13 апреля 2021 г.

Как в СССР почти создали аналог Lockheed SR-71 Blackbird

Как во времена Холодной войны, так и сейчас, как только противодействующая страна создает новую военную технологию, противник создает или пытается создать копию или средство противодействия. Так сложилось, что у СССР и Запада сложились разные подходы к обеспечению безопасности.

Например, США в 1950-х - 1960-х вложились в системы раннего предупреждения, стали разрабатывать такие высотные самолеты-разведчики как RB-57В и U-2, которые были предшественниками Lockheed A-12 и легендарного продолжения SR-71 Blackbird.

Рисунок SR-71 на фоне заката
Рисунок SR-71 на фоне облаков

Советский Союз однако считал развитие самолетов-разведчиков тупиковой ветвью. Активно развиваются системы ПВО и инциденты в воздухе над территорией противника могут иметь дипломатические последствия. Лучше иметь агентов на "земле" и спутники-шпионы.

Но как оказалось СССР был близок к созданию своего собственного Blackbird. Инженер Павел Владимирович Цыбин на несколько лет опережал A-12 в разработке самолета-разведчика.

Цыбин возглавлял ОКБ-256 и наравне с МиГ, Сухим и Туполевым приходилось бороться за часть оборонного бюджета. Так в 1954 году Цыбин предложил разработать сверхзвуковой реактивный бомбардировщик с прямоточным воздушным двигателем (РС), со скоростью в три маха.

Проект самолета РС
РС - техническое предложение
Источник
Схема РС - проект
РС (проект)

Первоначальные параметры были впечатляющими: дальность полета 16 тыс. км., потолок 30 км., а крейсерская скорость около 2,5 махов. Такие высоты и скорость практически не позволяли перехватить самолет. Конструктивная особенность: планировалось разместить двигатели на концах тонких крыльев.

Применение этого двигателя было спорным моментом, дело в том что прямоточные двигатели хорошо работают на больших скоростях, когда воздух быстро поступает в камеру сгорания, но на низких скоростях (например на взлете или посадке), они практически не работают.

Цыбин провел блестящую презентацию, проект так понравился комиссия из минобороны СССР, что те поручили разработать прототип к 1957 году. Но процессе проектирования произошли корректировки дальности до 7200 км, а это уже не межконтинентальный бомбардировщик.

Схема Р-020
Р-020 - с подвешенными бомбами

Кстати самолет планировался для доставки ядерного оружия. Так вот, чтобы увеличить дальность и скорость Цыбин обратился к концепции материнских-самолетов. Концепт РС находился в Ту-95-Н, далее РСР сбрасывался с высоты 9 км, ракетные ускорители разгоняли РС до скорости 2,4 - 2,8 маха, где бы его прямоточные двигатели работали устойчиво.

ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 на подвеске
ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 на подвеске
Источник

Но время было неудачным, прошли первые удачные испытания межконтинентальных баллистических ракет и минобороны утратило интерес к стратегическим бомбардировщикам. Проект РС был закрыт.

Но Цыбин не опустил руки, так родилась концепция РСР - реактивный самолет разведчик. Отказ от вооружения в пользу камер, но схема запуска сохранена. Проект тоже оказался недолговечным.

Схема Р-020
Р-020
Р-020 - схема сбоку
Р-020 в разрезе
Схема РСР
Схема РСР
Источник

В последней итерации самолета РСР стал с турбовентиляторными двигателями Соловьева Д-21 с прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Было два двухколесных шасси под носом и хвостом, сам планер был построен из дюралюминия. Обшивка была спроектирована, чтобы выдерживать температуру 220 градусов.

К тому времени США начали развертывать первые в мире ракетные системы ПВО. И даже противодействие этому Цыбин предусмотрел: корпус был покрыт пористым радиопоглащающим материалом (RAM), эта та технология, что сейчас активно используется в конструкциях самолетов-невидимок.

Однако радиус боевого действия самолета составлял 3700 км. Цыбин предложил вариант совместить самолет-разведчик и бомбардировщик, с запуском и с земли и с воздуха с Ту-95Н. К несчастью Туполев счел Ту-95Н не перспективным, помимо прочего он монополизировал производство двигателей Д-21 и отказал РСР.

Ту-95Н - старая фотография
Ту-95Н
Источник

Первая демонстрационная версия НМ-1 совершила первый полет 7 апреля 1959 года. Стояло два турбореактивных двигателя Микулин АМ-5 (РД-9), по результатам разбора первого полета была выявлена нестабильная управляемость на взлете.

Самолет доработали, заменили двигатели на Р-11Ф, который использовался на МиГ-21 и Су-15, была проработана работа по уменьшению веса.

НМ-1 на взлетной полосе
НМ-1 на взлетной полосе
Источник
НМ-1 на взлетной полосе
НМ-1 на взлетной полосе
НМ-1 компоновка

Было заказано пять модернизированных РСР Р-020 (проект 1959-61), в 1959 году ОКБ-256 было поглощено Мясищевым. Это было указание Хрущева, который отдавал больше предпочтения межконтинентальным ракетам, нежели бомбардировщикам.

В октябре 1960 года проект был закрыт, а планеры списаны. Какой был бы ответ США если бы РСР был развернут?

Центральная часть фюзеляжа РСР
Центральная часть фюзеляжа в МАИ
Источник

Ну и парочка рисунков художников на тему РСР, то как он мог выглядеть

Три летящих РСР - рисунок
РСР на земле - рисунок
РСР в полете - рисунок

Комментариев нет:

Отправить комментарий