23 марта 2024 г.

Старое Желнино (Нижегородская область)

сельский посёлок Желнино, городской округ Дзержинск, Нижегородская область
22.03.2024 (дата съёмки)

Это прогулка по старому Желнино, н прежде чем пойдем глазеть нужно немного погрузиться немного в историю поселения.

Предыстория Желнино

Известно, что еще со времен палеолита, а если быть точнее с конца 4-тысячелетия и 3-е тысячелетие на здешней территории были распространены племена балахнинской культуры. В то время люди научились ловить рыбу и охота стала приобретать более распространённый характер. Наконечники стрел и копий стали приобретать различные формы, что свидетельствует об экспериментах людей в части эффективности орудий охоты на конкретную дичь.

Этот период характеризуется появление гончарных изделий путем ручной лепки, т.е. эффективность хозяйства повышалось, что способствовало появлению постоянных поселений. Так в районе Желнино археологи открыли поселения именной балахнинской культуры, такое название культура получила по открытию стоянки у Балахны.

Балахнинская культура в здешней местности была довольно широко распространена, учитывая давность лет и географию: стоянки культуры найдены у Балахны, Павлово, Дзержинска (Гавриловка, Желнино, Володарск), у Городца (Серково, Сокольская), на Моховых горах, на Линде (Линда, Остреево), в Поветлужье, у реки Теша...

Распространение племен времен неолита
Ранне-неолитические миграции
Источник

История Желнино

Если говорить о Желнино конкретно, то точного времени образования поселения неизвестно, в Нижегородских епархиальных ведомостях за 1889, упоминается, что Желнино уже было известно в 1621 году (об упоминании в ходе прогулки). Но наиболее популярная версия, что Желнино появилось в XVIII веке.

По происхождению названия тоже нет конкретики, бытует легенда, что название идет от дятла "желна", коих много в здешних лесах.

До XIX века поселение жило ловлей рыбы, постройкой кораблей и полагаю поставками корабельной сосны. В округе поселка огромные массивы сосны, что отлично подходят и для продажи на верфи и для строительства на месте.

Если уж и занимались рыбной ловлей, то и развивалось сопутствующее производство.

Главными центрами торговли рыболовными снастями в Нижегородской губернии следует считать город Нижний и селения Решетиха и Желнино, Балахнинского уезда. В этих местах сосредоточены конторы местных крупных торговцев, занимающихся скупкою сетяных запасов в пределах губернии и сбытом их за пределами ея — по Поволжью, Черноморью и Прикаспийскому краю. Источник Кустарное дело в России за 1904

Однако с конца XIX деревянных судов строят все меньше и здешние места превращаются в места отдыха. Тут начинают строить свои дачи видные жители Нижнего Новгорода и не только.

До 1879 Желнино являлось деревней, с 1879 уже село с освящением Храма Благовещения Пресвятой Богородицы, а 12 сентября 1942 стало посёлком

Выдержка из старой газеты
Источник: Горьковская коммуна от 13 сентября 1942
Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября с. г. отнесены к категории рабочих поселков населенные пункты: Рудничный, Саткинского района, Челябинской области, Желнино, Бабино, Гавриловка, Горбатовка и Красная Горка, пригородной зоны города Дзержинска, Горьковской области, с сохранением прежних наименований, и Половинка, Верхне-Буреинского района, Амурской области, Хабаровского края, с присвоением наименования — рабочий поселок, Умальтинский.

Прогулка по Желнино

улица Советская, 16
Жилой дом с каменными воротами
конец XIX века

Местная администрация занимает старое массивное кирпичное здание, постройки конца XIX века. В некоторых источниках здание упоминается как жилой дом. Но даже по современным меркам он слишком огромен. Могу предположить это некое бывшее производственное здание или училище.

Старое кирпичное здание у дороги в селе
Старая фотография колодца у каменного дома
В советские годы тут располагался сельсовет
июнь 1958 года
Старое кирпичное здание у дороги в селе
Старое кирпичное здание у дороги в селе
Кирпичные ворота у старого дома

улица Советская, 19
Главный дом усадьбы Солиных
конец XIX века

Детский садик, занял старое кирпичное здание, которое было родовым гнездом Солиных. Родоначальник династии Степан Солин, занимался он рыботорговлей и был владельцем речного флота.

Машина припаркована у старого кирпичного здания
Интересно сделали окно
Старая фотография людей у кареты
Солины возле крыльца своей усадьбы в Желнино
в приличном качестве фотография не нашел, поэтому немного подправил с помощью ИИ
конец XIX века

Кирпичные здания здесь редкость, я про старые дома, в основном они деревянные.

Старый деревянный дом в деревне
Советская улица, 33
Старый деревянный дом за забором в деревне
Советская улица, 38
Пухлый воробей на ветке
Старый деревянный дом за густым кустарником
Советская улица, 49

Желнино сейчас это коттеджный посёлок, старых домов осталось совсем не много, в основном тут особняки, окруженные высокими заборами. Пешеходных дорожек тут нет, если вы передвигаетесь ногами, то только по проезжей части, уворачиваясь от редких машин.

Заборы я упомянул не просто так, находясь в Желнино вы оказываетесь в неком узком коридоре улицы, зажатой с двух сторон глухими заборами. Только асфальт, заборы, крыши зданий и изредка старые здания.

Советская улица, 46

Узкая улица среди заборов в посёлке
Интересное здание впереди с панорамной беседкой на крыше, причем здание не новое, а каких-то советских времен

улица Чкалова, 9
Жилой дом
конец XIX века

Старый бревенчатый дом в посёлке
Старый бревенчатый дом в посёлке
Старый бревенчатый дом в посёлке с декором
Река покрытая льдом в следах человека
Местные жители и сейчас активно промышляют рыбной ловлей
Река покрытая льдом в следах человека
Старый деревянный дом за деревянным забором
улица Озёрная, 18
Улица вдоль зданий за забором
Это типичная картина в посёлке
Старый деревянный дом на фоне современного коттеджа
улица Футбольная, 17 - Местные контрасты

К сожалению, неизвестны старые названия улиц, а они могли бы многое рассказать.

Улица в посёлке на закате
улица Футбольная

улица Футбольная, 5
Жилой дом с воротами
конец XIX – начало XIX веков

Старый двухэтажный деревянный дом в посёлке
Старые кирпичные ворота у деревянного дома
Странно что у деревянного дома кирпичные ворота

улица Кооперативная (бывшая Елховка), 40
Усадьба Кузнецовых
конец XIX века

Усадьба Михаила Андреевича и Анастасии Дмитриевны Кузнецовых, которые стали родоначальниками многочисленного рода Кузнецовых. Наиболее известными были Степан и Павел Игнатьевичи (внуки вышеуказанных Кузнецовых) как временные купцы 1-й гильдии, торгующие под знаком фирмы Торговый Дом "Братья Кузнецовы", учреждённый в Астрахани в 1880 году.

Старое кирпичное здание
Сейчас тут детский садик
Старое двухэтажное белое кирпичное здание
К сожалению, нет подробностей чья это усадьба
Информационная табличка на старом кирпичном здании
На табличке нет подробностей
Старое двухэтажное белое кирпичное здание
Сугробы перед старым кирпичным зданием
Во дворе виднеется здание, которое похоже на бывший конюшенный комплекс

улица Кооперативная (бывшая Елховка), 37
Жилой дом
конец XIX – начало XIX веков

Старое трехэтажное бревенчатое здание




улица Кооперативная, 35
Жилой дом
конец XIX – начало XIX веков

Старое трехэтажное бревенчатое здание

улица Кооперативная (бывшая Елховка), 33
Жилой дом
конец XIX – начало XIX веков

Старое трехэтажное бревенчатое здание
Старая фотография деревянного дома
На обратной стороне фото надпись: "Село Жёлнино старинный буржуйный дом"
1935 год
Три старых трехэтажных бревенчатых дома в посёлке
Обратите внимание, что эти три дома рядом и выполнены в одном стеле. Можно ли предположить это дома одного семейства?
Старый деревянный одноэтажный дом с резьбой
улица Кооперативная (бывшая Елховка), 39

улица Кооперативная (бывшая Елховка), 43
Жилой дом
конец XIX – начало XIX веков

Старый полукаменный дом с обилием резьбы
Старый полукаменный дом с металлическим козырьком
На некоторых козырьках иногда можно прочесть инициалы
Ажурный кованный козырек
Но их тут нет
Частный жилой дом в лучах заката
улица Кооперативная (бывшая Елховка), 47

улица Кооперативная (бывшая Елховка), 38
Жилой дом
конец XIX – начало XIX веков

Старый двухэтажный бревенчатый дом
Одноэтажный дом в посёлке
улица Кооперативная (бывшая Елховка), 36
Старый полукаменный дом с вывеской почта
улица Кооперативная (бывшая Елховка), 31
Два красочных деревянных дома в посёлке
улица Кооперативная (бывшая Елховка), 32 и 30
Старое одноэтажное здание лавки
 улица Кооперативная (бывшая Елховка), 29 - очевидно здание лавки

улица Кооперативная, 17

Старые деревянные ворота
Ворота как артефакт
Старый деревянный бревенчатый дом
Дорога в поселке в грязи и лужах
Не все переулки проходимы весной
Деревянные частные дома в посёлке

Судя по количеству старых домов на этой улице, это самая старая улица посёлка, но название очевидно из советского прошлого.

улица Кооперативная (бывшая Елховка), 21

Зеленый деревянный дом с разрушенной трубой
Кирпичная труба развалилась
Старый деревянный дом за забором
Переулок в посёлке с видом на церковь
Клубный переулок

улица Красная, 13
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
1878 год постройки

Нижегородские епархиальные ведомости 1889

Село Желнино. Из Чернаго Владыка отправился в село Желнино. В этом селе прихожан обоего пола 647 душ; из них раскольников 8 человек: не были у исповеди и причастия Св. Таин, по опущению, 97 человек. При входе в церковь священник Иоан Лезвийкий сказал следующую речь:

"Преосвященнейший Владыко! Храм этот, в который вы вступили, еще первый в здешнем селении и существует всего десять лет. До построения сего храма — Желнино было деревня. Кем и когда она основана — неизвестно. Известно только, по дошедшим до нас письменным памятникам *), что она существовала еще в 1621 году, за двести слишком лет до нашего времени, и состояла в вотчинном владении — ныне уже не существующего — Дудина монастыря, которого остатки и по сие время находятся в полугоре правого берега реки Оки. А потому до 1879 года она принадлежала к приходу селя Подъяблоннаго, Горбатовского уезда.

В описываемое нами время деревня Желнино состояла всего из восьми домов, с небольшим числом жителей. Но прошествии 56 лет, При державе Царя Феодора Алексеевича в этой деревне насчитывалось уже 27 домов с 97 душами, и она состояла в вотчинных владениях Кур Иоакима, Святейшаго патриарха Московского. Наконец, в 1764 году, во дни царствования Императрицы Екатерины II-й, когда упразднён быть Дудинь монастырь, деревня Желнино поступила в число Государственных имуществ. С этого времени и начинается увеличение числа жителей в ней; крестьяне, получивши свободу от крепостной зависимости, стали возвращаться на родину и, таким образом, составили довольно обширное и многолюдное селение...

*) - Выпись из Нижегородских писцовых книг о вотчинных владениях Дудива монастыря, письма и меры Дмитрия Васильевича Лодыгина с товарищи, выданная при указе Нижегородской Губернской Канцелярии от 14 апреля 1766 года, за №1157, на имя Экономического Казначея, Поручика Сумина, — хранящаяся в Подъяблонском Волостном Правлении, Горбатовского уезда.

Из этой речи мы узнаем, что Желнино уже существовало в 1621 году, что деревня была вотчиной Дудина монастыря, что резе Оку, и на то время состояла всего из восьми домов.

Старый кирпичный храм
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

улица Красная, 14

Старый двухэтажный деревянный дом с резными наличниками
Старый двухэтажный деревянный дом с резными наличниками

улица Красная, 10
Жилой дом
конец XIX века

Старый желтый, двухэтажный кирпичный дом
Кованный ажурный козырек у здания

улица Красная, 8
Жилой дом
конец XIX века

Старый полукаменный дом
Старый деревянный одноэтажный дом с резными наличниками
улица Красная, 7
Старая фотография, где группа людей, включая детей и взрослых, стоит на берегу реки. Некоторые из них находятся в лодке. В заднем плане видны деревянные дома и изгороди. На переднем плане лежат длинные бревна.
Весенний разлив 1932 года. Ул. Красная
17 марта 2024 г.

Lockheed F-104 Starfighter - первый и противоречивый

F-104 Starfighter — противоречивый истребитель. Несмотря на впечатляющие, для своего времени, летные характеристики, этот боевой самолет до сих пор многим запомнился высокой аварийностью и скандалами. F-104 недолго был на службе в ВВС США, но этот боевой самолет долгое время был основой ВВС многих союзников США.

История создания F-104

Используя опыт Корейской войны, компания Lockheed начала работу над новым истребителем и в 1952 году собрала команду разработчиков под эту тему. Эта группа после изучения более 100 конфигураций самолетов остановилась на простом и небольшом легком самолете с одним мощным двигателем. ВВС США почти сразу заинтересовались новым самолетом, который дополнит и заменит F-100 Super Sabre. Но прежде компании Lockheed необходимо было выиграть конкурс.

Концепции самолета, получившего название XF-104, пришлось составить конкуренцию XF-91 Thunderceptor компании Republic Aviation, NA-212 компании North American Aviation и N-102 Fang компании Northrop Corporation.

ВВС США выбрали предложение Lockheed и в 1953 году заключили с компанией контракт на разработку двух прототипов. В течение года прототипы были произведены, но двигатель J79 не был готов, и когда первый прототип XF-104 официально совершил свой первый полет 4 марта 1954 года, он был оснащен двигателем Wright J65.

Прототип XF-104 в воздухе
Прототип XF-104
Источник

По итогам испытаний компания Lockheed разработала YF-104 на базе XF-104, имевший удлиненный фюзеляж, двигатель General Electric J79, новое шасси и модифицированные воздухозаборники.

Макет в музее YF-104
YF-104

YF-104 совершил свой первый полет 17 февраля 1956 года. Первый серийный вариант F-104A поступил на вооружение ВВС США 28 января 1958 года.

Особенности F-104

F-104 создавался как дневной истребитель завоевания превосходства в воздухе. Однако ВВС США приняли его в качестве перехватчика из-за проблем с производительностью F-102 Delta Dagger и задержек с выпуском F-106 Delta Dart.

Два F-104 в воздухе
F-104

На первый взгляд, впечатляющая скороподъемность и высотность сделали F-104 идеальным для задач перехвата. Тем не менее его дальность и выносливость были плохими для этой работы. Так, ВВС США, изначально планировавшие иметь 722 истребителя Starfighter, сократили это число до 170. Однако это был еще не конец.

В 1957 году Западная Германия искала новый истребитель/бомбардировщик для замены самолетов первого поколения. Некоторые претенденты такие как Saunders-Roe SR.177 и Grumman F11F-1F Super Tiger, все еще находились на стадии проектирования. English Electric Lightning, Convair F-102 Delta Dagger и Convair F-106 Delta Dart были большими перехватчиками, они не подходили для выполнения задач истребителей/бомбардировщиков.

Компания Lockheed быстро модернизировала планер Starfighter и создала F-104G, отвечающий требованиям ВВС Германии. Он имел более мощный двигатель J79-11A, увеличенное хвостовое оперение с электроприводом руля направления, улучшенные обдуваемые закрылки с режимом лучшей маневренности, электрическое противообледенительное оборудование воздухозаборников, многорежимную РЛС Autonetics F15A NASARR и LN-3 инерциальную навигационную систему.

Новая модификация, способна доставлять ядерные бомбы, может нести больше вооружения, чем первоначальные версии ВВС США. F-104G представлял собой простой, небольшой и легкий истребитель с высокими боевыми возможностями класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В отличие от многих своих конкурентов, он был недорогим и готовым к производству.

В итоге Германия отдала предпочтение Starfighter. Решение Германии повлияло на многих других союзников США, а Бельгия, Канада, Италия, Япония и Нидерланды выбрали F-104 для производства по лицензии. Кроме того, некоторые другие проамериканские страны стали приобретать самолет.

2578 экземпляров F-104 были произведены компанией Lockheed по лицензии различными зарубежными производителями. Несмотря на то, что F-104, казалось, имел определенные преимущества перед своими конкурентами в тендере, однако всем известно, что причиной этих решений стал печально известный скандал со взяточничеством Lockheed.

Несмотря на то, что хотя компания Lockheed подкупила политиков этих стран, они также подкупили США, чтобы гарантировать свою защиту. Кроме того, другие эксплуатанты F-104 могли получить самолеты по низким ценам или даже бесплатно благодаря программе военной помощи США. Пользователями F-104 были Бельгия, Канада, Дания, Германия, Греция, Италия, Япония, Иордания, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Испания, Тайвань, Турция и США.

Технические характеристики F-104G

Версия G F-104 имела длину 16,66 метра, размах крыла 6,63 метра и высоту 4,11 метра. Площадь крыла составляла 18,22 квадратных метра. Масса пустого самолета составила 6350 кг, максимальная взлетная масса — более 13150 кг. Один турбореактивный двигатель General Electric J79 с форсажной мощностью 69 кН обеспечивал максимальную скорость 2 Маха. F-104G имел перегонную дальность 2620 километров, а боевой радиус - 680 километров.

Практический потолок «Старфайтера» составлял 22000 метров. Он имел:

  1. одну 20-мм шестиствольную поворотную пушку M61A1 Vulcan
  2. семь узлов подвески с боекомплектом 1800 кг
  3. мог нести ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, бомбы и ракеты.

Технические характеристики версии F-104S

Вариант F-104S, разработанный в Италии как перехватчик, имел радиолокационную станцию NASARR R-21G/H с индикатором движущейся цели и непрерывным осветителем для полуактивных радиолокационных самонаводящихся ракет, девять точек подвески, более мощный двигатель J79-GE-19 и два дополнительных брюшных киля для повышения устойчивости. Он может запускать ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow.

Особенности конструкции F-104

F-104 имел конструкцию, похожую на ракету, а не на истребитель. Его фюзеляж был почти в два с половиной раза длиннее размаха крыла.

Такая конструкция сделала Starfighter быстрым в воздухе, но был слишком быстрым для приземления. Инженерам Lockheed пришлось добавить систему управления пограничным слоем, чтобы замедлить скорость самолета при приземлении. Тем не менее скорость захода на посадку F-104 была аналогична скорости взлета с взлетно-посадочной полосы.

Самолет должен был взлетать со скоростью более 400 километров в час, а затем резко ускоряться. Так, шасси нужно было убирать уже через две секунды после взлета. На скорости более 420 километров в час они могли застрять из-за высокого сопротивления воздуха.

Starfighter мог быстро подниматься на большую высоту. На первый взгляд эти особенности сделали «Старфайтер» отличным перехватчиком. Тем не менее его короткие крылья не могли нести топливо, что уменьшало дальность полета и выносливость. Таким образом, он был непригоден для задач перехвата.

Чтобы решить эту проблему, F-104 был оснащен возможностью дозаправки в воздухе. Однако поскольку ни у одного пользователя Starfighter, кроме США, в то время не было самолетов-заправщиков, эта возможность не имела никакого значения.

F-104 дозаправляется в воздухе

Starfighter был простым в обслуживании самолетом. Умело расположенные люки для обслуживания облегчили работу экипажа по доступу к бортовому оборудованию и критически важным системам.

Тактика боя F-104

Пилоты F-104 разработали новую тактику, используя возможности ускорения и набора высоты Starfighter, чтобы преодолеть недостаток большого радиуса поворота. Во-первых, летчики уклонялись от ближнего воздушного боя, держали скорость выше 650 километров в час и держали самолет на больших высотах. При обнаружении самолета противника первый F-104 начал пикировать над ним на скорости свыше 1100 километров в час, чтобы открыть огонь, а затем сразу поднимался почти вертикально. Многие боевые самолеты не могли следовать за F-104 при наборе высоты до тех пор, пока не появился истребитель четвертого поколения.

В некоторых случаях пилоты Starfighter даже совершали зигзагообразные движения во время набора высоты, из-за чего следующий вражеский самолет терял скорость и не мог продолжать преследовать.

Звено F-104 обычно состояло из 4 самолетов и когда один завершил круг, второй F-104 начал пикировать и так далее. Таким образом, атака на самолеты противника не прекращалась, поскольку атакующие F-104 постоянно менялись.

Эта тактика сбила с толку пилотов Северного Вьетнама и помогла создать впечатление, что их атакуют гораздо более крупные формирования. Несмотря на то, что американские F-104 не одержали победы в воздухе в этой войне, с помощью этой тактики они отпугнули множество перехватчиков МиГов. Кроме того, несмотря на большой радиус разворота, F-104 было трудно обнаружить из-за его небольших размеров.

Аварийный F-104

F-104 был печально известным самолетом с высоким уровнем аварийности. У него было много прозвищ, таких как «Вдоводел», «Летающий гроб», «Земляной гвоздь», «Газонный дротик» и «Алюминиевая трубка смерти». Также распространенной шуткой было «чтобы получить Старфайтер, нужно просто купить ферму и ждать, пока он на нее упадет».

F-104 был одним из первых образцов сверхзвуковых самолетов второго поколения. Кроме того, многие новые технологии, примененные к этим самолетам, все еще были незрелыми. Так что переход от первого поколения ко второму оказался непростым для пилотов.

Эксплуатанты F-104, готовясь к тотальной войне на уничтожение, провели интенсивные военные учения. Будучи передовой страной НАТО, Германия должна была первым отреагировать своими F-104, когда военный корабль Варшавского договора направлялся в Балтийское море или когда самолет приближался к воздушному пространству НАТО. Эти факты закономерно увеличили количество аварий. Многие источники утверждают, что у F-104 самый высокий уровень аварийности среди истребителей ВВС США.

Тем не менее за время службы в ВВС США в результате аварий было уничтожено 889 F-100, что превышает показатель F-104 в этой категории. Германия потеряла около 32 процентов своих истребителей в результате аварий, однако она потеряла 36 процентов своих F-84F.

Интересный факт о F-104

Lockheed U-2 Dragon Lady был разработан на базе XF-104, хотя эти два самолета непохожи друг на друга.