17 марта 2024 г.

Lockheed F-104 Starfighter - первый и противоречивый

F-104 Starfighter — противоречивый истребитель. Несмотря на впечатляющие, для своего времени, летные характеристики, этот боевой самолет до сих пор многим запомнился высокой аварийностью и скандалами. F-104 недолго был на службе в ВВС США, но этот боевой самолет долгое время был основой ВВС многих союзников США.

История создания F-104

Используя опыт Корейской войны, компания Lockheed начала работу над новым истребителем и в 1952 году собрала команду разработчиков под эту тему. Эта группа после изучения более 100 конфигураций самолетов остановилась на простом и небольшом легком самолете с одним мощным двигателем. ВВС США почти сразу заинтересовались новым самолетом, который дополнит и заменит F-100 Super Sabre. Но прежде компании Lockheed необходимо было выиграть конкурс.

Концепции самолета, получившего название XF-104, пришлось составить конкуренцию XF-91 Thunderceptor компании Republic Aviation, NA-212 компании North American Aviation и N-102 Fang компании Northrop Corporation.

ВВС США выбрали предложение Lockheed и в 1953 году заключили с компанией контракт на разработку двух прототипов. В течение года прототипы были произведены, но двигатель J79 не был готов, и когда первый прототип XF-104 официально совершил свой первый полет 4 марта 1954 года, он был оснащен двигателем Wright J65.

Прототип XF-104 в воздухе
Прототип XF-104
Источник

По итогам испытаний компания Lockheed разработала YF-104 на базе XF-104, имевший удлиненный фюзеляж, двигатель General Electric J79, новое шасси и модифицированные воздухозаборники.

Макет в музее YF-104
YF-104

YF-104 совершил свой первый полет 17 февраля 1956 года. Первый серийный вариант F-104A поступил на вооружение ВВС США 28 января 1958 года.

Особенности F-104

F-104 создавался как дневной истребитель завоевания превосходства в воздухе. Однако ВВС США приняли его в качестве перехватчика из-за проблем с производительностью F-102 Delta Dagger и задержек с выпуском F-106 Delta Dart.

Два F-104 в воздухе
F-104

На первый взгляд, впечатляющая скороподъемность и высотность сделали F-104 идеальным для задач перехвата. Тем не менее его дальность и выносливость были плохими для этой работы. Так, ВВС США, изначально планировавшие иметь 722 истребителя Starfighter, сократили это число до 170. Однако это был еще не конец.

В 1957 году Западная Германия искала новый истребитель/бомбардировщик для замены самолетов первого поколения. Некоторые претенденты такие как Saunders-Roe SR.177 и Grumman F11F-1F Super Tiger, все еще находились на стадии проектирования. English Electric Lightning, Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart были большими перехватчиками, они не подходили для выполнения задач истребителей/бомбардировщиков.

Компания Lockheed быстро модернизировала планер Starfighter и создала F-104G, отвечающий требованиям ВВС Германии. Он имел более мощный двигатель J79-11A, увеличенное хвостовое оперение с электроприводом руля направления, улучшенные обдуваемые закрылки с режимом лучшей маневренности, электрическое противообледенительное оборудование воздухозаборников, многорежимную РЛС Autonetics F15A NASARR и LN-3 инерциальную навигационную систему.

Новая модификация, способна доставлять ядерные бомбы, может нести больше вооружения, чем первоначальные версии ВВС США. F-104G представлял собой простой, небольшой и легкий истребитель с высокими боевыми возможностями класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В отличие от многих своих конкурентов, он был недорогим и готовым к производству.

В итоге Германия отдала предпочтение Starfighter. Решение Германии повлияло на многих других союзников США, а Бельгия, Канада, Италия, Япония и Нидерланды выбрали F-104 для производства по лицензии. Кроме того, некоторые другие проамериканские страны стали приобретать самолет.

2578 экземпляров F-104 были произведены компанией Lockheed по лицензии различными зарубежными производителями. Несмотря на то, что F-104, казалось, имел определенные преимущества перед своими конкурентами в тендере, однако всем известно, что причиной этих решений стал печально известный скандал со взяточничеством Lockheed.

Несмотря на то, что хотя компания Lockheed подкупила политиков этих стран, они также подкупили США, чтобы гарантировать свою защиту. Кроме того, другие эксплуатанты F-104 могли получить самолеты по низким ценам или даже бесплатно благодаря программе военной помощи США. Пользователями F-104 были Бельгия, Канада, Дания, Германия, Греция, Италия, Япония, Иордания, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Испания, Тайвань, Турция и США.

Технические характеристики F-104G

Версия G F-104 имела длину 16,66 метра, размах крыла 6,63 метра и высоту 4,11 метра. Площадь крыла составляла 18,22 квадратных метра. Масса пустого самолета составила 6350 кг, максимальная взлетная масса — более 13150 кг. Один турбореактивный двигатель General Electric J79 с форсажной мощностью 69 кН обеспечивал максимальную скорость 2 Маха. F-104G имел перегонную дальность 2620 километров, а боевой радиус - 680 километров.

Практический потолок «Старфайтера» составлял 22000 метров. Он имел:

  1. одну 20-мм шестиствольную поворотную пушку M61A1 Vulcan
  2. семь узлов подвески с боекомплектом 1800 кг
  3. мог нести ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, бомбы и ракеты.

Технические характеристики версии F-104S

Вариант F-104S, разработанный в Италии как перехватчик, имел радиолокационную станцию NASARR R-21G/H с индикатором движущейся цели и непрерывным осветителем для полуактивных радиолокационных самонаводящихся ракет, девять точек подвески, более мощный двигатель J79-GE-19 и два дополнительных брюшных киля для повышения устойчивости. Он может запускать ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow.

Особенности конструкции F-104

F-104 имел конструкцию, похожую на ракету, а не на истребитель. Его фюзеляж был почти в два с половиной раза длиннее размаха крыла.

Такая конструкция сделала Starfighter быстрым в воздухе, но был слишком быстрым для приземления. Инженерам Lockheed пришлось добавить систему управления пограничным слоем, чтобы замедлить скорость самолета при приземлении. Тем не менее скорость захода на посадку F-104 была аналогична скорости взлета с взлетно-посадочной полосы.

Самолет должен был взлетать со скоростью более 400 километров в час, а затем резко ускоряться. Так, шасси нужно было убирать уже через две секунды после взлета. На скорости более 420 километров в час они могли застрять из-за высокого сопротивления воздуха.

Starfighter мог быстро подниматься на большую высоту. На первый взгляд эти особенности сделали «Старфайтер» отличным перехватчиком. Тем не менее его короткие крылья не могли нести топливо, что уменьшало дальность полета и выносливость. Таким образом, он был непригоден для задач перехвата.

Чтобы решить эту проблему, F-104 был оснащен возможностью дозаправки в воздухе. Однако поскольку ни у одного пользователя Starfighter, кроме США, в то время не было самолетов-заправщиков, эта возможность не имела никакого значения.

F-104 дозаправляется в воздухе

Starfighter был простым в обслуживании самолетом. Умело расположенные люки для обслуживания облегчили работу экипажа по доступу к бортовому оборудованию и критически важным системам.

Тактика боя F-104

Пилоты F-104 разработали новую тактику, используя возможности ускорения и набора высоты Starfighter, чтобы преодолеть недостаток большого радиуса поворота. Во-первых, летчики уклонялись от ближнего воздушного боя, держали скорость выше 650 километров в час и держали самолет на больших высотах. При обнаружении самолета противника первый F-104 начал пикировать над ним на скорости свыше 1100 километров в час, чтобы открыть огонь, а затем сразу поднимался почти вертикально. Многие боевые самолеты не могли следовать за F-104 при наборе высоты до тех пор, пока не появился истребитель четвертого поколения.

В некоторых случаях пилоты Starfighter даже совершали зигзагообразные движения во время набора высоты, из-за чего следующий вражеский самолет терял скорость и не мог продолжать преследовать.

Звено F-104 обычно состояло из 4 самолетов и когда один завершил круг, второй F-104 начал пикировать и так далее. Таким образом, атака на самолеты противника не прекращалась, поскольку атакующие F-104 постоянно менялись.

Эта тактика сбила с толку пилотов Северного Вьетнама и помогла создать впечатление, что их атакуют гораздо более крупные формирования. Несмотря на то, что американские F-104 не одержали победы в воздухе в этой войне, с помощью этой тактики они отпугнули множество перехватчиков МиГов. Кроме того, несмотря на большой радиус разворота, F-104 было трудно обнаружить из-за его небольших размеров.

Аварийный F-104

F-104 был печально известным самолетом с высоким уровнем аварийности. У него было много прозвищ, таких как «Вдоводел», «Летающий гроб», «Земляной гвоздь», «Газонный дротик» и «Алюминиевая трубка смерти». Также распространенной шуткой было «чтобы получить Старфайтер, нужно просто купить ферму и ждать, пока он на нее упадет».

F-104 был одним из первых образцов сверхзвуковых самолетов второго поколения. Кроме того, многие новые технологии, примененные к этим самолетам, все еще были незрелыми. Так что переход от первого поколения ко второму оказался непростым для пилотов.

Эксплуатанты F-104, готовясь к тотальной войне на уничтожение, провели интенсивные военные учения. Будучи передовой страной НАТО, Германия должна была первым отреагировать своими F-104, когда военный корабль Варшавского договора направлялся в Балтийское море или когда самолет приближался к воздушному пространству НАТО. Эти факты закономерно увеличили количество аварий. Многие источники утверждают, что у F-104 самый высокий уровень аварийности среди истребителей ВВС США.

Тем не менее за время службы в ВВС США в результате аварий было уничтожено 889 F-100, что превышает показатель F-104 в этой категории. Германия потеряла около 32 процентов своих истребителей в результате аварий, однако она потеряла 36 процентов своих F-84F.

Интересный факт о F-104

Lockheed U-2 Dragon Lady был разработан на базе XF-104, хотя эти два самолета непохожи друг на друга.

16 марта 2024 г.

Деревня Криуша (Дальнеконстантиновский район, Нижегородская область)

деревня Криуша, Дальнеконстантиновский муниципальный округ, Нижегородская область
15.03.2024 (дата съёмки)

В Списке населенных мест Нижегородской губернии за 1863 год упоминается Криуша (Кривуша) при реке Тунаевке. Число дворов 72, число мужского населения 195, женского 247.

Так же в том документе упоминается, что по правовому берегу Тунеевки в основном проживают Мордва-Терюхане.

Интересно, что река в одном документе называется то Тунаевка, то Тунеевка, а сейчас Тутовка.

Не удалось выяснить о происхождении названий и почему названия поменялись. Нашел словари на эрзянский словарь, но это тоже не помогло, хотя, вероятнее всего, происхождение стоит искать именно там. Как это обычно бывает, названия складываются из нескольких слов, что лишь отдаленно угадываются в названии топонима.

Дорога среди сугробов в деревне
Несмотря на близость к крупной транспортной магистрали, даже здесь не все дороги с покрытием
Старый деревянный дом с кирпичным пристроем
Деревня Криуша, 21
Колодец с ведром среди сугробов
Знак осторожно курицы
Забавно
Старый синий запорожец выступает из сугроба
Весна и появляются подснежники
Дорожный знак осторожно курицы
Я ожидал еще куриный переход, но его не было
Старый деревянный дом у заснеженной улицы
Деревня Криуша, 106

Колодцев тут много и состояние рабочее, судя по всему тут либо ходят на колодец, либо имеют скважины.

Колодец с ведром среди сугробов
Колодец с ведром среди сугробов
Дорога в деревне ранней весной
Деревенский деревянный дом ранней весной
Дорога в деревне ранней весной
Два деревянный дома на окраине деревни ранней весной
Край деревни, далее поля
Дорога в деревне ранней весной
Разрушенные старые дома в деревне
Много заброшенных домов, да и деревня оживает лишь к теплому сезону

По следам видно, что и зимой тут живут люди, но их количество можно по пальцам пересчитать.

Дорога в деревне среды высоких сугробов

Тут вышла бабулька и стала грозно спрашивать, что это мы тут снимаем. Не получив вразумительного ответа, да и откуда ему взяться, сказала что пошла вызывать полицию. Полиция так и не приехала, но непонятно почему? Старушка не могла назвать причину, почему те должны приехать? А она этого сделать не смогла бы при всем желании, разве что придумав что-то. Она не позвонила? Или полиция проигнорила? Насмотрятся американских фильмов, а потом права качают, а все законы лежат в интернете.

Старый одноэтажный кирпичный дом с декором
Деревня Криуша, 25

Это пожалуй единственный старый кирпичный дом, да еще с декором. Деревенька судя по всему всегда не выделялась экономическими успехами, потому в основном тут деревянные дома, без особого резного декора. Я говорю о старых домах.

Зимняя дорога в деревне
Два старых деревянных дома в деревне ранней весной
Деревня Криуша, 78
Деревянный дом и колодец в деревне зимой
Деревня Криуша, 31
Деревянный дом в деревне зимой
Деревня Криуша, 76
Колодец в деревне зимой
Два старых дома в деревне зимой
Деревня Криуша 35 и 34
Зимняя дорога в деревне
Колодец среди снегов в деревне
Старый деревянный дом в деревне зимой
Деревня Криуша, 65
Дома в деревне зимой
Деревянные дома в деревне
Одну улицу совсем трактор не чистил, хотя тропа имеется. А если пожар или скорую надо?

Мы по сути закончили с прогулкой, а теперь поделюсь впечатлениями. Деревне не мертвая, хоть и имеются заброшенные дома. Тут и там видны новые домишки, но далеко не особняки. Особняков тут нет хотя бы по причине постоянного гула от трассы на Арзамас, летом будет потише, но все равно. Т.е. ощущения, что ты уехал от цивилизации совсем нет.

Зимой населения почти нет, летом наверняка оживает. Где люди берут продукты непонятно, подозреваю сюда приезжает автолавка зимой.

Ларек на границе участка в деревне
Встретил интересный ларек
Старая надпись на ларьке Продукты
В понедельник выходной
Продуктовый ларек на границе участка
Думаю, он давно уж не работает
Магазин продуктов Престиж
Есть магазин и покрупнее, но зимой он наглухо закрыт
Доска объявлений
Режим работы пустой
14 марта 2024 г.

Бекетова залитая золотом (Нижнем Новгороде)

г. Нижний Новгород
улица Бекетова
14.03.2024 (дата съемки)

Чудное время на улице Бекетова, когда Солнце заходит в аккурат по направлению улицы. В результате улица заливается ярким золотым светом.

Городская улица с машинами залитая золотым солнечным светом
Городская улица с машинами залитая золотым солнечным светом
Городская улица с машинами залитая золотым солнечным светом

Такое время лучше, конечно, ловить в выходные, когда машин не так много, но и так тоже неплохо, просто сложнее сделать кадр. Надеюсь что скоро отменят ограничения для дронов, было бы интересно снять улицу в это время на всю длину.

UPD 17.07.2024 (дата съёмки)

А еще золотую улицу можно ловить в середине лета, ранним утром в районе шести утра.

Улица города залитая Солнцем
Но в этот раз солнце с другой стороны
Машина едет по дороге в городе, залитой золотым светом
От припаркованных машин конечно не избавиться
Машина едет по дороге в городе, залитой золотым светом
Городская улица, залитая золотым солнечным светом
Вы обращали внимание как выглядят провода троллейбусов?
Городская улица, залитая золотым солнечным светом
В районе Горловской провал, который ранее не замечал
Городская улица, залитая золотым солнечным светом
10 марта 2024 г.

Малоизвестная видовая точка (Нижний Новгород)

г. Нижний Новгород
Координаты: 56.325114, 43.999075

Прошлым летом нашел любопытную видовую точку, о которой видимо не все знают. Она казалась бы в центре города, но добраться до нее непросто. Спускаясь по Театральной лестнице, вы увидите живописную грунтовую тропинку направо.

Тропинка по склону среди берез
Тропинка среди берез ведет к Зеленскому съезду
Машины едут по съезду под основанием холма
Добравшись до Зеленского съезда, надо повернуть в гору направо

Тропинка тут очень крутая и непогоду не рекомендовал бы сюда взбираться. Да и в непогоду тут не те виды открываются. Поэтому ждем сухой, солнечной погоды и вперед.

Тропа по склону среди деревьев
Как видите тут натоптано, так что точка известна, но не широкому кругу
Тропа по склону среди деревьев
Зленые склоны холма
А вы знали что участок съезда от улицы Добролюбова до поворота называется Соболевским?

И взобравшись наверх вам откроются занимательные виды на Зеленский съезд, Тайницкую, Коромыслову, Никольскую и Кремлевский бульвар.

Зеленые склоны холма под Нижегородским кремлем
Да и походу подъема вам могут попасться любопытные виды

Я написал координаты в начале поста и добавил точку на OSM картах.