Иосиф Виссарионович Сталин — это человека, который не нуждается ни в каких представлениях. Личность безусловно актуальная, о чем говорит хотя бы тот факт, что в 2008 году он некоторое время лидировал на конкурсе Имя России.
Иосиф Виссарионович — человек, который сам создал великий историософский миф советского проекта. Да и вокруг него тоже создано множество мифов.
Мифы были созданы уже при жизни, при помощи всей мощи советской пропаганды. А, чтобы разрушить эти мифы были созданы другие "антимифы". В результате мы имеем целую мифологию вокруг Сталина. Существует множество трудов, ему посвященных, множество интерпретаций его деятельности.
Мы рассмотрим исторический миф, которого он был автор и который сложился во время его правлении. Этот миф и сейчас продолжает работать в нашем русском коллективном сознании.
Советский проект, с одной стороны был совершенно новым — это такое восстание масс, который потребовал создания новой особой идеологии, общество с нуля, во всяком случае так думали после 1917 года. Фактически та эпоха, которая была до этого, представлялась мрачным средневековьем. Заря нового времени наступала с Ленина и Сталина. Ленин создал партию большевиков, а Сталин, как "пророк" Ленина, привел Советский Союз к победе над фашистской Германией, и которой должен был построить новое совершенное коммунистическое общество, общество светлого будущего. Конечно, Сталин в данном случае был ключевой фигурой.
Ленин и Сталин были определенные мыслители, которые реализовывали определенную философскую концепцию. При этом Салин и Ленин были сторонниками западной марксистской идеологии.
Но они столкнулись с аграрной, с высокой степени традиционной страной и вот тут происходит следующее. А происходит то, что исключительно новое общества построить не удается. Кроме того, после революции была надежда на революционную волну, которая должна была поднять соответствующее движение во всем мире и прежде всего в Европе.
И тогда бы Советский Союз был бы флагманом этой мировой революции. Но к 1920-м годам стало понятно, что мировая революция откладывается и в связи с этим встал вопрос о построении социализма в отдельно взятой стране. И в этой ситуации пришлось все таки задуматься о прошлом и выстраивать уже иную модель страны, которая управляется марксистской идеологией, но при этом учитывающий ту культурную матрицу, которая уже существовала.
Несмотря на то, что боролись с пережитками прошлого, с православием и со всеми религиозными системами, была выстроена своя политическая религия, свой новый миф, где мы видим: своего рода святую троицу в улице Маркса, Энгельса, Ленина. Мы видим Сталина как пророка благой вести, мы видим свою церковь: партию с ее съездами. Мы видим свои демонстрации, как крестные ходы. Мы видим партийные съезды, собрания. Мы видим культ героев, культ святых во главе с главным культовым сооружением (мавзолей), который стоит посреди Москвы, в сердце Советского Союза. Это был мощный проект, который преследовал прежде всего цели индустриализации.
Как это ни парадоксально в российской истории, это очень часто случалось. Советский Союз был поставлен перед главной задачей выжить в противостояние Западу. И как говорил Сталин: тот путь, который Западная Европа пошла за 50 -100 лет, нам надо пройти за 10.
И Советский Союз этот путь прошел, но в том числе благодаря той консолидации, которая была достигнута через создание советского мифа советского проекта. Построение своего рода вавилонской башни превращения всей страны в один огромный завод, в одну огромную фабрику, что в принципе и позволило победить в страшной войне. Но это потребовало создания культа личности и построение военного коммунизма с его догматизмом.
Сталин учитывал те механизмы, которые позволяют влиять на общество, влиять на народ, позволяют консолидировать народ единое целое. Идеология была марксистской, но формы во многом были религиозными.
И в результате выстраивается преемственность: Российскую Империю сменяет Советский Союз, и когда Советский Союз не выдерживает этой сверхзадачи и проект, созданный Сталиным и Лениным разрушается то, возникает необходимость разрушения этого мифа Сталина.
Первый кто стал разрушать мифологию Сталина, был Хрущев и то, что делал Хрущев в дальнейшем ударило по единству советской идеологии и возможно в перспективе привело к краху советского проекта.
В годы перестройки были созданы разные мифы, в которых образ Сталина был диаметрально противоположным: Сталин и русский националист, Сталин и тайный православный, Сталин и кровавый тиран и сумасшедший, и посредственность, чего только о Сталине не говорилось.
Если мы обратимся к трудам историков, то мы увидим, что мало кто из них может сохранить объективность, не выразив своего личного отношения к этой фигуре. Поэтому Сталин еще с нами и наверное попытка объективной оценки его образа, попытка какой-то демифологизации она не будет лишний, хотя важно понимать, что для того чтобы дать какую-то объективную оценку эпохи Сталина необходимо, чтобы тот проект, который он открыл, был завершен. И мы сейчас как раз переживаем последствия распада Советского Союза, последствия распада этого проекта, но находясь внутри этой трагической ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий