1 октября 2022 г.

Музей культуры дерева имени Е.И. Яранцева

деревня Большие Отары (Воскресенский муниципальный округ, Нижегородская область)
улица Центральная, 54
Координаты: 56.962968, 45.507079
26.09.2022 (дата съемки)

В богом забытой деревушке Большие Отары кроется один очень занимательный музей. Мы по глупости приехали сюда, не согласовав прибытие и уткнулись в закрытую калитку.

Информационный плакат музея культуры дерева
Усадьба местного лесопромышленника Егора Ивановича Яранцева, построенная в конце XIX века, — классический образец усадебной архитектуры того времени, сам же Егор Иванович был известным меценатом, оказавшим заметное влияние на жизнь Заветлужья.

В 1896 году на средства Е.И. Яранцева было построено деревянное здание, состоящее из классной комнаты и квартиры учительницы. Егор Иванович пригласил на эту должность дочь священника из соседнего села Воздвиженского, сам оплатил ее содержание. За эту инициативу 2 сентября 1897 года Е.И. Яранцеву было выдано свидетельство на право ношения серебренного жетона "Попечительства для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей и мастерство", состоящего под покровительством Императрицы Александры Федоровны. К сожалению, сам знак не сохранился, но свидетельство представлено в музее в подлиннике.

В 1920-е годы начальная школа была переведена в усадьбу. В 1950 году здесь создана школа, просуществовавшая до 2010 года в статусе общеобразовательной. 14 августа 2012 по инициативе природного парка "Воскресенское Поветлужье" в здании школы открыт "Музей культуры и дерева Е.И. Яранцева".

Созданный с целью отдать дань уважения замечательному земляку, сделавшему так много для своей родной деревни, отдав дань истории этих замечательных мест и людям, ее творившим, этот музей уже в течении первого года жизни становится одним из социально-культурных центров района. Именно здесь планируется создание площадок для проведения различных мастер-классов, разработка общеобразовательных интерактивных программ по мифологии народов Поветлужья и истории лесоводства, народным ремеслам и лесной промышленности Воскресенского района.
Друхэтажный деревянный дом
Домик действительно выделяется среди прочих построек
Строится балкон у деревянного дома
Делается балкончик
Музей культуры и дерева имени Е.И. Яранцева

Виднеются отдельные постройки

Деревянная вышка за ветвями кустарника
Окно в стволе дерева
Информационная табличка
Двухэтажный деревянный дом на каменном основании, где находится музей построен в 1905 г. лесопромышленником Егором Ивановичем Яранцевым для своей семьи. На задней стороне здания располагается выход с лестницей, которая ведет со второго этажа. При хозяйке это было закрытое крыльцо — балкон.

Крыльцо имело резные перила, окна с яркими витражным стеклом. Над "черным" восточным входом имелся балкон с видом на реку.

Сюда хозяин дома выходил прогуляться, посмотреть на свои беляны и плоты. В цокольном этаже находились подсобные помещения для прислуги, на втором — жилые комнаты хозяев. С северной стороны дома располагались хозяйственные постройки, двор, конюшня, кирпичный амбар. Чуть дальше от дороги, со стороны главного фасада, у хозяев был пруд. Зимой заливали каток, а летом по берегам ставились лавочки для отдыхающих, разбивались клумбы с маргаритками.

Такое обустройство усадеб во второй половине XIX в. можно наблюдать в районах Поветлужья (Воскресенском, Варнавинском, Краснобаковском). Традиционные элементы народного искусства сочетаются в низ с заимствованиями у городских построек стиля классицизма, по-своему переработанными местными плотниками и резчиками. Один- и двухэтажные, с 5 - 6-ю фасадными окнами, они обшивались тёсом, украшались резными наличниками. Некоторые сохранились и поныне.
Резной филин на пне
Имеются некоторые резные фигуры
Лодка на зеленом газоне
А вдали стоит лодка и очевидно, что экспонат
Лодка на лужайке около двухэтажного дома
Двухэтажное деревянное здание с лестницей на второй этаж
Это та самая лестница на второй этаж
Двухэтажный деревянный дом
Двухэтажный деревянный дом
Деревянная лодка на лужайке у деревянного дома
Лужайка у двухэтажного деревянного напоминает стройку
Напоминает какую-то стройку
Деревянная лодка на зеленой лужайке

По телефону на стенде стали звонить, но выяснилось что экскурсовода нет, она болеет. И в этот момент мимо проходит молодой человек Илья и оказалось, что он куратор этого музея. И он согласился провести экскурсию. Посыл данного абзаца, обязательно предварительно договоритесь о своем приезде, ехать далеко и оказаться у закрытой калитки думаю не захочется.

Стоимость экскурсии для детей 150 рублей, для взрослого 200. Но музей собирает пожертвования, для реконструкции изделий и собственно все что мы увидим далее создано исключительно руками туристов, работников музея и на пожертвования.

Поехали.

Данный экземпляр лодки прошел более 1000 км по Ветлуге. Лодка частично сделана из стеклопластика, ибо отдельно под лодку валить дерево это недопустимо для музея. Задача сохранения среды Заветлужья важнее постройки лодки.

Мокрая лодка-долбленка на лужайке

Это лодка-долбленка или судно долбленого типа. Делается из единого ствола дерева, или как еще говорят однодерёвка (моноксил).

Берется осина или ветла (ива), либо тополь и выдалбливается лодка в виде корыта. Далее, заранее вымоченная лодка разогревается снаружи кострами, а изнутри ветками борта раздвигаются. Проблема в изготовлении такой лодки это найди дерево без дупла (гнилое основание не даст раскрыться лодке).

Мокрая лодка-долбленка

Помимо отсутствия дупла, необходимо чтобы ствол был определенного диаметра. А принцип выбора дерева по диаметру простой: мужики ходили по лесу и обнимали деревья. Если пальца при обхвате не достают друг до друга, то дерево годиться.

Мокрая лодка-долбленка

У такой лодки есть проблемы: если она будет достаточно долго лежать на солнце, то она рассохнется и лопнет, а если она постоянно в воде, то гниет быстро.

Поэтому срок эксплуатации таких лодок совсем недолгий. Хранили летом их в воде, осенью медленно сушили и убирали в сарай. Срок жизни таких лодок 5 - 7 лет, к семи годам она была уже гнилая в хлам, а самые лучшие годы это первые два года.

Этот экземпляр лодки сделан так, чтобы турист соприкасался исключительно с деревянными поверхностями, которые сделаны по оригинальным технологиям, дабы ощутить дух того времени и этого места.

Мокрая лодка-долбленка на лужайке
Небольшая изба в земле
Зимник

Это зимник. Из названия понятно, что это жилище для ночевки зимой. Это жилье, как правило, служило 1 - 2 года максимум. Это избушка лесорубов. Ранее вокруг поселений активно вырубали деревья, не столько из соображений постройки чего-либо, а скорее из соображений покоса травы для скотины. Таким образом вырезалась молодь деревьев и леса понемногу отступал от деревень. Поэтому лесорубы за древесиной уходили глубоко в леса.

Нары в срубе, покрыты шубами
Нары в зимнике

Лесорубы в начале октября уходили в лес, а возвращались весной. Лес валили, только зимой. На первое время (на время строительства зимника) мужики везли со собой большое количество сена и ночевали в нем, внутри. Если голым залезть в стог сена в 30 градусный мороз, то там можно спокойно спать, там тепло.

Для зимника валится лес, вырывается яма, на месте же добывается глина. Естественно основной источник тепла в такой избе, была печка, которая называется кожур. Под печь делается небольшой сруб. Далее берется толстое бревно, колется, обмазывается глиной вперемешку с сеном (чтобы глина не лопалась). Далее либо выжигали полено или дали глине засохнуть и тогда вынимали наколотые элементы полена.

Глинобитная печь
Печка кожур
На сколько я смог запомнить название именно "Кожур", поправьте если я не прав

Сверху имеется отверстие под чугунок, отверстие делали еще на этапе замазывание глиной, ставили туда чугунок на этапе замазывания глиной и не вынимали до завершения подсыхания глины.

На данной площади жило примерно четыре мужчины и мальчик лет двенадцати (подсыпка). Мужики вчетвером спали на нарах, а подсыпка на узкой и крайне неудобной лавке. Дело в том что в артели были нормы выработки и естественно мальчик не справлялся с ней, и чтобы он мог компенсировать норму, он всю ночь поддерживал процесс тления в печи и занимался готовкой пока мужики валили деревья.

Поэтому мальчик не жил в относительном комфорте. Он немного раньше всех заканчивал на лесоповале, чтобы в зимнике приготовить что-то и неудобная лавка не давала ему расслабиться ночью.

Лапти висят на жерди




Зимник топился по черному. Вначале печь раскочегаривалась на всю мощь и дверь закрывалась. Через некоторое время дверь открывалась, дым выходил, внутрь заходили люди и тут же законопачивались все щели. Оставляли лишь маленький дымволок, через который выходил дым и внутрь попадал свежий воздух.

Ведро, бутылка и светильник на полке в избе

Жилое пространство относительно нар составлял плюс-минус 30 см. Под потолком стоял дым серой массой, что невидно потолка, а у пола воздух градусов 10 максимум.

Мужики обычно на нарах располагались либо головами в центр, или головами к стенам. Но обычно по второму варианту, так ноги ближе к печи. Ночью особо дерево не жгли, лишь поддерживали процесс тления в печи. Для этого была небольшая дополнительная дверца, через которое протаскивали бревно в печь и ночью лишь задвигали бревно глубже, если конец в печи прогорал.

На полке в избе плетеные корзины и ведра

Весной эти жилища оставляли как есть и могли оставить какие-то нехитрые припасы для незадачливого охотника. Так как делянки часто менялись, то как правило такие зимники использовали лишь один раз, потому как за зиму в округе уже нет леса. Обычно такие жилища стоят лет 10, а потом они складываются.

Кстати такие зимники строили не только лесорубы, но и промысловики, конструкция относительно простая и распространенная. Они могут от местности какими-то деталями отличаться, но в целом идентичны.

Нары с шкурами в избе
Закопченый потолок
Потолок закопченый
Глинобитная печь со следами травы в стенках
Видны следы травы в стенках печи
В глинобитной печи стоит чугунок
Информационная табличка зимницы
Зимница — традиционное жильё лесорубов и углежогов, неотъемлемая часть культуры и технологий лесорубного и сплавного дела. Лес валили преимущественно в зимнее время, в глухом лесу, далеко от деревни. Жили лесорубы в зимнице, куда приходили ужинать, отогреваться и ночевать после трудового дня. Избушка-зимница использовалась в период с ноября по март. Стают снега, вскроются реки, и добытая ценнейшая древесина начнет свой неспешный путь по воде к крупнейшим пристаням, вплоть до Астрахани. После выработки лесного ресурса зимницу бросали, и строили новую в месте ведения работ. Выделяться несколько типов зимницы, в реконструкции представлены одна из типичных для Заветлужья.
Зимница с нарами и печкой
Лавка для подсыпки справа

Сейчас мы живем в век углеводородов и из них мы получаем огромное количество продуктов, которые используем в обиходе. Годом начала активного освоения нефтезалежей можно считать 1905 год, а до этого люди добывали нефтепродукты из угля.

Куча угля под дерном

Как это делалось. Берется куча деревьев, в основном это пни (там больше всего смолы), закладваются вертикально в яму образуя конус. Ниже ямы делается сток для смолы, а трубой служат пустотелые бревна (без сердцевинны), они на современный лад использовались как трубы. При нагревании древесины, смола стекает вниз и по трубе из деревьев и далее в зарытую бочку.

Сейчас принцип особо не изменился. Берут бочку, туда закладывают дерево, бочку закрывают и снаружи начинают нагревать, происходит так называемый пиролиз — горение без огня. Пиролиз может протекать при двух условиях либо при большом давлении, либо при высокой температуре. Например, при высоком давлении древний лес под землей преобразовался в каменный уголь.

Сгоревшая древесина под дерном

Занимались этим делом летом, жили совсем недалеко в палатках. Работали целыми семьями и называлось это "сидка дегдя", потому как люди буквально сидели на кучах. Дело в том, что снаружи эти кучи заделывали дерном, чтобы не было притока воздуха, поэтому надо было буквально сидеть на ней и отслеживать прорывы. Так как дерево прогорает неравномерно, бывало так что часть кучи просаживалась и нужно было заделывать прорехи. Даже случались несчастные случаи, когда люди просто проваливались внутрь, естественно такого человека уже было не спасти.

Сгоревшая древесина под дерном

Когда стёкшая смола отстаивалась, то она делилась на фракции. Сверху были спирты и керосины, ниже бензолы, еще ниже солярка, а в самом низу была темная густая масса (тяжелые фракции), из которой например делали и делают гудрон.

Информационная табличка углежогной ямы
Углежогная яма для добычи древесного угля — топлива, на использовании которого построены все технологии по выплавке и использованию меди, бронзы, железа, чугуна и стали, да начала использования в промышленных масштабах нефти, газа и каменного угля. В реконструкции представлен один из распространенных способов добычи. Это химическое производство, где при 600 градусах беспламенного горения дров, происходит процесс пиролиза. Из дров удаляется кислород и водород, оставляя углерод, который деревья на протяжении своей жизни потребляли из углекислого газа воздуха и копили в своей ткани. Древесный уголь и есть почти чистый углерод, лучший из углей.

За лодкой вы видите бакен, так он ранее выглядел. Делали А-образную конструкцию, на нее ставили корзину с керосиновой лампой. Это информация об остановке на реке. Каждый вечер бакенщик на лодке зажигал ее, а утром тушил.

Половина лодки и пристань вреди зарослей

Это лодка клинкерной обшивкой, т.е. доски идут не в став в стык, а в нахлест. Это макет лодки, демонстрирует методы постройки лодки на севере (Финляндия, Балтика), на Ветлуге и Волге такие лодки не использовались.

Пристань среди зарослей

Это стоянка для туристов, кто хочет провести время на реке. Есть вышка, как ориентир и точка обзора и пристань.

Мостки к пристани среди зарослей
Наблюдательная вышка у реки среди зарослей

В 1905 - 1906 годах в этой местности были сильные восстания. В то время на площади выходил рабочий класс, а здешние люди в основном это бурлаки и лесорубы. Они не были крестьянами и местные перестали работать, так бунтуя. Сюда даже вводили войска, чтобы подавить здешних работников.

Лесозаготовители и бурлаки были именно рабочим классом, потому как у них образования больше и есть время на досуг. Конечно, в зимнике не почитаешь, однако на сплаве есть свободное время. К тому же им необходимо было продавать продукцию, а если ты безграмотен и ненаходчив, что бизнес так себе получится.

Вообще у крестьянина не было возможности выходись со своей продукцией на рынки. Куплей и продажей занимались купцы. Для того чтобы крестьянину продать что-то ему необходимо было найти скупщика. Тот скупал продукцию с дворов и уже вез на различные ярмарки.

И если говорить про здешние места, то здесь вырастить хлеб, это надо умудриться. Поэтому местные деревни и поселения жили лесом. Этого тут много и есть реки по которым можно тот самый лес доставлять потребителю.

Портрет бородатого мужика на стене
Портрет Егора Ивановича Яранцев

Егор Ивановича Яранцев в 1905 году здесь строит свой особняк. Он был старообрядцем и изначально два этажа не были связанными. На втором этаже жил хозяин с хозяйкой, а на первом прислуга.

Сам он по рождению носил фамилию Гомоюнов. У Яранцева, местного лесопромышленника, который жил в Больших Отарах не было детей, и однажды путем выбора из местной детворы, выбрал одного самого бойкого и назначил его свои наследником своего бизнеса. Он всему его научил, все показал.

Так Егор Иванович стал из Гомоюнова Яранцевым. Он очень много сделал для местных, но не потому, что он хотел получить какие-то налоговые вычеты. Нет. Он был старообрядцем, а старообрядцев считается, что жизнь это период для подготовки к смерти.

Старая одежда висит на вешалках в музее
Одежда найденная здесь, ей более 100 лет

Егор Иванович здесь построил школу, но постройка школы не столько благотворительность, хотя это тоже, но и некое вложение в бизнес. Важно понимать, что все здесь жили одним делом и лес был основным источником дохода. А для того чтобы бизнес был успешным, необходимо, чтобы работники были грамотными. Строить плоты, или беляны, проводить лес по протокам рек требуют специалистов.

После революции Егор Иванович уезжает за Урал, возможно искал новое дело. Там он проводи два года и возвращается. Тут же его раскулачивают, отправляют его в деревню за 40 км отсюда. Причина тому разорвать коррупционные и личностные связи.

Но через два года он опять в Больших Отарах и работает заведующим складом, должность довольно хлебная. Позднее школа, которую построил Егор Иванович переносят в здание сюда, а в старой школе размещают ясли. А школе здесь просуществовала до 2012 года.

Модель плота для сплавки древесины
Модель плота для сплавки древесины

В музее огромное количество экспонатов, затрагивающих широкий временной диапазон по добычи леса, с середины XIX века по почти наши дни.

Модель плота для сплавки древесины

Все экспонаты делаются руками сотрудников музея и желающими помочь музею. Как рассказывает Илья, периодически музей страивает мероприятия, куда приглашает всех любопытствующих и просто небезразличных. Люди группами занимаются реконструкциями и созданием моделей, тем самым погружаясь в среду и познавая что-то новое.

Модель плота для сплавки леса и система управления ими
Схема управления плотами
Модель канатов на модели по сплавки леса
Здания на модели по сплавки леса
Миниатюрное колесо на модели по сплавки леса
Одежда лесоруба из советских времен
Одежда типичного лесоруба из советских времен

Кстати, добывали еще смолу их сосен, делая надрезы, как на фотографии выше.

Миниатюрная печка на макете плота по сплавке леса

На фотографии ниже демонстрируется искусство разделки бревна на изделия. Каждое изделие используется в своей области и имеет свое название. А выполнено это как некая арт-работа демонстрирующая, что при правильной обработке, из одного бревна можно получить гораздо больше нежели две доски.

Бревно разделено на составляющие

В деревнях Заветлужья можно встретить такие маски, на дома их не вешают, а в основном размещают на хозяйственных постройках. Ни кто не знает смысл этой традиции. Мол они несут функцию оберега.

Деревянная маска на двери сарая
Деревянная маска на двери сарая
Трактор и сарай с деревянной маской

Крайне рекомендую к посещению данный музей. От Нижнего Новгорода ехать примерно три часа, дорога в целом хорошая (лишь за Ветлугой есть небольшой участок весь в заплатках), можно проехать на чем угодно.

Как говорил Илья, лучшее время для посещения это осень. Зимой здесь трескучие морозы и снег, летом и весной дикое количество комаров, что спасения нет.

Если в экскурсоводы вам попадется Илья, то сразу его ограничьте по времени экскурсии. Он невероятно увлечен музеем и готов рассказывать вечно, прям вечно. По каждому экспонату у него сверхглубокие познания. Музей кажется небольшим, но его не обойти и за день если у вас будет сопровождать Илья. Я конечно в хорошем смысле это говорю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий