21 апреля 2022 г.

Нижегородские земли в начале XVII века

То, что мы сегодня называем Нижегородским регионом. В начале XVII века, представляла из себя, не административно-территориальное образование, а конгломерат — самостоятельных уездов, каждый из которых напрямую подчинялся Москве.

Нижний Новгород был самым большим городом края и, по сути главенствовал, но самостоятельными центрами были Балахна со своим уездом, Арзамас со своим уездом, Курмыш, еще были Алатырский уезд и Юрьевецкий.

Карта нижегородского уезда конца XVII века
Уезды конца XVII века, сформировавшиеся на территории нижегородско-городецкой части Нижегородского великого княжества
Карта-схема Д.А. Черненко и П.В. Чеченкова

При этом границы уездов были не совсем четко оформлены и были анклавы, разные уезды имели свои земли внутри других уездов, нижегородский был самым большим.

Характер уездов, особенности их формирования были различными. Нижегородский уезд сочетал в себе черты и военного центра и экономического. Нижний Новгород был шестым по значению городом тогдашнего московского государства.

В отличие от него Балахна и Арзамас имели свою специфику. Балахна была фактически исключительно экономическим, там, не было военной силы и основой экономики была торговля солью.

Рисунок-панорама города на реке
Балахна. Панорама города XVII века

Балахнинская крепость почти не имела военного значения, там не было своих вооруженных отрядов. Арзамас был в чистом виде военно-административным центром, экономической жизни там почти не было.

Рисунок план крепости у реки
План Арзамасской крепости

Курмыш сочетал в себе черты и того и другого, но Курмыш был сравнительно небольшим уездом. В более поздние времена выделиться Сергач со своими поташными промыслами, но это дело уже второй половины конца XVII.

Рисунок плана крепости у реки
План Курмышской крепости

Алатырский уезд в чем-то напоминал Арзамасский, здешние военные отряды были заметны, но экономического значения большого не имел. Юрьевецкий уезд напоминал Балахнинский, то есть это скорее экономика. А вот Городец, которому мы привыкли — один из важных средневековых центров, одни из заметных городов великого княжества Нижегородского.

Старый рисунок города Городец
Городец в 1368 г. (Из Царственного летописца)

Городец был стерт с лица земли во время нашествия Едигея (начало XV века) и не возродился вплоть до XVII века. Городецкий уезд в свое время назывался "уезд пустого Городца". Лишь к XVII веку Городец стал возрождаться, но не на том месте, где была городецкая крепость.

Возрождался город не там где был старый город, а по окраинам, как объединение сельских населенных пунктов: небольшие слободки и близлежащие деревни.

Вот из этих слобод, окружавших деревень появляется село Городец, которое постепенно расширяясь, занимает территорию пустого города, но возникновение современного города — это уже советский период.

Особенность Арзамасского уезда и самого Арзамаса. Возникновение Арзамаса и арзамасского уезда однозначно связано с победоносным завершением Казанской войны в 1552.

Рисунок битвы под городом
Взятие Казани

После этого появляется Арзамас и арзамасский уезд. Более точно датировать появления Арзамаса трудно датировать, но первое упоминание есть в летописи от 1572 года.

Понятие городище свидетельствует о том, что там было нечто, которое потом было ликвидировано. Отсюда два понимания основания Арзамас.

  1. Либо город возник до 1572 года. Возможная датировка где-то около 1560 года.
  2. Либо вот 1572 год, на месте разоренного некоего городища, возникает русский город.

Обстоятельства формирования Арзамасского уезда. Вопреки расхожему мнению о том, что земли Арзамаса заселялись из Нижнего Новгорода, приходится констатировать на основе и поместных актов и десятины, данных топонимики.

Первоначально земли, конечно, были заселены Мордовой — названия мелких речушек все мордовские. Но землепашцы появились русские и появились они из Мурома, а не из Нижнего Новгорода и основная масса служилых по отечеству, то есть детей боярских, в последствии, называемых дворянами, это были муромские дворяне.

Все арзамасцы первого призыва имеют муромские корни, а вот потом к ним добавились выходцы из нижегородских земель, выходцы из псковских земель, от земель юго-западной украины, рязанского края.

Закономерность можно назвать только одну. В первую очередь сюда направлялись приграничники — люди, привыкшие жить на границах русских земель, привыкшие обрабатывают землю, "сжимая в одной руке плуг, а в другой саблю".

А сам по себе город Арзамас возник изначально не как центр торговли и ремесел. Он возник как военная крепость. Может быть, именно с этим, понятие городище, первоначальный возникает именно как русский город-крепость.

Рисунок города и церкви

Я думаю, что все бывавшие в Арзамасе обратили внимание: у города, как бы два центра: первый — это современный центр перед собором, а другой — это центр, где находится Спасский монастырь.

И дворы в городе это не дворы ремесленников изначально, это дворы служилых людей, которые, в случае необходимости, садятся в осаду в городе.

Арзамасцы изначально должны были оборонять юго-восточные рубежи русского государства. И населенные пункты вот этого большого арзамасского уезда XVI - XVII века, за редким исключением, носят русские названия. Судя по сохранившимся документам это либо фамилии, имена, отчества, прозвища служилых по отечеству русских помещиков.

Судите сами, на первый взгляд, казалось бы татарские названия: Чуфарова, Кошкарова. На самом деле это имена помещиков, которые основывали те села. А помещики эти русские, несмотря на свои имена: Аталык, Чуфар.

Почему же у русских помещиков такие странные тюркские названия? Все очень просто, они были воины и в тот момент в культуре русских воинов, образ непобедимого, отважного татарского всадника считался очень высоко. Ему подражали потому, что тактика конного боя поместной дворянской конницы повторяла тактику конного боя татарских отрядов.

И вооружение это примерно такое же и терминология вооружения тоже татарская. Вспомним лук со всем его снаряжением назывался сайдак. Сбруя коней — это тюркская терминология.

Нет ничего удивительного, что русские воины, крещеные православные русские люди, получая при крещении русские имена, старательно давали своим детям татарские прозвища тюркского происхождения.

На территории современной Нижегородской области оказался еще один центр тогдашнего уезда XVII века — Курмыш.

Курмыш изначально возник именно как город-крепость, но возник, в отличие от Арзамаса, гораздо раньше. Этот город, основанный в 1372 году, то есть в период Великого княжества Нижегородского.

Карта Суздальско-Нижегородского великого княжества
Суздальско-Нижегородское великое княжество
Источник

Опираясь на этот город нижегородские великие князья, в первую очередь, князь Борис Константинович, видимо, старался продвинуться в запьянье и процесс окняжения этих земель был связан с Курмышом.

Летописи, повествуя о событиях конца XIV века говорят о том, что там были русские поселения. Скорее всего, они как раз опирались на Курмыш. Однако событие 1377 года — неудачная битва на Пьяне и последующие события 1392 года и 1445, самым роковым образом сказались на судьбе русских поселений в запьянье и соответственно на Курмыше.

Отступавший от Нижнего Новгорода Хан Улу-Мухаммед, одну из своих остановок сделал в Курмыше. Постепенно Курмыш захирел, возобновлен он был в период подготовки походов Ивана Грозного на Казань.

То есть опять-таки военная крепость, которая должна была стать одной из опорных баз русского войска. После завоевания Казани происходит вхождение этих земель в состав Московского государства и из Курмыша управляется довольно большая территория, примыкавшая к землям Нижегородского уезда.

Постепенно Курмыш становится окраиной, его стараются заселять из Арзамаса, так же как и Алатырь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий