28 июня 2020 г.

Усадьба А.И. Башкировой (Нижний Новгород)

г. Нижний Новгород
улица Большая Печёрская, 11
19.06.2020 (дата съемки)

Стоит на улице Большая Печёрская усадьба, покинутая, заброшенная, но с изысканным экстерьером. Это так усадьба А.И. Башкировой. Здание находится в списке объектов культурного наследия. Странно, но таблички я не нашел, а это характерный признак охраняемого объекта.

Усадьба А.И. Башкировой  - вид с Большой Печерской
Усадьба А.И. Башкировой 
Кованный козырек у усадьбы Башкировой
Изысканный кованный козырек

Давайте заглянем со двора.

Угол усадьбы Башкировой со двора
Тут уже значительно меньше декора
Огромное окно усадьбы Башкировой
Огромное, шикарное окно. За моей спиной кирпичная стена. Но по всей логике такое окно должно выходить в сад
Подъездная дорожка в усадьбу Башкировой
Тут же проезд через ворота, либо это окно для того чтобы разглядывать и приветствовать гостя
Вычурные опоры ворот усадьбы Башкировойопоры
Кстати, ворота украшают весьма вычурные опоры
Заколоченный окна усадьбы Башкировой
Все окна с Большой Печерской заделаны
Вид на усадьбу Башкировой с Большой Печёрской
Состояние дома конечно не удовлетворительное, надеюсь найдется инвестор и восстановит элемент истории Нижнего Новгорода

UPD 10.10.2022

Немного истории дома.

Cемья купца-миллионера Якова Емельяновича Башкирова приобрела в конце XIX века на Большой Печерской две усадьбы.

Главные дома (ныне № 11 и 13) новые хозяева сильно перестроили по проектам архитектора Н.А. Фельдта. Вместе с пристроенными чуть позже к ним флигелями они имели Г-образную форму, обращенную друг к другу. Оба дома были одноэтажные, деревянные, оштукатуренные, на каменных подвалах; оба имели по восемь больших окон, выходящих на улицу и внешнюю глухую брандмауэрную стену. Оба двора, где было множество служебных построек с глубокими погребами, имели каменные ворота и запирались на ночь. И хотя эти постройки разделяли усадьбу, все же это был единый комплекс.

В архитектуре, и особенно в интерьерах дома № 13 (стоит рядом с домом 11), — тяготение к дворянскому стилю жизни. Потолки были украшены прекрасной лепниной, редкой красоты изразцы покрывали не только печи, но и ванную комнату, туалетную, стены кухни... Во дворе бил фонтан, украшенный скульптурами детей, олицетворявшими времена года; имелся обширный сад: каштаны, терновник, черемуха, груша, черешня, вишня...

В советское время в «барской» части дома, выходящей на улицу, разместился «Кожтрест», а в остальных помещениях — семья заместителя директора треста И.В. Кистанова. Семья была большая, дружная. Рассказывают, что пироги пеклись здесь метрами. «Анна Тимофеевна, сколько уж испекла?» - кричали со двора. «Да уж метров семь», — отвечала Анна Тимофеевна, выпекавшая за один раз и по 13 метров и любившая угощать не только домочадцев, но и соседей.

А потом «Кожтрест» переехал, а дом стали «уплотнять»: поселили людей не только в бывших комнатах (которые перегородили), но и в подвалах, туалете, ванной... Да и все служебные постройки во дворе тоже заселили. Условия быта стали соответственными, и дом старел и дряхлел. Некогда бо­гатая лепнина фасада облупилась и отлетела. Точно Барон из пьесы М. Горького «На дне», некогда красивый и презентабельный, дом смотрелся отверженным бедняком. И тогда, в 1950-е годы, чтобы и не смотреть на него, накрыли дом своеобразной «вуалью» - зашили досками и покрасили в коричневый цвет.

Дом №11 построен был не как хозяйский, а как доходный, то есть сдавался внаем обеспеченным людям Во флигеле были служебные помещения, в подвале склады, а на дворе — каменная конюшня с десятью денниками (просторными стойлами для выездных и скаковых лошадей), деревянными каретником, кузницей и сеновалом.

После революции в доме разместилась конная милиция: в главных покоях — начальник и контора, а в остальной части дома и, конечно, в подвале, поселили милиционеров с семьями. В 1939 году милицию перевели в другое место, дом заселили полностью, а в конюшне разместили аптечный склад.

Во время войны часть подвала главного здания использовалась как бомбоубежище. И это не удивительно: перекрытия в нем были многослойные, и кирпичные слои чередовались с металлическими конструкциями, что придавало им буквально «бункерную» прочность. После войны часть подвала переоборудовали под физико-химическую лабораторию политехнического института.

В части дома, выходящей на Большую Печерскую, в начале нового века был проведен декоративный ремонт. Сам дом почти весь расселен, а в подвале открылась бильярдная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий