Легенде о граде Китеже.
Легенда известна прежде всего тем, кто находится на Нижегородской земле и связана она с озером Светлояр.
Озеро Светлояр Координаты: 56.818551, 45.093103 Воскресенский муниципальный округ, Нижегородская область |
Прежде всего нужно разобраться со словом легенда — это устное предание, которое передается из поколения в поколение через пересказы. Но в основе китежской легенды все же лежит текст, который написал китежский летописец. Текст возник впервые среди нижегородского старообрядчества в XVIII веке в условиях гонений.
В летописи все вращается вокруг основателя Нижнего Новгорода Георгия Вселодовича. Князь едет по Волге, выходит на волжском берегу, основывает в глубине лесов (заволжская сторона, керженские лесные массивы) большой град Большой Китеж, а потом основывает малый град, под которым подразумевается Городец.
Потом следует нашествие Батыя, в ходе которого князь погибает, что соответствует исторической действительности. И рассказывается о граде Китеже, который при нападении врага, становится невидимым.
Так же говорится, что град так или иначе появится, когда опасность исчезнет и когда люди очистятся от грехов.
Историческая составляющая
В исторической действительно князь Георгий Всеволодович погибает 4 марта на реке Сити.
В журнале Москвитянин 1843 году. Может быть, это текстовка и осталась бы незамеченной, но потом много усилий для её раскручивания приложил писатель, исследователь Павел Иванович Мельников-Печерский, более известный как Андрей Печерский и более известный как автор "В лесах" и "На горах".
Легенда появилась в то время, когда она отвечала на определенные запросы, поиска своей идентичности, поиска самого себя. И китежский летописец попытался догадаться, найти сущность народа, угадать его и угадать себя как часть народа.
По легенде Китеж погружается в воду, это более конкретное явление нежели абстрактное исчезновение, потому как это у простого люда рождает дополнительные вопросы. И по легенде город поднимется из вод, после отпускании грехов человеческих.
Путешествие к озеру Светлояр
Во времена Печерского и в общем-то почти до середины прошлого века путешествие до озера Светлояр это настоящий квест. Это глухие лесные дебри вдалеке от современной суеты, это путешествие в другой мир и время.
После путешествия на Светлояр Короленко Владимир Галактионович пишет очерк "В пустынных местах", где описывает свое общение с местными людьми. Даже в те времена уже к Светлояру тянулись паломники и Короленко описывает это.
Причем люд тут был разный, были те кто искал свою идентичность, культуру. Т.е. у народа был запрос на это, было какое-то предчувствие ожидания тревоги. Под разным людом я подразумеваю, что там были не только старообрядцы, но и современная интеллигенция.
Советская власть
Старообрядчество изначально относилось к советской власти лояльно: советы уничтожили Романовых, которые затеяли церковную реформу. И те полагали они в каком-то смысле союзники. Но пути были слишком разные и довольно скоро все встало на свои места.
Советская интеллигенция тоже тянется сюда. Их окружают абсолютно безнравственные люди и стремление к истокам, к старообрядческой культуре, которая себя сохраняла в лесных дебрях, манила их. Некоторые полагали, что старообрядцы хранят саму ауру России.
Сюда ездят до революции и после. Но если до революции ищут в основном идею, то после уже ушедшую Русь.
Образ Китежа
Образ города Китеж — это образ жертвы, во имя большой и светлой идеи. И чтобы не случилось эта идея жива и ни куда не исчезает. Образ необходим был для трагических времен церковного раскола и как оказалось и пригодилась и позднее.
Прогулка вокруг озера Светлояр
Само название озера состоит из двух слов Светлый и Яр. Еще в языческие времена на берегах озера проводили обряды в честь бога солнца Ярилы. В свое время на берегах озера проводили археологические раскопки и подтверждено, что люди здесь были уже в каменном веке.
Если говорить об геологическом прошлом озера, то вероятнее всего оно образовалось в следствии падения метеорита, примерно 3 - 3,2 тысячи лет назад, тому свидетельствуют слишком правильная форма озера и найденные стеклообразные частицы, что говорит об импактной истории в здешней местности.
Мы приехали сюда уже в середине осени, довольно прохладно и народа нет совсем |
Организовано множество заходов в воду и много тропинок |
Судя по всему заход песчаный |
На подъезде организована огромная парковка, видимо здесь бывает большое количество людей и до озера тянется березовая аллея, которая сопровождается информационными стендами.
Воскресенское Поветлужье |
Воскресенское Поветлужье
Воскресенское Поветлужье — край лесов, рек и озер. Богатство природы и культуры позволило Воскресенскому району в 2002 году войты в состав биосферного резервата ЮНЕСКО "Нижегородское Заволжье", а в 2005 - получить статус экологически чистой территории. С 2008 года на территории района организован природный парк "Воскресенское Поветлужье".
В районе широко развит экологический и сельский туризмы, и большинство операторов готово предоставить своим гостям экологически чистые продукты собственного производства.
Множество рек и озёр привлекают на территорию Воскресенского Поветлужья любителей водного туризма, а постоянно развивающаяся сеть экологических троп и многокилометровых пешеходных маршрутов открывает возможности активного отдыха для посетителей любого уровня подготовки.
Разнообразие культур и традиционных ремесел этой территории дают большие возможности для развития культурно-позновательного туризма.
Озеро Светлояр |
Озеро Светлояр
Озеро Светлояр — единственный в Нижегородской области памятник природы федерального значения. В 2008 году окрестности озера вошли в состав природного парка "Воскресенское Поветлужье", а в 2015 году историческое село Владимирское вместе с озером получило статус достопримечательного места "Культурно-ландшафтный комплекс "Озеро Светлояр и село Владимирское".
С озером связана легенда о граде Китеже. Она повествует о том, как Великий князь Юрий Всеволодович основал на берегу Светлояра-озера каменный город Большой Китеж. Божьим повелением город был скрыт от глаз врагов. Как говориться в сказаниях, он тайно сохраняется до сих пор, и будет стоять до Судного Дня, видимы лишь чистым душам.
Природные особенности
Озеро расположено в правобережье реки Люнда в замкнутой чаше и питается родниковыми водами. Урез воды в нём находится выше, чем в Люнде, что обеспечивает постоянный сток воды из озера в реку. Вода в озере обладает особой чистотой и прозрачностью, и даже активная антропогенная эксплуатация слабо снижает качество воды. Уровень воды в озере постоянный, температура в нижних слоях составляет 5 градусов.
Дно Светлояра конусовидно, с отдельными неширокими террасами. Точка максимальной глубины (более 30 м) несколько смещена от центра озера к южному берегу.
Озеро существует несколько тысячелетий, но о его происхождении ученые спорят до сих пор. Рассматривались различные теории: от космической (о метеоритном происхождении), до карстово-провальной и ледниковой.
Загадка происхождения озера Светлояр сделала его неисчерпаемым кладезем легенд и преданий. Наиболее известна легенда о граде Китеже. На её основе написано множество произведений, воспевающих героизм русского народа в борьбе с нашествием иноземных полчищ: опера "Сказание о невидимом граде Китеже и о деве Февронии" Н.А. Римского-Корсакова, опера-кантата "Сказание о невидимом граде Великом Китеже и о тихом озере Светлояре" С.Н. Василенко, героическая симфония Г.В. Свиридова "Град Китеж". На Светлояре бывали и оставили записки о нём известные деятеля культуры, среди которых П.И. Мельников-Печерский, В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, С.Н. Дурылин, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и многие другие.
Традиции
Озеро Светлояр считалось священным местом с дохристианских времен. В XVII веке, во времена раскола, более сорока тысяч христиан, исповедующих старую веру, пришли в керженские леса. Озеро Светлояр с образом града Китежа стало одной из главных святынь старообрядцев. Люди, не согласные с изменениями в Русской Церкви, устремлялись к образу невидимого града, в котором, как они считали, царила божественная справедливость и мудрость. С тех самых времен на озере Светлояр существуют традиции, чтимые многими и сейчас.
Обход озера с молитвой или даже оползание озера. Очередной всплеск паломничества на Светлояр с исполнением таких обетов произошел в годы Великой Отечественной войны, когда берега озера были черны от платков матерей, жён и сестёр, молившихся за ушедших на фронт мужчин.
Возжигание свечей в часовне Казанской иконы Божиеё Матери (в настоящее время храм-часовня), обход озера со свечой.
Поклонение и молитва у камня со "стопочкой Богородицы" у Казанской часовни: существует предание, что на этом камне виден след, оставленный Божией Матерью.
Традиционно в озере Светлояр купаться не благословлялось, его воду считали святой. Водой из озера омывались, отойдя от берега на почтительное расстояние. Сегодня эта традиция соблюдается не всегда, что, однако, не должно стать помехой уважительному отношению к удивительному месту и людям, его почитающим.
Село Владимирское |
Село Владимирское
Село Владимирское берет свое начало с небольшого починка в междуречье Теплухи и Люнды. До середины XVIII века село называлось "Люнды", а современное название получило после постройки в 1766 году церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.
С точки зрения архитектуры во Владимирском особенно интересны характерные "полукаменные" дома конца XIX - начала XX века, которые располагаются на центральной улице. Это дома зажиточных крестьян, низ из красного кирпича использовался под хозяйственные нужды, верх был жилым. Именно эти дома являются свидетелями времен, когда Владимирское было крупным торговым селом. Архитектура исторических зданий и расположение рядом с озером Светлояр позволила селу получить в 215 году статус "достопримечательного места".
Владимирское и его окрестности издавна славились мастерами — стекольщиками, плотниками, печниками, валенщиками. Здесь родились сказочники С. Афоньшин и И. Ковалев, поэты Е. Корешкова и М. Лопатина, героя Первой мировой и Великой Отечественной войн. О знаменитых людях села рассказывают краеведческие экспозиции историко-художественного музея.
Правила пребывания |
Земля утоптана почти в камень |
С Солнцем не повезло, поэтому снимки немного мрачноватые |
Религиозных символов тут очень много |
А вот оно |
Казанская церковь-часовня |
Вокруг озера сделана тропа с настилом из досок |
Озеро подпитывается ключами |
Видимо сюда вставляется иконка и ставится свечка |
Кстати настил очень скользкий |
Много веков здесь, у трех сосен, растущих из одного корня (наш Мамврийский дуб) верующие молились Святой Троице. Знающие люди и сегодня особо почитают это намоленное место, называя его Небесной церковью.
Видимо это место |
Очень спокойная гладь |
Озеро соединено ручьем с рекой Люнда |
Это тот самый ручей в северной части озера |
Светлоярская рыбина
кто живет у озера
Одна из легенд, записанных со слов местных жителей в окрестностях озера Светлояр, повествует:
"Большая рыба в Светлояре ходит, людей пугает... Рыбина эта град Китеж от посторонних глаз стережёт, а еще там, под водой, лес есть — стоит, растет прямо под водой, непролазный лес. И под ним уже где-то и град Китеж сам".
Первое экологическое исследование Светлояра было выполнено в 1887 году ихтиологом Н.А. Варпаховским. В "Материалах для изучения рыб Нижегородской губернии" им был приведен перечень обитателей озера: речной окунь, щука, ёрш, налим, обыкновенная плотва, обыкновенный карась, язь, верховка, вьюн. Обычными до недавнего времени были и речные раки.
Когда-то открытое, с подступавшими к берегу полями, сейчас озеро Светлояр окружено березово-ольховым лесом. Со стороны болота берега его почти непроходимы (действительно "непролазны") и заросли тростником, хвощом и озёрным камышом. Это привлекает на Светлояр околоводных птиц. Каждый год прилетает и гнездится на его берегах кряква, реже - гоголь, камышница и кулик перевозчик. Более редким событием являются остановки на озере лебедей (кликунов и шипунов) и белолобых гусей.
UPD 07.10.2023
Появилась новая теория появления озера Светлояр: по мнению ученых озеро появилось после отхода ледника после последнего ледникового периода. Потепление климата способствовало отходу ледника и прогреву почвы. Так вот по мнению ученых прогрев почвы поспособствовал таянию подземных ледяных ядер, что привело к образованию округлой ямы, которая потом заполнилась водой, образовав озеро.
Ледяные ядра — это так называемые ледяные бугры пучения, это промерзлые или промерзающие плывуны, или водно-грунтовые смеси.
По некоторым данным сам ледник не доходил до территории Нижегородской области, однако климат был столь холодный, как по температуре, так и по длительности, что промораживал грунт на достаточную глубину, чтобы появлялись такие образования.
В дополнение. Ученые не обнаружили следов метеорита в районе озера Светлояр, поэтому эта теория довольно убедительна. Она становится еще более убедительной, если взглянуть на карту северных регионов страны, где подобных озер, с почти идеальной округлой формой, очень много.
Комментариев нет:
Отправить комментарий