17 марта 2024 г.

Lockheed F-104 Starfighter - первый и противоречивый

F-104 Starfighter — противоречивый истребитель. Несмотря на впечатляющие, для своего времени, летные характеристики, этот боевой самолет до сих пор многим запомнился высокой аварийностью и скандалами. F-104 недолго был на службе в ВВС США, но этот боевой самолет долгое время был основой ВВС многих союзников США.

История создания F-104

Используя опыт Корейской войны, компания Lockheed начала работу над новым истребителем и в 1952 году собрала команду разработчиков под эту тему. Эта группа после изучения более 100 конфигураций самолетов остановилась на простом и небольшом легком самолете с одним мощным двигателем. ВВС США почти сразу заинтересовались новым самолетом, который дополнит и заменит F-100 Super Sabre. Но прежде компании Lockheed необходимо было выиграть конкурс.

Концепции самолета, получившего название XF-104, пришлось составить конкуренцию XF-91 Thunderceptor компании Republic Aviation, NA-212 компании North American Aviation и N-102 Fang компании Northrop Corporation.

ВВС США выбрали предложение Lockheed и в 1953 году заключили с компанией контракт на разработку двух прототипов. В течение года прототипы были произведены, но двигатель J79 не был готов, и когда первый прототип XF-104 официально совершил свой первый полет 4 марта 1954 года, он был оснащен двигателем Wright J65.

Прототип XF-104 в воздухе
Прототип XF-104
Источник

По итогам испытаний компания Lockheed разработала YF-104 на базе XF-104, имевший удлиненный фюзеляж, двигатель General Electric J79, новое шасси и модифицированные воздухозаборники.

Макет в музее YF-104
YF-104

YF-104 совершил свой первый полет 17 февраля 1956 года. Первый серийный вариант F-104A поступил на вооружение ВВС США 28 января 1958 года.

Особенности F-104

F-104 создавался как дневной истребитель завоевания превосходства в воздухе. Однако ВВС США приняли его в качестве перехватчика из-за проблем с производительностью F-102 Delta Dagger и задержек с выпуском F-106 Delta Dart.

Два F-104 в воздухе
F-104

На первый взгляд, впечатляющая скороподъемность и высотность сделали F-104 идеальным для задач перехвата. Тем не менее его дальность и выносливость были плохими для этой работы. Так, ВВС США, изначально планировавшие иметь 722 истребителя Starfighter, сократили это число до 170. Однако это был еще не конец.

В 1957 году Западная Германия искала новый истребитель/бомбардировщик для замены самолетов первого поколения. Некоторые претенденты такие как Saunders-Roe SR.177 и Grumman F11F-1F Super Tiger, все еще находились на стадии проектирования. English Electric Lightning, Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart были большими перехватчиками, они не подходили для выполнения задач истребителей/бомбардировщиков.

Компания Lockheed быстро модернизировала планер Starfighter и создала F-104G, отвечающий требованиям ВВС Германии. Он имел более мощный двигатель J79-11A, увеличенное хвостовое оперение с электроприводом руля направления, улучшенные обдуваемые закрылки с режимом лучшей маневренности, электрическое противообледенительное оборудование воздухозаборников, многорежимную РЛС Autonetics F15A NASARR и LN-3 инерциальную навигационную систему.

Новая модификация, способна доставлять ядерные бомбы, может нести больше вооружения, чем первоначальные версии ВВС США. F-104G представлял собой простой, небольшой и легкий истребитель с высокими боевыми возможностями класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В отличие от многих своих конкурентов, он был недорогим и готовым к производству.

В итоге Германия отдала предпочтение Starfighter. Решение Германии повлияло на многих других союзников США, а Бельгия, Канада, Италия, Япония и Нидерланды выбрали F-104 для производства по лицензии. Кроме того, некоторые другие проамериканские страны стали приобретать самолет.

2578 экземпляров F-104 были произведены компанией Lockheed по лицензии различными зарубежными производителями. Несмотря на то, что F-104, казалось, имел определенные преимущества перед своими конкурентами в тендере, однако всем известно, что причиной этих решений стал печально известный скандал со взяточничеством Lockheed.

Несмотря на то, что хотя компания Lockheed подкупила политиков этих стран, они также подкупили США, чтобы гарантировать свою защиту. Кроме того, другие эксплуатанты F-104 могли получить самолеты по низким ценам или даже бесплатно благодаря программе военной помощи США. Пользователями F-104 были Бельгия, Канада, Дания, Германия, Греция, Италия, Япония, Иордания, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Испания, Тайвань, Турция и США.

Технические характеристики F-104G

Версия G F-104 имела длину 16,66 метра, размах крыла 6,63 метра и высоту 4,11 метра. Площадь крыла составляла 18,22 квадратных метра. Масса пустого самолета составила 6350 кг, максимальная взлетная масса — более 13150 кг. Один турбореактивный двигатель General Electric J79 с форсажной мощностью 69 кН обеспечивал максимальную скорость 2 Маха. F-104G имел перегонную дальность 2620 километров, а боевой радиус - 680 километров.

Практический потолок «Старфайтера» составлял 22000 метров. Он имел:

  1. одну 20-мм шестиствольную поворотную пушку M61A1 Vulcan
  2. семь узлов подвески с боекомплектом 1800 кг
  3. мог нести ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, бомбы и ракеты.

Технические характеристики версии F-104S

Вариант F-104S, разработанный в Италии как перехватчик, имел радиолокационную станцию NASARR R-21G/H с индикатором движущейся цели и непрерывным осветителем для полуактивных радиолокационных самонаводящихся ракет, девять точек подвески, более мощный двигатель J79-GE-19 и два дополнительных брюшных киля для повышения устойчивости. Он может запускать ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow.

Особенности конструкции F-104

F-104 имел конструкцию, похожую на ракету, а не на истребитель. Его фюзеляж был почти в два с половиной раза длиннее размаха крыла.

Такая конструкция сделала Starfighter быстрым в воздухе, но был слишком быстрым для приземления. Инженерам Lockheed пришлось добавить систему управления пограничным слоем, чтобы замедлить скорость самолета при приземлении. Тем не менее скорость захода на посадку F-104 была аналогична скорости взлета с взлетно-посадочной полосы.

Самолет должен был взлетать со скоростью более 400 километров в час, а затем резко ускоряться. Так, шасси нужно было убирать уже через две секунды после взлета. На скорости более 420 километров в час они могли застрять из-за высокого сопротивления воздуха.

Starfighter мог быстро подниматься на большую высоту. На первый взгляд эти особенности сделали «Старфайтер» отличным перехватчиком. Тем не менее его короткие крылья не могли нести топливо, что уменьшало дальность полета и выносливость. Таким образом, он был непригоден для задач перехвата.

Чтобы решить эту проблему, F-104 был оснащен возможностью дозаправки в воздухе. Однако поскольку ни у одного пользователя Starfighter, кроме США, в то время не было самолетов-заправщиков, эта возможность не имела никакого значения.

F-104 дозаправляется в воздухе

Starfighter был простым в обслуживании самолетом. Умело расположенные люки для обслуживания облегчили работу экипажа по доступу к бортовому оборудованию и критически важным системам.

Тактика боя F-104

Пилоты F-104 разработали новую тактику, используя возможности ускорения и набора высоты Starfighter, чтобы преодолеть недостаток большого радиуса поворота. Во-первых, летчики уклонялись от ближнего воздушного боя, держали скорость выше 650 километров в час и держали самолет на больших высотах. При обнаружении самолета противника первый F-104 начал пикировать над ним на скорости свыше 1100 километров в час, чтобы открыть огонь, а затем сразу поднимался почти вертикально. Многие боевые самолеты не могли следовать за F-104 при наборе высоты до тех пор, пока не появился истребитель четвертого поколения.

В некоторых случаях пилоты Starfighter даже совершали зигзагообразные движения во время набора высоты, из-за чего следующий вражеский самолет терял скорость и не мог продолжать преследовать.

Звено F-104 обычно состояло из 4 самолетов и когда один завершил круг, второй F-104 начал пикировать и так далее. Таким образом, атака на самолеты противника не прекращалась, поскольку атакующие F-104 постоянно менялись.

Эта тактика сбила с толку пилотов Северного Вьетнама и помогла создать впечатление, что их атакуют гораздо более крупные формирования. Несмотря на то, что американские F-104 не одержали победы в воздухе в этой войне, с помощью этой тактики они отпугнули множество перехватчиков МиГов. Кроме того, несмотря на большой радиус разворота, F-104 было трудно обнаружить из-за его небольших размеров.

Аварийный F-104

F-104 был печально известным самолетом с высоким уровнем аварийности. У него было много прозвищ, таких как «Вдоводел», «Летающий гроб», «Земляной гвоздь», «Газонный дротик» и «Алюминиевая трубка смерти». Также распространенной шуткой было «чтобы получить Старфайтер, нужно просто купить ферму и ждать, пока он на нее упадет».

F-104 был одним из первых образцов сверхзвуковых самолетов второго поколения. Кроме того, многие новые технологии, примененные к этим самолетам, все еще были незрелыми. Так что переход от первого поколения ко второму оказался непростым для пилотов.

Эксплуатанты F-104, готовясь к тотальной войне на уничтожение, провели интенсивные военные учения. Будучи передовой страной НАТО, Германия должна была первым отреагировать своими F-104, когда военный корабль Варшавского договора направлялся в Балтийское море или когда самолет приближался к воздушному пространству НАТО. Эти факты закономерно увеличили количество аварий. Многие источники утверждают, что у F-104 самый высокий уровень аварийности среди истребителей ВВС США.

Тем не менее за время службы в ВВС США в результате аварий было уничтожено 889 F-100, что превышает показатель F-104 в этой категории. Германия потеряла около 32 процентов своих истребителей в результате аварий, однако она потеряла 36 процентов своих F-84F.

Интересный факт о F-104

Lockheed U-2 Dragon Lady был разработан на базе XF-104, хотя эти два самолета непохожи друг на друга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий