Среди нижегородского купечества и ярких представителей промышленности обычно вспоминают Рукавишниковых, Бугровых, Блиновых и Башкировых. Однако остальных достойных граждан тех времен мы не знаем или знания обрывочны. Вспомним о роде Бубновых. О нем вспомнили когда на Петропавловском кладбище (ныне парк им. Кулибина) случайно обнаружили могильную плиту Степану Семеновичу Бубнову появившуюся из-под снега.
Основание семейного бизнеса
Семейный бизнес был основан двумя братьями Степаном Семеновичем и Ильей Михайловичем Бубновым. Родом они из деревни Малое Осовиково и Малые Осовики, что в Рыбинском уезде Ярославской губернии. Их предки и сами братья числились в крепостных помещика Власьевых.
Крепостные идет от слова “закреплять”. Это люди, что были закреплены к земле, им запрещалось покидать свои наделы без разрешения властей.
Илья Михайлович работал на земле не долго, присматривался на шумный рынок, манила его торговля (шум торговли, суета и сам процесс). Бросил он землю и отправился в Рыбинск, где начал торговать зерном и сеном. Окрепнув в Рыбинске, переселился вниз по течению Волги в Нижнем Новгороде.
Одному тяжко было совладать с бизнесом, посему ему потребовался надежный партнер. И конечно это брат. Так Семен Семенович Бубнов попал в Нижний Новгород. Семен славился рассудительным и далеко не глупым человеком.
Семейный бизнес рос, теперь охвачены были Рыбинск, Нижний Новгород и Кострома.
Степан не стремился быть во главе семейного дела, но он был прирожденным бизнесменом. При заключении сделок не терял головы и рассудка, точный расчет был его коньком. Некоторым казалось, что деньги сами к нему в руки текут.
Богатый род на способности
Но браться все еще крепостные. Подкопив денег они все же выкупились, после этого они на несколько лет разъехались. Илья остался в Нижнем Новгороде, где вступил в третью купеческую гильдию, обзавелся трактиром и гостиницей. Эти заведения были на Рождественской.
В 1848 г. купец первой гильдии Василий Климентьевич Мичурин решил построить в Нижнем посаде Нижнего Новгорода сразу два каменных дома: один для семьи - у Красных казарм, второй, доходный - в конце Рождественской улицы. Проекты обоих зданий разработал архитектор Лев Васильевич Фостиков. Весной 1848 г. состоялась закладка фундаментов и к концу строительного сезона двухэтажный каменный дом был выстроен и покрыт железной кровлей, а на следующий год была завершена отделка фасадов и внутренних помещений. В середине 19 в. в здании размещалась гостиница И.М. Бубнова. После сноса рядом стоящего здания гостиницы Ермолаева в советские годы глухой торец дома был украшен монументальным панно. Архитектурное решение здания выполнено в стиле позднего классицизма. Уличный фасад в пятнадцать световых осей имеет три слегка выступающих из плоскости стены ризалита: два узких, одноосных, боковых и один центральный - широкий, трехосный. По оси симметрии главного фасада имеется проездная арка в обрамлении веерных рустов. Полуциркульные окна-витрины на первом этаже дома по вертикали не совпадают с окнами второго этажа. На фасаде в ризалитах были три балкона по второму этажу (не сохранились). По первому этажу использован руст в виде «циклопической кладки» и имелись большие полуциркульные оконные проемы (ныне - прямоугольные) украшенные по осям замковыми камнями. По второму этажу над окнами чередуются лучковые и треугольные сандрики. Первый этаж отделен от второго профилированным поясом. Карниз поддерживается редко расположенными парными штейнами. Между аттиками и столбиками над карнизом стоял ажурный металлический парапет (не сохранился). Источник
Ныне это Рождественская, 49, именно там располагалась гостиница.
Окна на первом этаже не совпадают с окнами на втором Источник: Яндекс.Панорамы |
Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823 - 2 (14) июня 1886), попав в Нижний Новгород, писал:
"С мосту направо - новые строения, налево большая улица - Рождественская, начинается гостиница Вяхирева, напротив - гостиница Бубнова". Источник "Поездка в Нижний-Новгород 1845 г"
В конце Рождественской улицы, в доме господ Лазаревых — контора продажи железа. Против церкви Собора Богородицы, на правой стороне улицы, в доме Блинова, помещается контора Волжского пароходства и далее, в доме князей Голицыных, — Главная контора вольной продажи соли, а при гостинице И. М. Бубнова, в доме Мичурина, последнем к Кунавинскому перевозу, — контора транспортов и дилижансов известного Коровина.
Гостиница Бубнова щеголяет столом и номерами, последние в ярмарку отдаются очень дорого, а именно: за 2 комнаты от 2 до 5, а за три от 8 до 10 рублей серебром в сутки.
Рождественская улица оживлена народом круглый год, но с начала весны (с марта) движение на ней усиливается; около гостиного двора являются для отыскания работы толпы бурлаков и другого рабочего народа, между которыми отличаются сановитым видом, басистыми голосами и яркими опоясками лоцмана; тут же являются судопромышленники для приискания кладей на свои суда и найма рабочих и кладчики, т. е. гуртовые торговцы хлебом, солью и другими товарами, поставщики и подрядчики и их приказчики — для заподряда судов под перевозку товаров. Лавки Пятовых и Горбачева служат пунктом свидания главных кладчиков и судопромышленников, а гостиницы Ермолаева (над снастными рядами) и Бубнова (в Рыбном ряду, а также выходящая и на набережную) — местом окончания многих торговых сделок. Последняя гостиница есть лучшая по столу и винам из всех находящихся в нижней части города.Источник: Краткий очерк истории Нижнего Новгорода Автор: Николай Иванович Храмцовский
В советский период, после сноса соседнего здания, на смежной стене разместили огромный мурал.
Огромный мурал на Благовещенской площади Источник: Яндекс.Панорамы |
Но Илья, будучи купцом, не отличался примерным поведением. Множество судебных дел, опоздания по погашению векселей, задерживал и даже отказывал владельцам арендуемых помещений в оплате.
Степан же все ближе к малой родине. В Рыбинске записался в мещанское общество и потихоньку вел свое дело. И вот через пару лет Илья Михайлович Бубнов зовет Степана в Нижний Новгород, основной аргумент это конечно Нижегородская ярмарка - это практически бесконечные экономические возможности.
Переезд в Нижний Новгород
Так в конце 1840-х годов Степан Семенович Бубнов перебирается в Нижний Новгород. Степан тоже обзавелся кабаком и 9 апреля 1853 года вступил в третью гильдию нижегородского купечества.
Тарас Григорьевич Шевченко (25 февраля (9 марта) 1814 - 26 февраля (6 марта) 1861) даже побывал в его трактире, так он описал его после возвращения из ссылки
"Товбич предложил мне прогулку за 75 верст от Нижнего. Я охотно принял его предложение с целью сократить длинное ожидание официального объявления о дозволении жить мне в Питере… Скверно пообедали на мой счет в трактире Бубнова и пустились в дорогу".
Возможно Шевченко был более привередлив в еде нежели купцы, приказчики и иной люд, что приезжали на ярмарку. Потому как пользовался популярностью трактир.
Капитал за усердие и труд
Степан Семенович Бубнов не отличался транжирскими способностями, жил безбедно, но и умудрялся увеличивать капитал.
Через некоторое время, после вступления во вторую гильдию нижегородских купцов, Степан начал строить самую большую гостиницу на улице Алексеевской (в советское время там располагался “Дом крестьянина”). Центр города, оживленное место, выгодное для постройки гостиницы, особенно в центре города и у проходного Мытного рынка.
В 1864 г. купец Степан Семенович Бубнов заказывает проект доходного двухэтажного дома у архитектора Николая Ивановича Ужумедского-Грицевича (1822 - 1877): планы-фасады доходного двухэтажного каменного дома с мезонином.
Проект фасада на постройку каменного двухэтажного с мезонином дома с показом фасадов и положения существующих каменных зданий на поэтажных планах (30 марта 1867 г.). ЦАНО. Ф.30. Оп. 1. Д. 59. Л. 1-2. |
Проект подразумевал перестройку уже существующих домов в единый комплекс. Принадлежали они мещанину Халезову. Как видите левое крыло отличается окнами на первом этаже, это один из домов.
План Нижнего Новгорода 1859 года Источник |
Обратите внимание: окна на первом этаже отличаются Источник: Яндекс.Панорамы |
В 1866 году сей участок был приобретен в собственность Бубновым и в период с 1866 по 1867 возводиться гостиница. Первый этаж занимали торговые лавки, второй этаж был отведен уже под гостиничные номера. Здание было двухэтажным с мансардой над бывшим домом Халезова.
Гостиница пользовалась особым спросом у местных торговцев. У гостиницы даже появилось неофициальное название "Кобылий двор", здесь останавливались постояльцы со своим транспортом и движущей силой оного. Во дворе были каменные конюшни. В периоды ярмарки гостиница пользовалась особенным спросом. Дела шли так хорошо, что здание обросло правым и левым крылом (в 1889 году), а во дворе соединялись галереей на чугунных опорах.
Дом крестьянина в XX веке, так стала назваться эта гостиница с 1927 года. Это была гостиница для сельских жителей. Тут были столовая, баня, парикмахерская, прачечная, тут же располагалась библиотека, проводили лекции и семинары.
В годы Великой Отечественной войны здесь организовали санпропуск, или как в народе называли "вшивогонкой" или "вшивопаркой". Все беженцы, что прибывали в город проходили через санпропуск. Здесь они мылись, а их одежда пропаривалась в большом котле.
И после войны гостиница продолжала работать. На весь город славилась своей дешевой столовой, чем привлекала студентов, горожан и приезжих.
Областной Дом крестьянина 1985 - 1991 гг. |
Улица Дзержинского 1984 г. |
Степан становится весьма уважаемым человеком. С 1855 по 1858 год вступает в должность гласного, современный аналог депутата городской думы. Награждается золотой шейной медалью "За усердие" на Аннинской ленте.
Аннинская лента - красная с желтой каймой
В 1891 году, в возрасте 88 лет, Степан Семенович умирает, пережив двух сыновей. У него и жены Устиньи четверо детей: дочь и трое сыновей. Им он оставляет три каменных дома и один деревянный. Сыновья были ему верными компаньонами.
Два сына, совсем не пара сапог
Наиболее талантливым был сын Иван Степанович. Занимался шорным и фуражечном бизнесом на ярмарке.
Шорный бизнес - это изготовление ременных упряжей.
Гостиничный бизнес и трактир достались младшим братьям. У Ивана Степановича даже был большой каменный дом у ярмарки, настолько у него удачно шли дела.
Немного отвлечемся. Отчасти мы можем оценить интерьеры ресторана Бубнова (которого точно неизвестно), что располагался на Нижегородской ярмарке
Банкет на Нижегородской ярмарке 13 сентября 1925 г. Автор: А.Н. Самарин |
Этот банкет в честь Нижегородского ярмарочного комитета и Российской Восточной торговой палаты (РВТП) необычен тем, что его давало персидское купечество, торгующее на нижегородской ярмарке. Банкет состоялся 13 сентября 1925 года. Он начался в шесть часов вечера в Биржевом зале Нижегородской ярмарочной биржи (здание бывшего ресторана Бубнова «Эрмитаж», ныне не сохранилось). На банкете присутствовали нарком внутренней торговли, один из основных инициаторов Новой Экономической Политики (НЭП) Арон Львович Шейнман
Арон Львович Шейнман |
председатель правления Российско-Восточной Торговой Палаты (РВТП) Михаил Лазаревич Вельтман (псевдоним Михаил Павлович Павлович) (предположительно)
Михаил Лазаревич Вельтман (псевдоним Михаил Павлович Павлович) |
заместитель председателя Всероссийского совета народного хозяйства Эммануил Ионович Квиринг
Эммануил Ионович Квиринг |
член коллегии Наркомвнешторга Николай Михайлович Янсон
Николай Михайлович Янсон |
член правления Госбанка Г.М. Аркус, торгпред СССР в Персии Б.И. Гольдберг, председатель Нижегородского ярмарочного комитета Сергей Васильевич Малышев
Сергей Васильевич Малышев |
персидский посол Али-Гули-Хан Ансари (предположительно)
представитель персидского купечества Мирза-Джаффар-Хан-Риза-заде (предположительно)
Мирза-Джаффар-Хан-Риза-заде |
делегация английского парламента во главе с членом лейбористской партии Англии Р.С. Уоллхэдом, а также представитель французского национального союза промышленников «ФранкоЭкспорт», журналист Марло.
На банкете также присутствовали представители турецкого, монгольского и западнокитайского купечества. Банкет открылся исполнением Интернационала и персидского гимна. Далее с речами выступили: персидский посол, Шейнман, Павлович, Квиринг, Янсон, Уоллхэд, Марло и Малышев.
Потом были оглашены приветственные телеграммы от председателя Совета труда и обороны (СТО) Льва Борисовича Каменева, наркома иностранных дел Георгия Васильевича Чичерина, наркома внешней торговли Леонида Борисовича Красина, германского и французского послов.
Нас не должна удивлять эта акция: в первой половине 1920-х годов торговля СССР с восточными странами (в первую очередь, с Персией) успешно развивалась, и в этом была большая заслуга Нижегородской ярмарки. Так, на Ярмарке 1925 года присутствовали уже 302 восточные фирмы (большинство из них были персидскими). Главными предметами импорта из Персии в тот год были бакалейные товары (преимущественно рис и сухофрукты), а также сырье (в основном овчина, мерлушка, каракуль, овечья и козья шерсть). В свою очередь персы закупили на ярмарке советские сахар и мануфактуру. Персы активно участвовали в биржевых сделках и имели даже своего специального маклера (одного из 27 биржевых ярмарочных маклеров).
На стенах биржевого зала висят плакаты предприятий - по всей видимости, членов биржи: «Всекопромсоюза», «Севбалторга», «Госрыбсиндиката» и т. д. Под потолком рядом с советским «парит» персидский флаг: он являлся государственным флагом Персии в период с 1906 по 1925 год.
Продолжим. Эту справку я привел в качестве аргумента, что бывший ресторан Бубнова удовлетворял эстетическим требоаниям, для приема столь обширной и важной публики.
В 1858 году Ивана Бубнова избирают в гласные городской думы, где ранее был его отец. В этой роли он провел 12 лет. В 1871 году стал членом городской управы. Ум и хватка позволяла ему быстро решать сложные хозяйственные вопросы. Еще одной особенностью Ивана была честность, так например работая в комиссии по оценке имущества, ни кто не оспаривал его решений и оценок.
В управе он прослужил 32 года, ушел в 1889 году. Был награжден шейной медалью "За усердие" на Станиславской, Анненской и Владимирской лентах. Умер он почти одновременно со своим отцом.
Не все сыновья унаследовали коммерческие жилки отца. Сын Владимир Бубнов заведовал магазином, но торговля его совсем не привлекала. Постоянно выпивал, как итог спился и умер в 1892 году.
Судостроительство
Сын Григория Степановича и внук Степана Семеновича Иван Григорьевич Бубнов (1872–1919) прославился, став математиком, механиком и корабельным инженером.
Бубнов, Иван Григорьевич |
И до сих пор студенты, изучающие судостроительные науки встречаются с такими понятиями как метод Бубнова, функции Бубнова, формула Бубнова, уравнение Бубнова, прием Бубнова…
Он первый в мире стал читать курсы судостроительной науки. Первый в мире разметил трехорудийные башни главного калибра в линию на линкорах типа "Севастополь", разработал прибор для измерения деформаций. Под его руководством разрабатывались первые боевые подводные лодки "Дельфин", "Касатка", "Минога", "Акула", "Барс", "Морж"… По его проектам было построено 32 лодки, его работы тогда и сейчас (отчасти) используются для проектирования линейных кораблей и подводных лодок. Его именем были названы танкер (1975 года) и контейнеровоз (1985 года).
Памятная плита
В парке Кулибина (бывшее Петропавловское кладбище) установлена надгробная плита и у нее тоже интересная история. При строительстве станции метро Горьковская в 2012, рабочие прокладывали силовые кабели на территории парка Кулибина. Так они наткнулись на надгробную плиту. Кстати обратите внимание как она мощно сделана.
Могильный камень Степана Семеновича Бубнова |
Господи прими духъ его с миромъ
Здесь покоится прахъ
Раба Божiя
Нижегородскаго
Степана Семеновича
Бубнова
Родив. 22 декабря 1803 г.
Сконч. 9 января 1890
Въ ч утра жития его было
87 летъ и 17 дней
Располагается он у Петропавловского храма в Парке Кулибина |
Ну и пара фотографий без вспышки, так сказать так как она выглядит реально ночью. Снимаю ночью, потому как свободное время у меня на данный момент, только в темное время суток.
Тогда попытались привлечь внимание общественности через СМИ, но это ни кого не заинтересовало. Ее отложили в сторону. Так про нее забыли. Повторное ее отрытие произошло по весне, когда из-под снега ее заметили прохожие. И вот тогда удалось привлечь внимание. Плита ныне стоит у Петропавловского храма в парке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий