События конца 1608 — зима 1609 года, очередной этап предыстории нижегородского ополчения. Эти события связаны прежде всего с именем второго нижегородского воеводы Андрея Семеновича Алябьева (? - 1620).
Наверное, жизнь этого служаки, умевшего служить и саблей, и пером, мало, чем отличалась бы от основной массы тогдашних московских дворян, если бы не события смуты. Казалось бы, на первый взгляд он ничем особенным не выделялся: он умел служить дьякам, он умел служить и воеводой.
Назначение в Нижний Новгород для него было, по сути, повышением и может быть, так и осталось бы пределом в его карьере, если бы не события смуты.
Уезды конца XVII века, сформировавшиеся на территории
нижегородско-городецкой части Нижегородского великого княжества Карта-схема Д.А. Черненко и П.В. Чеченкова |
Получилось так что Нижний Новгород и Нижегородский уезд оказались в кольце врагов. Балахна была захвачена воровскими казаками и там сидел воровской воевода Голенищев — сторонник Лжедмитрия 2. В Арзамасе, сидел воровской окольничий, активнейший сторонник Лжедмитрия 2, Федор Андреевич Киреев.
Если Голенищев, в тот момент, мало известен, то Киреев это опытнейший военный, служака, который воевал на Северном Кавказе и вотчину, выслуженную имел еще от Ивана Грозного. По сравнению с ним, Алябьев, в тот момент, был менее заметен.
Но зимой 1608 - 1609 года происходит перелом в сознании, прежде всего служивых людей. Основные социальные силы, которые поддерживали Лжедмитрия 2 в какой-то момент осознали разницу в своих интересах. У казаков был свой интерес, это отнюдь не крестьяне. Казаки старались быть военной основой московского государства и забрать себе те привилегии, которые имели служилые отечеству.
В свою очередь служилые отечеству, не собирались эти привилегии отдавать, они наоборот хотели получить чуть побольше. И с казаками у них, к этому времени, наметились серьезные трения.
Мордва и другие поволжские народы, которые не хотели платить подати в какой-то момент осознали, что если они не будут иметь надежной защиты от московского государства, то тогда грабить их будет каждый кому не лень. Крестьяне и бортники начали понимать примерно то же самое: если не будет надежного сильного оплота в лице московского государства, то тогда любое бандформирование — незаконное или, как казаки, узаконенные, будут грабить их в любой момент, когда захочет.
В итоге, когда отбив непосредственную опасность, отбросив мятежников от стен Нижнего Новгорода, воевода Алябьев со своими отрядами вышел за пределы города. Он уже мог рассчитывать на некоторую поддержку в уездах и не только в Нижегородском, но даже в Арзамасском.
В какой-то момент один из самых авторитетных арзамасских дворян Федор Васильев, сын Левашов, осознав разницу в интересах своих и казачьих, с 40 всадниками перешел на сторону Нижегородского воеводы.
Это был может быть, самый первый и самый важный переход, потому что потом такие переходы будут и после. Благодаря этому переходу Федор Левашов стал одним из самых заметных командиров отрядов и вокруг Алябьева постепенно образовались военные силы, среди которых имена заметных полевых командиров: братья Мисюрь, дети Соловцовы, нижегородец Мастинин, нижегородец Хохлов, арзамасец Федор Васильев, сын Левашов и его брат Александр.
Эти командиры, "головы от отрядов", как тогда назвали, они возглавили сопротивление, оборону Нижегородского края от тушинцев и наступление.
Когда Алябьеву предстояло выбрать в каком направлении действовать, принял решение нанести удар в юго-западном направлении и оказался прав. Это направление оказалось самым важным и самым уязвимым у тушинцев и обеспечила ему победу. Не быструю, трудную, но очень важную.
Отряды Алябьева двинулись по Муромской дороге и не на Арзамас, который был хорошо укреплен, а именно на Муром. В Муроме при приближении отрядов Алябьева (зима 1609 года) вспыхнуло восстание.
Панорама Мурома середины XVII века с гравюры Адама Олеария |
Местные жители тоже натерпелись от тушинского вора и назначенного им воевод, натерпелись сильно. Там стоял литовский отряд Пана Рубки, литовцы попытались потопить в крови восстания, но не удалось. Муромцы с образами и крестами встречали войско Алябьева.
И дальше точечные удары Алябьева в направлении Касимова, в направлении Арзамаса и тревожащие выдвижения к Владимиру. В итоге Владимир и Суздаль, которые были оплотом тушинцев, сами сели в осаду.
Нижегородцы действовали решительно, причем наносили удары на разных направлениях. Очень трудно было предугадать куда будет нанесен следующий удар, поэтому тушинцы потеряли инициативу. Инициатива была за нижегородцами.
И пока Касимов готовился к осаде от нижегородцев.
Касимов на гравюре Адама Олеария, 1630-е |
Пока Владимир и Суздаль укрепляли свои стены, нижегородцы активно действовали на направлении Городец, Балахна, Юрьевец. Под Юрьевец были отправлены конные отряды.
По началу все шло не слишком гладко, потому что на помощь под Юрьевец прибыл полковник Александр Ежелисовский — казаки, которые служили у батьки Олеся. Это были профессиональные воины очень хорошо подготовленные, не боявшиеся сражаться, не веривший ни в Бога, ни в черта, а только в своего батьку Олеся.
Первое же сражение Плёс и Юрьевец, Мисюрь Соловцов, который возглавлял конную сотню, вынужден был отступить. Пришлось отступить к Нижнему Новгороду, перегруппировываться, добавить воинские силы. Еще один натиск на Юрьевец оказался успешным.
Батька Олесь, отвлеченный событиями Суздали, отступил, Юрьевец перешел под контроль нижегородского воеводы, а следом добили Лух, Гороховец. И на фоне этих событий в самом Владимире вспыхнуло восстание. Алябьев со своими нижегородцами сумел освободить Владимир.
А затем уже летом 1609 года он освободил Суздаль, причем Владимир выдержал долгую осаду, потому что Суздаль, который был собственно главной базой тушинцев, поставлял воинские отряды. Но нижегородцем, которые руководили обороной удалось отбить тушинцев, а потом освободить и Суздаль.
К июлю 1609 года боярин Федор Иванович Шереметев, находившийся уже в Нижнем Новгороде, его войска насчитывали 3500 человек. Это было серьезно по тем временам. В конце июля он выдвинулся к Владимиру.
Среднее поволжье: Нижегородский край, Владимир и Суздаль перешли под контроль сил верных московскому правительству.
К началу 1610 года были созданы необходимые условия для того, чтобы дело правительственных сил восторжествовало, тушинский вор окончательно был разбит. Правда цена этих побед была достаточно высока.
В 1610 году Нижний Новгород несколько раз подвергался угрозе внезапных нападений, потому что основные силы ушли. В начале 1610 года было внезапное нападение, потом был бой под Ельней (село Большая Ельня). Но благодаря решительным действиям нижегородских воевод, а сюда добавился еще и князь Алексей Михайлович Львов, удалось выдвинуться к Арзамасу — главный оплот тушинцев в нижегородском крае. В середине июня 1610 года Арзамас был взят штурмом. Во время штурма погиб глава тушинцев в регионе, воровской окольничий Федор Андреевич Киреев.
Казалось, что все уже решено, разбиты тушинцы, освобождена значительная часть государства. Сам тушинский вор бежал, Москва очищена, снята блокада, с севера подошли войска боярина Михаила Скопина Шуйского, с востока войска Федора Ивановича Шереметева, снята осада с Троице-Сергиевского монастыря. Прямой путь к победе.
Но в этот момент с запада рванулось польское войско во главе с Гетманом Желтевским. Битва под Клушино, трагическая битва, русское войско потерпело поражение не просто сокрушительная, но еще и позорная.
Шимон Богушович. Битва при Клушине. До 1620. |
Сильный численный перевес московского войска не обеспечивает победы. После этого сокрушительного поражения стало ясно, "Бог отвернулся от царя Василия Шуйского".
В Москву вошел польский гарнизон, нижегородцы вернулись и домам и стали ждать, что же будет дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий