24 марта 2024 г.

За что F-35 Lightning II критикуют

Самый противоречивый военный самолет наших дней — Lockheed Martin F-35 Lightning II. Некоторые утверждают, что он представляет собой новую эру военной авиации, в то время как другие говорят, что это большой провал.

Несомненно, в первой четверти XXI века F-35 был самолетом, который больше всего занимал повестку дня. Дискуссии по этому поводу разделяются на две крайности. Чтобы лучше понять эти дискуссии о Lightning II, давайте сначала взглянем на историю проекта JSF (Joint Strike Fighter — единый ударный истребитель).

История появления F-35

После окончания Первой холодной войны, ВВС США, ВМС США и Корпус морской пехоты США потребовали новый легкий боевой самолет пятого поколения для замены Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, General Dynamics F-16 Fighting Falcon, McDonnell Douglas AV-8B Harrier II и McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, находящиеся на вооружении. Новый летательный аппарат должен был летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и быть малозаметным.

Чтобы ответить различным требованиям трем разным ведомств, было решено разработать три версии: обычный наземный, обычный морского базирования, а также вариант с укороченной и вертикальной посадкой. Проект, получивший название Joint Strike Fighter, сокращенно JSF, официально стартовал в 1996 году.

На конкурсных испытаниях, прототип X-35 компании Lockheed Martin превзошла модель X-32 компании Boeing, и впоследствии стала F-35 Lightning II. «Лайтнинг» — это название Lockheed P-38 Lightning, американского истребителя-ветерана Второй мировой войны.

К программе присоединились Великобритания, Нидерланды, Италия, Канада, Дания, Турция, Норвегия и Австралия.

Самолет имеет три модификации:

  • F-35A — это наземная модель с обычным взлетом и посадкой
  • F-35B — корабельный вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой.
  • F-35C — корабельный самолет с катапультным взлетом, с увеличенной площадью крыла

F-35A совершил свой первый полет 15 декабря 2006 года. Два года спустя версия B и четыре года спустя версия C.

Самолет F-35A в небе
F-35A
Источник
Самолет F-35B над пустыней
F-35B
Самолет F-35C взлетающий с авианосца
F-35C

Технические параметры F-35

Боевой радиус действия варианта A и C составляет 1200 км., у B 900 км из-за того что двигатель для вертикального подъема занимает во внутреннем пространстве объем и топливные баки меньше.

По изначальным требованиям самолет должен был иметь возможность полета на суперкрейсерской скорости, т.е. длительный полет на сверхзвуке без использования форсажной камеры. Однако Lightning II не удовлетворяет этим требованиям и выход на сверхзвук возможен исключительно при использовании форсажа.

Особенностью конструкции самолета является малая заметность для радио-локационных станций, это обеспечивается специальным покрытием, формой и материалами. А также отсутствием внешних подвесов для боеприпасов, все вооружение находится внутри корпуса самолета.

Таким образом, самолет является подходящей платформой в качестве системы первого удара, т.е. проникновения в зону действия вражеской ПВО и нейтрализации РЛС, командных пунктов, пунктов связи...

В условиях малоинтенсивного боя или после уничтожения РЛС и систем ПВО противника F-35 будет оснащаться комплексами вооружения на подкрыльевых пилонах. Из-за нагрузки под крылом самолет теряет некоторые характеристики малозаметности, но может нести больше вооружения и/или подвесных топливных баков.

В настоящее время самолетом пользуются Австралия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Южная Корея, Великобритания и США.

В этом списке могла быть Турция, но из-за закупок С-400 у России, США отказалась поставлять F-35 Турции. Несмотря на это решение, многие турецкие компании продолжат производить детали для самолета. В будущем эксплуатантами F-35 станут Бельгия, Дания, Польша и Сингапур.

Боевое применение F-35

Самолет впервые использовался Израилем в боевых действиях в 2018 году. США и Великобритания также использовали свои Lightning II в боевых задачах. Даже некоторые источники утверждают, что израильские F-35 пролетели над столицей Ирана Тегераном. Также утверждается, что Израиль использует эти самолеты для боевых вылетов над Ираком и Ливаном.

Критика F-35

Но почему слишком много людей жалуются на F-35? Первоначально проект JSF должен был быть похож на предыдущие программы США F-5 и F-16. F-35 должен был стать самолетом со справедливой стоимостью закупок и жизненным циклом. Иметь возможность выходить на суперкрейсерский режим и обладать высокой степенью конфигурирования под конкретные задачи. Однако F-35 не удовлетворяет этим требованиям.

На первом этапе программы JSF было объявлено, что стоимость закупки нового самолета составит от 25 до 35 миллионов долларов. Сегодня утверждается, что эта стоимость составляет 85 миллионов, однако реальная стоимость превышает 120 миллионов долларов.

F-35 нуждается в специальных установках по переработке химических отходов. Т.е. авиабазы необходимо подготовить для приема и обслуживания Lightning II. Кроме того, так как этот самолет обладает большим количеством секретных наработок, даже купив самолет, не сможете его размещать на своих заграничных базах, без разрешения МО США.

Радар AN/APG-81 компании Northrop Grumman и блок наведения EOTS компании Lockheed Martin являются стандартом и F-35 не может быть оснащен другими радарами или блоками наведения, даже если вы будете производить эти системы внутри страны или найдете более мощные модели в других странах.

Однако, несмотря на то что США диктуют партнерам по проекту JSF AN/APG-81 и EOTS, известно, что Израиль интегрировал свои разработанные комплексы радиоэлектронной борьбы и другую авионику в свою версию F-35I Adir.

Чтобы сохранить свою скрытность, F-35 размещает вооружение внутри своих внутренних оружейных отсеков. Никакое оружие, не имеющее подходящего размера, не может быть интегрировано в эти отсеки. Такая ситуация не позволит закупать разные системы вооружения из разных источников в случае кризиса со странами-партнерами JSF.

Кроме того, вся деятельность по обслуживанию и поддержке будет контролироваться центром в США. Так что старший брат всегда будет следить за вашей эскадрильей F-35.

Итоги

Однако западные самолеты четвертого поколения критически устаревают, и их необходимо заменить. Россия и Китай разработали свои образцы пятого или пятого поколения. Пути назад нет. На заре Второй холодной войны для стран, нуждающихся в современном истребителе пятого поколения, F-35 является наиболее подходящим и единственным выбором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий