Немного истории
Изначально окские склоны были не столь заросшими, однако отсюда открывается завораживающий пейзаж, который заставляет замирать сердце от его величия. Все это создает чувство бесконечности и величия природы. Поэтому сюда часто приезжали горожане на пикники.
Однако на склонах произрастали в основном кустарники и нехватало тенистых мест. В 1903 году городская управа решила заняться благоустройством территории и организовать здесь парк. Территория не изобиловала деревьями и в жаркую погоду здесь было не комфортно, поэтому было решено произвести дополнительное озеленение. Для этого привлекли гимназистов, они помогали высаживать деревья, причем за каждым учеником закреплялось свое дерево, за которым он должен был ухаживать. Всего было высажено 1000 саженцев сосен.
Вы наверное задаетесь вопросом почему “Швейцария”? Однажды одному из горожан здешние виды напомнили Швейцарию, так в народе и закрепилось в именование, а позднее уже приобрело официальное название.
Прогулка
В этом году в Нижнем Новгороде администрацией города решено благоустроить парк Швейцария, планируется благоустройство каскадами, так как он находится на склоне, довольно крутом, правого берега реки Оки.
Пока еще работы не начались, решил запечатлеть текущее состояние, так сказать на память.
И первый заход будет непосредственно вдоль реки, по самому подножию парка. Но я подумал, что будет не слишком интересно только парк Швейцария захватить, посему решил пройтись от Малиновой гряды, под Мызинским мостом, вдоль парка Швейцария до Молитовского моста.
Ни когда там не был, да и думаю многие там не бродили.
Высадился я на остановке Щербинки-2 и от дома 61, что на улице Тропинина началась моя прогулка.
Первый участок это спуск от Щербинок до водонапорной станции "Малиновая гряда", дорога аля бетонка, по времени пешком примерно минут 30. По началу идем вдоль забора, что ограждает НИИ РАН, весь испещрен граффити, некоторые совершенно непонятные, некоторые занятные. Из-за близости города совершенно неудивительное явление.
Время для прогулки я выбрал ранее утро, когда и по прохладнее, легче добраться до места и когда поменьше народу
На заднем плане вы видите машины, скорее всего это или рыбаки, или работники водозабора. Там внизу есть еще какие-то частные домики, возможно местные жильцы.
Кстати по дороге ездит приличное количество машин, нельзя сказать что дорога не пользуется спросом.
Дорога проходит среди густой растительности и утренний щебет птиц почти оглушает.
Я уже как то делал пост о прогулке по Малиновой гряде и ранее на этой развилке я ушел направо, сейчас же наш путь пролегает прямо.
И вот нас уже встречает знак, предупреждающий, что скоро мы достигнем первой цели
Через реку находится Автозавод, а там две довольно нагруженные улицы: Мотастырская и проспект Ленина. Наверное, эта коричневая дымка от выхлопных газов
Сам водозабор, насосную станцию не стал фотографировать, наверняка стратегический объект и ко мне могли возникнуть вопросы
Наша вторая цель это Мызинский мост.
Рыбаки уже расселись по своим местам, смущать я их тоже не стал. Есть тут пляжик полу заросший
Тут же и какие-то домики аля деревенские, на некоторых картах это поселок "Малиновая гряда"
После этой, довольно маленькой деревни, начинается набережная, и она тянется практически дома самого моста. Справа чей-то особняк, фотографировать не стал ибо очень злобно охранник на меня смотрел. А слева небольшой причал с пару катеров. Сомнительное место для жизни, так как здесь довольно шумно от автозавода напротив. Здесь не ощущаешь себя на природе.
Домики порой совсем захудалые встречаются
Здесь я пошел вдоль реки
Хоть и поросло все деревьями, но выглядит дорога добротно
Время было в районе 8 часов утра, рыбаков полно
Если смотреть на холм, то надо мной находится Городская клиническая больница №29. Тропа капитальная, видно, что часто люди ходят.
А ходят здесь часто рыбаки и отдыхающие на этом пляже
Это видимо ливневка от больницы
Вся местность здесь каскадного типа, эта болотина находится метрах в пяти над поверхностью Оки
И моему удивлению не было предела увидеть здесь такую широкую тропу, а приглядевшись, увидел следы протектора какого-то мотоцикла, подозреваю здесь регулярно оффроадеры устраивают покатушки
Есть тут и отрытые ручьи
Ну вот мы и подошли к Мызинскому мосту. А вы знаете что бетонные блоки моста соединены не арматурой, а эпоксидным клеем?
Оставлю здесь парочку фотографий в художественной обработке
Вот мы оставили Мызинский мост позади и следующая наше цель это пляж под Парком Швейцария, со спутниковых снимков он должен быть довольно обширным.
Недалеко от Мызинского моста, кстати то же местами встречаются полоски песка. Местность достаточно удаленная и я бы не сказал что загажено "наглухо", но мусор встречается.
На подходе к большому пляжу набережная преображается, появляются лестницы, развилки дорог. Не знаю что здесь было ранее или что планировалось, но что-то масштабное.
Если бы погода была пасмурной, наверное создалось бы впечатление какого-нибудь города призрака, аля Припять
Уже пляж начинает виднеться
Местные жители, кстати очень часто из-под ног выпрыгивают ящерицы, такой зеленой я еще наверное не видел ни когда
Потрясные террасы встречаются, мысленно уберите мусор, клево было бы здесь пикничек заделать
А это собственно начало пляжа, пару человек активно выбирали песок в мешки
Вплотную к пляжу расположена лодочная станция "Нептун", снаружи выглядит как стихийный лагерь дикарей. На некоторых контейнерах даже кондиционеры висят.
На противоположном берегу ведется благоустройство пляжа на затоне 25 лет Октября. Я до реконструкции там побывал и сделал небольшой фото отчет.
Вот небольшой репортаж, о том что там планируется
Не сказал бы что место удобно для проживания, но тем не менее здесь появляются особняки. Тяжело выбираться в город, особенно зимой, отсутствие инфраструктуры. Не знаю зачем здесь хотят жить. Все что я перечислил может компенсировать природа и тишина, но здесь нет тишины.
По дороге случилась со мной история. Дело в том что вдоль склона протянуты водостоки и проходя мимо одно участка я услышал что кто-то шуршит в листве, поначалу я подумал что это очередная ящерица, но обычно ящерица шмыганет и замрет, а тут шуршание непрекращающееся. Глянул я в водосток и увидел утку, ну утка и утка, вылетит чей, а пригляделся, а она с выводком.
А малышня то совсем мелкая. Прошелся вдоль водостока вперед и назад, а выхода то нет. Сердце екнуло, надо помочь, не могу уйти.
Это первый вариант своего рода лестницы. В округе стройматериала оказалось очень мало.
Не смогли птенцы одолеть такую высоту
Соорудил пандус и мостик для них. Но оказался скользким, даже взрослая утка с трудом могла забраться, а утята и тем более.
Далее снимал часть на камеру, часть на телефон, так как реагировать нужно было быстро, могли далеко убежать.
Кстати тяжело их было загонять на пандус, утка нервничала, шипела и пыталась меня отогнать.
Следующая итерацией я уменьшил угол пандуса и положил бревно, так чтобы все могли выбраться, к тому же кора менее скользкая чем камни и фанера.
И вроде получилось.
У подножия парка Швейцария находится "Урочище слуда"
Памятник природы регионального значения
"Урочище слуда"
На территории памятника природы
Разрешаются
- учебные экскурсии
- научные исследования
На территории памятника природы
Запрещаются
- повреждения деревьев и кустарников
- стоянка и проезд автотранспорта
- выпас скота
- засорение, захламление и загрязнение территории
Далее по дороге стоит Слудинская водонапорная станция, которая по периметру ограждена и весьма плотно разрисована различными граффити и артами.
На противоположной стороне оборудована горнолыжная трасса. Ни когда на ней зимой не был, но вот так она выглядит летом у подножия холма.
Обхожу водонапорную станцию, спасибо Maps.Me (отличное приложение, видно все тропы) и выхожу опять на набережную.
Уж не знаю как тут оказался остов лодки, но вот так.
Огонь у носа лодки за авторством команды Той |
Дальнейшая наша цель это Молитовский мост, где лестницей выйдем к Университету им. Лобачевского, где прогулка и закончится
Не знаю как это называется, но необходимо для навигации судов на реке. А дорога это ведет к яхтклубу, что под мостом. Через яхтклуб естественно пройти нельзя, но Maps.Me показал обходные тропы.
Слева яхтклуб
А вот так местами выглядит ливневка
Наверху вы можете разглядеть Молитовский мост, а мой путь ведет на право и немного напряжный подъем, уже солнце высоко и припекает.
Время было в районе обеда и вроде машин было немного на Окском съезде, но на первой трети подъема очень сильно несло гарью от дороги
Вот такая вот получилась прогулка, в дальнейшем планирую еще несколько заходов по парку Швейцария, до его реконструкции, проходить буду ярусно и сегодня был самый нижний ярус, вдоль реки.
Вся прогулка заняла примерно часа четыре, ну может пять с утками, шагомер показал примерно 20 тысяч шагов
UPD 28.10.2023
17.09.2023 (дата съёмки)
Посёлок Малиновая гряда на берегу Оки |
Водозабор водопроводной станции Автозавода ГАЗ |
Мызинский мост |
UPD 10.11.2024
07.09.2024 (дата съёмки)
Берег Оки готовят к застройке, но прежде чем застраивать необходимо провести берегоукрепляющие работы. Поэтому крутые склоны Малиновской гряды и Слуды сейчас активно бороздят бульдозеры.
Это часть посёлка Малиновая гряда, часть в три дома стоит на полугоре. Я здесь уже бывал в 2018, тут все стабильно.
Неужели тут круглогодично живут? |
Сюда я приехал со стороны спуска к водозабору и по дороге попался лесник: он был на минитракторе, приспособленным для перевозки бревен. В принципе если здесь живут лесники, то живут круглогодично.
Со склонов бьют ключи, без настила тут будет непроходимая топь |
Уходит куда-то к Ихвв РАН |
Если бы не шум с противоположного берега Оки, то создается впечатление, что это заброшенная деревня |
Но за продуктами отсюда кататься конечно далековато, да и дорога не ахти.
На легковушке сюда добраться летом без проблем, но как зимой? |
Отопление дровяное |
На склонах порой попадаются террасы, а так как много ключей, то нередко на полугоре образуются болота |
По дорогам колесит тяжелая техника, что ворочает склоны, везде грязища |
Водоотведение сделано так себе |
Один из ключей бьет прям из-под дерева |
Но родник не дикий, к нему проложена тропа, кто-то сюда ходит |
Очень приятно было умыть лицо в такую жару |
Двигаемся к Мызинскому мосту |
Снимаю в субботу и все равно попадаются люди. Для меня всегда удивительно в такой глухомани встретить человека |
Проехали под мостом и выезжаем к бетонной безымянной набережной.
В прошлом году здесь лежали бетонные плиты для тяжелой техники, я думал тут дорогу выстроят, а нет |
Что это за место? Для чего такую набережную тут построили? Кто-то знает? |
Не могу найти информацию |
Наверняка была задумка |
Двигаемся к Молитовскому мосту |
Удивительное место. Оно доступное на любом транспорте. Кругом поросший бетон, поэтому и особой грязи нет. не удивительно, что пользуется огромной популярностью у отдыхающих: тут и загорают и жарят шашлыки...
Есть еще один кусок набережной от лодочной станции до насосной станции №1.
Два года назад читал о планах администрации сделать самую длинную набережную в мире. Это будет участок от набережной Гребного канала, через Нижне-Волжскую набережную, Черниговскую или Окскую набережную и до Молитовского моста |
Рыбаков тут больше чем рыбы в реке |
И просто прогуливающиеся |
Мы дошли до Молитовского моста.
Экскурсионный теплоход катает туристов, крайняя точка за Молитовским мостом |
Вдоль Черниговской и до Молитовского моста разломали свю ьетонную набережную, но уж как год нет ни каких других работ. Бетон убрали и все остановилось. В следствии поднятия ключевой ставки и начала банкротств застройщиков у меня появляются мысли, что такие види здесь установятся надолго. Помните историю синим забором на Нижне-Волжской набережной?
Размоет берег |
Еще год-два забор простоит, но вскоре будут появляться дыры и набережная заживет своей жизнью |
Я приметил, что бульдозеры срезают грунтовые выступы у склонов. Это такое берегоукрепление? Или это подготовка к формированию террасного рельефа?
Но ближе к Казанской площади появляется шум строительной техники.
Оказывается в густых зарослях крылись здания, что ранее были в комплексе зданий Ромодановского вокзала |
Двухэтажные жилые здания при станции "Нижний Новгород"
Тимирязево-Нижегородской линии 1911 - 1917 гг. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий