С 1977 года обычная тактика на море и применение обычных торпед стало делом архаичным, это как сравнить лопату и трактор.
Кавитационная торпеда ВА-111 Шквал («Шквал») стала самым инновационным подводным оружием, разработанным в СССР. Высокая секретность этого оружия позволила ему оставаться в "тени" до середины 1990-х годов. Обычная максимальная скорость надводного или подводного корабля до 50 узлов (92 км/ч). Шквал же развивает скорость до 200 узлов (370 км/ч). Такую скорость нельзя развить с помощью гребных винтов и водометных двигателей, поэтому используется стартовый ракетный двигатель для разгона на крейсерскую скорость, затем он отстреливается. Потом включается маршевый двигатель, он тоже реактивный.
Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» |
Одного этого достаточно, чтобы сделать его быстрым, но толща воды создает серьезное сопротивление. Решение следующее и пожалуй самое очевидное: убрать воду с пути торпеды. Кавитационная торпеда означает, что перед носом торпеды создается разреженный слой воды пузырьками воздуха, так уменьшается трение и можно добиться впечатляющих скоростей.
Шквал скорее ракета, чем торпеда и она не плывет, а летит в газовом пузыре. Это так называемая каверна - когда во время движения объекта под водой, вокруг тела объекта вода не успевает сомкнуться на теле объекта. В торпеде Шквал из носа выходит горячий ракетный выхлоп, который и испаряет воду. Для этого в носу торпеды располагается газотурбинная установка. Получается торпеда, соприкасается с водой только кавитатором, который спроектирован особым способом.
Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э». Экспонат
МВМС-2007 Источник |
Недостатком такой системы является маневрирование, точнее невозможность маневрирования. Смена курса требует выхода торпеды на пределы воздушного пузыря или элементов, что на скорости 200 узлов вызовет резкое торможение. В википедии пишут, что мол работают над вариантом торпеды с самонаведением, т.е. все предыдущие и текущая модификация предназначена для прямых торпедных пусков. Кстати изначально она имела ядерную боеголовку, только чуть позднее появился вариант исполнения с обычным боеприпасом.
13 октября 1960 года было выдано техническое задание на проектирование подводной ракеты. Оно планировалось использоваться универсально, как для поражения надводных, подводных целей, а так же прибрежных объектов, при помощи 150 кт ядерного боеприпаса.
Разработки начались в 1963 году, первые испытания проводились на полигоне озеры Иссык-Куль, затем опытные образцы отстреливались с дизельной подводной лодки в Черном море. Потребовалось 13 лет для доведения торпеды и в 1977 году скоростная торпеда Шквал поступила на вооружение ВМФ СССР.
Но невозможность наведения и маневрирования было не единственным недостатком. Каветирующая торпеда или корабль издает очень много шума и выдает свое местоположение. Противник, на который нацелена эта торпеда возможно уже не успеет обработать эту информацию, однако кто-то другой может.
Подводная ракета «Шквал-Э» (вид сзади) на МВМС-2007 |
Есть теория, чтобы сделать ее с самонаведением, будет использоваться компромиссное решение: торпеда пробегает некоторое расстояние, замедляется, гидроакустическими системами фиксирует врага и ускоряется вновь. Находясь в воздушном пузыре, торпеда не может маневрировать и пользоваться акустическими системами, так как производство пара это шумный процесс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий