F-117 Nighthawk самолет со зловещим внешним видом, первый с примененной стелс-технологией, который дал США преимущество в небе на несколько десятилетий.
Становление F-117
Российский физик-теоретик Петр Яковлевич Уфимцев в статье 1964 года высказал концепцию уменьшения заметности на радаре. Он показал математически, что видимость на радаре зависит не только от габаритов наблюдаемого объекта, но и от угла, под которым волна радиолокатора отражается от оного объекта. Так Уфимцев предложил метод расчета радиолокационного сечения объекта, которая определяет его заметность на радаре.
По иронии судьбы, наработки Уфимцева не заинтересовали СССР, однако в США уделили этой статье и самому Уфимцеву много внимания. Так в конце 1970-з годов, компания Lockheed Martin открыла проект Have Blue, с целью создания самолета с наименьшим поперечным сечением.
Первый самолет-невидимка F-117 не был похож ни на один из современных самолетов-невидимок, таких, как B-2 Spirit или F-35. В отличие от современных собратьев он отличается многогранной двумерной конструкцией, тогда как современные уже имеют изогнутые поверхности. Это объясняется тем, что современные конструкции разрабатываются на компьютерах, а еще F-117 вручную на кульманах.
Первые прототипы Have Blue были весьма не стабильны в полете, требовали дополнительных систем для стабилизации управления. Эти два прототипа даже имели прозвища "Шатающиеся гоблины". Кстати оба прототипа в конечном итоге разбились.
Тем не менее военных впечатлила радиолокационная незаметность самолетов и дали добро на серийное производство самолета, получившего обозначение F-117.
Первый самолет F-117A поступил на вооружение в 1981 году, в течение 9 лет было введено в строй еще 63 машины и пять прототипов YF-117. Безусловно управление было поправлено и эти самолеты уже был более стабильны в полете.
Помимо отличительной черты внешнего вида Nighthawk имел и не столь очевидные новшества, которые стали стандартом для использования в самолетах невидимках: радиопоглащающая краска с металическими шариками, щелевые выхлопные отверстия, для уменьшения тепловой сигнатуры, спрятанные антенны и упаковка вооружения внутрь корпуса.
Индекс "F" означает "истребитель", но F-117 это штурмовик. Его максимальная скорость 1000 км/ч, он даже медленнее чем бомбардировщик B-52. Дальность полета 1700 км, а это значит дозаправка в воздухе. F-117 в оптическом диапазоне все так же прекрасно виден, поэтому предназначен для эксплуатации в ночное время, этим можно объяснить его черную окраску.
Источник |
Nighthawk "Ночной ястреб" имел весьма ограниченный бомбовы отсек, который вмещал лишь две бомбы. Но бомбы по 900 кг, для уничтожения бункеров (BLU-109) и просто бомбы (JDAM). F-117 для уменьшения радиозаметности не имел своего радара, поэтому для наведения бомб использовалось лазерное, тепловизионное или наведение по GPS.
В связи со всем вышеперечисленным у F-177 была довольно узкая задача: проникнуть через ПВО-заслон противника и уничтожить критически важные объекты.
Позже появилась модификация самолета с более мощным двигателем F414, с вдвое мощной нагрузкой, возможностью стрелять ракетами "воздух-воздух" AIM-120, но вооруженные силы Великобритании с США отказались.
Боевое применение над Багдадом и Белградом
Первая тактическая эскадрилья штурмовиков F-117 была на базе 4450-й эскадрильи на базе Тонопа в 1983 году. Для секретности пилоты F-117 официально управляли штурмовиками A-7 Corsair.
Перед войной в Ираке 415-я и 416-я эскадрильи Nighthawk были размещены в Саудовской Аравии, именно оттуда были был нанесен первый удар по Ираку 17 января 1991 года. Первый удар нанесли вертолеты Apache, они уничтожили длинноволновые радиолокационные станции, чтобы дать возможность F-117 работать над Багдадом. Первой целью был центр противовоздушной обороны Багдада, следующие это штабы ПВО и телефонные центры.
За все время войны F-117 было совершено 1280 вылетов и поражено 1600 целей. Пилоты писали, что их незаметность для ракет с радиолокационным наведением давало им чуть больше спокойствия и уверенности, и поэтому они могли уделить больше времени и внимания для наведения бомб, что сказалось на точности поражения целей.
F-117 сыграло огромную роль для ослабления противовоздушной обороны багдада, что дало путь для обычных самолетов и установки контроля над небом в Ираке.
Второе боевое применение F-117 нашли во время войны в Косово. В 1999 году "Ночные ястребы" сбросили BLU-114B (графитовые "мягкие бомбы"), которые вывели из строя 70% энергосистемы Югославии, правда те восстановились за 24 часа. Так же была атака на сербский медиацентр, где погибло 10 мирных жителей.
Югославия в то время имело на вооружении Миг-29-е. И хотя МиГ-29 не могли обнаружить F-117 радиолокационным способом, они могли их увидеть визуально. Однажды F-117 попал под перекрестный огонь МиГ-29 и F-16, что сопровождали их. Ночной ястреб тогда не пострадал.
Но без потерь не обошлось, их один из F-117 был сбит ракетой S-125 NEVA (кодовое название НАТО SA-3). Это сделал югославский полковник Золотан Дани. Его тактика была хитроумной: он постоянно перемещал пусковые установки, они не работали постоянно, чтобы их было труднее засечь. Он их включал в те моменты, в том месте и в том направлении откуда вероятнее всего могли появится Ночные ястребы. Помимо этого он знал об особенности F-117 в части видимости для длинноволновых РЛС. Но у этого типа РЛС (радиолокационная станция) была такая особенность, что она имела большую погрешность в позиционировании объекта. Он придумал хитрость, когда длинноволновая РЛС фиксировала наличие F-117, а уже коротковолновые РЛС ловили момент захвата объекта. И такой момент случился, когда пролетающий недалеко F-117 открыл свои бомболюки.
Одна из двух ракет достигла цели. Подполковник Дейл Зелко катапультировался и был эвакуирован. Части Nighthawk были отправлены в Россию и Китай на исследование. Но есть части, что хранятся в Музее авиации в Белграде. А Зелко и Золтан стали друзьями, и даже участвовали в их собственном документальном фильме.
Работал F-117 и в Афганистане (операция "Несокрушимая свобода") и в Ираке в 2003 году.
Закат F-117
Официально F-117 Nighthawk вывели из состава ВВС США в августе 2008, спустя 25 лет. Конечно же причиной тому послужили F-22 Raptor. Несмотря на то, что F-22 является официально истребителем, тем не менее он способен выполнять функции штурмовика.
F-22 уже разрабатывался с применением компьютерной техники и просчет "незаметности" выполнен гораздо точнее. Например, F-117 имеет поперечное сечение радара 0,001 м2, а F-22 Raptor уже 0,0001, что на порядок ниже.
Помимо незаметности F-22 в три раза быстрее, манёвреннее, имеет активный радар (AESA), дешевле в эксплуатации. Плюсы по всем фронтам.
Есть еще F-35, который дешевле F-22, имеет средства радиоэлектронной борьбы. Поэтому отставка F-117 это вполне закономерный процесс.
Однако "Ночной ястреб" предложил военным новую тактику войны и на десятилетия вперед предоставил США преимущества стелс-технологий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий