрузок.

Анаэробный порог определялся путем измерения потребления кислорода и содержания CO2 в выдыхаемом воздухе.

Физические упражнения

Первые период (1 - 6 неделя) проводился под наблюдением физиотерапевта. Протокол тренировок включал тренировки 4 раза в неделю со следующими характеристиками:

  • (Неделя 1) 10 - 15 мин/день при 55% максимальной ЧСС (частота сердечного ритма), измеренной с помощью монитора сердечного ритма;
  • (Неделя 2) 15 - 20 мин/день при 60% максимальной ЧСС;
  • (Неделя 3) 20 - 25 мин/день при 65% максимальной ЧСС;
  • (Неделя 4) 25 - 30 мин/день при 70% максимальной ЧСС;
  • (Неделя 5 - 6) достижение 75% от максимальной ЧСС в течение 30 - 40 мин.

После завершения первого периода участников просили выполнять либо две 20-минутные тренировки, либо одну 30-40-минутную тренировку с частотой 75% от их максимальной ЧСС четыре раза в неделю на протяжении оставшегося периода исследования.

Упражнения проводились во второй половине дня или вечером (13:00 - 19:00), при этом участники могли пропускать не более 1 занятия в неделю. Участники выполняли 2 из 3 аэробных упражнений (ходьба, велотренажер или беговая дорожка) и выполняли каждое упражнение с одинаковым уровнем нагрузки, измеренной по монитору сердечного ритма.

Сон

Самооценка сонливости измерялась с использованием шкалы сонливости. В этом вопроснике из 8 пунктов участники оценивали вероятность засыпания в повседневных ситуациях, таких как сидение и чтение, просмотр телевизора, в качестве пассажира в машине в течение часа без перерыва и в положении лежа днем.

Участники заполняли ежедневные журналы сна и передавали их исследователям с интервалом в 2 недели. Участники записывали время отхода ко сну, время подъема, количество пробуждений в течение ночи и ежедневную субъективную оценку качества сна от 1 (отлично) до 4 (плохо).

Ежедневные ритмы активности оценивались с помощью наручных часов и фитнес-браслетов (AW-64 Actiwatch, Mini Mitter Co. Inc., Bend, OR). Измерения времени сна и времени подъема, основанные на дневнике сна, вводились вручную и использовались для расчета времени наступления сна и эффективности сна.

Параметры упражнений оценивалась с использованием журналов упражнений, о которых сообщали сами участники, в которых участники записывали: время начала, продолжительность, воспринимаемое усилие и тип упражнения.

Анализ данных

Анализ взаимосвязи между физическими упражнениями и переменными сна проводился с использованием иерархического линейного моделирования. Этот метод центрирования позволил задать вопрос: Сообщают ли люди о лучшем качестве сна или о более высокой длительности сна, чем оно есть на самом деле.

  1. В первом наборе моделей был проверен вопрос: «Предсказывает ли продолжительность упражнений переменные сна в течение соответствующей ночи». 
  2. Во втором наборе моделей был проверен: «Предсказывают ли переменные сна продолжительность упражнений в течение следующего дня?»
  3. Из-за нарастания гомеостатического давления после плохой ночи сна. Предсказывает ли сон состояние организма за 2 ночи до физической нагрузки.

Участники

Из 23 участников, которые имели право на участие в исследовании, этот анализ включает 11 участников, которые были случайным образом выбраны в группу упражнений. В этой группе не было выбывших, но данные одного участника были подвергнуты цензуре через 12 недель из-за стрессового события в жизни, которое повлияло на сон и настроение. 

Все участники этого анализа были женщинами, а средний возраст составлял 61 год. Участники выполнили в среднем 54,4 тренировки за 16 недель. Средняя продолжительность упражнения составила 32,5 мин. Беговая дорожка была наиболее распространенным типом, составляющим 65% занятий.

Итоги

Время начала сна, его завершение, время в постели, латентный период сна, индекс фрагментации и оценки качества сна на основе ежедневных дневников существенно не изменились по сравнению с исходным уровнем до 16 недель.

Участники с более высокой самооценкой сонливости сообщили о более короткой средней продолжительности своих тренировок. Продолжительность упражнений не коррелировала с параметрами сна, о которых сообщали сами.

Результаты показали, что упражнения не были связаны с субъективными оценками качества сна. На первом этапе не было существенной изменчивости. Упражнения также не предсказывали переменные сна в моделях с двухдневной задержкой.

Была выявлена ​​положительная связь между длительностью сна и физической нагрузкой на следующий день, но она не достигла статистической значимости из-за небольшой группы исследуемых.

Участники с более коротким исходной длительностью сна имели более сильную ежедневную связь между длительностью сна ночью и продолжительностью упражнений на следующий день. Оценки субъективного качества сна не были связаны с физическими упражнениями на следующий день. Переменные сна не предсказывали нагрузку через 2 дня.

Мнения ученых

Результаты этого исследования дают новое представление о взаимосвязи между физическими упражнениями и сном. Было обнаружено, что упражнения в течение дня не были связаны со сном в течение соответствующей ночи. Тем не менее, сон ночью действительно предсказывал физическую активность на следующий день. В частности, исследования показывают, что на каждое 30-минутное увеличение времени периода начала сна выше среднего значения индивидуума приходилось на одну минуту уменьшение продолжительности упражнений на следующий день. Также была обнаружена взаимосвязь между длительностью сна и упражнениями на следующий день, для более коротко-спящих пациентов.

Однако другие исследования обнаружили, что только аэробные упражнения умеренной интенсивности, а не напряженные аэробные упражнения или тренировки с отягощениями улучшали показатели сна в группе взрослых среднего возраста с бессонницей. Существует гораздо больше исследований воздействия интенсивных физических упражнений на здоровые группы населения без бессонницы. Результаты лабораторных исследований интенсивных физических упражнений у здоровых участников показали, что интенсивные физические нагрузки улучшали показатели сна, в том числе уменьшали время начала сна. Это говорит о том, что понимание влияния таких переменных, как возраст, наличие диагноза бессонницы и тип упражнений, важно для понимания воздействия упражнений на сон. Например, среди исследований, проведенных на здоровых группах населения, возраст был связан с большим эффектом физических упражнений на показатели сна.

В исследовании люди с более короткой длительностью сна были более восприимчивы к улучшению качества сна после тренировок. Этот вывод интересен, учитывая, что в выборке были все пациенты с бессонницей и короткой длительностью сна (менее 6,5 ч). Исследования показали, что недостаток сна влияет на толерантность к физической нагрузке, мотивацию и настроение. Лабораторные исследования, проведенные на молодых здоровых людях, показали, что лишение сна увеличивает воспринимаемую нагрузку и время до утомления при тестировании с физической нагрузкой.

Кроме того, сочетание физических упражнений и недостатка сна может еще больше повлиять на настроение и мотивацию. В лабораторном исследовании, в котором физические упражнения сочетались с недосыпанием по сравнению с одним недосыпанием, наблюдалось большее снижение энергии, а также большее увеличение депрессии и усталости.

Хотя лишение сна в течение 30 часов отличается от бессонницы, это предполагает, что сочетание потери сна и физических упражнений может иметь дополнительные эффекты. На сегодняшний день нет исследований, оценивающих, приведет ли уменьшение бессонницы или увеличение продолжительности сна среди здоровых людей к увеличению физических упражнений.

Увеличение времени, проведенного в постели для баскетболистов из колледжей, улучшило время спринта и точность штрафных бросков, а также снизило утомляемость и увеличило энергию.

Есть несколько вероятных механизмов, которые могут связать лучший сон с увеличением физических нагрузок, улучшение обмена веществ, большее сохранение энергии. Одно исследование показало, что воспалительная реакция на физические упражнения была сильнее после частичного лишения сна.

Лишение сна также было связано с усилением боли. В исследовании с ежедневным анкетированием сон ночью был фактором оценки боли на следующий день. Таким образом, нарушенный сон может привести к снижению желания заниматься спортом и усилению боли, что снижает нагрузку на следующий день.

Было обнаружено, что участники с более высокой самооценкой сонливости имели более короткую среднюю продолжительность своих тренировок. Это говорит о том, что чувство сонливости может мешать участию в тренировках. Кроме того, в условиях бессонницы эффект потери сна может усиливать мотивацию к физическим упражнениям.

Кроме того, эти результаты могут быть неприменимы к более молодым возрастным группам, взрослым без бессонницы или мужчинам. Также важно отметить, что время, частота и продолжительность упражнений были предписаны протоколом для проведения не менее 30 минут во второй половине дня, 3-4 раза в неделю. Это важный момент, поскольку эффекты упражнений могут сильно различаться в зависимости от времени суток, и величина усилий может быть больше у участников, соблюдение которых не отслеживалось.

Кроме того, в этом исследовании оценивалась только продолжительность упражнений, и могут быть другие эффекты интенсивности и типа упражнений. Сильные стороны этого исследования заключаются в использовании ежедневных данных, которые непрерывно отслеживались в течение 16 недель, что включало более 100 наблюдений на каждого участника.

Заключение

В заключение, результаты показывают, что, несмотря на ожидания многих пациентов, что физические упражнения немедленно улучшат сон, было обнаружено, что сон влияет на участие в физических упражнениях. Данные показывают, что аэробные упражнения являются эффективным вмешательством, которое объективно и по самооценке улучшает сон у пожилых женщин с бессонницей. Однако продолжительность упражнений не была связана со сном в течение соответствующей ночи.

Пациентов с бессонницей следует поощрять к регулярным физическим упражнениям и мониторингу улучшения сна в течение более длительных периодов времени, а не к ежедневным улучшениям. Понимание ежедневной взаимосвязи между физическими упражнениями и сном может помочь в разработке поведенческих вмешательств при бессоннице и выявлении лиц, подверженных риску плохой приверженности к физическим упражнениям.

2 апреля 2023 г.

Александровская Богадельня (Роддом №1 Нижнего Новгорода)

г. Нижний Новгород
улица Варварская, 42
30.03.2023 (дата съемки)

Роддом №1 на улице Варварской видели наверное все и может даже обращали внимание, что здание, очевидно, дореволюционной архитектуры. Предлагаю немного узнать о здании, где сейчас рождаются малыши.

Дореволюционное здание на перекрестке улиц
Роддом №1, стоит на пересечении Володарского и Варварской

Внешне здание почти не изменилось со времени своей постройки. Один из братьев Вяхиревых, Александр, отдал в городскую собственность землю на перекрестке Варварской и Петропавловской (ныне Володарского) улиц. Отдал он ее не просто так, а для богадельни в честь чудесного спасения императора Александра II, на которого было совершено покушение в Париже 25 мая 1867 г.

Здание построили в 1868 году по проекту Николая Адамовича Фрелиха (1826 - 1903). Здание выполнено в кирпичном стиле с кирпичным декором.

Богадельня изначально предназначалась для приюта покалеченных, старых, сильно больных нищих, в общем для тех кто не мог сам о себе позаботиться. Богадельня — это божий дом или божий приют.

Изначально богадельня была рассчитана на 25 коек, но уже в 1882 году была расширена до 82 мест, а в 1884 году открылось родовспомогательное отделение. Теперь в этом учреждении люди испытывали самые разные чувства, от страха и надежды, до радости.

Вторая версия, что это дом Хохлова, который выкупили под богадельню. Но тут смущает, что в источниках трехэтажный каменный дом упоминается просто как дом Хохлова. По тем временам это дорого, очень дорого, а название достаточно простое. И по этой версии, Фрелих приложил руку не к зданию на перекрестке, а к родильному пристрою в 1879.

Трехэтажное желтое здание с декором из белого кирпича

В те времена подобные учреждения существовали на средства попечителей, у богадельни на Варварской были и свои: купцы Иван Кварталов, Павел Вяхирев, Василий Соболев, Александр Смирнов, Измаил Вяхирев, Александр Иконников, Николай Бугров, Иван Власов, Александр Вяхирев.

Потомки крепостных, Вяхиревы переехали в Нижний Новгород и записались в купеческую гильдию. Представители этой династии были щедрыми благотворителями и активно участвовали в создании благотворительных объединений и попечительских советов.

По данным Адрес-календаря Нижегородской губернии за 1873 год:

Совет Нижегородского купеческого банка (Рождественская, дом Пятова):

  • Вяхирев Павел Васильевич — нижегородский купец 1-й гильдии
  • Вяхирев Измаил Иванович — нижегородский купец 1-й гильдии, нижегородский потомственный почетный гражданин

Гласные (по нашему, депутаты) Городской думы

  • Вяхирев Павел Васильевич
  • Вяхирев Измаил Иванович

По данным Адрес-календаря Нижегородской губернии за 1882 год:

  • товарищ председателя Мининского братства — нижегородский купец Александр Павлович Вяхирев
Металлический козырек над входом в здание
Ажурный рисунок на металлическом козырьке
Металлические ворота в арке здания
На воротах, которые ведут во двор есть любопытная и малозаметная деталь
Ажурные металлические ворота в арке
Среди ажурного рисунка прячутся две буквы А и Б

Означают они Александровская богадельня.

Металлический козырек с ажурным рисунком

Посмотрим старые фотографии

Старая фотография двухэтажного здания и людей на улице
Александровская богадельня и родильный приют
1911 год
Открытка М.П. Дмитриева

Можете обратить внимание, что на фотографиях на крыше видна маковка домовой церкви. Конечно же она не пережила советский период.

Старая фотография двухэтажного здания и людей на улице
Александровская богадельня с родовспомогательным отделением
1911 год
Фото М.П. Дмитриев
1 апреля 2023 г.

Одни из нас (The Last of Us) - отзыв

Неплохой сериал, это своего рода реинкарнация в Ходячих мертвецов (The Walking Dead), который я так и не смог досмотреть. Недостаток Ходячих мертвецов это затягивание сюжетной линии, которой грешат большинство сериалов: разводят сопли, пустые диалоги, всячески затягивают сюжет, который от этого становится скучным.

В "Одни из нас" конечно это тоже есть, но это качественно переосмыслить создатели и не перебарщивают. А вот вставка историй, второстепенных персонажей, это находка. Небольшое ответвление от основного сюжета, качественно дополняет историю и делает мир разнообразным.

Таких ответвлений не много и хотелось бы, чтобы дерево историй расширялось в следующем сезоне.

О скандал с Элли наверное не слышал только ленивый: жаловались что она как ни кто не подходит к этой роли. Я в игру не играл, но даже я вижу что она совсем не похожа на персонажа из игры и тут вопрос, а она должна быть похожа?

Но у меня претензия в другом. Она не умеет выражать эмоции, просто пучит глаза. Зато детскую манеру играет качественно.

Кстати по костюмам. Костюмы отлично подобраны, налёт времени чувствуется хорошо, но почему антисанитарные условия не отражены на коже Элли, причем только ее. Безупречно вымытое лицо, режет глаза. Все в обносках и чумазые, а Элли в обносках, но с идеально чистой коже лица.

Я не стану писать там что-то про сюжет, мне детали не интересны, мне важна основная линия, графика и динамика. Сериал выполнил эти задачи и даже поставил 8-ку. Достойное кинцо скоротать время, рекомендую.

Зарождение Христианства в Языческой Римской Империи

Христианство совершило мировоззренческую революцию, которая впоследствии затронула социальную и политическую сферы. Какой же современный взгляд на причину победы христианства в языческом и античном Риме?

Христианство обвиняют в том, что оно не только победило, но и похоронило прекрасный античный Римский мир, так ли это? Почему победило именно христианство? Что такого было революционного, что предопределило его победу в римском мире?

Сразу стоит отметить, что язычество это не одна какая-то религия, а множество разрозненных верований, порой даже не связанных с собой. И в то время когда христианство захватывало мир, оно соперничало с множеством других религий. Однако христианство обладало значительно более сильными традициями и именно это ставило его в более выгодную позицию.

Уникальность христианства заключается в следующих аспектах.

Эксклюзивность - т.е. исключительность в том, что только она обладала полнотой истины, т.е. другие религии даже не рассматриваются как альтернатива. Человек не мог считаться христианином если тот был приверженцем еще иной религии.

В Римской империи был распространен государственный культ, все граждане Римской империи должны были участвовать в определенных ритуалах, при этом не требовалась вера. Гражданин Рима мог верить в кого угодно и во что угодно, но ритуалы были обязательны. Эти ритуалы нужны были для демонстрации признака лояльности к государству и императору, при этом ни какого вероисповедания не было.

Второй очень важный аспект — христианство это миссионерская религия. И это была настоящая революционная сила. Если у язычников было без разницы кому поклоняться и это было в порядке вещей, то у христиан это был один Бог. И естественно, что если у христиан прибавляется, что у множества старых божеств поклонников убавляется разом. Это ведет к тому, что количество прихожан у языческих богов уменьшается и храмы пустеют.

У языческих религий не было сильной мотивационной силы вечного спасения. У императоров была концепция восхождения на пантеон богов, после смерти, но простые люди даже не задумывались об этом. У язычников были свои священные места (рощи, алтари, камни...), свои небольшие алтари дома для почитания своих предков. Христианство же дает надежду на потустороннее существование и даже будущего блаженства.

Государственная религия Римской империи

Культ римских богов, государственной религии это прежде всего культ, обеспечивающий благополучие государства, это была именно религия силы. Если же люди хотели что-то от богов то должны совершить определенный обряд, какие-нибудь гадания, жертвоприношения животных...

Это необходимо было делать, чтобы узнать волю богов относительно конкретных наших земных вещей, но при этом человек не искал загробного счастья или спасения. А христианство дало на этот аспект ответ и это оказался удачный ход, потому как оказался востребован. Это была своего рода революция.

Можем ли мы вернуть исходную христианскую религию?

В наше время уже существует множество различных ответвлений христианства, а можем ли мы вернуть тот исходный вариант? Нет. Мы не сможем реконструировать наше общество под общество 2000 лет назад. Это невозможно по причине того, что многие знания утрачены.

Помимо этого при реконструкции есть опасность, что мы выбросим традиции, которые могут быть ядром древнего христианства. Важно понимать что было главным, а что было второстепенным.

Любая религия со временем обрастаем мифами и традициями. Например, свечи. В древнем храме не было электричества и понятное дело, что свечи нужны были исключительно как источник света. Люди зачастую сами приносили свечи или другие источники света, чтобы просто лоб не разбить.

Или, например, крестный ход. Первыми идут священники со свечой и иконой. И источник света впереди нужен был для того чтобы шедшие сзади просто не споткнулись. Тогда в этом не было какой-то сакральности.

Что нам осталось от древнего христианства?

Первоначально в христианстве не было культа святых, не было священных мест, которые уже появились позднее. Первые святые появляются далеко не сразу, а примерно в IV - V веках и по сей день выполняют своего рода роль политических богов или аналог языческих.

Появляется культ мучеников, потому как подразумевается, что мученик он как бы уже на земле с богом. И поминовение святых и мучеников это некий аналог поминовения своих ушедших родственников.

Так же стоит отметить, что первоначально, так же не было посредников между человеком и богом, ни мученик, ни святой не был неким проводником между обычным христианином и богом.

Христианство прежде всего нацелено на изменение сознания человека и поэтому смысл ритуалов, обрядов и таинств должны обладать каким-то смыслом.

Гонения христиан

Критика христианства начинается в XVIII веке, которая как будто уничтожила прекрасный античный мир. В эпоху ренессанса возникает концепция средних, темных веков. Концепция критики была следующая, что вот был прекрасный античный мир, а как пришло христианство, то пришли темные средние века.

В эпоху просвещения темные средние века ассоциировали с мракобесием в контексте христианства. Тогда древняя Греция и Рим воспринимали как эпоху гуманизма — знаток классической литературы, изъясняется на древнегреческом и латыни.

Тогда же появилась версия по которой христианство уничтожило античный мир:

  1. религиозный фанатизм
  2. учение о бессмертии
  3. чудеса
  4. строгая христианская мораль
  5. мощные церковные организации

Концепция бессмертия души на самом деле существовала и до прихода христианства. Еще Платон высказывался о бессмертии души и многие другие философы рассуждали на эту тему. До II века эта концепция даже имело свое философское движение — душа попадает в материальный мир на время, чтобы потом вернуться в божественный мир, мир божественных идей.

Но философия была доступна очень узкому кругу людей, и граждан Римской империи просто не было времени заниматься подобными философскими упражнениями. А религия довела эту мысль для каждого прихожанина, философия "приземлилась" для каждого, но конечно как постулат.

Аспект чудес — это мощный инструмент. Люди той эпохи были, в общей массе, необразованные, поэтому они охотно верили в чудеса и чудеся являлись как аргумент в пользу христианской веры.

Но самих чудес мало, их нужно как-то закрепит и тут на помощь пришел страх. Адские муки — это тот инструмент, что послужил инструментом запугивания. Вечные, адские муки идеально подходили для времени средневековья и действовали максимально эффективно.

Чем ранее христианство завлекало?

Ранее христианство было гонимо, т.е. человек, который решил перейти в новую веру, мог быть репрессирован различными методами. Значит, чтобы человек решился на такой шаг, должен быть весомый аргумент.

В Римской империи при разных императорах был разный подход к запрету и репрессиям христиан. Были отдельные массовые, показательные гонения, однако Римская империя это огромная бюрократическая машина, поэтому на местах чиновники сами решали как рьяно преследовать христиан. Кто-то рьяно искал и наказывал, а кто-то даже помогал и сам был христианином.

Привлекала взаимовыручка христиан, то есть это новое отношение к людям, новое отношение к человеку.

Что такое Римской Империя — это кастовое общество, это жесткие сословные законы, которые например, запрещали заключать брак между аристократом и простолюдинкой или наоборот, аристократка не могла выйти замуж за простолюдина.

Общество было с очень четкими границами. В язычестве статус человека преходил и в другой мир. Император или аристократ и в ином мире был императором и аристократом. Именно поэтому их часто хоронили со своими бытовыми предметами и даже порой с рабами.

А в христианстве, пред богом все равны, от раба до императора. Это общество где все равны и ни кто не смотрит на твой земной социальный статус. Ранние христианские общины были очень мощными в плане единения. При этом до III века у христиан вообще не было храмов, т.е. точек единения.

Снизить степень риска репрессий помогла идеология мученичества. В общинах раннего христианства все были братьями и соответственно друг друга поддерживали. Если мученик (репрессированный) умирал, его семье помогали, или если дети оставались одни, их забирали себе другие христиане.

Этого не было в римском обществе, это очень важное изменение. Если в языческом, античном мире у мужчины в доме родился ребенок, он мог приказать его выкинуть. И ребенка выбрасывали на улицу, это не считалось преступлением. Мужчина в Римской империи — это гражданин, который с мечом в руках будет отстаивать интересы империи, а все остальные это даже не люди.

У христиан, женщины, рабы и дети имели уже свои права. Нельзя было заставить сделать аборт, раб хоть и был вещью, но его нельзя было убить, это было преступлением. И со временем прав становилось все больше.

Христианство говорит, что все люди, все образ божий — это и есть христианская революция. Естественно, что для бедных это было привлекательно, потому, что он попадал в среду, которая давала определенные гарантии здесь и там.

Рассвет христианства

Но ситуация начинает менять в середине III века, чума приходит Римскую империю, не первая, но очередная волна.

Во время чумы языческое общество не имело социальных служб. Там было все просто, если человек умирал или даже заболев, брали и выкидывали тела на улицу. Христиане взялись спасать римские города от чумы.

Например, истории тех же Александрийских парабаланов — это христианская община, которые занимались активной благотворительностью и если они умирали, ухаживая за больными, то их приравнивали к мученикам. Они начинают ухаживать и за своими и чужими, они хоронили умерших, очищали улицы от трупов и сами погибали, заражаясь.

После от того, как христиане победили чуму, многие язычники стали прямо против гонений. И многие гонения захлебнулась из-за того, что язычники к христианам относились нормально, они привыкли к ним, да и у многих уже друзья и родственники были христианами. Это был мощный рычаг воздействия на общество со стороны христианской церкви.

К середине III века в Римской империи, по разным подсчетам, было от 600 тыс. - 700 тыс. человек. Это немного, учитывая, что тогда Римская империя насчитывала 30 млн. человек., однако к началу IV века христиан уже 3,5 млн. человек, это примерно 5 - 7%. Причем это организованные христиане, состоящие в какой-то общине. А к концу IV века христиан уже 35 млн. и они составляют 90% населения.

В 313 году происходит легализация христианства, благодаря царю Константину Великому. И тут все меняется, теперь язычество является гонимым. Издаются законы против язычников, приверженность христианству становится необходимым требованием для продвижения по службе...

В 361 году император Юлиан Отступник пытается возродить язычество, но он не находит опоры, язычников и противников христианства уже нет.

Уничтожение античной культуры

Часто именно христианство обвиняют в уничтожении прекрасной античной культуры. Когда христиане получили власть, они стали уничтожать античные, языческие памятники, проявлять различную нетерпимость иной религии.

При этом стоит заметить, что разрушали именно потомки, тех, кто строил эти памятники. Это не просто пришли на какую-то другую территорию и уничтожают что-то совершенно чуждое.

При всем при этом император стал служить церкви, он стал ее защитником и способствовал распространению ее. Конечно, это повлекло к тому, что и сам император стал использовать церковь для достижения собственных интересов. Так вера использовалась как предлог для войн с другими государствами, например завоевание Северной Африки, где жили ариане.

Христианство безусловно произвело революцию, своего рода революцию слабых и создал европейский мир.

Привело ли христианство к падению Римской империи?

Это миф, все дело в том, что Римская империя уже в III веке находилась в упадке: был социальный и демографический кризис. И эти кризисы не были связаны с ростом христианства.

Западная Римская империя пала под ударами варваров извне и даже больше изнутри. Но потом на этих руинах появилась европейская христианская цивилизация. Именно христианство из этих варварских королевств создала единую христианскую европу.

В итоге

В итоге мы можем сказать, что христианство победило, в том числе в силу своей эксклюзивности, своего миссионерского характера, своей организационной мощности, единой и социально-ориентированной направленности.

Христианство не основывает новую Римскую империю, оно вообще не основывает какое-то государство, христианство говорит о некоем вечном порядке, который в определенной степени обратен нашему земному порядку, нашему земному миру насилия, господства сильных. Он предлагает вечный идеал по отношению к которому любые государства являются приходящими.

Христианство приносит новое миропонимание. Оно приносит понимание того, что нет такого вечного земного порядка, что есть некие вечные ценности: любви, справедливости, ценность конкретной человеческой жизни, ценность каждого конкретного человека, которая не зависят от государства, от истории и которые для них должна выступать в качестве некоего идеала. Но при этом человек всегда остается внутренне свободным.

То есть, как бы государство не порабощало человека, как бы человека не порабощал земной порядок, христиан внутренне свободен, потому что он является гражданином некоего вечного царства.

Христианство изменило Римскую империю, трансформировала ее. Но история на этом не закончилась, будут новые империи, будут новые государства. Но ни одно из этих государств не сможет претендовать на свою абсолютность, свою божественность.