Блог заметок и фотографий. Делюсь мыслями о новостях и случаях.
10 декабря 2021 г.
Арт-Окно (Том Сойер Фест, Нижний Новгород)
С 3 по 5 декабря 2021 прошла масштабная арт-акция "Арт-окно" от программы "Том
Сойер Фест", по инициативе которой в городе восстанавливаются старые дома, как
историческое наследие Нижнего Новгорода.
Основная часть акции это закрыть окна расселенных домов, от проникновения
маргинальных личностей, который могут потенциально навредить этим домам. Но
это лишь часть работы, художественная часть заключалась в привлечении
художников, которые бы сделали свои произведения в оконных проемах, для
привлечения внимания общественности к проблеме сохранения исторического облика
города.
Когда-то здесь жили некто, в теперь не живет никто
Здесь был мэр
Информационный плакат "На закате"
Жилой дом мещанина Сергея Соболева — одно из последних попечителей
Петропавловской церкви, принимавшего участие в ее реставрации. Флигель
усадьбы Феофилакта Пятова, купца, головы города, потомственного почетного
гражданина, деда сестер-революционерок Невзоровых.
"На закате" (2021 г.)
Автор: Иван Симонов
Работа передает состояние распада старой архитектуры. На картине изображен
момент, когда солнце заходит за горизонт, освещая небо огненно-красным.
Об авторе: Иван Симонов — современный российский художник. Занимается
стрит-артом: интегрирует в городскую среду изображения людей, распечатанные
на черно-белом принтере. Особую известность получил по тегом #маленькиелюди
улица Максима Горького, 129
С 1872 по 1876 в этом доме жил Алёша Пешков (Максим Горький).
Основываясь на своих воспоминаниях, Максим Горький написал повесть
"Детство"
Здесь Алёша слушал удивительные истории и сказки, которые хорошо умела
рассказывать бабушка Акулина Ивановна.
Цитаты из повести "Детство" не просто переносят нас в ранние годы жизни
писателя, но и напоминают о собственном детстве.
Повесть "Детство"
"...Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице;
немощённая, заросшая травою, чистая и тихая, она выходила прямо в поле и
была снизана из маленьких, пёстро окрашенных домов. Новый дом был
наряднее, милее прежнего: его фасад покрашен теплой и спокойной
тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и
одинаковая решётчатая ставня чердачного окна; крышу с левой стороны
красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было
множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно
хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный..."
Повесть "Детство"
"...В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые
люди сносили, как пчёлы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая
душу мою, кто чем мог. Часто мёд этот бывал грязен и горек, но всякое
знание — всё-таки мёд..."
Повесть "Детство"
"...Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить
снегирей; ловил долго, но красногрудые, важные птицы не шли в западню,
поддразнивая своею красотой, они забавно расхаживали по среброкованому
насту, взлетали на сучья кустарника, тепло одетые инеем, и качались на
них, как живые цветы, осыпая синеватые искры снега. Это было так красиво,
что неудача охоты не вызывала досаду, охотник я был не очень страстный,
процесс нравился мне всегда больше, чем результат; я любил смотреть, как
живут пичужки, и думать о них..."
Повесть "Детство"
"...Долго спустя я понял, что русские, по нищете и скудности жизни своей,
вообще любят забавляться горем, играют им, ка дети, и редко стыдятся быть
несчастными. В бесконечных буднях и горе — праздник, и пожар — забава; на
пустом лице и царапина — украшение..."
Повесть "Детство"
"...Меня поместили на заднем чердаке, и долго я лежал там слепой, крепко
связанный по рукам и по ногам широкими бинтами, переживая дикие кошмары, —
от одного из них я едва не погиб...
Однажды вечером, когда я уже выздоравливал и лежал развязанный, — только
пальцы были забинтованы в рукавички, чтоб я не мог царапать лица, —
бабушка почему-то запоздала прийти в обычное время, это вызвало у меня
тревогу, и вдруг я увидал её: она лежала за дверью на пыльном помосте
чердака, вниз лицом, раскинув руки, шея у неё была наполовину перерезана,
как у дяди Петра, из угла, из пыльного сумрака к ней подвигалась большая
кошка, жадно вытаращив зеленые глаза. Я вскочил с постели, вышиб ногами и
плечами обе рамы окна и выкинулся на двор, в сугроб снега...."
Заметил старую табличку
Участок домов №31-50 Закреплен за ЖЗУ №7 Телефон 33-98-23 Уборку
производит Дворник Королев
Это улица Короленко, 42.
Некоторые работы сделаны были еще летом 2021, это Короленко, 40.
Дома нашего города обладают безусловной исторической ценностью, некоторые
являются памятниками федерального значения.
Другие представляют собой богатый пласт истории и становятся яркими
примерами выразительных черт городской архитектуры, без которых невозможно
представить "Старый Нижний Новгород", почувствовать настоящую атмосферу
прошлого.
Нам очень важно сохранить первозданный облик исторической застройки, где
это еще возможно. Поэтому предлагаем вам оставлять теги и свои
высказывания в этом окне, а не на фасадах домов.
Выразительный пример жилой деревянной архитектуры периода эклектики с
богатым резным фасадным декором. Наряду с остальными домами квартала
помогает образ одного из немногих колоритных уголков старого города.
"Красный круг культуры" (2021 г.)
Автор: Тимофей Маляров
В основе работ — размышления художника о пространстве и времени в квартале
и о процессах, происходящих здесь.
1. "Упадок". В этой работе художник раскладывает реальность на цветовые
фрагменты и наблюдает за их рассеиванием и деконструкцией.
2. "Работа". Здесь направление движения меняется; нет больше разрушения,
есть созидание. Это время работы и осмысления.
3. "Отдых". Время для созерцания. Когда работа окончена, можно
наслаждаться ее результатами.
4. "Трансформация". Движение не остановить, всё изменяется. Привычные
формы устаревают, но не исчезают, а трансформируются. У объектов
появляется дополнительный объем, который позволяет видеть в них и пошлое,
и настоящее, и будущее.
Упадок
Работа
Отдых
Трансформация
Снималось в сентябре
улица Короленко, 28
Пример городской жилой застройки конца XIX - начала XX века. Вместе с
другими домами образует единый архитектурный ансамбль улицы.
Без названия (2021 г.)
Автор: Алексей Старков
"Чужие фотографии, так же как и найденные на улице ключи — знак абсолютной
неизвестности и бессмысленности. Бывшие для кого-то важными в прошлом, но
являясь потерянными сегодня, они становятся абсолютным мусором. Каждое
фото — ключ к истории, который открывает некую дверь. Но за неё невозможно
пробиться, ведь скважину, куда бы его можно было применить, мы попросту
неспособны отыскать".
Об авторе: Алексей Старков — художник, культуролог. Главной темой для
своих работ, Алексей выбирает феномены существования и конструирования
образов памяти, постпамяти и хонтологии. Их механизмы, типология,
устойчивые образы, особенности, а так же соотношение коллективных и лчных
переживаний — все эти аспекты автор стремиться выразить в своих
живописных, трёхмерных и пространственных практиках.
Автор: Алексей Старков
Работа создана на основе найденных фотографий, около или внутри
расселенных домов по всему Нижнему Новгороду. Название работы исходит из
информации об этих фотографиях. Что за люди изображены, при каких
обстоятельствах и где, этой информации нет.
Эффект достигнут за счет снятия глянцевого слоя фотографии, после снятия
слоя чернила фотографии начинают растекаться, придавая еще больше
загадочности.
Выставка пионеры нижегородского изобретательства
В начале 90-х годов XIX века среди нижегородцев, которые обладали
кое-какими техническими познаниями, замечалось одно характерное бытовое
явление - страсть к изобретательству. Отличительной чертой каких
изобретателей было личное бескорыстие, соединенное с желанием осчастливить
страну. Неудачи не обескураживали маниакально настроенных людей.
Леонтий Шамшуренков 1687 - 1758
Иван Кулибин 1735 - 1818
Василий Калашников 1849 - 1908
Эммануил Чегодаев 1854 - 1916
Александр Попов 1859 - 1905
Что "...такую коляску, он Леонтий, сделать может подлинно, на четырёх
колёсах, так что она побежит без лошади, только правима будет через
инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, крому сидящих в
ней праздных людей, а бегать будет хотя через какой дальнее расстояние и
не только по ровному местоположению, но и горе, буде где не восьма крутое
место..."
Иван Кулибин 1735 - 1818
Мост
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового
одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами.
Эммынуил Чегодаев 1854 - 1816 Ходячая баржа Изобрел "Зимоход" - судно,
ходящее зимою по льду реки. Модель представляла собой барку на полозьях,
длина барки 20 аршин. Приводилась она в движение лапами, точнее,
металлическими "ногами", какие обыкновенно приспосабливают
ампутированным.
Василий Калашников 1849 - 1908
Человек с форсунками
Со знаменитым "бездипломным" инженером захотел познакомиться Максим
Горький, писатель Владимир Короленко, который дружил с механиком, повёз
Алексей Максимовича на курбатовский завод. Нашли Калашникова не в
заводской конторе, а на пароходе, в машинном отделении. Причем тот был во
фраке! Оказалось, инженера вызвали разбираться с неполадкой прямо с
купеческого юбилея, не успел Горький опомниться от представшей его взору
картины, как Калашников стал ему доказывать преимущество своей форсунки
перед другими системами форсунок. В итоге в памяти пролетарского писателя
Калашников навсегда остался "человеком с форсунками".
Александр Попов 1859 - 1905
Радиотелеграфия
Генрих Герц
7 мая (теперь это день радио) 1895 года Попов первым в мире
продемонстрировал работу радиоприемника. Спустя 10 месяцев он провел опыты
с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на
расстояние 250 м радиограмму из двух слов: "Генрих Герц".
улица Короленко, 15
Надворный флигель усадьбы Гусевых, построен в 1897 г.
"Птицы триптих" (2021 г.)
Автор Козырева Катя
Три визуальные работы отражают непосредственную ассоциацию художника с
домом. В основе сюжета — птицы. Каждая их них создана при помощи одной
непрерывной линии, символизируя линейную связь времени и пространства.
Художница о себе: "Процесс живописания подобен медитации и проистекает из
бессознательного. Я никогда не строю ожиданий относительно результата, это
всегда сюрприз. На данный момент экспериментирую с разными материалами и
темами"
Это не из перечня работ в рамках фестиваля
Славянская улица, 4Б
Жилой дом. Пример традиционной каменной деревянной городской застройки.
Вторая половина XIX - начало XX века. Во дворе домов 11 и 13 находился
каретный сарай извозчика Шнырова, в котором содержались десятки экипажей,
конюшня с 2 каурыми меринами и 26 вороными жеребцами.
"Наследие" (2021 г.)
Автор: Маруся Шлык
Самый богатый историей двор на Грузинской улице. В XX веке лошади были не
только городской извозчичьей элитой. Лошадь считалась символом жизни и
света. А её роскошная грива напоминает волны рек — Оки и Волги.
Остались только гривы, голова лошади исчезла
Автор: Синий карандаш
Усадьба (Грузинская улица, 9)
Дом построен в 1844 году, тогда это был первый полукаменный дом на улице. В
доме №7 по Грузинской жил ранее часовщик Телогреев — ремесленный глава
Нижнего Новгорода, поэтому концепция времени отражена в работе художника. В
начале XX века дом купил купец Поляк, который много жертвовал местной
еврейской общине.
В работе изображены лица, газеты, силуэт города, как отражение Нижнего
Новгорода. Места, время, люди составляют историю.
Дом титулярной советницы А.Д. Воробьёвской, 1905 г.
"Река времени", триптих (2021 г.)
Время — мера длительности существования всех объектов, характеристика
смены их состояний в процессах и самих процессов, изменения и развития. В
этом понимании время схоже с рекой и человеческой жизнью: от истока к
устью двигается человек в её течении. Картины Власова — попытка осмыслить
время, прикоснуться к тайне этого загадочного течения. Они ещё и дань
уважения человеку, часовщику М.Ф. Телогрееву, жившему в этом доме,
который, как и автор картин, стремился понять истинную сущность
времени.
Об авторе: Николай Власов — художник-график. Применяет различные
графические и живописные техники, от традиционных до экспериментальных.
Занимается печатной графикой: линогравюра, офорт, сухая игла, монотипия.
Работает в мастерской ARGENTO. Принял участие в международных и
всероссийских конкурсах-выставках, в том числе в Армении и Болгарии.
Жилой дом, конец XIX - начало XX века.
"Принятие" (2021 г.)
Автор: Вязь Маркер
У человеческой психики есть 5 стадий принятия изменений и неизбежного.
Город, состоящий из людей имеет свои стадии принятия изменений по
отношению к историческому наследию. Особенно это касается деревянных
домов, которые со временем исчезают.
Первые две стадии: ветшания и расселение — негатив, связанный с
непринятием исторических домов. Город может принять их с помощью
консервации, найдя им новую функцию. После этого уже станут возможны
следующие, позитивные, стадии восприятия домов — их реставрация и новая
жизнь.
Ветшание и Расселение
Консервация
Реставрация - Новая жизнь
Сергиевская улица, 15
Малая Ямская улица, 25/18
Жилой дом А.М. Самойлова, построен в 1902 - 1906 гг.
"Экипаж" (2021 г.)
Автор: Ирина Rin
В конце XVII в. именно на эту улицу были переселены более 100 ямщиков,
поэтому она получила такое название.
Они строили усадьбы, занимались ремёслами и промыслами и считались
состоятельным сословием.
Дом предстает перед нами в узнаваемом образе извозного дела. Мы видим не
его, а большой экипаж, в котором знатные дамы и господа отправлялись по
своим делам.
UPD 30.12.2023
Стало известно, что этот дом выкупил некий инвестор, остается надеяться, что здание отреставрируют. В новостях
дополнительно сообщили, что с 1915 по 1917 годы зданием владело Товарищество паровых механических мельниц Николая
Бугрова.
END UPD
Флигель XX века относится к усадьбе мещанина Б.А. Пестова, главный дом
сгорел в одном из многочисленных пожаров на ул. Шевченко.
Без названия (2021 г.)
Автор: Илья Маломошенко
Об авторе: Илья Маломошенко — современный российский художник из Томска.
Работает в разном формате как на улице, создавая ассамбляжи и муралы, так
и в студии, занимаясь станковой живописью и графикой.
Основной темой работ является проблема пожаров и сохранения деревянного
исторического наследия городов.
Я в свое время именно с этого дома заинтересовался историей Нижнего
Новгорода. У меня есть более расширенная информация по дому, но в
другом посте.
Лица в арке
Совершенно другая картина со двора
улица Шевченко, 7
Работы, созданные в рамках акции «Арт-окно»:
Триптих «Река времени», Николай Власов ул. Грузинская, 7 - дом титулярной
советницы А.Д. Воробьевской, построен в 1905 году
«Усадьба», Синий Карандаш ул. Грузинская, 9 - главный дом городской
усадьбы Н.С. и А.Ф. Тарасовых, 1844-1845 годы
«Наследие», Маруся Шлык ул. Грузинская, 11 — жилой дом, вторая половина
XIX века
Без названия, Алексей Старков ул. Короленко, 28 — жилой дом, вторая
половина XIX века
«Красный круг культуры», Тимофей Маляров ул. Короленко, 40 — жилой дом,
конец XIX — начало XX века
«Экипаж», Ирина Rin ул. Малая Ямская, 25/18 — жилой дом А.М. Самойлова,
построен в 1902-1906 годах
«На закате», Иван Симонов ул. Горького, 129 — жилой дом мещанина С.
Соболева, одного из последних попечителей Петропавловской церкви,
принимавшего участие в ее реставрации
«Принятие», Вязь Маркер ул. Сергиевская, 15 — жилой дом, конец XIX —
начало XX века
Без названия, Илья Маломошенко ул. Шевченко, 7а — жилой флигель мещанина
И.Г. Сайчева, 1913 год
Триптих «Птицы», Катя Козырева ул. Славянская, 4б — надворный флигель
усадьбы Гусевых, построен в 1897 году
UPD 26.01.2022
18.01.2022 (дата съемки)
Голова лошади на Грузинской появилась позднее, видимо я тогда рано снимал или
восстановили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий