10 декабря 2021 г.

Арт-Окно (Том Сойер Фест, Нижний Новгород)

С 3 по 5 декабря 2021 прошла масштабная арт-акция "Арт-окно" от программы "Том Сойер Фест", по инициативе которой в городе восстанавливаются старые дома, как историческое наследие Нижнего Новгорода.

Основная часть акции это закрыть окна расселенных домов, от проникновения маргинальных личностей, который могут потенциально навредить этим домам. Но это лишь часть работы, художественная часть заключалась в привлечении художников, которые бы сделали свои произведения в оконных проемах, для привлечения внимания общественности к проблеме сохранения исторического облика города.

Сотрудник охраны с надписью Когда-то здесь жили некто, в теперь не живет никто
Когда-то здесь жили некто, в теперь не живет никто
Человек рисует надпись Здесь был мэр - рисунок
Здесь был мэр
Информационный плакат к арт-работе На закате
Информационный плакат "На закате"
Жилой дом мещанина Сергея Соболева — одно из последних попечителей Петропавловской церкви, принимавшего участие в ее реставрации. Флигель усадьбы Феофилакта Пятова, купца, головы города, потомственного почетного гражданина, деда сестер-революционерок Невзоровых.

"На закате" (2021 г.)

Автор: Иван Симонов

Работа передает состояние распада старой архитектуры. На картине изображен момент, когда солнце заходит за горизонт, освещая небо огненно-красным.

Об авторе: Иван Симонов — современный российский художник. Занимается стрит-артом: интегрирует в городскую среду изображения людей, распечатанные на черно-белом принтере. Особую известность получил по тегом #маленькиелюди
Арт-работы в оконных проемах деревянного дома
улица Максима Горького, 129
Информационные плакаты в оконным проемах деревянного дома
С 1872 по 1876 в этом доме жил Алёша Пешков (Максим Горький).

Основываясь на своих воспоминаниях, Максим Горький написал повесть "Детство"

Здесь Алёша слушал удивительные истории и сказки, которые хорошо умела рассказывать бабушка Акулина Ивановна.

Цитаты из повести "Детство" не просто переносят нас в ранние годы жизни писателя, но и напоминают о собственном детстве.
Повесть "Детство"

"...Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице; немощённая, заросшая травою, чистая и тихая, она выходила прямо в поле и была снизана из маленьких, пёстро окрашенных домов. Новый дом был наряднее, милее прежнего: его фасад покрашен теплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и одинаковая решётчатая ставня чердачного окна; крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный..."
Информационные плакаты в оконным проемах деревянного дома
Повесть "Детство"

"...В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчёлы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мёд этот бывал грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мёд..."
Повесть "Детство"

"...Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей; ловил долго, но красногрудые, важные птицы не шли в западню, поддразнивая своею красотой, они забавно расхаживали по среброкованому насту, взлетали на сучья кустарника, тепло одетые инеем, и качались на них, как живые цветы, осыпая синеватые искры снега. Это было так красиво, что неудача охоты не вызывала досаду, охотник я был не очень страстный, процесс нравился мне всегда больше, чем результат; я любил смотреть, как живут пичужки, и думать о них..."
Информационный плакат в оконным проемах деревянного дома
Повесть "Детство"

"...Долго спустя я понял, что русские, по нищете и скудности жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, ка дети, и редко стыдятся быть несчастными. В бесконечных буднях и горе — праздник, и пожар — забава; на пустом лице и царапина — украшение..."
Информационный плакат в оконным проемах деревянного дома
Повесть "Детство"

"...Меня поместили на заднем чердаке, и долго я лежал там слепой, крепко связанный по рукам и по ногам широкими бинтами, переживая дикие кошмары, — от одного из них я едва не погиб...

Однажды вечером, когда я уже выздоравливал и лежал развязанный, — только пальцы были забинтованы в рукавички, чтоб я не мог царапать лица, — бабушка почему-то запоздала прийти в обычное время, это вызвало у меня тревогу, и вдруг я увидал её: она лежала за дверью на пыльном помосте чердака, вниз лицом, раскинув руки, шея у неё была наполовину перерезана, как у дяди Петра, из угла, из пыльного сумрака к ней подвигалась большая кошка, жадно вытаращив зеленые глаза. Я вскочил с постели, вышиб ногами и плечами обе рамы окна и выкинулся на двор, в сугроб снега...."
Старая табличка на стене деревянного дома
Заметил старую табличку
Участок домов №31-50 Закреплен за ЖЗУ №7 Телефон 33-98-23 Уборку производит Дворник Королев

Это улица Короленко, 42.

Некоторые работы сделаны были еще летом 2021, это Короленко, 40.

Информационный плакат в оконном проеме деревянного дома
Дома нашего города обладают безусловной исторической ценностью, некоторые являются памятниками федерального значения.

Другие представляют собой богатый пласт истории и становятся яркими примерами выразительных черт городской архитектуры, без которых невозможно представить "Старый Нижний Новгород", почувствовать настоящую атмосферу прошлого.

Нам очень важно сохранить первозданный облик исторической застройки, где это еще возможно. Поэтому предлагаем вам оставлять теги и свои высказывания в этом окне, а не на фасадах домов.
Информационный плакат Красный круг культуры
Выразительный пример жилой деревянной архитектуры периода эклектики с богатым резным фасадным декором. Наряду с остальными домами квартала помогает образ одного из немногих колоритных уголков старого города.

"Красный круг культуры" (2021 г.)
Автор: Тимофей Маляров

В основе работ — размышления художника о пространстве и времени в квартале и о процессах, происходящих здесь.

1. "Упадок". В этой работе художник раскладывает реальность на цветовые фрагменты и наблюдает за их рассеиванием и деконструкцией.

2. "Работа". Здесь направление движения меняется; нет больше разрушения, есть созидание. Это время работы и осмысления.

3. "Отдых". Время для созерцания. Когда работа окончена, можно наслаждаться ее результатами.

4. "Трансформация". Движение не остановить, всё изменяется. Привычные формы устаревают, но не исчезают, а трансформируются. У объектов появляется дополнительный объем, который позволяет видеть в них и пошлое, и настоящее, и будущее.
Абстрактная картина упадок
Упадок
Абстрактная работа Работа
Работа
Абстрактная работа Отдых
Отдых
Абстрактная работа Трансформация
Трансформация
Абстрактные картины в оконных проемах деревянного дома
Снималось в сентябре
Информационный плакат Красный круг культуры
улица Короленко, 28
Пример городской жилой застройки конца XIX - начала XX века. Вместе с другими домами образует единый архитектурный ансамбль улицы.

Без названия (2021 г.)
Автор: Алексей Старков

"Чужие фотографии, так же как и найденные на улице ключи — знак абсолютной неизвестности и бессмысленности. Бывшие для кого-то важными в прошлом, но являясь потерянными сегодня, они становятся абсолютным мусором. Каждое фото — ключ к истории, который открывает некую дверь. Но за неё невозможно пробиться, ведь скважину, куда бы его можно было применить, мы попросту неспособны отыскать".

Об авторе: Алексей Старков — художник, культуролог. Главной темой для своих работ, Алексей выбирает феномены существования и конструирования образов памяти, постпамяти и хонтологии. Их механизмы, типология, устойчивые образы, особенности, а так же соотношение коллективных и лчных переживаний — все эти аспекты автор стремиться выразить в своих живописных, трёхмерных и пространственных практиках.

Автор: Алексей Старков

Работа создана на основе найденных фотографий, около или внутри расселенных домов по всему Нижнему Новгороду. Название работы исходит из информации об этих фотографиях. Что за люди изображены, при каких обстоятельствах и где, этой информации нет.

Эффект достигнут за счет снятия глянцевого слоя фотографии, после снятия слоя чернила фотографии начинают растекаться, придавая еще больше загадочности.

Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старая фотография в оконном проеме деревянного дома
Старые фотографии в окнах деревянного дома
Информационные плакаты в окнах деревянного дома
Выставка пионеры нижегородского изобретательства

В начале 90-х годов XIX века среди нижегородцев, которые обладали кое-какими техническими познаниями, замечалось одно характерное бытовое явление - страсть к изобретательству. Отличительной чертой каких изобретателей было личное бескорыстие, соединенное с желанием осчастливить страну. Неудачи не обескураживали маниакально настроенных людей.

Леонтий Шамшуренков 1687 - 1758
Иван Кулибин 1735 - 1818
Василий Калашников 1849 - 1908
Эммануил Чегодаев 1854 - 1916
Александр Попов 1859 - 1905
Самобеглая коляска
Леонтий Шамшуренков 1687 - 1758

Что "...такую коляску, он Леонтий, сделать может подлинно, на четырёх колёсах, так что она побежит без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, крому сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какой дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и горе, буде где не восьма крутое место..."
Информационные плакаты в окнах деревянного дома
Иван Кулибин 1735 - 1818
Мост

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами.
Эммынуил Чегодаев 1854 - 1816 Ходячая баржа Изобрел "Зимоход" - судно, ходящее зимою по льду реки. Модель представляла собой барку на полозьях, длина барки 20 аршин. Приводилась она в движение лапами, точнее, металлическими "ногами", какие обыкновенно приспосабливают ампутированным.
Информационные плакаты в окнах деревянного дома
Василий Калашников 1849 - 1908
Человек с форсунками

Со знаменитым "бездипломным" инженером захотел познакомиться Максим Горький, писатель Владимир Короленко, который дружил с механиком, повёз Алексей Максимовича на курбатовский завод. Нашли Калашникова не в заводской конторе, а на пароходе, в машинном отделении. Причем тот был во фраке! Оказалось, инженера вызвали разбираться с неполадкой прямо с купеческого юбилея, не успел Горький опомниться от представшей его взору картины, как Калашников стал ему доказывать преимущество своей форсунки перед другими системами форсунок. В итоге в памяти пролетарского писателя Калашников навсегда остался "человеком с форсунками".
Александр Попов 1859 - 1905
Радиотелеграфия
Генрих Герц

7 мая (теперь это день радио) 1895 года Попов первым в мире продемонстрировал работу радиоприемника. Спустя 10 месяцев он провел опыты с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 м радиограмму из двух слов: "Генрих Герц".
Информационные плакаты в окнах деревянного дома
улица Короленко, 15
Картины с абстрактными птицами на стене деревянного дома
Картина с абстрактной птицей на стене деревянного дома
Картина с абстрактной птицей на стене деревянного дома
Информационный плакат на стене деревянного дома
Надворный флигель усадьбы Гусевых, построен в 1897 г.
"Птицы триптих" (2021 г.)
Автор Козырева Катя

Три визуальные работы отражают непосредственную ассоциацию художника с домом. В основе сюжета — птицы. Каждая их них создана при помощи одной непрерывной линии, символизируя линейную связь времени и пространства.

Художница о себе: "Процесс живописания подобен медитации и проистекает из бессознательного. Я никогда не строю ожиданий относительно результата, это всегда сюрприз. На данный момент экспериментирую с разными материалами и темами"
Отрывок из газеты Нижегородский стиль
Это не из перечня работ в рамках фестиваля
Деревянный дом зимой
Славянская улица, 4Б
Картины с абстрактными птицами на стене деревянного дома
Информационный плакат на стене деревянного дома
Жилой дом. Пример традиционной каменной деревянной городской застройки. Вторая половина XIX - начало XX века. Во дворе домов 11 и 13 находился каретный сарай извозчика Шнырова, в котором содержались десятки экипажей, конюшня с 2 каурыми меринами и 26 вороными жеребцами.

"Наследие" (2021 г.)
Автор: Маруся Шлык

Самый богатый историей двор на Грузинской улице. В XX веке лошади были не только городской извозчичьей элитой. Лошадь считалась символом жизни и света. А её роскошная грива напоминает волны рек — Оки и Волги.
Грива лошади в оконном проеме дома
Остались только гривы, голова лошади исчезла
Грива лошади в оконном проеме дома

Автор: Синий карандаш

Надпись усадьба в оконных проемах заброшенного дома
Усадьба (Грузинская улица, 9)

Дом построен в 1844 году, тогда это был первый полукаменный дом на улице. В доме №7 по Грузинской жил ранее часовщик Телогреев — ремесленный глава Нижнего Новгорода, поэтому концепция времени отражена в работе художника. В начале XX века дом купил купец Поляк, который много жертвовал местной еврейской общине.

В работе изображены лица, газеты, силуэт города, как отражение Нижнего Новгорода. Места, время, люди составляют историю.

Информационный плакат на стене деревянного дома
Дом титулярной советницы А.Д. Воробьёвской, 1905 г.
"Река времени", триптих (2021 г.)

Время — мера длительности существования всех объектов, характеристика смены их состояний в процессах и самих процессов, изменения и развития. В этом понимании время схоже с рекой и человеческой жизнью: от истока к устью двигается человек в её течении. Картины Власова — попытка осмыслить время, прикоснуться к тайне этого загадочного течения. Они ещё и дань уважения человеку, часовщику М.Ф. Телогрееву, жившему в этом доме, который, как и автор картин, стремился понять истинную сущность времени.

Об авторе: Николай Власов — художник-график. Применяет различные графические и живописные техники, от традиционных до экспериментальных. Занимается печатной графикой: линогравюра, офорт, сухая игла, монотипия. Работает в мастерской ARGENTO. Принял участие в международных и всероссийских конкурсах-выставках, в том числе в Армении и Болгарии.
Абстрактная работа в оконном проеме каменного дома
Абстрактная работа в оконном проеме каменного дома
Абстрактная работа в оконном проеме каменного дома
Информационный плакат на стене деревянного дома
Жилой дом, конец XIX - начало XX века.
"Принятие" (2021 г.)
Автор: Вязь Маркер

У человеческой психики есть 5 стадий принятия изменений и неизбежного. Город, состоящий из людей имеет свои стадии принятия изменений по отношению к историческому наследию. Особенно это касается деревянных домов, которые со временем исчезают.

Первые две стадии: ветшания и расселение — негатив, связанный с непринятием исторических домов. Город может принять их с помощью консервации, найдя им новую функцию. После этого уже станут возможны следующие, позитивные, стадии восприятия домов — их реставрация и новая жизнь.
Надписи в окнах Ветшание и Расселение
Ветшание и Расселение
Надпись в окне консервация
Консервация
Плакаты в окнах - Реставрация - Новая жизнь
Реставрация - Новая жизнь
Надписи в окнах заброшенного дома
Сергиевская улица, 15
Миниатюры в окнах заброшенного дома
Рисунок лошади в окне заброшенного дома
Силуэт дамы в окне дома
Силуэт женской руки и силуэт господина в окне дома
Рисунок веера в окне дома
Информационный плакат и силуэт человека в окне дома
Малая Ямская улица, 25/18
Информационный плакат в окне дома
Жилой дом А.М. Самойлова, построен в 1902 - 1906 гг.
"Экипаж" (2021 г.)
Автор: Ирина Rin

В конце XVII в. именно на эту улицу были переселены более 100 ямщиков, поэтому она получила такое название.

Они строили усадьбы, занимались ремёслами и промыслами и считались состоятельным сословием.

Дом предстает перед нами в узнаваемом образе извозного дела. Мы видим не его, а большой экипаж, в котором знатные дамы и господа отправлялись по своим делам.
Информационный плакат и силуэт человека в окне дома
Информационный плакат на стене деревянного дома

UPD 30.12.2023

Стало известно, что этот дом выкупил некий инвестор, остается надеяться, что здание отреставрируют. В новостях дополнительно сообщили, что с 1915 по 1917 годы зданием владело Товарищество паровых механических мельниц Николая Бугрова.

END UPD

Флигель XX века относится к усадьбе мещанина Б.А. Пестова, главный дом сгорел в одном из многочисленных пожаров на ул. Шевченко.

Без названия (2021 г.)
Автор: Илья Маломошенко

Об авторе: Илья Маломошенко — современный российский художник из Томска. Работает в разном формате как на улице, создавая ассамбляжи и муралы, так и в студии, занимаясь станковой живописью и графикой.

Основной темой работ является проблема пожаров и сохранения деревянного исторического наследия городов.
Абстрактная картина на стене деревянного дома
Фиолетовое платье на деревянном заборе

Я в свое время именно с этого дома заинтересовался историей Нижнего Новгорода. У меня есть более расширенная информация по дому, но в другом посте.

Лица на кирпичной стене - рисунки
Лица в арке
Бутылки на окне
Совершенно другая картина со двора
Арты возле заброшенного деревянного дома
улица Шевченко, 7

Работы, созданные в рамках акции «Арт-окно»:

  • Триптих «Река времени», Николай Власов ул. Грузинская, 7 - дом титулярной советницы А.Д. Воробьевской, построен в 1905 году
  • «Усадьба», Синий Карандаш ул. Грузинская, 9 - главный дом городской усадьбы Н.С. и А.Ф. Тарасовых, 1844-1845 годы
  • «Наследие», Маруся Шлык ул. Грузинская, 11 — жилой дом, вторая половина XIX века
  • Без названия, Алексей Старков ул. Короленко, 28 — жилой дом, вторая половина XIX века
  • «Красный круг культуры», Тимофей Маляров ул. Короленко, 40 — жилой дом, конец XIX — начало XX века
  • «Экипаж», Ирина Rin ул. Малая Ямская, 25/18 — жилой дом А.М. Самойлова, построен в 1902-1906 годах
  • «На закате», Иван Симонов ул. Горького, 129 — жилой дом мещанина С. Соболева, одного из последних попечителей Петропавловской церкви, принимавшего участие в ее реставрации
  • «Принятие», Вязь Маркер ул. Сергиевская, 15 — жилой дом, конец XIX — начало XX века
  • Без названия, Илья Маломошенко ул. Шевченко, 7а — жилой флигель мещанина И.Г. Сайчева, 1913 год
  • Триптих «Птицы», Катя Козырева ул. Славянская, 4б — надворный флигель усадьбы Гусевых, построен в 1897 году

UPD 26.01.2022
18.01.2022 (дата съемки)

Голова лошади на Грузинской появилась позднее, видимо я тогда рано снимал или восстановили.

Рисунок головы лошади в окнах заброшенного дома

Почта России (Отражение Состояния)

г. Нижний Новгород
улица Ужгородская, 1Б
23.09.2021 (дата съемки)

Потрясающее отражение нашей почты. Напоминаю, что сейчас XXI век.

Я бывает ругаю некоторых реставраторов, за то что они в старое здание встраивают пластиковые окна. Например, палаты Олисова, которые построены в XVII веке, а там поставили стеклопакеты. Но здешняя администрация бережет традиции.

Почтовое отделение в старом деревянном доме

Интересно, сколько по времени тут ждут своей очереди клиенты? Мое отделение выглядит гораздо опрятнее и стоять полтора часа хотя бы приходится в помещении, но тут видимо стоят на улице.

Интересно есть ли мотивация у Почты России стать клиентоориентированными? Для этого достаточно взглянуть на зарплаты. Это вакансии в моем отделении. Средняя зарплата в Нижнем Новгороде составляет 47 тыс. рублей — это для справки.

Вакансии на почту России с зарплатами

Эффективный менеджмент это видимо не про Почту России, да и зачем он там нужен, налогоплательщик всегда выделит деньги если что, зачем напрягаться.

5 декабря 2021 г.

Перемиловские горы и Горьковский рубеж (Нижегородская область) 🏞

Жайский откос (Перемиловские горы, Вачский район, Нижегородская область, Россия)
Координаты - 55.881407, 42.514326
28.09.2021 (дата съемки)

Жайский откос (Перемиловские горы)

Однажды разглядывая карты обратил внимание на это место. Оно называлось Перемиловские горы и была отметка, что здесь обнажены геологические пласты. Поставил точку на карте и стал ждать свободное время.

Перемиловские горы — это возвышенность на правом берегу реки Ока. У происхождения названия есть две легенды:

  1. Первая связана с языческим богом Перемила. Будто здесь располагалось ранее место для поклонения ему. Это был бог любви, согласия и дружбы.
  2. Вторая связана с преданиями о Петре и Февронии, мол, после изгнания из Мурома они жили как раз в этих местах на берегу Оки. Когда они возвращались назад в Муром, Феврония подошла к подножию склона и сказала "Будьте же отныне Премилья горы за то что дали нам приют и убежище". Так же бытует легенда, что однажды прогуливаясь по местным "горам" Феврония воскликнула "Какие премилые горы!", так ей понравились местные виды.

Жайский откос назван по названию села неподалеку (Жайск).

Пласты пород на обрывистом склоне
Разглядеть пласты удалось только при помощи дрона
Беседка над высоким обрывом
Тут есть небольшая беседка

Дорога до сюда асфальтовая, доехать можно на любом транспорте.

Обрывистый берег над рекой осенью
Вид на Оку с высокого берега осенью
И конечно же отсюда открываются потрясающие виды
Река с высокого берега осенью
Река с высокого берега осенью
Река с высокого берега осенью
Луг на высоком обрывистом берегу с беседкой
Луг на высоком обрывистом берегу с беседкой
Луг на высоком обрывистом берегу с беседкой

Но оказалось место примечательно не только отличными видами, но и имеет некоторую историческую ценность. Здесь сохранился участок Горьковского рубежа.

Горьковский рубеж

Осень – зима 1941 суровые морозы помогли остановить немцев под Москвой: ломалась техника, стыли солдаты, отказывало оружие. Но эти морозы не остановили жителей горьковской области, которые рыли оборонительный рубеж.

Ров глубиной в стылой земле, как камень, глубиной 3 метра, шириной сверху 7 метров, на дне 3 метра. Копали лопатами, кирками и ломами. В основном женщины и подростки, мужчин мало.

6 ноября 1941 года в докладе Сталина посвященного годовщине великой Октябрьской революции особо отмечена важность противотанковых рвов для сведения на ноль танкового превосходства Гитлеровской Германии.

С 23 октября в Горьковской области такой ров уже строился две недели. Он войдет в историю как Горьковский рубеж, протянется на 1134 километра.

По плану Барбаросса, утвержденного в секретной директиве No21 от 18 декабря 1940 года предполагалось завоевание Советского Союза как раз к этому времени. По этому проекту уже планировалось взятие Москвы, и выход войск Германии к Волге и Оке, и взятию города Горький.

К ноябрю 1941 Гитлеровская Германия была остановлена на подступах к Москве. Ситуация шаткая и неопределенная, надо готовиться к худшему. Тогда руководство Горьковского Обкома (областной комитет) ВКП (Всесоюзная коммунистическая партия) и Горьковского Облисполкома принимает решение строить оборонительные сооружения для защиты Мурома И Горького, на случай прорыва противника. Сталин поддержал решение, и приказал к 25 декабрю 1941 года завершить строительство.

Для этого был создан Горьковский Комитет Обороны, во главе с первым секретарём обкома и горкома партии Михаилом Родионовым, начал строительство. Мобилизация на строительство была поголовная: женщины, дети, старики, все кто мог держать лопату, кирку или лом, все были брошены на работы. В обращении к строителям рубежа говорилось следующее:

Товарищи, в эти дни каждый из нас должен утроить свои силы, каждый из нас что жизнь его принадлежит родине. Наша родина в опасности и никогда еще опасность не была так велика и грозна. Товарищи. Участники строительства полевых укреплений. Каждый день работы на укреплениях увеличивает безопасность города. Стройте так, чтобы Горький стал неприступной крепостью.

Всего было мобилизировано 350 тысяч жителей области, в том числе 150 тысяч жителей Горького. Это были женщины, не занятые на военном производстве, мужчины не призванные на фронт, студенты и школьники 9 - 10 классов.

Каждый строитель должен был явиться на сборный пункт в установленное время, тепло одетым и иметь при себе запасную смену белья, полотенце, рукавицы, котелок и кружку, ложку, матрасную наволочку, одеяло и продукты питания на 5 – 7 дней. Желательно было иметь свое орудие труда: лопату, лом, пилу, топор.

Рвы копали особым образом: со стороны предполагаемого наступления стенка должна быть пологой, чтобы танк мог заехать, а с другой отвесной, чтобы танк не мог взобраться. Из обрезков рельса делали противотанковые ежи, устраивали завалы из деревьев. Копали рвы, землянки, командные пункты и обустраивали огневые точки.

Зима в 1941 году наступила рано, и морозной. Земля была каменной, сапером приходилось взрывать динамитом и только потом в ход шли лопаты. Вначале копали шурфы 75 на 75 см и глубиной 2 метра. Подрывники закладывали мешки со взрывчаткой и прокладывали бикфордов шнур, это был вечер. Взрывали рано утром. Однажды случился несчастный случай: рабочие пришли раньше подрывников, развели костер и случайно подожгли бикфордов шнур, погибло 60 рабочих.

Еще один подобный случай произошел 24 ноября. Подрывники закончили, сделали подрыв, но один не взорвался. Заряд нашел рабочий, он бросил его в костер, наверное хотел посмотреть что будет. 4 человека погибли и 16 получили ранения.

Строительство проводилось в строжайшей секретности, но немцы знали. Летчики люфтваффе часто сбрасывали листовки с такими стихами:

Дорогие гражданочки
Не ройте ваши ямочки
Приедут наши таночки
Зароют ваши ямочки

Рабочий день начинался в семь утра и продолжался до 18 часов с часовым перерывом на обед. Окопников поселили в деревенских избах, им самим приходилось беспокоиться о своем пропитании. Обогревом тоже необходимо было заниматься самому, т.е. после тяжелой смены необходимо было идти в лес и самому валить, пилить и колоть и заготавливать дрова.

У многих людей обувь была не по сезону, особенно у студентов. Их обували в лапти.

В ночь с 4 на 5 ноября произошел первый авианалет на Горький. Над городом стояло малиновое зарево, и это видели строители рубежа. По карте им казалось что война еще далеко, но на деле она оказалась уже здесь.

Бомбардировщики шли по хорошо видимому ориентиру – руслу Оки. Всего Горький переживет 53 авианалета.

Утром 5 ноября произошло ЧП. Когда руководители и бригадиры стройки вышли на работу, то не обнаружили ни одного из работников. Земля была покрыта листовками. Если вы не перестанете рыть окопы, мы вас разбомбим.

Перепуганные учительницы, ночной бомбежкой Горького, забрали учеников и разбежались по домам. Руководители приказали сжечь все листовки и созвать бригадиров. Людей на рубеж вернули НКВДшники, они пригрозили бригадирам расстрелом, если те не вернут людей на строительство.

7 ноября люди вернулись. Стояли сильные морозы до -40. От тех же морозов отчасти спасал тот же ров. Оборонительный рубеж даже предусматривал возможную переправу немцев по Оке. Рабочие разбивали шторками лед и держали русло открытым. Для продвижения танка достаточно толщины льда 50 – 80 см. Стояли лютые морозы, поэтому требовалось разбивать лед каждый день.

Противотанковый еж с табличкой
Памятник строителям Горьковского рубежа
Противотанковый еж с табличкой
16 октября 1941 года на берегу реки Оки от Навашина до Павлова женщинами, школьниками, студентами, учащимися ремесленных училищ, в тяжелых условиях зимы, при 10-часовом рабочем дне, кирками и лопатами были построены оборонительные укрепления. Камни и песок брали с реки, лошадей не хватало. Приходилось возить на санках. Грелись у костров, подбрасывая туда хворост и немецкие листовки, которые сбрасывали с самолетов, летевшие бомбить город Горький. 5 января 1942 года было построено: 12 огневых точек, 2 КП и НП, противотанковый ров, противопехотных препятствий 1 линии - 3 ряда перед рвом и 3 ряда за рвом, доты и дзоты размещались по всей реке на расстоянии 400 - 500 метров. Вечная память героям!
Противопехотные укрепления среди берез
Противопехотные укрепления
Рвы на высоком берегу реки
Рвы
Рвы для пехоты на высоком берегу реки
Рвы скорее декоративные, но сохраняют память свои наличием
Обзорная площадка на высоком берегу реки
Отличная обзорная площадка
Высокий обрывистый берег с беседкой
Поросший высокий берег реки осенью
Наблюдательный пункт из рва
Река среди лесов - кадр с высокого берега
Памятник ВОВ среди берез

Золотая осень вступает в свои права. Возвращаясь назад наткнулся на живописный кадр — заброшенный дом (деревня Мякишево).

Золотая осень - желтые деревья и деревенский дом
Золотая осень - желтые деревья и деревенский дом