23 февраля 2024 г.

Мозаика Учиться и Созидать (Нижний Новгород)

г. Нижний Новгород
улица Порт-Артурская, 12 (Нижегородский технологический техникум)
22.02.2024 (дата съёмки)

Совсем рядом с техникумом расположено предприятие "Красная Этна", вероятно этот техникум как-то относился к заводу, подготавливая кадры. Точная дата создания мозаики неизвестно, так же неизвестен и автор. Техникум построили в 1971 году, вероятно мозаика появилась в те же годы.

На мозаике с лозунгом "Учиться" изображены студенты, которые занимаются теорией, практикой, обязательна физическая подготовка и конечно идеологическая (девушка, держащая знамя).

Мозаичное панно с изображением студентов
Учиться

На второй мозаике, которая под названием "Созидать", уже изображены рабочие, как логическое продолжение деятельности бывших студентов. Из сохранившихся деталей мозаики видны шестерни, силуэт автомобиля.

Мозаичное панно с изображением рабочих
Созидать
21 февраля 2024 г.

Stryker A1 (IM-SHORAD) - США воскрешают ЗСУ

Изменение современной боевой обстановки вынуждает западные армии реорганизоваться, так США возвращаются к эксплуатации зенитных самоходных установок (ЗСУ), но со значительными изменениями, по сравнению с предыдущими поколениями этого типа вооружения.

IM-SHORAD отличается от классических ЗСУ, но прежде чем мы продолжим, надо исследовать историческую подоплеку создания Stryker A1 Initial Maneuver Short-Range Air Defence (IM-SHORAD).

Stryker A1 на дороге

История создания Страйкер

В течение долгого времени Вооружённые силы США не особо инвестировали в ЗСУ, поэтому этот тип оружия всегда уступал восточным оппонентам. Причина была проста, США никогда не воевали без превосходства в воздухе со времен Второй мировой войны.

Конечно, в США были разработаны как удачные ЗСУ, например M163 (Vulcan Air Defence System), так и неудачные, например M247 Sergeant York. Но наземная ПВО никогда не была приоритетом.

Последней боевой ЗСУ армии США стала M6 Linebacker. Этот автомобиль на базе M2 Bradley поступил в эксплуатацию в 1998 году и всего через семь лет был снят с эксплуатации.

Также корпус морской пехоты США имел ЗСУ-версию LAV. Однако из-за отсутствия воздушных угроз эту машину, получившую название LAV-AD, тоже сняли с вооружения. Был еще M1097 Avenger на базе Humvee, но тот не обеспечивает баллистическую защиту экипажа.

Но возникла новая угроза. Многие террористические и партизанские группировки на Ближнем Востоке, начали использовать дроны в качестве оружия. Кроме того, эти группы теперь имеют доступ к ракетам и минометам и могут проводить атаки с больших расстояний.

Кроме того, барражирующие боеприпасы за последние несколько лет доказали свою эффективность, переносные и стационарные «Стингеры» армии США не могут справиться с такими угрозами.

Так, в 2017 году армия США инициировала разработки новой самоходной системы ПВО, которая могла бы справиться с дронами, минометными снарядами, ракетами и барражирующими боеприпасами, а также с обычными воздушными угрозами, такими как самолеты и вертолеты.

В качестве простого решения компания BAE Systems в том же году предложила обновленную версию M6 Linebacker. Но теперь армия США захотела иметь колесную машину. Так, в 2017 году компании General Dynamics и Boeing предложили пусковую установку Stryker Mobile SHORAD Launcher, сокращенно Stryker MSL.

Он был оснащен зенитными ракетами AIM-9 Sidewinder, противотанковыми ракетами AGM-114L Hellfire и 30-мм пушкой M230. Благодаря разнообразию вооружения Stryker MSL может бороться с множеством различных типов угроз.

Концепция была в порядке, однако машина не удовлетворила армию США. Stryker MSL представлял собой сильно модифицированную и не масштабируемую конструкцию, такое решение не слишком приглянулось министерству обороны США.

Так, МО США инициировала программу IM-SHORAD в феврале 2018 года и спустя семь месяцев заказала в общей сложности девять прототипов машин. Компания General Dynamics оснастила свою машину Stryker реконфигурируемой интегрированной оружейной платформой Moog, которая является более компактной и модульной. Также эта башня обеспечивала повышенную защиту экипажа.

В октябре 2019 года армия США получила первый прототип. В том же году IM-SHORAD был представлен на выставке AUSA 2019.

Stryker на парковке

Технические характеристики IM-SHORAD

IM-SHORAD в основном полагается на свои ракеты, но он так же оснащен пушками, т.е. это не только ЗСУ, а скорее многофункциональная платформа.

Основные цели для IM-SHORAD:

  1. беспилотные летательные аппараты на высоте до 4500 метров и с скоростью менее 460 км/ч
  2. миниатюрные дроны
  3. крылатые ракеты
  4. минометные снаряды

IM-SHORAD также являются отличными машинами наземной огневой поддержки, благодаря ракетам Hellfire (противотанковая ракета), 30-мм пушке XM914 Bushmaster и спаренному пулемету M240.

IM-SHORAD оснащён двигателем Caterpillar C9 мощностью 450 лошадиных сил, что дает на дорогах общего пользования скорость до 100 км/ч и запас хода 500 км.

Корпус IM-SHORAD из высокопрочной стали двойной V-образной формы обеспечивает высокую живучесть от мин и самодельных взрывных устройств. Броня обеспечивает защиту от 14,5-мм снарядов по лобовой дуге и круговую защиту от 7,62-мм боеприпасов. На машине могут быть установлены навесные керамические бронепакеты, обеспечивающие всестороннюю защиту от 14,5-мм бронебойных боеприпасов и осколков 155-мм артиллерийских снарядов.

IM-SHORAD оснащена РЛС с активной решеткой электронного сканирования. Но помимо своих собственных возможностей обнаружения целей, имеет возможность интеграции в военные сети для обмена информацией, что повышает ситуационную осведомленность экипажа.

Дополнительно установлен электрооптический/инфракрасный прицельный комплекс MX-GCS L3Harris WESCAM. Система предоставляет командиру возможность наблюдения на 360 градусов, а также возможности идентификации и обнаружения целей.

Stryker едет по дороге сред полей

Дополнительные возможности IM-SHORAD

Как ранее упоминалось, IM-SHORAD это не сколько ЗСУ, сколько многофункциональный комплекс. Он может легко бороться не только с воздушной техникой, но и с наземными подразделениями, в том числе с тяжелобронированными основными боевыми танками.

30-мм пушка XM914 Bushmaster имеет двойное назначение:

  1. это противовоздушная оборона
  2. самооборона от наземных подразделений — противник, укрывающийся за позициями или в траншеях, не застрахован от программируемого боеприпаса воздушного взрыва
  3. бронебойный 30-мм боеприпас обладает высокой эффективностью против бронетехники
19 февраля 2024 г.

Эстетика зимних дворов

Это пост-подборка фотографий зимних дворов, в ранее утро, когда еще ночной поров не разрушен человеком.

г. Нижний Новгород
улица Генкиной, 32
19.02.2024 (дата съёмки)

Машина занесенная снегом у пошарпанного дома
Машина занесенная снегом в проезде между гаражами

Генкиной, 34

Козырьки подъездов занесенные снегом
Подход к подъезду с козырьком с огромной шапкой снега
Подход к подъезду среди сугробов
Занесенные машины снегом во дворе дома
18 февраля 2024 г.

Bayraktar TB2 - интригующая система вооружения нашего времени

Боевой беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2, сокращенно БПЛА, сыграл решающую роль во многих сражениях за последние пять лет. Многие эксперты определяют его как один из лучших в своем классе, но для многих других этот БПЛА переоценен.

Одно время Байрактар имел огромную цитируемость в СМИ, за счет успехов на полях боестолкновений и стал одной из самых интригующих систем вооружения нашего времени. Но прежде нужно кратко взглянуть на историю и особенности Bayraktar TB2.

Историческая справка

Турция была одной из первых стран, осознавших важность беспилотных летательных аппаратов в асимметричной войне. Так, в начале 1990-х годов ВС Турции намеревались приобрести эти системы из-за границы. Но после распада СССР самый восточный союзник НАТО потерял свое значение в глазах западных союзников. Из-за напряженности в отношениях с Грецией и ожесточенной войны против курдских общин многие страны, в том числе США, начали вводить скрытое или открытое эмбарго против Турции.

Помимо ухудшения отношений с Западом, в конце 1990-х в Турции разразился экономический кризис, который тоже не способствовал тратам на БПЛА. Лишь в начале 2000-х экономика и отношения с западными странами стали восстанавливаться.

В этот период восстановления появляются местные компании, которые имеют доступ к западным технологиям. Так получила второе дыхание компания Baykar Makina, которая в 2007 году создала свой первый мини-БПЛА Bayraktar B - миниатюрный разведывательный дрон.

Через год компания решается на участие в конкурсе на поставку в ВС Турции тактических БПЛА. Для этих целей, разрабатывается Bayraktar TB1, который совершил свой первый полет в 2009 году. Baykar Makina выиграла конкурс, но поставок в ВС Турции не случилось.

В 2012 году вооруженные силы Турции изменили требования к БПЛА и чтобы не потерять потенциального клиента Baykar Makina корректирует Bayraktar TB1 в Bayraktar TB2 - это более крупная и вооруженная модификация Bayraktar TB1.

Bayraktar на взлетной полосе

Bayraktar TB2 совершил первый полет 29 апреля 2012 года, в 2015 году завершены испытаниями с боевой стрельбой и год спустя Bayraktar TB2 начал службу в вооруженных силах Турции.

Инженеры Baykar постоянно работают с военнослужащими на местах. Этот опыт проложил путь для многих дальнейших усовершенствований БПЛА. Например, во время одной операции вооруженные силы Турции напрямую обратились к инженерам Baykar с просьбой предоставить Bayraktar TB2 возможность атаки по движущимся целям и Baykar спустя короткое время быстро модернизировал Bayraktar TB2. Такая организация взаимодействия с заказчиком устранила бюрократические задержки при реализации улучшений.

Конструкция

Основные компоненты Bayraktar TB2 в основном изготовлены из углеродного волокна. Соединительные секции изготовлены из алюминия. Bayraktar TB2 имеет конструкцию корпуса со смешанным крылом, хвост имеет перевернутую V-образную форму. Крыло, хвостовая балка и хвостовое оперение съемные.

Bayraktar сзади

Первоначально некоторые важные части БПЛА, такие, как двигатель и оптика, поступали из-за границы. После эмбарго, введенного из-за войны в Нагорном Карабахе 2020 года, двигатель Rotax 912 был заменен двигателем TEI PD170 местного производства.

Согласно официальному заявлению Министерства оборонной промышленности Турции в 2016 году, 93 процента основных деталей и подсистем производятся на месте. Модульная конструкция позволяет легко интегрировать другие электрооптические датчики производства разных стран.

Bayraktar TB2 также может быть оснащен многорежимными радарами с активной решеткой с электронным сканированием и системами радиоэлектронной борьбы.

Взлет, посадка и рулежка может выполняться в двух режимах: в ручном и автоматическом. Экипаж наземного пункта управления состоит из трех человек: пилота, оператора полезной нагрузки и командира полета.

Дальность действия Bayraktar TB2 ограничена зоной действия наземной антенны станции управления. Чтобы решить эту проблему, Baykar работает над вариантом Bayraktar TB2/S. Эта новая модель имеет антенну на носу для спутниковой связи.

Bayraktar TB2 в истории турецкой авиации является рекордсменом по длительности и высоте полета. Он пролетел 27 часов 3 минуты и поднялся на высоту 8,2 км.

  1. Максимальная взлетная масса составляет 700 килограммов
  2. БПЛА оснащен дизельным двигателем TEI PD170 с турбонаддувом мощностью 170 лошадиных сил. Его максимальная крейсерская скорость составляет около 220 км/ч, а эксплуатационная скорость — 130 км/ч
  3. Практический потолок 7620 метров
  4. Рабочая высота БПЛА составляет около 5490 метров
  5. Имеет четыре точки подвески, которые могут нести противотанковые ракеты L-UMTAS, управляемые ракеты Roketsan Cirit, Bozok, высокоточные боеприпасы Roketsan МАМ-С, MAM-L и Kuzgun

Боевое применение

15 августа 2018 года Bayraktar TB2 ликвидировал Исмаила Оздена, члена правления РПК (Рабочая партия Курдистана), на северо-западе Ирака. Это первое боевое применение Bayraktar TB2. Но Bayraktar TB2 сделал себе имя в Сирии, Турция использовала его против сирийской арабской армии, ИГИЛ....

Естественно, обе стороны конфликта по-разному оценивают эффективность БПЛА. Например, Турция утверждает, что BayraktarT B2 за неделю в операции 2020 года сумел уничтожить более 70 сирийских бронемашин, что является большим успехом.

Bayraktar в воздухе - фотография из самолета

Напротив, российские и сирийские источники утверждают, что характеристики BayraktarT B2 не так хороши, как утверждают турецкие.

Второе крупное применение Байрактара произошло, когда Азербайджан решил вернуть себе Нагорный Карабах. По данным открытых источников в Интернете, азербайджанские БПЛА уничтожили более 135 артиллерийских орудий, 60 систем залпового огня, в том числе «Смерч», 15 боевых бронированных машин и 80 танков. Даже им удалось ликвидировать более 20 систем ПВО, в том числе «Оса», «Стрела-10» и С-300.

И конечно применение в Украине. Хочу отметить, что в 2022 Байрактар, в контексте Украины часто упоминался в СМИ, сейчас нет.

Будущее

Сегодня многим странам, приходится совершенствовать свой военный потенциал. Им нужны недорогие, быстро доставляемые и высокоэффективные системы вооружения. Стоимость Bayraktar TB2 ниже, чем у американских, израильских и китайских конкурентов. Этот БПЛА зарекомендовал себя во многих боях.

Многим странам нужны настоящие боевые самолеты, гораздо боеспособные, чем Байрактар ТБ2. Но могли ли они выделить большую сумму денег на приобретение большого количества F-35, Rafales или Eurofighter Typhoon? Кроме того, есть ли у этих стран время их ждать?Экономически эффективный Bayraktar TB2 является наиболее разумным вариантом.

Боевые достижения этого БПЛА диктуют необходимость пересмотра военных доктрин во всем мире. Это одна из самых интригующих систем вооружения нашего времени.

Meteor - ракета меняющая баланс в воздушном бое

Несомненно, системы вооружения боевого самолета являются одним из наиболее важных факторов, определяющих его возможности. В этом отношении, благодаря своим превосходным характеристикам, ракета класса «воздух-воздух» Meteor (Метеор) обладает потенциалом, который может изменить баланс в современной воздушной войне. В наши дни, когда разгорается Вторая Холодная Война, сравнение истребителей друг с другом было бы неполным без рассмотрения этой ракеты.

Meteor готовится защитить воздушное пространство ведущих европейских стран. Кроме того, многие владельцы Eurofighter Typhoon, Rafaleи Gripen по всему миру уже заказали эту ракету. Причина такой популярности в том, что Метеор является одной из систем, которая лучше всего отвечает современным требованиям ведения воздушной войны.

История

Если мы кратко взглянем на процесс его разработки, то увидим, что Метеор был создан для удовлетворения требований Королевских ВВС Великобритании для замены ракеты Skyflash в начале 1990-х годов. Новая ракета должна была иметь улучшенную кинематику, которая обеспечит ей достаточную энергию для преследования и поражения цели с возможностью высокоманёвренного уклонения.

Ракеты на подвесе самолета

Другими требованиями были возможность скрытного запуска, высокая устойчивость к контрмерам и способность «выстрелить и забыть».

История разработки Метеора была очень похожа на историю других европейских программ систем вооружения. Как и многие другие проекты, Великобритания установила различные партнерские отношения с другими европейскими странами. Эти партнерские отношения постоянно разрывались по экономическим, политическим и техническим причинам и восстанавливались.

В итоге ракета под названием Метеор стала совместным проектом Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании. MBDA стала генеральным подрядчиком программы. Несмотря на все проблемы, появилась необычная ракета.

9 мая 2006 г. самолет JAS-39 Gripen провёл первые испытания в воздухе. Запуск прошел успешно, но ракета не смогла перейти на крейсерский этап полета. Расследование показало, что в программном обеспечении блока управления клапанами газогенератора возникла проблема с синхронизацией. После необходимых модификаций 20 мая 2006 года состоялся второй испытательный воздушный запуск. На этот раз испытания «Метеора» прошли полностью успешно.

28 апреля 2015 года самолет Rafale провел первый испытательный управляемый пуск ракеты по воздушной цели. Год спустя «Метеор» поступил на вооружение ВВС Швеции.

Особенности Метеора:

  1. имеет систему радиолокационного наведением, способной обнаруживать и сопровождать цели с радиолокационным сечением менее 1 кв. м.
  2. обладает осколочно-фугасной боевой частью с неконтактным/ударным взрывателем
  3. максимальная эффективная дальность действия составляет более 100 километров
  4. ракета может развивать скорость более 4 Маха.
  5. вес 190 кг
  6. длина 3,7 метра, диаметр 1,78 метра
  7. разгон до 2 Махов за 2 секунды
  8. двусторонняя линии передачи данных Метеор-самолет может обновлять данные о цели во время полета или менять цель, если это необходимо, это также делает возможным получение данных от других самолетов
  9. этот канал передачи данных позволяет получать информацию от ракеты, такую как ее функциональное и кинематическое состояние, таким образом, у пилота есть возможность понять, есть ли проблема с первым Метеором, и запустить вторую ракету
  10. двусторонняя линия передачи данных передает информацию не только о цели ракеты, но и о других возможных целях, так пилот сможет лучше оценить тактическую ситуацию
  11. радар работает в режиме малой вероятности обнаружения излучения, что делает ракету более скрытной
  12. может поражать различные типы целей, в том числе самолеты, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты.

Так почему же возникла необходимость в разработке ракеты класса, такой как Метеор?

Очевидно, что атака цели с большого расстояния даёт преимущество. Однако это еще не все. Если мы посмотрим в прошлое, то увидим, что преимущества, которые приносит каждое новое поколение реактивных истребителей, связаны с более высокими затратами. По этой причине количество выпускаемых самолетов уменьшалось с каждым поколением. Однако протяженность воздушного пространства стран осталась неизменной.

Таким образом, современные боевые самолеты должны контролировать более широкое воздушное пространство, чем модели предыдущего поколения. Естественно, для решения этой задачи необходимы ракеты «воздух-воздух» большей дальности.

Истребитель запускает ракету

Между истребителями предыдущего и четвертого поколения произошел огромный скачок с точки зрения возможностей воздушного боя. Для западных ВВС подготовка умелого пилота обходится дороже, чем сам самолет. Поэтому они не хотят идти на ненужный риск.

У Метеора есть потенциал, который во многих случаях минимизирует риск потери пилота в воздушном бою. Очевидно, что ни один пилот не хочет рисковать быть сбитым, прежде чем он достигнет дистанции, позволяющей дать отпор противнику.

Метеор предоставляет возможности менее современным самолетам продлить свой срок службы. JAS-39 Gripen добился большого успеха на международном рынке как боевой самолет, обладающий высокими боевыми возможностями при относительно невысокой стоимости. Однако он не находится в той же лиге, что Eurofighter Typhoon или Rafale. Тем не менее JAS-39 может быть по крайней мере столь же эффективен, в воздушном бою на дальних дистанциях с использованием ракет Метеор.

Во время Первой холодной войны ракеты были огромными, и только большие бомбардировщики могли их нести. Таким образом, лишь несколько стран могли иметь системы вооружений такого типа. Сегодня самолет размером с истребитель может нести ракеты, дальность действия которых превышает 500 километров.

Благодаря своим характеристикам Метеор за короткое время завоевал глобальный интерес. Многие пользователи Eurofighter Typhoon, Rafale и Gripen либо заказали Метеор, либо объявили, что собираются его заказать.

17 февраля 2024 г.

CAESAR - основатель нового артиллерийского класса

CAESAR - это аббревиатура от «Camion équipé d’un système d’artillerie», что означает грузовик с системой артиллерийского огня. CAESAR открыл новую эру в артиллерии, изменив концепцию этого рода войск. Новое оружие стало своего рода эволюционным рывком среди буксируемой и самоходной артиллерии. Но для оценки такого эволюционного рывка необходимо погрузиться в историю создания CAESAR.

История

События, положившие начало созданию CAESAR, берут начало в 1970-х годах. В те годы количество буксируемой артиллерии принадлежащая Варшавскому договору, значительно превосходила НАТО. К тому же ни одна буксируемая гаубица Запада не могла достичь дальности действия 130-мм полевой пушки М-46.

Таким образом, армии Варшавского договора имели преимущество в контрбатарейных задачах. 175-мм М107 была единственной артсистемой, способной бороться с М-46. Но он был самоходный, другими словами, гораздо дороже. Итак, многие западные страны начали работать над новым семейством 155-мм гаубиц.

Появились буксируемые гаубицы,  они оснащены вспомогательными силовыми установками, что увеличивало их подвижность, сокращало время установки и повышало скорострельность. Несмотря на то, что имелся некоторый положительный результат, но создалась странная ситуация: западные страны работали над перспективными буксируемыми артиллерийскими системами, поскольку они имели меньшую стоимость и были менее сложны, чем самоходные. Но новые гаубицы, такие как FH70, Denel Land Systems G5, GIAT TR F1 или Bofors FH77, все равно были достаточно сложными и дорогими, чем хотелось бы.

В начале 1980-х годов французская компания GIAT Industries (ныне Nexter) в сотрудничестве с Lohr Industrie начала прорабатывать концепцию самоходной гаубицы. Одно из ключевых требований для нового изделия, было быстрая смена позиций, для избежания контрбатарейного огня.

Помимо мобильности, так же выставлены требования по весу, для возможности перевозки военно-транспортной авиацией, на таких самолетах как С-130 или С-160.

Буксируемы вариант отпал сразу, гусеничный тоже не подходил. Так родился вариант гаубицы на колесном самосвале. Такой вариант покрывал не только вышеуказанные требования, но и имел очевидные преимущества сам по себе: мобильность передвижения, своим ходом по автомагистралям и меньший расход топлива.

Объединение гаубицы и тягача позволило исключить необходимость во вспомогательной силовой установке и сократить время смены позиций. CAESAR создавался как альтернатива буксируемой гаубице со вспомогательной силовой установкой.

Создание CAESAR никогда не заключалась в замене обычных САУ, первоначальная задача которых заключалась в сопровождении механизированных подразделений на пересеченной местности. Но после окончания Холодной войны механизированная война между двумя современными армиями казалась маловероятной.

GIAT представила свою революционную конструкцию под названием CAESAR в 1994 году. Ранним предсерийным вариантом CAESAR был грузовик UNIMOG U2450L с колесной формулой 6x6. После испытаний французская армия провела первые испытания в 1998 году. Два года спустя Франция заказала первые пять образцов CAESAR на базе грузовика UNIMOG U2450L. В 2004 году Франция заказала еще 74 CAESAR, но уже на базе грузовика Renault Sherpa 5 6x6.

Военные у CAESAR в пустыне

Колесный вариант с приводом 6х6 позволяет мобильно передвигаться по дорогам общего пользования, а с системой подкачки шин обладает и достаточной проходимостью по пересеченной местности. Однако следовать за танками, как гусеничные САУ не может.

Орудие

155-мм орудие представляет собой модернизированную версию 155-мм орудия TR F1 и имеет ствол диаметром 52 калибра и патронник объемом 23 литра. После остановки CAESAR время готовности к стрельбе менее минуты. Боекомплект составляет 18 снарядов с автоматическим заряжающим механизмом. Ствол пушки оснащен механизмом автоматического перемещения, ввод параметров осуществляется с автоматизированного рабочего места. Ствол оснащен радаром начальной скорости ROB4, для оперативной коррекции параметров последующих выстрелов. Пушка под снаряды M982 Excalibur и BONUS.

M982 Excalibur представляет собой боеприпас с GPS- и инерциальным наведением. Его дальность действия составляет около 60 километров с вероятной круговой погрешностью 4 метра. BONUS — это артиллерийский кассетный боеприпас, предназначенный для ведения огня с закрытых позиций по бронетехнике, дальностью до 35 километров. CAESAR также может вести огонь прямой наводкой на расстоянии до 2000 метров.

Также имеется устройство контроля температуры, которое сообщает экипажу, если орудие перегревается и возникает опасность выхода ствола из строя. После выполнения огневой задачи CAESAR может покинуть свою позицию менее чем за 40 секунд.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации может обслуживаться экипажем из трёх человек.

Также бронекабина устойчива к стрелковому оружию и осколкам снарядов. Но, противоминная защита машины невысока по современным меркам.

Экипаж CAESAR базирования Sherpa 5 состоит из пяти человек. Дизельный двигатель Renault dCI 6 мощностью 240 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость 100 километров в час. Запас хода автомобиля составляет 600 километров. CAESAR может преодолевать вертикальные ступени высотой 0,5 метра и преодолевать брод глубиной до 1,2 метра.

155-мм пушка 52 калибра имеет дальность стрельбы 39 км со стандартным снарядом, 42 км с полнокалиберным снарядом увеличенной дальности и 50 км с полноствольным реактивным снарядом увеличенной дальности. Стандартная скорострельность составляет шесть-восемь выстрелов в минуту.

CAESAR Mark II или CEASAR NG

В 2022 году Франция и технологическое агентство Generale de l'armement заключило с Nexter контракт на разработку варианта CAESAR Mark II или CEASAR NG, отличается новым шасси с новым двигателем мощностью 460 л.с., новой автоматической коробкой передач и новым программным обеспечением управления огнем. Также усилена баллистическая защита и защита от мин, содержащих взрывчатку в тротиловом эквиваленте весом до 6 кг.

CAESAR Mark II в лесу
CAESAR Mark II

Новая модификация располагается на грузовике с колесной формулой 8х8, 4 члена экипажа и с боезапасом на 30 выстрелов. Колесная формула 8х8 дает лучшую проходимость. Тягач оснащен двигателем Tatra T3C-928-90 мощностью в 402 лошадиных силы.

CAESAR Mark II в лесу

Современные войны расставили свои точки на и

Казалось бы буксируемая артиллерия должна была исчезнуть, но нет. Практика показала, что "старая школа", в определенных условия, очень даже практичнее, чем остальные типы артиллерии. Низкая стоимость и длительный жизненный цикл эксплуатации, вот козырь этого типа вооружения.

На одну буксируемую артиллерию приходится один грузовик с боеприпасами, запасными частями, припасами и персоналом. Для CAESAR тоже требуется дополнительный грузовик, для тех же целей, за исключением того, что второй грузовик не тянет пушку.

В то же время CAESAR не может следовать за гусеничной бронетехникой, как это делает САУ. Получается CAESAR занял нишу между буксируемой артиллерией и САУ, это новый класс вооружения.

13 февраля 2024 г.

Storm Shadow / SCALP-EG чудо-ракета?

В последнее время все чаще в СМИ мелькает название ракеты Storm Shadow/SCALP-EG. Предлагаю разобраться, является ли эта ракета чудо-оружием?

Storm Shadow и SCALP-EG — названия национальных вариантов одной и той же ракеты. SCALP-EG расшифровывается как "Système de Croisière Autonome à Longue Portée – Emploi Général", что означает "многоцелевая высокоточная крылатая ракета большой дальности с автономным наведением".

Подобных систем на рынке хватает, но чем же Тень Шторма (как признак надвигающегося ненастья) отличается от аналогов?

История возникновения Storm Shadow

История Storm Shadow восходит к началу 1980-х годов. В те годы ВВС НАТО полагались на прямые удары с малой высоты для нейтрализации взлетно-посадочных полос, защищаемых зенитно-ракетными батареями.

Это была смертельно опасная работа для пилотов и самолетов. Так, французская компания Matra и немецкая компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm приступили к работе над новой ракетой большой дальности под названием APACHE (Arme Planante À Charges Éjectables - планирующее оружие с выбрасываемыми зарядами).

APACHE представлял собой контейнерную систему вооружения. В связи с окончанием Холодной Войны проект утратил свое значение. И в начале 1990-х годов Германия вышла из программы.

И казалось бы проект заглох, но в 1995 году Великобритания выставила свой запрос на подобную ракету и среди всех европейских подрядчиков в 1996 году были выбраны Matra и British Aerospace, которые совместно и продолжили разработку APACHE.

Ракета APACHE

В 1997 году Matra и British Aerospace (BAe) подписали контракт на поставки ракет в ВВС Великобритании, в том же году Matra и British Aerospace слились в единую компанию Matra BAe Dynamics, которая позже станет MBDA.

На основе APACHE была создана модификация SCALP EG, а в британской версии Storm Shadow. Первые и успешные испытания прошли в 2000 году, когда Mirage 2000N французских ВВС выполнил успешный пуск. На вооружение ракета встала в 2002 и 2006 года, в Великобритании и Франции соответственно.

Конструкция и принцип работы

Конструкция характеризуется складными узкими крыльями, малой радиолокационной и тепловой заметностью. Благодаря турбореактивному двигателю Microturbo TRI 60-30, ракета может развивать максимальную скорость 0,95 Маха, дальность полета составляет более 560 километров. А боевая часть имеет 450-килограммовую многоступенчатую боеголовку пробития BROACH (Bomb Royal Ordnance Augmented Charge) - многоступенчатая боеголовка, певая ступень кумулятивная, для преодоления защиты, вторая ступень это боевая.

С точки зрения использования, эта ракета работает по принципу "выстрелил и забыл", программируется перед выстрелом, т.е. необходимые данные в ракету необходимо загрузить перед началом миссии.

Ракета сочетает несколько систем навигации: инерциальная, GPS и система согласования профиля местности. Благодаря такой комбинированной системе Storm Shadow может лететь на высоте 30 - 40 метров, а вкупе с малой радиолокационной заметностью это делает ее сложно обнаруживаемой.

На подлете к цели, ракета набирает высоту, отбрасывает носовой обтекатель, чтобы термографической камерой точнее навестись на цель.

В зависимости от типа цели, ракета программируется на скорость (100 - 300 м/с) и угол столкновения (до 70 градусов). Такая конфигурируемость обусловлена многозадачностью Storm Shadow: от наземных целей до бункеров.

На данный момент носителем Storm Shadow/SCALP-EG могут быть Saab JAS 39 Gripen, Dassault Mirage 2000, Dassault Rafale, Panavia Tornado, Сухой Су-24 и Eurofighter Typhoon.

Dassault Rafale на взлетной полосе
Storm Shadow на подвесе Dassault Rafale

Концепция Storm Shadow была революционной в 1980-х и 1990-х годах, но время идет и требуются более совершенные ракеты. Поэтому Франция, Италия и Великобритания работают над будущим крылатым/противокорабельным оружием. Ожидается, что эта ракета заменит Storm Shadow в 2032 году. Предполагается, что это будет гиперзвуковая ракета, со скоростью полета 5 Махов.

Однако моделирование показывает, что такая скорость сделает ракету слишком заметной в инфракрасном диапазоне. По какому пути пойдут европейские военные?